Кредитно-денежная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 22:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить особенности проводимой государственной кредитно-денежной политики.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. Рассмотреть цели, объекты и субъекты государственной кредитно-денежной политики;
2. Охарактеризовать методы и инструменты государственной кредитно-денежной политики;
3. Изучить особенности, проводимой Центральным Банком кредитно-денежной политики на современном этапе;
4. В качестве закрепления полученных знаний решить практическое задание.

Оглавление

Глава I. Понятие и содержание КДП:

Понятие и значение КДП;
Цели, объекты и субъекты КДП;
Инструменты и методы КДП.
Глава II. Основные направления КДП России:

2.1. Основные направления КДП России;

2.2. Принципы КДП;

2.3. Варианты проведения КДП.

Глава III. Особенности КДП в современной российской экономике:

3.1. Тенденции денежно-кредитного регулирования в России;

3.2. Роль Банка России в осуществлении КДП;

3.3. Основные направления КДП на 2011 год.

Файлы: 1 файл

Кредитно.docx

— 41.53 Кб (Скачать)

В самом  общем виде достижение указанных  целей кредитно-денежной политики осуществляется следующим образом: в периоды  экономического спада ЦБ проводит политику, направленную на расширение предложения денег (экспансионистская политика); в периоды «перегрева» экономики, ускоренного экономического роста ЦБ, наоборот, сдерживает рост денежной массы или вовсе прекращает предложение денег.[330 инет]

Основополагающая  цель кредитно-денежной политики состоит  в том, чтобы помочь экономике  достичь такого общего уровня производства, для которого характерны полная занятость  ресурсов и отсутствие инфляции. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Учебник, 14-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2005. - с. 325

Кредитно - денежная политика заключается в  изменении денежного предложения, направленном на стабилизацию совокупного  объема производства, занятости и  уровня цен. Это означает увеличение денежного предложения в периодов спада для поощрения расходов и сокращения денежного предложения в периоды инфляции для ограничения расходов.

Все цели разделены на три группы и их следует  отличать:

  1. Первичные цели конкретизируют стратегическую установку государства в долгосрочном периоде, тактические цели - способы достижения общей цели в конкретных условиях меняющейся конъюнктуры, а промежуточные - основные показатели, которыми руководствуется центральный банк в своей повседневной деятельности. Первичные цели сводятся к достижению ориентиров магического четырехугольника: 
    -стабилизация уровня цен (процент инфляции); 
    -достижение полной занятости (процент безработицы); 
    -равновесный и стабильный экономический рост (прирост ВВП); 
    -внешнеэкономическая стабильность (равновесный платежный баланс). 
    Правительство ежегодно корректирует значения этих экономических ориентиров.

       Следует подчеркнуть, что от того, насколько  четко сформулирована первичная  цель денежно-кредитной политики, в  большой степени зависит особенность  экономического развития страны. [9 c.53] 
2) Тактические цели. Если цель развития национальной экономики заключается в обеспечении достаточного экономического роста, то такова и стратегическая цель денежно-кредитной политики. Следовательно, высшая цель денежно-кредитной политики государства заключается в обеспечении стабильности цен, эффективной занятости населения и росте реального объема валового национального продукта. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на многие годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. 
3) Промежуточные цели. Промежуточная цель денежно-кредитной политики - это экономическая переменная, которую центральный банк избирает в качестве объекта своего повседневного контроля, так как считает, что она способствует достижению основных целей монетарной политики. 
Промежуточная цель должна удовлетворять следующим условиям: 
- согласованность с основными целями центрального банка. Центральный банк будет заботиться о достижении промежуточной цели, только если это помогает ему достичь основных целей денежно-кредитной политики. 
- измеримость, переменная, избранная в качестве промежуточной цели, может считаться приемлемой, если ее возможно правильно и точно измерить. 
- своевременность. Достоверная информация о промежуточной цели должна поступать в центральный банк своевременно. 
- контролируемость. Центральный банк должен иметь возможность влиять на величину переменной, выбранной в качестве промежуточной цели.[1]

       Денежно-кредитная  политика в промышленно развитых странах рассматривается как  инструмент «тонкой настройки» экономической  конъюнктуры, как оперативное и  гибкое дополнение бюджетной политики. Сложившаяся мировая практика показывает, что через денежно-кредитную политику государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь - на потребительский и инвестиционный спрос.

       Денежно-кредитная  политика базируется на принципах монетаризма  и имеет ряд преимуществ перед  фискальной политикой. Прежде всего, она  обладает быстротой и гибкостью, а поскольку проводится Центральным  банком, а не парламентом страны, то в значительной мере изолирована  от политического лоббизма. Иванов В.В. Анализ надежности банков. - М.: Русская  деловая литература, 2000. - 188с.

       Отрицательные моменты денежно-кредитной политики заключаются в том, что она  оказывает лишь косвенное влияние  на коммерческие банки с целью  регулирования динамики предложения  денег и, соответственно, не может  напрямую заставить их сократить  или расширить кредиты.

       Применительно к России, переживающей глубокий кризис переходного периода, который характеризовался устойчивой стагфляцией, задача денежно-кредитной  политики состоит в таком управлении денежной массой, которое способствовало бы финансовой стабилизации, постепенному снижению инфляции и в то же время  сдерживало спад производства.

       Основополагающей  целью кредитно-денежной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся  полной занятостью и отсутствием  инфляции. Кредитно-денежная политика состоит в изменении денежного  предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости  и уровня цен.

       Осуществляя денежно-кредитную политику, Центральный  банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя  регулирование на расширение или  сокращение кредитования экономики, достигает  стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом

       С помощью денежно-кредитного регулирования  государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания  конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики  страны.

