Кредитные отношения Республики Беларусь с Европейским Банком Реконструкции и Развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 14:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является выявление проблем, которые могут негативно сказаться на кредитных взаимоотношениях Европейского банка реконструкции и развития с Республикой Беларусь, а так же показать необходимость сотрудничества и определить пути совершенствования отношений.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть направления деятельности Европейского банка реконструкции и развития.
2) Исследовать основные проекты Европейского банка реконструкции и развития в Республики Беларусь.
3) Оценить уровень состояния и развития экономики Республики Беларусь, как условие работы с ЕБРР.

Оглавление

Введение ...……………………………………………………………………...........4
1 Общее положение о Европейском банке реконструкции и развития………..6
1.1 История возникновения ЕБРР………………..……………………………….6
1.2 Направления деятельности ЕБРР………………… ...………………………….9
2 Организация функционирования ЕБРР на современном этапе в Республике Беларусь……………………………………………………………...……...………11
2.1Сотрудничество ЕБРР с Республикой Беларусь……………………................11
2.2 Проекты ЕБРР в Республике Беларусь………………………………………..13
2.3 Взаимоотношения ЕБРР и Республики Беларусь в области экологии и энергетики………………………………………………………………………....21
3 Оценка уровня развития экономики Республики Беларусь для сотрудничества с ЕБРР…………………………………………………………………………….…23
Заключение …………................................................................................................26
Список использованных источников ......................................................................28
Приложение А. Инвестиционная деятельность ЕБРР в 29 странах Центральной Европы и Центральной Азии с 1991 ..………………………...31

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ КОНЕЧНЫЙ ВАРИАНТ.doc

— 456.00 Кб (Скачать)

Таким образом, Банк определяет свою миссии, из которой мы видим, что его деятельность фокусируется на инвестировании, в первую очередь, частного сектора, как залог успешного перехода к рыночной экономике.

Европейский банк реконструкции и развития осуществляет проектное финансирование банков, предприятий и компаний, вкладывая средства, как в новые производства, так и в действующие фирмы. Он также работает с государственными компаниями в целях поддержки процессов приватизации и структурной реорганизации на них, а также совершенствования коммунального хозяйства. ЕБРР использует установившиеся тесные связи с правительствами стран региона в целях реализации курса на создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности.

Каждый из проектов банка создан в соответствии с  нуждами клиента и к определенной ситуации страны, области и сектора. Прямые инвестиции вообще колеблются от 5 миллионов евро до 230 миллионов евро. Основными формами финансирования ЕБРР являются кредиты, вложения в акционерные капиталы (акции) и гарантии, а также лизинг объектов и финансирование торговли. Как правило он финансируем до 35 процентов полной проектной стоимости.

Всего за 1991—2009 годы банк профинансировал 3443 проекта в 29 странах Центральной и Восточной Европы на общую сумму 165,8 миллиардов евро выдав им более 53 миллиардов евро [Приложение А].

Банк вкладывает капитал только в проекты, которые  не могли иначе привлечь финансирование на подобных условиях. Для каждого финансируемого проекта он назначает квалифицируемую команду специалистов с определенными секторными, региональными, юридическими и экологическими навыками.

Через донорские  фонды банк мобилизуем инвестиционный капитал, предоставляя возможность частному бизнесу получить доступ к консультациям с экспертами. Донорские программы финансируются правительствами и международными учреждениями, и управляются ЕБРР.

Банк также  управляет шестью фондами ядерной безопасности и вывода из эксплуатации. Самый большой из них, это преобразование разрушенного реактора в Чернобыле для экологической безопасности пострадавших стран [13].

Из данного  раздела можно сделать следующий  выводы.

Во-первых Европейский  банк реконструкции и развития осуществляет проектное финансирование банков, предприятий и компаний, вкладывая средства, как в новые производства, так и в действующие фирмы.

Во-вторых банк работает с государственными компаниями в целях поддержки процессов приватизации и структурной реорганизации на них, а также совершенствования коммунального хозяйства.

И в третьих ЕБРР не предоставляет финансирования на деятельность, связанную с обороной, на табачную промышленность, на производство средств, запрещенных международным правом, и на игорный бизнес. Кроме того, банк не может финансировать определенные производства или процессы в силу вредности их воздействия на окружающую среду или невозможности в достаточной мере ослабить их отрицательное воздействие на окружающую среду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Организация функционирования ЕБРР на современном этапе в Республике Беларусь
    1. Сотрудничество ЕБРР с Республикой Беларусь

Республика  Беларусь является членом Европейского банка реконструкции и развития с 1992 года. Сотрудничество с ЕБРР осуществляется на основе Меморандума о взаимопонимании между Правительством Республики Беларусь и Европейским банком реконструкции и развития от 19 февраля 1992 года и Страновой стратегии для Беларуси.

