Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:27, курсовая работа
Цель работы – изучение денежной системы Республики Беларусь, ее особенностей и основных направления развития.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы денежных систем;
- изучить становление, развитие и современное состояние денежной системы Республики Беларусь;
- выявить проблемы и перспективы развития денежной системы Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 2
1 Денежная система и ее типы 4
2 Элементы денежной системы 7
3. Денежная система Республики Беларусь и ее развитие 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
Национальный банк является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и надписью "Национальный банк Республики Беларусь". Место нахождения Национального банка – город Минск.
Цели и принципы деятельности Национального банка, а также его права определяются Конституцией Республики Беларусь, Банковским Кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь.
Основными целями деятельности Национального банка являются:
Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября текущего года представляет Президенту Республики Беларусь Основные направления денежно–кредитной политики Республики Беларусь на очередной год.
Национальный банк ежеквартально информирует Президента Республики Беларусь и Правительство Республики Беларусь об объеме эмиссии денег и о выполнении Основных направлений денежно–кредитной политики Республики Беларусь.
В совокупности инструментов денежно-кредитного регулирования выделяют следующие основные группы:
Условием
эффективности осуществления
Национальный банк не намерен прибегать к административному воздействию на банки (требования, указания) в вопросах формирования процентных ставок по кредитам и депозитам банков, а также количественных параметров проведения ими активных и пассивных операций.
Одним из основных инструментов денежно-кредитной политики Национального банка являются операции на открытом рынке, проводимые на аукционной основе.
Ставка рефинансирования Национального банка задает минимальный уровень процентных ставок по аукционным операциям предоставления ликвидности банкам и максимальный уровень процентных ставок по аукционным операциям изъятия ликвидности банков. Таким образом, изменение уровня ставки рефинансирования оказывают непосредственное влияние на уровень процентных ставок на межбанковском кредитном рынке и далее во всем финансовом секторе.
Процентная
ставка по кредиту "овернайт" находится
на уровне выше ставки рефинансирования,
что предопределяет штрафной характер
стоимости ресурсов в рамках этого
инструмента, и будет стимулировать
банки к тщательному
Уровень процентных ставок по постоянно доступным для банков депозитам в Национальном банке формируется исходя из необходимости отвлечения с рынка временно свободных краткосрочных объемов ликвидности банков, что в том числе способствует сглаживанию колебаний спроса и предложения на валютном рынке. При этом уровень процентных ставок по таким депозитам принципиально ниже уровня стоимости ресурсов, получаемых банками в рамках процедур по предоставлению ликвидности со стороны Национального банка, и несколько выше темпов снижения обменного курса белорусского рубля по отношению к корзине основных валют.
Процентные
ставки по постоянно доступным
Исходя из развития ситуации в экономике, предполагающей условия по замедлению инфляции и ограничению темпов снижения обменного курса белорусского рубля, Национальный банк проводит снижение ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям Национального банка, что обеспечит снижение процентных ставок на финансовом рынке как в номинальном, так и в реальном выражении.
По мере замедления инфляционных процессов, сокращения рисков кредитования, снижения процентных ставок по ресурсам Национального банка и стоимости привлекаемых ресурсов из других источников происходит постепенное снижение процентных ставок по выдаваемым банками кредитам.
Норма и механизм обязательного резервирования будут использоваться для регулирования денежного предложения и текущей ликвидности банков.
Функции
регулирования текущей
Рассмотрим
динамику основных показателей денежно-кредитной
политики Национального Банка Республики
Беларусь.
Таблица 1. Динамика основных показателей денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Беларусь
Показатель | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2009
/2006+/-,% |
Нормативы
обязательных резервов по привлеченным
средствам в иностранной валюте (%) |
8 | 8 | 7,5 | 6 | -2 |
Нормативы
обязательных резервов по привлеченным
средствам в национальной валюте по средствам физических лиц (%) |
4,5 | 4,5 | 2 | 0 | -4,5 |
Ставка рефинансирования, % | 10,7 | 10,5 | 10,35 | 13,5 | 2,8 |
Средний курс национальной валюты по отношению к долл. США, руб. | 2 144,56 | 2 146,07 | 2 136,29 | 2 792,54 | +30,2 |
Примечание. Источник: [18].
