Кредитная политика государства: теория и реализация

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 21:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – раскрыть сущность, теории и значение кредитной политики её реализация.
Для достижения поставленной цели в работе рассмотрены следующие задачи:
1. Сущность кредитной политики;
2. Цели и методы кредитной политики;
3. Инструменты финансового кредитной политики;
4. Теоретические подходы кредитной политики;
5. Направление кредитной политики;
6. Основные проблемы кредитного регулирования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ...…………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ…………….6
1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ……………………………………………………………………….6
1.2. ТЕОРИЯ ДЕНЕГ…………………………………………………………….11
1.3. МЕТОДЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ……………………...14
1.4. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТЕКЕ………………………………………………………………………21
ГЛАВА II. ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ……..25
2.1. ПОЛИТИКА ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ……………………………..25
2.2. РЕФИНАНСИРОВАНИЕ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ………………...27
2.3. ОПЕРАЦИИ НА ОТКРЫТОМ РЫНКЕ………………………………...…29
2.4. НЕКОТОРЫЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНОЙ СФЕРЫ…………………………………………………………...31
ГЛАВА III. НАПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ…….34
3.1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ……………………………………………………………………...34
3.2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ……….…35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...41

Файлы: 1 файл

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ.doc

— 194.50 Кб (Скачать)

    При нарушении коммерческими банками  банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.

    Очевидно, что использование административного воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.

    Кроме трех основных вышеприведенных инструментов денежной  политики, государство  также иногда использует второстепенное селективное регулирование, которое касается фондовой биржи,  потребительского кредита и увещеваний.

    Дабы  избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, государство устанавливает  предписываемую законом «маржу», т.е. процент от продажной цены ценной бумаги,  который должен быть оплачен при покупке либо наличными либо,  ценными бумагами, в то время как на другую часть может быть выписана долговая расписка.  Маржу повышают при желании  ограничить спекулятивную скупку акций и понижают при желании оживить фондовый рынок.

    Если  государство  хочет  не допустить  увеличения денежной массы, то оно может  всеми возможными средствами отбивать желание брать  потребительский  кредит:  повысит  ставку процента по нему или предпишет делать беспроцентный вклад в центральный банк при  покупке  кредитной карточки.

    Государство в лице центрального  банка  может  влиять  на  банки путем словесного убеждения.  Могут быть политические заявления, общие решения, просто призывы к тому или иному действию. Государство обращается к чувству общественного долга банкиров. В общей форме могут быть сделаны предупреждения  относительно  доступности кредита в   будущем. Иногда увещевания  оказывают определенное  воздействие,  в конце концов ведь банкиры столь же чувствительны к общественному мнению, как и другие.

    На  мой взгляд,  серьезным инструментом являются распространяемые слухи. Хотя это и незаконно,  но ведь сколько всего незаконного можно сделать в стране с нестабильной внутренней обстановкой. Сколько раз я был свидетелям  подобного явления!  Ходили слухи о грядущей реформе, обмене денег,  повышении цен, замораживании вкладов, о письмах, якобы разосланных банкам.  Несомненно, такие слухи влияли на денежное предложение: люди старались избавиться от рублей, долларов или денег вообще, "превратив"  их в товары. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА III. НАПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ 

    3.1 Современные тенденции денежно-кредитной политики.

      Главными особенностями техники  денежно-кредитного регулирования, которое осуществлялось в соответствии с неокейнсианскими рекомендациями, являются изменение официальной учетной ставки центрального банка; ужесточение или ослабление прямого ограничения объема банковских ссуд в зависимости от размеров совокупного спроса и занятости, уровня валютного курса, масштабов инфляции; использование операций с государственными облигациями преимущественно для стабилизации их курсов и понижение цены государственного кредита.

    Принципиальное  отличие техники денежно-кредитного контроля на основе монетаристского подхода состоит во введении количественных ориентиров регулирования, изменение которых обуславливает изменение направления денежно-кредитной политики. Выбор того или иного показателя в качестве ориентира денежно-кредитной политики во многом определяет и главные объекты, и саму технику денежно-кредитного контроля. Такими показателями могут быть как совокупная денежная масса, так и её отдельные агрегаты.

    Особо следует подчеркнуть, что государственные  органы стран с рыночной экономикой в последнее время все чаще используют “ политику развития конкуренции” в банковской сфере, то есть, стимулируют конкуренцию, расчищают для неё место, включая и меры,  Направленные против антиконкурентного сотрудничества. В рамках этой политики находится и предпринимаемые в последние годы действия по  либерализации внутренних и международных финансовых рынков, отмене контроля над процентными ставками и ряда ограничений для банков на проведение сделок на рынках ценных бумаг и на другие виды финансовой деятельности. При этом широкий доступ иностранных банков к местным рынкам рассматривается как необходимый  фактор повышения эффективности последних.  

