Кредитная система Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучение денежной системы Республики Беларусь, ее особенностей и основных направления развития.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы денежных систем;
- изучить становление, развитие и современное состояние денежной системы Республики Беларусь;
- выявить проблемы и перспективы развития денежной системы Республики Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
1 Денежная система и ее типы 4
2 Элементы денежной системы 7
3. Денежная система Республики Беларусь и ее развитие 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27

Файлы: 1 файл

курсовая+.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

    Национальный  банк является юридическим лицом, имеет  печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и надписью "Национальный банк Республики Беларусь". Место нахождения Национального  банка – город Минск.

    Цели  и принципы деятельности Национального  банка, а также его права определяются Конституцией Республики Беларусь, Банковским Кодексом Республики Беларусь и иными  законодательными актами Республики Беларусь.

    Основными целями деятельности Национального банка являются:

    • защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
    • развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;
    • обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

    Национальный  банк совместно с Правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября  текущего года представляет Президенту Республики Беларусь Основные направления  денежно–кредитной политики Республики Беларусь на очередной год.

    Национальный  банк ежеквартально информирует  Президента Республики Беларусь и Правительство  Республики Беларусь об объеме эмиссии  денег и о выполнении Основных направлений денежно–кредитной  политики Республики Беларусь.

    В совокупности инструментов денежно-кредитного регулирования выделяют следующие  основные группы:

    • рефинансирование банков;
    • процентные ставки по операциям центрального банка;
    • обязательное резервирование;
    • валютные операции;
    • операции на открытом рынке; прямые количественные ограничения;
    • установление ориентиров роста денежной массы [7, с. 99-100]

    Условием  эффективности осуществления процентной политики выступает недопущение  рефинансирования банков по льготным процентным ставкам.

    Национальный  банк не намерен прибегать к административному воздействию на банки (требования, указания) в вопросах формирования процентных ставок по кредитам и депозитам банков, а также количественных параметров проведения ими активных и пассивных операций.

    Одним из основных инструментов денежно-кредитной политики Национального банка являются операции на открытом рынке, проводимые на аукционной основе.

    Ставка  рефинансирования Национального банка  задает минимальный уровень процентных ставок по аукционным операциям предоставления ликвидности банкам и максимальный уровень процентных ставок по аукционным операциям изъятия ликвидности банков. Таким образом, изменение уровня ставки рефинансирования оказывают непосредственное влияние на уровень процентных ставок на межбанковском кредитном рынке и далее во всем финансовом секторе.

    Процентная  ставка по кредиту "овернайт" находится  на уровне выше ставки рефинансирования, что предопределяет штрафной характер стоимости ресурсов в рамках этого  инструмента, и будет стимулировать  банки к тщательному планированию своей ликвидности и преимущественному получению рефинансирования в рамках аукционных процедур.

    Уровень процентных ставок по постоянно доступным  для банков депозитам в Национальном банке формируется исходя из необходимости  отвлечения с рынка временно свободных краткосрочных объемов ликвидности банков, что в том числе способствует сглаживанию колебаний спроса и предложения на валютном рынке. При этом уровень процентных ставок по таким депозитам принципиально ниже уровня стоимости ресурсов, получаемых банками в рамках процедур по предоставлению ликвидности со стороны Национального банка, и несколько выше темпов снижения обменного курса белорусского рубля по отношению к корзине основных валют.

    Процентные  ставки по постоянно доступным инструментам (кредит "овернайт" и депозиты) формируют коридор колебаний стоимости ресурсов на межбанковском рынке.

    Исходя  из развития ситуации в экономике, предполагающей условия по замедлению инфляции и  ограничению темпов снижения обменного  курса белорусского рубля, Национальный банк проводит снижение ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям Национального банка, что обеспечит снижение процентных ставок на финансовом рынке как в номинальном, так и в реальном выражении.

    По  мере замедления инфляционных процессов, сокращения рисков кредитования, снижения процентных ставок по ресурсам Национального банка и стоимости привлекаемых ресурсов из других источников происходит постепенное снижение процентных ставок по выдаваемым банками кредитам.

    Норма и механизм обязательного резервирования будут использоваться для регулирования денежного предложения и текущей ликвидности банков.

    Функции регулирования текущей ликвидности  реализуются посредством:

    • установления процентных ставок, сроков и иных параметров по операциям Национального банка;
    • тактики осуществления Национальным банком операций с учетом прогноза текущей ликвидности;
    • предоставления участникам рынка информации о прогнозном уровне и факторах текущей ликвидности [11, с. 55-56]

    Рассмотрим  динамику основных показателей денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Беларусь. 

Таблица 1. Динамика основных показателей денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Беларусь

Показатель 2006 2007 2008 2009 2009

/2006+/-,%

Нормативы обязательных резервов по привлеченным

средствам

в иностранной

валюте (%)

8 8 7,5 6 -2
Нормативы обязательных резервов  по привлеченным

средствам

в национальной валюте по средствам

физических

лиц (%)

4,5 4,5 2 0 -4,5
Ставка  рефинансирования, % 10,7 10,5 10,35 13,5 2,8
Средний курс национальной валюты по отношению к долл. США, руб. 2 144,56 2 146,07 2 136,29 2 792,54 +30,2

Примечание. Источник: [18].

