Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 14:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление проблем, которые могут негативно сказаться на кредитных взаимоотношениях Европейского банка реконструкции и развития с Республикой Беларусь, а так же показать необходимость сотрудничества и определить пути совершенствования отношений.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть направления деятельности Европейского банка реконструкции и развития.
2) Исследовать основные проекты Европейского банка реконструкции и развития в Республики Беларусь.
3) Оценить уровень состояния и развития экономики Республики Беларусь, как условие работы с ЕБРР.
Введение ...……………………………………………………………………...........4
1 Общее положение о Европейском банке реконструкции и развития………..6
1.1 История возникновения ЕБРР………………..……………………………….6
1.2 Направления деятельности ЕБРР………………… ...………………………….9
2 Организация функционирования ЕБРР на современном этапе в Республике Беларусь……………………………………………………………...……...………11
2.1Сотрудничество ЕБРР с Республикой Беларусь……………………................11
2.2 Проекты ЕБРР в Республике Беларусь………………………………………..13
2.3 Взаимоотношения ЕБРР и Республики Беларусь в области экологии и энергетики………………………………………………………………………....21
3 Оценка уровня развития экономики Республики Беларусь для сотрудничества с ЕБРР…………………………………………………………………………….…23
Заключение …………................................................................................................26
Список использованных источников ......................................................................28
Приложение А. Инвестиционная деятельность ЕБРР в 29 странах Центральной Европы и Центральной Азии с 1991 ..………………………...31
Банк по-прежнему обеспокоен низкими темпами реформ в Беларуси. Выборы не носят подлинно свободного и справедливого характера, а в области политического плюрализма, обеспечения свободы средств массовой информации и построения гражданского общества многое еще предстоит сделать для достижения стандартов зрелой демократии. Государство продолжает занимать доминирующие позиции в экономике, и в стране по-прежнему широко распространены производственные задания, ограничения размеров заработной платы и контроль над ценами и директивное кредитование. Однако ближе к концу срока действия последней Стратегии начали появляться обнадеживающие признаки прогресса как на политическом, так и на экономическом направлениях, которые в случае их сохранения и усиления могли бы заложить основу для более активного сотрудничества с Банком.
В ходе 2008 года
Беларусь осуществила ряд
В то же время происходит ухудшение макроэкономической конъюнктуры. В последние годы экономика Беларуси развивалась весьма высокими темпами: 8,2% в 2007 году и 10% в 2008 году. Однако будучи промышленно развитой страной с открытой экономикой, Беларусь сильно пострадала от мирового экономического кризиса, в основном за счет снижения внешнего спроса. Стране пришлось столкнуться с негативным изменением одновременно как импортных, так и экспортных цен: цена на российский газ продолжала повышаться, в то время как цена на ключевую статью товарного экспорта – калий – резко упала по сравнению с рекордным уровнем 2008 года. В результате темпы экономического роста снизились с 10% в 2008 году до 1,2% в первые четыре месяца 2009 года (по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года), несмотря на резкое увеличение запасов нереализованной промышленной продукции. Беларусь – одна из немногих стран региона с переходной экономикой, где в 2009 году по-прежнему сохраняются положительные темпы роста. Власти Беларуси демонстрируют более значительную, чем раньше, открытость к сотрудничеству с международными финансовыми учреждениями в вопросах разработки и проведения рыночных реформ. Сочетание позитивной направленности изменений и большей готовности властей к сотрудничеству с международным сообществом в решении неурегулированных проблем в ходе процесса перехода является основой для модифицированного стратегического подхода. Осторожно увеличивая масштабы своей работы в стране, Банк будет стремиться повышать отдачу от программ, осуществление которых было недавно начато другими организациями, столь же сильно заинтересованными в продвижении переходных процессов в Беларуси.