       Нужно отметить, что денежно-кредитная  политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между  ними состоит в том, что центральный  банк либо оказывает косвенное воздействие  через ликвидность кредитных  учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и  качественных параметров деятельности банков.

       Денежная  политика в комплексном экономическом  развитии экономики имеет большое  значение. Она представляет собой  совокупность государственных мероприятий, регламентирующих деятельность денежно-кредитной  системы, показатели денежного обращения, рынок ссудных капиталов, систему  безналичных расчетов и т. д. Процесс  регулирования предполагает проведение двух взаимосвязанных мер:

       - изменение отдельных монетарных факторов;

       - изменение процесса инвестирования капиталов и потребительского спроса. Эти процессы осуществляет Центральный банк, добиваясь роста ВНП, НД и других макроэкономических характеристик. [00087 инет] 
 
 

      1. Инстументы и методы Кредитно-денежной политики.
 
 

       Механизм  денежно-кредитного регулирования  формирует условия и порядок  применения методов и инстументов, определяет деятельность центрального банка по использованию этих методов и инструментов.

       Методы  денежно-кредитного регулирования представляют собой набор инструментов, объединяемых единым признаком.

       Под инстументом понимают переменные, находящиеся в сфере прямого воздействия центрального банка, величина которого может быстро скорректирована и с которыми связаны целевые ориентиры.

       Признаки  инструментов различны. Например, инструменты  подразделяются на экономические и  административные. Первые используются по выбору, вторые – строго определённых случаях.

       В зависимости от выбора инструментов денежно-кредитное регулирование  может иметь циклический (динамика делового цикла, воспроизводственного процесса) и нециклический (конъюнктура  денежного  рынка, политические условия  и др.) характер. Инструменты денежно-кредитного регулирования должны обладать:

       - максимальной действенностью (помогать  достичь целей регулирования);

       -    нейтральностью (одинаковым влиянием  на конкурентоспособность коммерческих  банков);

       -   равномерностью воздействия на  конкурентоспособность отдельных  групп или всех кредитных институтов.

       Все инструменти денежно-кредитного регулирования можно классифицировать с помощью каких-либо критериев.

       Пример  инструментов долгосрочного регулирования  – традиционные инструменты, например, политика минимальных резервов и  политика рефенансирования. Достижению краткосрочных целей способствуют нетрадиционные инструменты, например, операции своп в рамках валютной политики и арбитраж в рамках политики открытого рынка. [477]

В рамках денежно-кредитной политики применяются  прямые и косвенные методы.

Прямые  методы носят характер административных мер в форме различных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цен на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка над ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Однако со временем прямые методы воздействия в случае «неблагоприятного» с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в «теневую» экономику или за рубеж.

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на поведение хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов. Естественно, что эффективность использования косвенных методов тесно связана с уровнем развития денежного рынка.

Помимо  прямых и косвенных различают  общие и селективные методы осуществления  денежно-кредитной политики центральных  банков. Общие методы являются преимущественно косвенными и оказывают влияние на денежный рынок в целом.

Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Их применение связано с решением частных задач, таких, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д. Используя селективные методы, центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов, несвойственных центральным банкам стран с рыночной экономикой, поскольку они искажают рыночные цены и распределение ресурсов, сдерживают конкуренцию на финансовых рынках. Применение в практике центральных банков селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков типично для экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства.

       Вместе  с тем прямые методы денежно-кредитной  политики являются грубыми методами внешнего воздействия на функционирование субъектов денежного рынка, затрагивают  основы их экономической деятельности. Они могут противоречить микроэкономическим интересам кредитных организаций, вести к неэффективному распределению  кредитных ресурсов, к ограничениям межбанковской конкуренции, затруднениям в появлении новых финансово  устойчивых институтов на банковском рынке.

       Выбор типа проводимой денежно-кредитной  политики, а соответственно и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков, Центральный банк осуществляет исходя из состояния хозяйственной  конъюнктуры в каждом конкретном случае. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной  политики утверждаются законодательным  органом.

       Центральный банк может воздействовать на объём предложения денег с помощью с помощью изменения величин либо денежной базы, либо денежного мультипликатора. Легче управляемой для ЦБ является денежная база. Инструменты денежно-кредитной политики как раз и применяются для воздействия на указанные параметры. При всех различиях в механизме данной политике в отдельных странах существует общепринятый инструментарий, используемый ЦБ:

  1. Операции на открытом рынке. Это представляет собой куплю-продажу ценных бумаг государства у коммерческих банков и экономических агентов. Данные операции меняют непосредственно денежную базу. Так, если ЦБ покупает ценные бумаги, то он переводит деньги на счёт коммерческих банков, т.е. увеличивает депозиты системы коммерческих банков. Дальнейшее использование депозитов коммерческими банками для выдачи ссуд приведёт к росту и денежной массы. Обратная ситуация возникает при продаже центральным банком ценных бумаг государства коммерческим банкам.

       В случае покупки ценных бумаг у  экономических агентов ЦБ увеличивает  наличность, находящуюся в распоряжении. В потенциале это также создаёт возможности для роста денежной массы, если часть или все полученные средства эти агенты разместят в коммерческих банках.

  1. Кредитование коммерческих банков центральным банком (рефинансирование). Если у коммерческих банков образуется недостаток резервов, например при резких изъятиях наличных денег вкладчиками, то он может обратиться в ЦБ с просьбой предоставить кредит. Существуют различные формы кредитования КБ со стороны ЦБ, это ведёт к изменению денежной базы.

Информация о работе Кредитно-денежная политика государства