Кредитная система Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучение денежной системы Республики Беларусь, ее особенностей и основных направления развития.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы денежных систем;
- изучить становление, развитие и современное состояние денежной системы Республики Беларусь;
- выявить проблемы и перспективы развития денежной системы Республики Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
1 Денежная система и ее типы 4
2 Элементы денежной системы 7
3. Денежная система Республики Беларусь и ее развитие 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27

Файлы: 1 файл

курсовая+.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

    Классификация денежных агрегатов, учитывающая специфику  денежного оборота в Беларуси, имеет следующий вид:

    М0 (наличные деньги в обороте) – банкноты и монеты в обращении на руках у физических лиц и в кассах юридических лиц;

      М1 (денежная масса в «узком смысле слова») — наличные деньги в обороте (М0) плюс остатки  средств на счетах до востребования населения, субъектов хозяйствования – резидентов Республики Беларусь;

    М2 (денежная масса в национальном определении) — агрегат М1 плюс срочные депозиты, открытые в банках юридическими и физическими лицами – резидентами Республики Беларусь;

    М2* (рублевая денежная масса) — агрегат М2 плюс средства в ценных бумагах (кроме акций) юридических и физических лиц – резидентов Республики Беларусь – в белорусских рублях;

    М3 (широкая денежная масса) — агрегат М2* плюс переводные и срочные депозиты в иностранной валюте  и депозиты в иностранной валюте и депозиты в драгоценных металлах юридических и физических лиц – резидентов Республики Беларусь [4, с. 46].

    В настоящее время наибольший удельный вес в структуре денежной массы составляют наличные деньги в обращении, на расчетных и текущих счетах юридических лиц, вкладах населения в коммерческих банках (срочных и до востребования). Остальные агрегаты денежной массы находятся в основном в стадии развития. Их значимость будет увеличиваться по мере становления и укрепления механизма хозяйствования.

    Вывод: Основными элементами денежной системы страны являются:

    - наименование денежной единицы;

  • виды денежных знаков;
  • эмиссионный механизм;
  • денежная масса, находящаяся в обращении;
  • порядок обеспечения денежных знаков;
  • структура денежного оборота, регламентация  безналичного и наличного денежного оборота;
  • порядок установления валютного курса;

    государственный орган, осуществляющий  регулирование  денежного обращения и его  механизмы.

    Далее подробнее рассмотрим организацию  денежной  системы Республики Беларусь. 
 

 

3 Денежная система Республики Беларусь и ее развитие 
 

    Основными элементами, входящими в денежную систему, являются:

  • наименование национальной денежной единицы;
  • виды денежных знаков;
  • порядок эмиссии денег;
  • принцип обеспеченности денежных знаков;
  • структура денежной массы;
  • порядок установления валютного курса;
  • орган, занимающийся регулированием  денежного обращения [11,с.155-156].

    Наименование национальной денежной единицы обычно возникает  исторически и закрепляется в  последствии соответствующими законодательными актами.

    До образования  СССР на белорусской территории находились в обращении денежные знаки царской  России. С образованием же советского государства и централизацией  денежной системы рубль стал  денежной единицей всех союзных республик.

    Распад СССР повлек за собой  изменения денежных систем союзных республик, которые обрели суверенитет и стали самостоятельными государствами.

    В 1994 году Национальный банк Республики Беларусь постановил, что единым платежным средством  в стране признается  белорусский рубль, а в налично-денежном обороте – расчетный билет. До этого в обращении находились расчетные билеты Национального банка (многоразовые купоны) и российские рубли.

    Для упорядочения денежного  обращения  и упрощения учет  в республике  было проведено две деноминации (деноминация – это уменьшение нарицательной стоимости денег) – в 1994 и в 1999 году. В результате первой нарицательная стоимость уменьшилась в 10 раз, в результате второй – в 1000 раз.

    В настоящее время  находящиеся в обращении виды денежных знаков в Республике Беларусь представлены банкнотами Национального банка Республики Беларусь. Кроме того, Национальным банком выпускаются юбилейные и памятные монеты.