В настоящее  время к постоянному приоритету банка по финансированию частного сектора, в особенности малых и средних предприятий, добавился ряд новых направлений, которые отвечают интересам нашего государства и расширяют операции ЕБРР в республике. Расширение направлений сотрудничества стало возможно после одобрения Советом директоров ЕБРР новой Стратегии сотрудничества на период 2010 – 2012 гг. в декабре 2009 года.

 Стратегия является инструментом для подведения итогов сотрудничества банка со страной, оценки действий правительства на пути реформирования экономики и установления общих рамок для операций банка в Беларуси на следующие три года.

К числу новых  приоритетных направлений деятельности банка относятся:

-расширение  программ кредитования малого  бизнеса и содействия развитию  торговли для коммерчески ориентированных  государственных банков;

-оказание технической  помощи и финансовой поддержки  деятельности по подготовке к  приватизации и ее проведению;

-повышение энергоэффективности  и разработка новых устойчивых  энергоресурсов;

-оказание поддержки  в реформировании и технической  модернизации экологической инфраструктуры и муниципальных услуг [11].

За период с 1994 года по 2009 год общая стоимость  реализованных с участием ЕБРР 29 проектов в Республике Беларусь составила  около 390 ммллионов евро, из них финансирование ЕБРР составляет около 292 миллионов евро.

Беларусь став членом Европейского банка реконструкции и развития в 1992 году, присоединилась к соглашению об учреждении банка. Страна владеет 4000 акций ЕБРР на сумму 40 миллионов евро, что составляет 0,2% от уставного капитала банка. За период членства банк в Беларуси реализован ряд проектов под гарантии правительства на общую сумму 175,1 миллионов долларов США. В их числе - создание в Минске оптового рынка плодоовощной продукции, реконструкция автодороги Брест-Минск-граница Российской Федерации, модернизация Оршанской ТЭЦ, развитие электросвязи в Беларуси, проект по развитию малого и среднего бизнеса [9]. О некоторых из них более подробно изложено в следующем подразделе.

Уместно будет  отметить каким требованиям должны отвечать проекты.

Поскольку средства ЕБРР ограничены по сравнению с масштабами потребностей региона, его финансирование может иметь лишь ограниченный эффект. Главный упор Банк делает на качество своих проектов, а также на возможность  повысить их действенность. Банк должен постоянно добиваться "мультипликационного эффекта" своих проектов, как то: наглядность дополнительных выгод для экономики страны, привлечение софинансирования или устранение узких мест в инфраструктуре.

При разработке схемы финансирования, наиболее полно отвечающей требованиям проекта, банк руководствуется следующими принципами:

1. ЕБРР финансирует  до 35% всех издержек по проекту,  осуществляемому с нуля, или 35% объема долгосрочной капитализации  уже действующей компании.

2. От других  инвесторов, в частности промышленных, требуются значительные взносы в акционерный капитал проектов, осуществляемых с нуля, или новых совместных предприятий, когда требуется специальная техническая и управленческая квалификация. В таких случаях промышленные спонсоры получают контрольный пакет акций или достаточные права на управление предприятием.

3. Обычно на  проекты в частном секторе  предоставляется не более двух  третей суммы заемных средств  и не менее одной трети акционерного  капитала.

4. От других  участников софинансирования обычно требуются дополнительные средства.

Каждый проект оценивается с точки зрения соответствующей  страновой стратегии. Страновые  стратегии утверждаются акционерами  ЕБРР, ложатся в основу банковских операций и определяют приоритетность конкретных направлений деятельности.

ЕБРР не предоставляет  финансирования на деятельность, связанную  с обороной, на табачную промышленность, на производство средств, запрещенных  международным правом, и на игорный  бизнес. Кроме того, Банк не может  финансировать определенные производства или процессы в силу вредности их воздействия на окружающую среду или невозможности в достаточной мере ослабить их отрицательное воздействие на окружающую среду [1].

Таким образом  можно сделать вывод, что  главной целью взаимодействия Республики Беларусь с ЕБРР является обеспечение национальных интересов по развитию экономики с учетом потенциальных возможностей банка. Основными направлениями деятельности Европейского банка реконструкции и развития в стране являются кредитные и инвестиционные операции, оказание технической помощи в таких областях, как энергетический комплекс, инфраструктура, структурная перестройка экономики, финансовый и банковский сектор, поддержка предпринимательства и приватизации, использование сельскохозяйственных и лесных ресурсов и некоторые другие.

 

2.2  Проекты ЕБРР в Беларуси

На протяжении всей деятельности Банка в Республике Беларусь взаимоотношения развивались  достаточно эффективно. Несмотря на принцип  приоритетного финансирования частного сектора в большинстве стран, в Республике Беларусь были осуществлены проекты ЕБРР и в государственном секторе, из которых можно выделить четыре главных проекта касающихся этого сектора.