    3.2 Эффективность кредитно-денежной политики.

    Сильные стороны кредитно-денежной политики:

    Быстрота и гибкость. По сравнению с фискальной политикой кредитно-денежная политика может быстро меняться. Комитет открытого рынка Совета Федеральной резервной системы буквально ежедневно принимает решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влияет на денежное предложение и процентную ставку.

    Слабая  зависимость от политического давления. Например, провести в Государственной  Думе новый налог либо поднять  ставку уже имеющегося  значительно  сложнее, нежели повысить учетную ставку Центрального банка, хотя и в последнем случае ощущается влияние политической среды. По своей природе кредитно-денежная политика мягче и консервативнее в политическом отношении, чем фискальная политика. Изменения в государственных  расходах непосредственно влияет на распределение ресурсов, а налоговые изменения, без сомнения, могут иметь далеко идущие политические последствия. Кредитно-денежная политика, наоборот. Действует тоньше, и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.

    Монетаризм. Большинство экономистов считают как фискальную, так и кредитно-денежную политику действенными инструментами стабилизации, существуют монетаристы, которые полагают, что изменение денежного предложения – ключевой фактор определения уровня экономической активности и фискальная политика относительно неэффективна.

    Недостатки  и проблемы.

    Циклическая асимметрия, т.е. если проводить политику дорогих денег, то будет достигнута такая точка, в которой банки  вынуждены ограничить объем кредитов, что означает ограничение предложения  денег. В то время как политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, т.е. возможность предоставлять ссуды, однако она не в состоянии гарантировать, что последние действительно выдадут ссуды и предложения денег увеличиться. Население тоже может сорвать намерения Центрального банка. Деньги, направленные на покупку у населения облигаций, могут использоваться населением для погашения уже имеющихся ссуд.   Эта циклическая асимметрия является серьезной помехой кредитно-денежной политики лишь во время глубокой депрессии. В нормальные периоды повышение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и тем самым к увеличению денежного предложения.

    Изменение скорости обращения денег. Так, с  точки зрения денежного обращения  общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. В связи с этим некоторые кейнсианцы считают, что скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, чем ликвидирует изменения в последнем, вызванные кредитно-денежной политикой. Иначе говоря, во время инфляции, когда предложение денег ограничивается политикой Центробанка, скорость обращения денег склонно к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, скорость обращения вероятно упадет.

    Влияние инвестиций, то есть действие кредитно-денежной политики может осложниться и  даже временно затормозиться в результате неблагоприятных изменений расположения кривой спроса на инвестиции. Например, политика сужения кредитоспособности банков, направленная на повышение процентных ставок, может оказать слабое влияние на инвестиционные расходы, если одновременно спрос на инвестиции, вследствие делового оптимизма, технологического прогресса или ожидания в будущем более высоких цен на капитал растет. В таких условиях для эффективного сокращения совокупных расходов кредитно-денежная политика должна поднять процентные ставки чрезвычайно высоко. И наоборот, серьезный спад может подорвать доверие к предпринимательству, и тем самым свести на нет всю политику дешевых денег.

    Таким образом, кредитно-денежная политика, проводимая центральным банком как  орудие государственного регулирования  экономики, имеет свои слабые и сильные  стороны. К числу последних, например, относят и дилемму целей кредитной политики, возникающую вследствие невозможности для руководящих учреждений стабилизировать одновременно и денежное предложение, и процентную ставку. Вышесказанное позволяет сделать вывод, что правильное применение указанных рычагов для улучшения экономической ситуации в стране реально лишь при точном планировании и прогнозировании влияния кредитной политики Центробанка на деловую внутригосударственную активность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Таким образом, в данной работе согласно главной цели, поставленной во введении, был проведен анализ кредитной политики, а также согласно задачам курсовой работы можно сделать следующие выводы:

