Кредитно-денежная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 22:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить особенности проводимой государственной кредитно-денежной политики.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. Рассмотреть цели, объекты и субъекты государственной кредитно-денежной политики;
2. Охарактеризовать методы и инструменты государственной кредитно-денежной политики;
3. Изучить особенности, проводимой Центральным Банком кредитно-денежной политики на современном этапе;
4. В качестве закрепления полученных знаний решить практическое задание.

Оглавление

Глава I. Понятие и содержание КДП:

Понятие и значение КДП;
Цели, объекты и субъекты КДП;
Инструменты и методы КДП.
Глава II. Основные направления КДП России:

2.1. Основные направления КДП России;

2.2. Принципы КДП;

2.3. Варианты проведения КДП.

Глава III. Особенности КДП в современной российской экономике:

3.1. Тенденции денежно-кредитного регулирования в России;

3.2. Роль Банка России в осуществлении КДП;

3.3. Основные направления КДП на 2011 год.

Файлы: 1 файл

Кредитно.docx

— 41.53 Кб (Скачать)

       Если  ЦБ уменьшает ставку ссудного процента, которая называетсяпри предоставлении кредита в форме переучёта векселей учётной ставкой, а прямых кредитов – ставкой рефининсирования, то это увеличивает возможность получения кредитов – ставкой рефинансирования, то это увеличивает возможности получения кредитов коммерческими банками и расширяет денежную базу. 

       
  1. Валютные  интервенции. На денежную базу прямое оказывают валютные интервенции, под которыми понимают операции центрального банка по купле-продаже иностранной валюты на национальном рынке. Так, если ЦБ продаёт на рынке иностранную валюту коммерческим банкам, то это, с одной стороны, повышает курс национальной валюты, а с другой – уменьшает денежную базу.
  2. Кредитование ЦБ правительства. При прямом кредитовании ЦБ предоставляет ссуду правительству, например, при недостатке у последнего средств для финансированиф заплпнированных расходов. Такое финансирование рассматривается обычно как вынужденное. Это происходит, если у правительства не остаётся никаких иных возможностей увеличения своих доходов, например, путём увеличения сборов налогов. Косвенная форма кредитования выражается в том, что правительство вынуждает ЦБ покупать государственные ценные бумаги не на открытом рынке,  непосредственно у министерства финансов.

       В обоих случаях увеличиваются  депозиты правительства в ЦБ. Получатели правительствееных средств имеют возможность всё или часть из них размещать в коммерческих банках, что служит основой процесса мультипликации.

  1. Воздействие на величину денежного мультипликатора и коэффициент обналичивания. Наиболее известный способ такого воздействия – установление ЦБ нормативов обязательного резервирования. Если данный норматив составляет по какому-либо виду депозитов 20%, то это означает, что коммерческий банк обязан автоматически переводить на резервные счета в центральном бьанке 20% суммы полученных средств.Увеличение норматива обязательного резервирования приводит к росту коэффициента резервирования, денежного мультипликатора и денежной массы.

       Контроль  ЦБ за коэффициентом обналичивания носит косвенный характер, результат которого заключается в повышении доверия экономических агентов к кредитным институтам. При снижении такого доверия может начаться процесс массового изъятия вкладов, банкротства коммерческих банков и резкого уменьшения денежного мультипликатора и денежной массы.[62] 

В «Основных  направлениях единой государственной  денежно-кредитной политики на 2009 год  и период 2010 и 2011 годов» отражаются главные задачи, стоящие перед  Банком России в указанный период в соответствии с проводимой Правительством Российской Федерации экономической  политикой, и определяются меры денежнокредитной политики, ведущие к достижению поставленных целей. Временной горизонт совпадает с горизонтом планирования федерального бюджета.

Установление  целевых ориентиров прироста потребительских  цен в рамках трехлетнего скользящего  периода, превышающего продолжительность  основных лагов в действии трансмиссионного механизма денежной политики, позволяет  учитывать влияние динамики денежного  предложения и решений о корректировке  его годовой траектории на инфляцию за пределами одного календарного года. Кроме того, объявление среднесрочной  стратегии денежно-кредитной политики способствует стабилизации инфляционных ожиданий экономических агентов, в  том числе в условиях непредвиденных изменений внешне- и внутриэкономических  факторов конъюнктурного характера.

