Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 14:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление проблем, которые могут негативно сказаться на кредитных взаимоотношениях Европейского банка реконструкции и развития с Республикой Беларусь, а так же показать необходимость сотрудничества и определить пути совершенствования отношений.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть направления деятельности Европейского банка реконструкции и развития.
2) Исследовать основные проекты Европейского банка реконструкции и развития в Республики Беларусь.
3) Оценить уровень состояния и развития экономики Республики Беларусь, как условие работы с ЕБРР.
Введение ...……………………………………………………………………...........4
1 Общее положение о Европейском банке реконструкции и развития………..6
1.1 История возникновения ЕБРР………………..……………………………….6
1.2 Направления деятельности ЕБРР………………… ...………………………….9
2 Организация функционирования ЕБРР на современном этапе в Республике Беларусь……………………………………………………………...……...………11
2.1Сотрудничество ЕБРР с Республикой Беларусь……………………................11
2.2 Проекты ЕБРР в Республике Беларусь………………………………………..13
2.3 Взаимоотношения ЕБРР и Республики Беларусь в области экологии и энергетики………………………………………………………………………....21
3 Оценка уровня развития экономики Республики Беларусь для сотрудничества с ЕБРР…………………………………………………………………………….…23
Заключение …………................................................................................................26
Список использованных источников ......................................................................28
Приложение А. Инвестиционная деятельность ЕБРР в 29 странах Центральной Европы и Центральной Азии с 1991 ..………………………...31
Таким образом, Банк определяет свою миссии, из которой мы видим, что его деятельность фокусируется на инвестировании, в первую очередь, частного сектора, как залог успешного перехода к рыночной экономике.
Европейский банк реконструкции и развития осуществляет проектное финансирование банков, предприятий и компаний, вкладывая средства, как в новые производства, так и в действующие фирмы. Он также работает с государственными компаниями в целях поддержки процессов приватизации и структурной реорганизации на них, а также совершенствования коммунального хозяйства. ЕБРР использует установившиеся тесные связи с правительствами стран региона в целях реализации курса на создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности.
Каждый из проектов
банка создан в соответствии с
нуждами клиента и к
Всего за 1991—2009 годы банк профинансировал 3443 проекта в 29 странах Центральной и Восточной Европы на общую сумму 165,8 миллиардов евро выдав им более 53 миллиардов евро [Приложение А].
Банк вкладывает капитал только в проекты, которые не могли иначе привлечь финансирование на подобных условиях. Для каждого финансируемого проекта он назначает квалифицируемую команду специалистов с определенными секторными, региональными, юридическими и экологическими навыками.
Через донорские фонды банк мобилизуем инвестиционный капитал, предоставляя возможность частному бизнесу получить доступ к консультациям с экспертами. Донорские программы финансируются правительствами и международными учреждениями, и управляются ЕБРР.
Банк также управляет шестью фондами ядерной безопасности и вывода из эксплуатации. Самый большой из них, это преобразование разрушенного реактора в Чернобыле для экологической безопасности пострадавших стран [13].
Из данного
раздела можно сделать
Во-первых Европейский банк реконструкции и развития осуществляет проектное финансирование банков, предприятий и компаний, вкладывая средства, как в новые производства, так и в действующие фирмы.
Во-вторых банк работает с государственными компаниями в целях поддержки процессов приватизации и структурной реорганизации на них, а также совершенствования коммунального хозяйства.
И в третьих ЕБРР не предоставляет финансирования на деятельность, связанную с обороной, на табачную промышленность, на производство средств, запрещенных международным правом, и на игорный бизнес. Кроме того, банк не может финансировать определенные производства или процессы в силу вредности их воздействия на окружающую среду или невозможности в достаточной мере ослабить их отрицательное воздействие на окружающую среду.
Республика Беларусь является членом Европейского банка реконструкции и развития с 1992 года. Сотрудничество с ЕБРР осуществляется на основе Меморандума о взаимопонимании между Правительством Республики Беларусь и Европейским банком реконструкции и развития от 19 февраля 1992 года и Страновой стратегии для Беларуси.