В июле 1992 года между ЕБРР и Правительством республики было заключено соглашение о кредитовании строительства объектов связи, в частности, сети цифровой связи для абонентов из числа юридических лиц, получающих прямой доступ к сети международной связи – проект «Электросвязь Беларуси».

В декабре 1993 г. ЕБРР подписал кредитные соглашения, касающиеся модернизации Оршанской электростанции (строительство теплоэлектростанции), что позволило стране уменьшить зависимость от импорта дорогостоящих энергоносителей и применить эффективно действующие экологически чистые технологии, повышающие надежность внутреннего энергоснабжения.

Для развития оптовой  торговли ЕБРР выдал кредит Минскому оптовому рынку в целях преобразования устаревшей овощной базы в современный  плодоовощной оптовый рыночный комплекс. Рынок открылся в августе 1996 г., что  повлияло на создание конкурентоспособной среды для покупателей и поставщиков, а также позволило повысить качество продукции и ужесточить санитарный контроль за нею.

В апреле 1994 г. было подписано кредитное соглашение с ЕБРР о финансировании реконструкции  автомагистрали М1/Е30 Брест—Минск—российская граница.

В декабре 1997 г. решился вопрос о кредитовании ЕБРР Елизовского стекольного завода, белорусско-австрийского совместного  предприятия по производству стеклотары. Сумма кредитного пакета составила 8,7 миллиона долларов США – кредит в размере 7,7 миллиона долларов США плюс покупка акций на сумму 1 миллион долларов США.

Всего на кредиты  под государственные гарантии было выдано 163,6 миллионов долларов США, что составляет почти половину от всей суммы полученных кредитов от ЕБРР. [3]

Приоритетным  направлением деятельности ЕБРР в Беларуси является организация финансирования малого и среднего бизнеса. В ноябре 1994 года была открыта первая кредитная  линия с целью финансирования частных малых и средних предприятий, которые стали получать кредитные ресурсы по каналам участвующих в проекте коммерческих банков.

В рамках программы  по поддержке малого и среднего бизнеса  первым самостоятельным участником в 1997 году стал ОАО «Белгазпромбанк». Белгазпромбанк сотрудничает с ЕБРР для поддержания и развития основного клиентского сегмента - малого и среднего бизнеса. В 2004-2007 гг. в рамках программы ЕБРР по поддержке предпринимательства заключено три кредитных договора на общую сумму 15 миллионов долларов США, а в октябре 2008 г. Совет директоров Европейского банка одобрил открытие в пользу Белгазпромбанка беспрецедентной по своим масштабам 5-летней кредитной линии в размере 40 миллионов долларов США, первая выборка в рамках которой в размере 10 миллионов долларов США была осуществлена в декабре 2008 года. Таким образом, совокупный объем кредитных линий, открытых в пользу ОАО «Белгазпромбанк», составляет 55 миллионов долларов США. В июле 2009 года Европейский банк реконструкции и развития и ОАО "Белгазпромбанк" заключили второе кредитное соглашение на сумму 30 миллионов долларов США из них 15 миллионов долларов США на финансирование предприятий малого и среднего бизнеса и 15 миллионов США – на финансирование программы микрокредитования [14].

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) является вторым по величине акционером Приорбанка. Акционерное участие ЕБРР в капитале Приорбанка составляет 13,5 % или 13,9 миллиардов белорусских рублей по состоянию на 1 января 2007 года.

Десять лет успешного  сотрудничества с ЕБРР позволили  Приорбанку внести свой вклад в развитие среднего и малого бизнеса в Республике Беларусь. Так, Приорбанк стал участником программы по финансированию микро, малых и средних предприятий; а также региональной программы содействия торговле, в рамках которой Приорбанку присвоена награда "Наиболее активный банк по финансированию внешней торговли в Республики Беларусь в 2006 году".

В 2003 году Приорбанк стал заемщиком по первому в истории  белорусской банковской системы  международному синдицированному займу  в размере 36 млн. долл. США, организованному ЕБРР.

14 декабря 2007 г. Приорбанк  совместно с ЕБРР подписал  новое кредитное соглашение на  сумму 20 миллионов долларов США сроком на 4 года для финансирования микро, малых и средних предприятий частного сектора Республики Беларусь. Ввиду повышенного спроса на кредитные ресурсы со стороны микро, малых и средних предприятий частного сектора Республики Беларусь Приорбанк и ЕБРР договорились о двукратном увеличении суммы кредита по сравнению с таким же кредитным соглашением, подписанным в 2004 г. [10].

Информация о работе Кредитные отношения Республики Беларусь с Европейским Банком Реконструкции и Развития