    Наибольший удельный вес  банкнот, находившихся в обращении  на начало 2010 года, в суммарном выражении приходится на  банкноты достоинством 50 тысяч рублей – 44,2 процента, увеличившись по сравнению с 2006 годом на 7,2 процента.

    Сумма находившихся в обращении банкнот достоинством 100 тысяч рублей  по сравнению  с данными на начало 2010 года увеличилась на 80 процентов  и составила 29,6 процентов. Кроме того, увеличение удельного веса наблюдается по купюрам достоинством  в одну тысячу рублей (19,5 процентов). По банкнотам  достоинством 20, 10 и 5 тысяч, а также 500 рублей произошло снижение удельных весов.  В Годовом отчете Национальный банк подчеркивает, что изменения в купюрном строении производились на основе анализа находящейся денежной массы в обращении и соответствия ее платежеспособному обороту. 

    В целях недопущения  фальшивомонетничества используется целый комплекс  Элементов  защиты  банкнот. Среди них: водяной знак, защитная нить, скрытое (латентное) изображение, совмещающееся изображение, металлографская печать, антикопировальная сетка, микротекст, микроперфорация,  бескрасочное тиснение и т.д.

    Эмиссионный механизм  - это порядок выпуска и изъятия  денег из оборота, денежной эмиссии  и обеспеченности  выпускаемых  в оборот денежных знаков. 

    В настоящее время  поступление в оборот новых безналичных  и наличных денежных знаков  в  оборот возможен только в результате проведения  банками кредитных операций. Исключительным правом  выпуска наличных денег  обладает  центральный банк страны, в условиях Республики Беларусь – Национальный банк. Он осуществляет эмиссию банкнот и монет в форме выпуска их в обращение  путем продажи  банкам через свои расчетно-кассовые центры.

    В настоящее время в Республике Беларусь действует валютная корзина, в основу которой легли три  валюты: евро, доллар и российский рубль. Валютная корзина – это определенный набор валют, по отношению к которому определяется средневзвешенный курс одной валюты. Изначально служила базой определения курса валют на основе перехода от долларового к многовалютному стандарту.

    Государственным органом, который осуществляет регулирование  денежного обращения, является Национальный банк Республики Беларусь. Одна из основных целей его деятельности – защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам. Для этого Национальным банком разрабатывается  комплекс  инструментов денежно-кредитного регулирования, которые используются для  поддержания устойчивости денежной системы.

    Обобщая материал, изложенный в главе, можно  сказать следующее: с распадом СССР и обретением Республикой Беларусь суверенитета на смену советским денежным знакам пришел белорусский рубль. В наличном обороте находятся банкноты Национального банка, кроме того, имеет место эмиссия памятных и юбилейных монет. Купюрное строение – соотношение сумм денежных  знаков  различного достоинства в общей сумме наличных денег – таково, что наибольший удельный вес принадлежит купюрам номиналом в 50 000 белорусских рублей.

    Центральное место среди элементов денежной системы занимает структура денежной массы. В Республике Беларусь все  еще велик удельный вес наличного  денежного оборота, не смотря на активную деятельность по расширению безналичных  расчетов, в первую очередь –  населения. Анализ структуры денежной массы (для характеристики которой используются такие показатели, как денежные агрегаты) позволили выделить основные тенденции, среди которых снижение удельного веса наличных денег в обороте при одновременном увеличении абсолютного значения агрегата М0, а также рост широкой денежной массы в стране с сохранением в целом ее структуры.

    В настоящее время для определения  курса белорусского рубля используется трехвалютная корзина, включающая в  себя такие валюты, как евро, доллар, российский рубль.

    Регулированием  денежного обращения и поддержанием стабильности денежной системы занимается Национальный банк Республики Беларусь[14,с.166-167].