Вышеперечисленные изменения в экономике и жизни Беларуси все же повлияли на взаимоотношения страны с банком. 2009 год можно назвать переломным в сотрудничестве, т.к. было зафиксировано рекордное количество проектов, в которых ЕБРР принял участие на различных уровнях. В 2010 году активность Банка снизилась, это объясняется тем, что за первые 9 месяцев года не было одобрено ни одного проекта. Такая же ситуация сложилась в таких странах, как Черногория, Эстония и Узбекистан. И только к концу года были рассмотрены экологические проекты.
Тем не менее ЕБРР начало исследование деятельности ОАО «Борисовский завод медицинских препаратов» и ОАО «Березовский сыродельный комбинат» на предмет участия данных предприятий в программе пре-приватизации Европейского банка реконструкции и развития. Также в текущем году ряд частных белорусских компаний вели переговоры с Банком на предмет дополнительного инвестирования, в частности, ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев» и Медицинский центр «Кравира» [8].
В соответствии с своей миссией, Европейского банка реконструкции и развития стремится продвигать рыночную экономику, главным механизмом которой является конкурентоспособность между фирмами, в которой новшество поощрено, доходы отражают возрастающую занятость и производительность, и где условия окружающей среды и социально-бытовые условия отражают потребности народов. Эти критерии вполне можно определить, как условия для продуктивного сотрудничества Республики Беларусь с ЕБРР. Власти нашей страны демонстрируют более значительную, чем раньше, открытость к сотрудничеству с международными финансовыми учреждениями в вопросах разработки и проведения рыночных реформ. Таким образом только сочетание позитивной направленности изменений в экономике, позволит Европейскому банку реконструкции и развития увеличивать масштабы своей работы в Республике Беларусь, что так же положительно скажется на стремлении повышать отдачу от реализуемых программ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1) За 18 лет работы Беларуси с ЕБРР в стране было осуществлено 29 проектов на общую сумму около 420 миллионов евро. Чистый объем сделок Банка в этих проектах составил 306,2 миллиона евро. Доля Беларуси в проектах Банка остается мизерной – 0, 65% от собственных средств Банка.
2) Европейский банк реконструкции и развития стремится поддерживать диалог с правительством и неправительственными организациями во имя улучшения инвестиционного климата для частных предпринимателей с надеждой поощрения политической и экономической реформы.
3) ЕБРР делает акцент не только на стимулировании свободной торговли поддержке малого бизнеса, но и прежде всего на продвижении демократии, улучшении инвестиционного климата, борьбе с коррупцией, установлении качественных практик в управлении и обеспечении прозрачности.
Между тем Банк довольно позитивно оценивает первые робкие шаги либерализации в Беларуси. Страна получила повышение индекса по ценовой либерализации, улучшила показатель глубины реформы банковского сектора и либерализации процентных ставок. Правда, ни по одному из восьми факторов трансформационных процессов страна не получила максимальной оценки, т.е. реформы не доведены до уровня современной рыночной экономики. Например, в секторе инфраструктуры, страна получила минимальную оценку: реформы железной дороги, энергетики, водоснабжения, дорожной инфраструктуры и телекоммуникаций у нас практически не начинались.
По всем индикаторам трансформации Беларусь заметно отстает от стран Центральной и Восточной Европы. В нашей стране существенно выше размер бюджетных субсидий предприятиям, т.е. прямая финансовая интервенция – ее объем около 21% от ВВП (для сравнения, в России – 5,4%, в Украине – 2,9%, в Хорватии – менее 2,5 %, в Польше – 3% ВВП). Еще один показатель выделяет нашу страну не в самом лучшем виде – 30-процентная доля регулируемых цен в Индексе потребительских цен (ИПЦ), которая указывает на вмешательство правительства в процесс ценообразования. Инфляция в Беларуси – одна из самых высоких в Европе; ситуацию усугубляет широкое распространение практик перекрестного субсидирования. Устанавливая разные цены потребителям разных товаров и услуг, государство искажает информацию, доходящую до производителей и инвесторов. [8]
Несмотря на все проблемы, ЕБРР видит выход в ценовой либерализации, приватизации, дерегулировании, улучшении качества налоговой системы и ликвидацию практики доведения до предприятий всех форм собственности обязательных для исполнения показателей производства.