Банк России и Правительство Российской Федерации  в вариантах развития российской экономики в 2009 году и в период 2010 и 2011 годов исходят из единых оценок внешних и внутренних условий  ее функционирования. В предстоящие  три года основной задачей денежно-кредитной  политики является последовательное снижение инфляции до 5-6,8% в 2011 году (из расчета декабрь к декабрю).

Банк России намерен в указанный период в  основном завершить переход к  режиму таргетирования инфляции, предполагающему приоритет цели по снижению инфляции. Однако в ближайшее время денежно-кредитная политика во многом будет сохранять черты, сформированные в последние годы: продолжится применение режима управляемого плавающего валютного курса рубля, использование денежной программы для контроля за соответствием денежно-кредитных показателей целевому уровню инфляции, использование бивалютной корзины в качестве операционного ориентира политики валютного курса. При этом решения по корректировке политики будут приниматься на основе учета широкого спектра экономических индикаторов.

Общемировая тенденция  существенного роста цен на продукты питания и энергоносители, а также  опережающий рост внутреннего спроса уже в 2007 году обусловили более высокую, чем предполагалось ранее, инфляцию в России. Поэтому Банком России осуществлялись действия по возвращению  инфляции на траекторию снижения.

Однако решение  этой задачи было осложнено влиянием на российский финансовый рынок кризисных  явлений на мировых финансовых рынках, спровоцированных проблемами в экономике  США. В результате Банк России был  вынужден перенести акцент с контроля над инфляцией на поддержание  стабильности банковской системы. I. Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную  перспективу 4 Основные направления  единой государственной денежно-кредитной  политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов Были усилены меры по увеличению ликвидности банков и поддержанию бесперебойности проведения расчетов.

Ускорение инфляции, а также ожидаемые в предстоящий  период внешние и внутренние макроэкономические условия подтверждают необходимость  осуществления более гибкой курсовой политики и активного использования  процентной политики. Динамика денежных агрегатов будет оставаться важным индикатором для оценки монетарных условий и среднесрочного тренда инфляции.

Банк России продолжит движение к режиму свободно плавающего валютного курса, последовательно  ослабляя жесткость привязки рубля  к бивалютной корзине и допуская большую волатильность ее стоимости.

Режим свободно плавающего валютного курса необходим  для введения таргетирования инфляции в полном объеме. При этом одновременно с сокращением участия Банка России в курсообразовании потребуется реализация комплекса мер по превращению процентной ставки Банка России в главный инструмент денежно-кредитной политики, влияющий на инфляционные ожидания экономических агентов и формирующий монетарные условия функционирования экономики.

При разработке денежно-кредитной политики на период 2009-2011 годов Банк России принимает во внимание возможные изменения мировых цен на основные товары российского экспорта, прежде всего на энергоносители. В случае снижения этих цен при продолжении увеличения импорта высокими темпами, поддерживаемого внутренним спросом, может произойти существенное сокращение положительного сальдо торгового баланса и даже образование его дефицита.

Поскольку в  этом случае ослабнет действие одного из факторов, определяющих укрепление рубля, Банк России может сократить  покупки валюты на внутреннем рынке, осуществляемые в целях сдерживания  темпов укрепления национальной валюты. Решения о характере и объеме интервенций Банка России на внутреннем валютном рынке в основном будут  обусловлены целями денежно-кредитной  и бюджетной политики.

Ожидаемое сокращение валютных интервенций может существенно  уменьшить роль чистых иностранных  активов органов денежно-кредитного регулирования как основного  источника роста денежного предложения. С целью обеспечения соответствия денежного предложения спросу на деньги Банк России продолжит активно  использовать операции по рефинансированию банков. Это также будет способствовать повышению роли процентной политики Банка России в снижении инфляции.

Для обеспечения  соответствия динамики инфляции целевой  траектории Банк России будет использовать все имеющиеся в его распоряжении инструменты денежнокредитной политики. На успешность проведения денежно-кредитной политики будут влиять в определенной степени как бюджетные механизмы аккумулирования дополнительных доходов от экспорта нефти и газа при высоких ценах мирового рынка энергоносителей, так и проведение консервативной бюджетной политики.