Таким образом, как мы видим, что за 2006-2009 гг. нормативы обязательных резервов по привлеченным средствам снизились, ставка рефинансирования выросла на 2,8%, средний курс национальной валюты по отношению к доллару США снизился на 30,2%.
В январе – октябре
2009 г. монетарная политика проводилась
в соответствии с Основными
направлениями денежно-
В январе – октябре 2009 г. рублевая денежная масса сократилась на 7,8 процента (на 1,59 трлн. рублей) и на 1 ноября 2009 г. составила 18,95 трлн. рублей, широкая денежная масса возросла на 14,7 процента (на 4,55 трлн. рублей) и составила 35,51 трлн. рублей.
Коэффициент монетизации экономики по рублевой денежной массе снизился с 14,4 процента на начало 2009 года до 13,3 процента на 1 ноября 2009 г., по широкой денежной массе увеличился с 21,3 до 24 процентов.
Депозиты физических лиц возросли на 29 процентов (на 3,84 трлн. рублей), депозиты юридических лиц – на 0,7 процента (на 92 млрд. рублей).
В январе – октябре 2009 г. рублевая денежная база сократилась на 4,8 процента (на 0,35 трлн. рублей) и на 1 ноября 2009 г. составила 6,92 трлн. рублей.
На 1 ноября 2009 г. международные резервные активы Республики Беларусь в национальном определении составили 4,74 млрд. долларов США и выросли с начала 2009 года на 1,08 млрд. долларов США, в определении Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда – 4,43 млрд. долларов США и на 1,37 млрд. долларов США соответственно.
На конец 2009 года международные резервные активы в определении Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда оцениваются в размере 4,5 – 5,6 млрд. долларов США.
В 2010 году увеличение рублевой денежной базы (включая рефинансирование банков) оценивается на уровне 36 – 43 процентов, рублевой денежной массы – 35 – 42 процентов, широкой денежной массы – 34 – 42 процентов (приложение). При этом депозиты физических лиц возрастут на 5,6 – 7,2 трлн. рублей, депозиты юридических лиц – на 5,1 – 6,2 трлн. рублей.
Реализация мер денежно-кредитной, налогово-бюджетной и экономической политики позволит в 2010 году увеличить коэффициент монетизации экономики по рублевой денежной массе до 14,6 – 14,8 процента, по широкой денежной массе – до 26,6 – 27,2 процента.
Прогнозируется, что международные резервные активы в определении Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда за 2010 год увеличатся на 0,5 – 1,83 млрд. долларов США.
Денежно-кредитные показатели в 2010 году рассчитаны исходя из прогноза основных параметров социально-экономического развития Республики Беларусь.
При изменении
в течение 2010 года указанных
параметров монетарные показатели будут
формироваться в соответствующих пропорциях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Денежная система - организация денежного обращения в стране, регулируемая государственными законами.
Типы денежных систем формировались по историческим периодам в значительной степени от того, в какой форме функционировали деньги: полноценные (как товар) или как знаки стоимости (бумажные, кредитные). С учетом этого различают:
денежные системы металлического обращения;
денежные системы обращения кредитных и бумажных денег.
Основными элементами, входящими в денежную систему, являются:
Орган, занимающийся регулированием денежного обращения Основополагающим нормативным документом, определяющим цели и задачи развития монетарной сферы в нашей стране, согласно статье 4 Банковского кодекса Республики Беларусь, являются Основные направления денежно-кредитной политики.
Проведение денежно-кредитной политики Республики Беларусь основано на соблюдении следующих основных принципов: обеспечение прозрачности денежно-кредитной политики, что предполагает ясность функционального банка, процедуры принятия и доведения до сведения общественности решений
За 2006-2009 гг. нормативы обязательных резервов по привлеченным средствам снизились, ставка рефинансирования выросла на 2,8%, средний курс национальной валюты по отношению к доллару США снизился на 30,2%.