4) Европейский банк готов включиться во все эти трансформации, видя потенциал в нашей стране. В его программах присутствуют консультации по приватизации и либерализации, обучение новым навыкам и методам финансирования, консалтинговая и техническая поддержка. Пока государство будет господствовать в экономике и других сферах жизни страны, ЕБРР не будет финансировать государственные проекты. Правительство Беларуси пытается убедить Банк работать с государственными организациями, но ЕБРР принципиально работает с частными организациями, и редко делает исключения.
В первую очередь
правительство Республики Беларусь
должно быть заинтересованно в
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Беларусь готова
реализовывать крупные проекты с участием
ЕБРР // Совет министров Республики Беларусь
[Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа
: http://www.government.by/ru/
2 Белорусские депутаты ратифицировали
соглашение с Северным инвестиционным
банком // Белорусское телеграфное агентство
[Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа
: http://www.belta.by/ru/all_
3 Все примеры успешного инвестирования
в экономику Беларуси // Белорусская цифровая
библиотека [Электронный ресурс]. – 1999-2012.
– Режим доступа : http://library.by/portalus/
4 ЕБРР и семь международных
инвесторов создают Белорусский Банк
Малого Бизнеса в Республике Беларусь
// Европейский банк реконструкции и развития
[Электронный ресурс]. – 2012. –Режим доступа
: http://www.ebrd.com/russian/
5 ЕБРР окажет поддержку реализации
экологических проектов в регионах Республики
Беларусь // Белорусское телеграфное агентство
[Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа
: http://www.belta.by/ru/all_
6 Наша история // Европейский
банк реконструкции и развития [Электронный
ресурс]. – 2012. – Режим доступа : http://www.ebrd.com/russian/
7 Наша миссия // Европейский
банк реконструкции и развития [Электронный
ресурс]. – 2012. – Режим доступа : http://www.ebrd.com/pages/
8 Романчук Я, ЕБРР зовет. Кризис перехода или переход в кризис? / Романчук // Белгазета. – 1 февраля 2010 г. – № 4 (727)
9 Сотрудничество с
международными финансовыми и иными организациями
// Официальный сайт Министерства финансов
Республики Беларусь [Электронный ресурс].
– 2010-2012. – Режим доступа : http://www.minfin.gov.by/
10 Сотрудничество с международными
финансовыми организациями // Официальный
сайт Приорбанка [Электронный ресурс].
– 2012. – Режим доступа : http://www.priorbank.by/r/
11 Стратегия ЕБРР в Беларуси на 2010-2012 годы от 10 декабря 2009 года.
12 Стратегия для Беларуси // Европейский
банк реконструкции и развития
[Электронный ресурс]. – 2012. –Режим доступа
: http://www.ebrd.com/russian/
13 Что мы делаем // Европейский
банк реконструкции и развития [Электронный
ресурс]. – 2012. – Режим доступа : http://www.ebrd.com/pages/
14 Wallis, R. Белгазпромбанк и
ЕБРР / Wallis // Европейский банк реконструкции
и развития [Электронный ресурс]. – 2012.
– Режим доступа : http://www.ebrd.com/pages/
15 Wallis, R. Розничная сеть Буслик
/ Wallis // Европейский банк реконструкции
и развития [Электронный ресурс]. – 2012.
– Режим доступа : http://www.ebrd.com/pages/
16 Вашкевич, А. В 2010 году Европейский
банк реконструкции и развития обходит
Беларусь стороной / Вашкевич // Народная
Воля [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим
доступа : http://www.nv-online.info/by/
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица. Инвестиционная деятельность ЕБРР в 29 странах Центральной Европы и Центральной Азии с 1991 года.
Источник – [16]