В настоящее время к постоянному приоритету банка по финансированию частного сектора, в особенности малых и средних предприятий, добавился ряд новых направлений, которые отвечают интересам нашего государства и расширяют операции ЕБРР в республике. Расширение направлений сотрудничества стало возможно после одобрения Советом директоров ЕБРР новой Стратегии сотрудничества на период 2010 – 2012 гг. в декабре 2009 года.
Стратегия является инструментом для подведения итогов сотрудничества банка со страной, оценки действий правительства на пути реформирования экономики и установления общих рамок для операций банка в Беларуси на следующие три года.
К числу новых приоритетных направлений деятельности банка относятся:
-расширение
программ кредитования малого
бизнеса и содействия развитию
торговли для коммерчески
-оказание технической помощи и финансовой поддержки деятельности по подготовке к приватизации и ее проведению;
-повышение
-оказание поддержки
в реформировании и
За период с 1994 года по 2009 год общая стоимость реализованных с участием ЕБРР 29 проектов в Республике Беларусь составила около 390 ммллионов евро, из них финансирование ЕБРР составляет около 292 миллионов евро.
Беларусь став членом Европейского банка реконструкции и развития в 1992 году, присоединилась к соглашению об учреждении банка. Страна владеет 4000 акций ЕБРР на сумму 40 миллионов евро, что составляет 0,2% от уставного капитала банка. За период членства банк в Беларуси реализован ряд проектов под гарантии правительства на общую сумму 175,1 миллионов долларов США. В их числе - создание в Минске оптового рынка плодоовощной продукции, реконструкция автодороги Брест-Минск-граница Российской Федерации, модернизация Оршанской ТЭЦ, развитие электросвязи в Беларуси, проект по развитию малого и среднего бизнеса [9]. О некоторых из них более подробно изложено в следующем подразделе.
Уместно будет отметить каким требованиям должны отвечать проекты.
Поскольку средства ЕБРР ограничены по сравнению с масштабами потребностей региона, его финансирование может иметь лишь ограниченный эффект. Главный упор Банк делает на качество своих проектов, а также на возможность повысить их действенность. Банк должен постоянно добиваться "мультипликационного эффекта" своих проектов, как то: наглядность дополнительных выгод для экономики страны, привлечение софинансирования или устранение узких мест в инфраструктуре.
При разработке схемы финансирования, наиболее полно отвечающей требованиям проекта, банк руководствуется следующими принципами:
1. ЕБРР финансирует
до 35% всех издержек по проекту,
осуществляемому с нуля, или 35%
объема долгосрочной
2. От других инвесторов, в частности промышленных, требуются значительные взносы в акционерный капитал проектов, осуществляемых с нуля, или новых совместных предприятий, когда требуется специальная техническая и управленческая квалификация. В таких случаях промышленные спонсоры получают контрольный пакет акций или достаточные права на управление предприятием.
3. Обычно на
проекты в частном секторе
предоставляется не более двух
третей суммы заемных средств
и не менее одной трети
4. От других участников софинансирования обычно требуются дополнительные средства.
Каждый проект оценивается с точки зрения соответствующей страновой стратегии. Страновые стратегии утверждаются акционерами ЕБРР, ложатся в основу банковских операций и определяют приоритетность конкретных направлений деятельности.
ЕБРР не предоставляет финансирования на деятельность, связанную с обороной, на табачную промышленность, на производство средств, запрещенных международным правом, и на игорный бизнес. Кроме того, Банк не может финансировать определенные производства или процессы в силу вредности их воздействия на окружающую среду или невозможности в достаточной мере ослабить их отрицательное воздействие на окружающую среду [1].
Таким образом можно сделать вывод, что главной целью взаимодействия Республики Беларусь с ЕБРР является обеспечение национальных интересов по развитию экономики с учетом потенциальных возможностей банка. Основными направлениями деятельности Европейского банка реконструкции и развития в стране являются кредитные и инвестиционные операции, оказание технической помощи в таких областях, как энергетический комплекс, инфраструктура, структурная перестройка экономики, финансовый и банковский сектор, поддержка предпринимательства и приватизации, использование сельскохозяйственных и лесных ресурсов и некоторые другие.
2.2 Проекты ЕБРР в Беларуси
На протяжении всей деятельности Банка в Республике Беларусь взаимоотношения развивались достаточно эффективно. Несмотря на принцип приоритетного финансирования частного сектора в большинстве стран, в Республике Беларусь были осуществлены проекты ЕБРР и в государственном секторе, из которых можно выделить четыре главных проекта касающихся этого сектора.