Процентная политика Банка России будет осуществляться исходя из состояния экономики и  динамики инфляции. Важной задачей  процентной политики будет постепенное  сужение коридора процентных ставок по собственным операциям Банка  России и снижение волатильности ставок денежного рынка. При этом все большее влияние на формирование процентных ставок денежного рынка будут оказывать ставки по рыночным инструментам рефинансирования банков, прежде всего по операциям прямого РЕПО. 

3.3. ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТНО_ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ  ГОСУДАРСТВА.

Основным  фактором риска для российского  банковского сектора в условиях международного финансового кризиса  является существенное ограничение  доступа к ресурсам с международных  рынков капитала и сокращение возможностей внешнего рефинансирования ранее привлеченных заимствований в связи со значительным подорожанием привлеченных средств для первоклассных заемщиков и фактическим исключением такой возможности для других заемщиков.

Следствием  влияния указанного фактора является введение российскими банками более  консервативных подходов при кредитовании и при оценке кредитного риска. В  свою очередь, это ведет к снижению темпов роста кредитных вложений в экономику и снижению финансового  результата (прибыли) кредитных организаций. Одновременно это обусловливает  относительное увеличение в портфелях  кредитных организаций доли проблемных активов, как накопленных в период кредитной экспансии, так и отражающих ухудшение экономического положения  предприятий при ужесточении  условий привлечения кредитов.

В этой ситуации на состояние банковского  сектора будет оказывать влияние  качество функционирования внутрибанковских систем оценки и управления рисками, включая кредитный риск, риск ликвидности, рыночный, операционный и репутационный риски. Наряду с вопросами поддержания ликвидности банки должны уделять внимание вопросам поддержания достаточности капитала, в том числе и за счет дополнительных инвестиций собственников и новых инвесторов.

В целях  снижения негативного влияния международных  финансовых потрясений на экономику  и финансовые рынки России реализуется  комплекс мер по частичному замещению  выбывших кредитных ресурсов банков и восстановлению нормального кредитного цикла. Эти меры направлены на исключение системной угрозы устойчивости банковского сектора.

В рамках системы управления ликвидностью банковского  сектора Банк России продолжит улучшать условия доступа кредитных организаций  к инструментам рефинансирования, что  должно способствовать снижению трансакционных издержек и рыночных рисков. При дальнейшем развитии внутреннего финансового рынка, его инфраструктуры это будет способствовать более эффективному перераспределению денежных средств в экономике.

Решения по использованию инструментов предоставления и абсорбирования ликвидности будут приниматься в зависимости от динамики основных макроэкономических показателей и состояния финансового рынка. При необходимости Банк России может применять обязательные резервные требования в качестве прямого инструмента регулирования ликвидности банковского сектора.

Для перехода к режиму таргетирования инфляции в полном объеме Банк России будет участвовать в работе по созданию необходимых условий институционального характера, способствовать повышению глубины и ликвидности российского финансового рынка, добиваться роста эффективности своей процентной политики, совершенствовать управление ликвидностью банковского сектора, развивать систему анализа денежнокредитной политики, макроэкономического моделирования и прогнозирования.

Особое  значение Банк России придает формированию доверия общества к осуществляемой денежно-кредитной политике, повышению  ее открытости и прозрачности, разъяснению  общественности своих целей, задач  и принятых мер.[article]

       Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2011 году до 6 - 7%, в 2012 году - до 5 - 6%, в 2013 году - до 4,5 - 5,5%

       "Основные  направления единой государственной  денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов"

       Центральным банком РФ (Банком России) подготовлены Основные направления единой государственной  денежно-кредитной политики на 2011 год  и период 2012 и 2013 годов, в которых, в частности, анализируется развитие экономики России и денежно-кредитная  политика в 2010 году, рассматриваются  сценарии макроэкономического развития на 2011 год и период 2012 и 2013 годов и дается прогноз платежного баланса, определяются цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2011 году и на период 2012 и 2013 годов. В приложениях к Основным направлениям приводятся запланированные мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора, финансовых рынков, платежной системы России в 2011 году и на период 2012 и 2013 годов, а также план важнейших мероприятий Банка России на 2011 год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы России. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Кредитно-денежная политика государства