    Вывод: В настоящее  время находящиеся в обращении  виды денежных знаков в Республике Беларусь представлены банкнотами Национального банка Республики Беларусь. Кроме того, Национальным банком выпускаются юбилейные и памятные монеты. Наибольший удельный вес банкнот, находившихся в обращении на начало 2010 года, в суммарном выражении приходится на  банкноты достоинством 50 тысяч рублей – 44,2 процента, увеличившись по сравнению с 2006 годом на 7,2 процента.  Исключительным правом  выпуска наличных денег  обладает  центральный банк страны, в условиях Республики Беларусь – Национальный банк. Он осуществляет эмиссию банкнот и монет в форме выпуска их в обращение  путем продажи  банкам через свои расчетно-кассовые центры.  В настоящее время в Республике Беларусь действует валютная корзина, в основу которой легли три валюты: евро, доллар и российский рубль. Валютная корзина – это определенный набор валют, по отношению к которому определяется средневзвешенный курс одной валюты. Изначально служила базой определения курса валют на основе перехода от долларового к многовалютному стандарту.  Регулированием денежного обращения и поддержанием стабильности денежной системы занимается Национальный банк Республики Беларусь.

    Рассмотрим  сущность денежно-кредитной политики Республики Беларусь и основные ее направления на 2010 год.

    Денежно-кредитная  политика центрального банка любой страны является составной частью единой государственной экономической политики. Ее главная задача - регулирование предложения денег, поддержание покупательной способности национальной валюты.

    Разработка  денежно-кредитной политики опирается  на общие целевые ориентиры экономического развития страны и включает в себя определение стратегических целей и основных задач денежно-кредитной политики на планируемый период (год), разработку мер регулирования направленности денежных потоков, динамики и пропорций денежно-кредитных показателей, конкретизацию направлений совершенствования банковской и платежной систем, их нормативно-правовой базы, развитие рынка ценных бумаг, политику валютного регулирования, направления международного сотрудничества и др.

    Юридическую базу денежно-кредитной политики составляют Основные направления денежно-кредитной политики государства. Этим законодательным документом определяются важнейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государства. В данном документе конкретизированы на планируемый период мероприятия, обеспечивающие достижение поставленных целей, и определены механизмы регулирования и контроля.

    Основные  направления взаимоувязываются  с макроэкономической государственной политикой: прогнозом социально-экономического развития страны на очередной период, бюджетно-налоговой политикой (государственным бюджетом страны на очередной период), с внешнеэкономической политикой (прогнозом платежного баланса страны). В  этих  целях  центральный  банк  взаимодействует  с  министерствами финансов, экономики и внешнеэкономических связей, другими органами государственного управления, коммерческими банками.

    Выделяют  два типа денежно-кредитной политики: денежно-кредитную рестрикция и  денежно-кредитная экспансия. Денежно-кредитная рестрикция  - политика «дорогих денег» - направлена на ограничение денежно-кредитной эмиссии, т.е. ужесточение условий  и ограничение объемов  операций коммерческих банков, повышение уровня процентных ставок. Целями ее являются сдерживание инфляции, улучшение сальдо платежного баланса, сглаживание циклических колебаний и т.д. Обратные ей действия предполагает денежно-кредитная экспансия – так называемая политика «дешевых денег». Ее цели – стимулирование деловой активности и экономического роста, сокращение безработицы [7, с. 116].

    Национальный  банк Республики Беларусь - центральный  банк и государственный орган  Республики Беларусь - действует исключительно  в интересах Республики Беларусь.

    Национальный  банк осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и независим в своей деятельности.

    Национальный  банк подотчетен Президенту Республики Беларусь.

    Подотчетность Национального банка Президенту Республики Беларусь означает:

    • утверждение Президентом Республики Беларусь Устава Национального банка, изменений и (или) дополнений, вносимых в него;
    • назначение Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Председателя и членов Правления Национального банка, освобождение их от должности с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;
    • определение Президентом Республики Беларусь аудиторской организации для проведения аудиторской проверки деятельности Национального банка;
    • утверждение Президентом Республики Беларусь годового отчета Национального банка с учетом аудиторского заключения и распределения прибыли Национального банка.

Информация о работе Кредитная система Республики Беларусь