В июле 1992 года между ЕБРР и Правительством республики было заключено соглашение о кредитовании строительства объектов связи, в частности, сети цифровой связи для абонентов из числа юридических лиц, получающих прямой доступ к сети международной связи – проект «Электросвязь Беларуси».
В декабре 1993 г. ЕБРР подписал кредитные соглашения, касающиеся модернизации Оршанской электростанции (строительство теплоэлектростанции), что позволило стране уменьшить зависимость от импорта дорогостоящих энергоносителей и применить эффективно действующие экологически чистые технологии, повышающие надежность внутреннего энергоснабжения.
Для развития оптовой торговли ЕБРР выдал кредит Минскому оптовому рынку в целях преобразования устаревшей овощной базы в современный плодоовощной оптовый рыночный комплекс. Рынок открылся в августе 1996 г., что повлияло на создание конкурентоспособной среды для покупателей и поставщиков, а также позволило повысить качество продукции и ужесточить санитарный контроль за нею.
В апреле 1994 г. было подписано кредитное соглашение с ЕБРР о финансировании реконструкции автомагистрали М1/Е30 Брест—Минск—российская граница.
В декабре 1997 г.
решился вопрос о кредитовании ЕБРР
Елизовского стекольного
Всего на кредиты под государственные гарантии было выдано 163,6 миллионов долларов США, что составляет почти половину от всей суммы полученных кредитов от ЕБРР. [3]
Приоритетным
направлением деятельности ЕБРР в Беларуси
является организация финансирования
малого и среднего бизнеса. В ноябре
1994 года была открыта первая кредитная
линия с целью финансирования
частных малых и средних
В рамках программы по поддержке малого и среднего бизнеса первым самостоятельным участником в 1997 году стал ОАО «Белгазпромбанк». Белгазпромбанк сотрудничает с ЕБРР для поддержания и развития основного клиентского сегмента - малого и среднего бизнеса. В 2004-2007 гг. в рамках программы ЕБРР по поддержке предпринимательства заключено три кредитных договора на общую сумму 15 миллионов долларов США, а в октябре 2008 г. Совет директоров Европейского банка одобрил открытие в пользу Белгазпромбанка беспрецедентной по своим масштабам 5-летней кредитной линии в размере 40 миллионов долларов США, первая выборка в рамках которой в размере 10 миллионов долларов США была осуществлена в декабре 2008 года. Таким образом, совокупный объем кредитных линий, открытых в пользу ОАО «Белгазпромбанк», составляет 55 миллионов долларов США. В июле 2009 года Европейский банк реконструкции и развития и ОАО "Белгазпромбанк" заключили второе кредитное соглашение на сумму 30 миллионов долларов США из них 15 миллионов долларов США на финансирование предприятий малого и среднего бизнеса и 15 миллионов США – на финансирование программы микрокредитования [14].
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) является вторым по величине акционером Приорбанка. Акционерное участие ЕБРР в капитале Приорбанка составляет 13,5 % или 13,9 миллиардов белорусских рублей по состоянию на 1 января 2007 года.
Десять лет успешного сотрудничества с ЕБРР позволили Приорбанку внести свой вклад в развитие среднего и малого бизнеса в Республике Беларусь. Так, Приорбанк стал участником программы по финансированию микро, малых и средних предприятий; а также региональной программы содействия торговле, в рамках которой Приорбанку присвоена награда "Наиболее активный банк по финансированию внешней торговли в Республики Беларусь в 2006 году".
В 2003 году Приорбанк стал заемщиком по первому в истории белорусской банковской системы международному синдицированному займу в размере 36 млн. долл. США, организованному ЕБРР.
14 декабря 2007 г. Приорбанк совместно с ЕБРР подписал новое кредитное соглашение на сумму 20 миллионов долларов США сроком на 4 года для финансирования микро, малых и средних предприятий частного сектора Республики Беларусь. Ввиду повышенного спроса на кредитные ресурсы со стороны микро, малых и средних предприятий частного сектора Республики Беларусь Приорбанк и ЕБРР договорились о двукратном увеличении суммы кредита по сравнению с таким же кредитным соглашением, подписанным в 2004 г. [10].