    Таким образом, как мы видим, что за 2006-2009 гг. нормативы обязательных резервов  по привлеченным средствам снизились, ставка рефинансирования выросла на 2,8%, средний курс национальной валюты по отношению к доллару США снизился на 30,2%.

     В  январе – октябре 2009 г. монетарная  политика  проводилась  в соответствии  с Основными  направлениями денежно-кредитной  политики Республики  Беларусь  на 2009 год,  утвержденными  Указом  Президента Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. № 460 (Национальный реестр правовых  актов  Республики  Беларусь, 2008  г., № 211, 1/9980),  с  учетом складывающейся экономической ситуации.

     В январе – октябре 2009 г. рублевая денежная  масса  сократилась  на 7,8 процента (на 1,59 трлн.  рублей)  и  на 1 ноября 2009 г.  составила 18,95 трлн.  рублей,  широкая  денежная  масса возросла на 14,7 процента (на 4,55  трлн.  рублей) и  составила 35,51 трлн. рублей. 

     Коэффициент монетизации  экономики по рублевой денежной массе  снизился с 14,4 процента на начало 2009 года до 13,3 процента на 1 ноября 2009 г., по широкой  денежной массе увеличился с 21,3 до 24 процентов. 

     Депозиты физических лиц возросли на 29 процентов (на 3,84 трлн. рублей), депозиты юридических лиц – на 0,7 процента (на 92 млрд. рублей).

     В  январе – октябре 2009  г.  рублевая  денежная  база  сократилась  на 4,8 процента (на 0,35 трлн. рублей) и на 1 ноября 2009 г. составила 6,92 трлн. рублей. 

     На 1  ноября 2009  г. международные  резервные  активы Республики Беларусь в национальном определении составили 4,74 млрд. долларов США и выросли с начала 2009 года на 1,08 млрд. долларов США, в определении  Специального стандарта распространения  данных Международного валютного фонда – 4,43 млрд. долларов США и на 1,37 млрд. долларов США соответственно.

     На конец 2009 года международные резервные активы в определении Специального стандарта  распространения данных Международного валютного фонда оцениваются  в размере 4,5 – 5,6 млрд. долларов США. 

     В 2010  году  увеличение  рублевой денежной  базы (включая  рефинансирование  банков)  оценивается  на уровне 36 – 43 процентов, рублевой денежной массы – 35 – 42 процентов, широкой  денежной  массы – 34 – 42 процентов (приложение).  При  этом депозиты  физических  лиц  возрастут  на 5,6 – 7,2 трлн.  рублей,  депозиты юридических лиц – на 5,1 – 6,2 трлн. рублей.

     Реализация мер  денежно-кредитной, налогово-бюджетной  и  экономической политики  позволит  в 2010  году  увеличить  коэффициент  монетизации экономики по рублевой денежной массе до 14,6 – 14,8 процента, по широкой денежной массе – до 26,6 – 27,2 процента.

     Прогнозируется, что  международные резервные активы в определении Специального стандарта  распространения данных Международного валютного фонда за 2010 год увеличатся на 0,5 – 1,83 млрд. долларов США. 

     Денежно-кредитные  показатели  в 2010  году  рассчитаны  исходя  из прогноза основных параметров социально-экономического развития Республики Беларусь. 

     При  изменении  в  течение 2010  года  указанных  параметров монетарные показатели будут формироваться в соответствующих пропорциях. 
 
 
 

 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Денежная  система - организация денежного  обращения в стране, регулируемая государственными законами.

    Типы  денежных систем формировались по историческим периодам в значительной степени от того, в какой форме функционировали деньги: полноценные (как товар) или как знаки стоимости (бумажные, кредитные). С учетом этого различают:

    денежные  системы металлического обращения;

    денежные  системы обращения кредитных  и бумажных денег.

    Основными элементами, входящими в денежную систему, являются:

  • наименование национальной денежной единицы;
  • виды денежных знаков;
  • порядок эмиссии денег;
  • принцип обеспеченности денежных знаков;
  • структура денежной массы;
  • порядок установления валютного курса.

    Орган, занимающийся регулированием  денежного  обращения Основополагающим нормативным  документом, определяющим цели и задачи развития монетарной сферы в нашей  стране, согласно статье 4 Банковского  кодекса Республики Беларусь, являются Основные направления денежно-кредитной политики.

    Проведение  денежно-кредитной политики Республики Беларусь основано на соблюдении следующих  основных принципов: обеспечение прозрачности денежно-кредитной политики, что  предполагает ясность функционального банка, процедуры принятия и доведения до сведения общественности решений

    За 2006-2009 гг. нормативы обязательных резервов  по привлеченным средствам снизились, ставка рефинансирования выросла на 2,8%, средний курс национальной валюты по отношению к доллару США снизился на 30,2%.

Информация о работе Кредитная система Республики Беларусь