  1. Денежно-кредитная политика является совокупностью мероприятий денежной политики, определяющей изменение денежной массы, и кредитной политики, направленной на регулирование объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей рынка ссудных капиталов. Ее цель заключается в регулировании экономики посредством воздействия на состояние денежного обращения и кредита, ограничения роста денежной массы в обращении и ослаблении инфляционных процессов. В то время как двуединой задачей денежно-кредитной политики является поддержание стабильной покупательной способности национальной валюты по отношению к товарам и услугам, обращающимся на внутреннем рынке (через обеспечение низких темпов инфляции), так и товарам и услугам, обращающимся на мировом рынке (через обеспечение стабильного курса национальной валюты по отношению к иностранным).
  2. Современные модели денежной политики базируются и на кейнсеанских и на монетаристских идеях, так как каждая из данных теорий имеет как ряд положительных, так и ряд негативных моментов. И одной из основных задач государства считается нахождение оптимального сочетания методов регулирования исходя из двух подходов к сущности денег.
  3. Основными методами денежно-кредитной политики являются: учетная и процентная ставка, операции на открытом рынке, установление норм обязательных резервов. Использование данных методов помогает Центральному банку регулировать денежно-кредитную сферу и воздействовать на нее необходимым образом на данном экономическом этапе.
  4. С помощью вышеназванных инструментов центральный банк реализует цели денежно-кредитной политики: поддержание на определенном уровне денежной массы (жесткая монетарная политика) или ставки процента (гибкая монетарная политика), потому что, как удалось выяснить, реализация двух этих целей не может быть осуществлена одновременно. Соответственно, высшие органы власти государства совместно с Центральным банком должны выбрать необходимую на данном этапе денежно-кредитную политику.
  5. Банком России в основном используются такие инструменты как операции на открытом рынке, установление нормы обязательного резерва, учетная ставка, регулирование валютного курса, регулярный выпуск облигаций Банка России, депозитные операции с кредитными организациями. Но их использование Банком России имеет свои особенности. В целях повышения эффективности денежно-кредитной политики Банк России в 2005 году продолжит работу по развитию инструментов регулирования ликвидности, которые в зависимости от ситуации в денежно-кредитной сфере будут активно использоваться как для предоставления ликвидности кредитным организациям, так и для стерилизации свободных денежных средств.
  6. К основным проблемам денежно-кредитного регулирования относятся:
    1. Неэффективное использование конъюнктуры на мировых энерго - сырьевых рынках и беспрецедентный приток в страну иностранного капитала;
    2. Регулирование Банком России развитие денежно-кредитной и валютной сфер с помощью экономических нормативов - ставки рефинансирования и ставки по привлекаемым средствам, нормативов обязательных резервов - имеет чрезвычайно формальный характер;
    3. Преобладание в денежно-кредитной политике инструментов регулирования денежного и валютного рынков.

      Направления денежно-кредитной политики противоречивы: с одной стороны, они способствуют экономическому развитию и росту (снижение инфляции, стабилизация и предсказуемость  курсовой политики, тенденция к снижению ставки рефинансирования), с другой - тормозят экономический рост и не способствуют перераспределению банковского капитала на нужды реального сектора и кредитование населения. Целью денежно-кредитной политики России в условиях не достижения Банком России главной задачи своей деятельности - стабильного экономического роста, основу которого составляет не конъюнктура мировых рынков, а конкурентность и привлекательность отечественной экономики, должно быть обеспечение целенаправленного, эффективного и устойчивого развития и функционирования социальной, экономической и экологической сфер страны на основе эффективного формирования и использования денежных и кредитных ресурсов.

     Основными инструментами кредитно-денежной политики центрального банка являются: операции на открытом рынке, учетная политика, регулирование нормы обязательных резервов коммерческих банков и установление процентной ставки. Для достижения главной цели денежно-кредитной политики (реализация) необходимо найти оптимальное сочетание этих инструментов и проанализировать все возможные последствия их использования. 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

      
  1. Чикарова  М.Ю. К вопросу о сущности денежно-кредитной  политики// Финансы и кредит.-2004.-№20(158).- С.54
  2. Бункина М.К., Семенов А.М. Макроэкономика: Учеб.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Дело и сервис, 2003.-544 с.
  3. Макконел К. Л., Брю С.Л. Экономикс,т2 с-214
  4. Экономика: Учеб./ Под ред. А.С. Булатова.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Экономистъ, 2004.- 896 с.
  5. Финансы. Денежное обращение. Кредит.- М., ПРИОР, 2000.- 176 с.
  6. Общая теория денег и кредита: Учеб./ Под ред. Е.Ф. Жукова.- М.: Банки и биржы, ЮНИТИ, 1995.- 304 с.
  7. Финансы и кредит: Учеб. пособие/ Под ред. А.М. Королевой.- М., Финансы и статистика, 2002.-512 с.
  8. Куликов А.Г. и др. "Кредиты и инвестиции" "Приор", М.1994 г.
  9. Лебедев О.Г., Филиппов Г.Ф., «Основы экономики» Учебное пособие, С-Петербург «МиМ» 1998 г.
  10. К.Р.Макконелл, С.Л.Брю "Экономикс"  "Республика", М. 1993 г.
  11. 10.П.Самуэльсон "Экономика" , М. 1992
  12. http://www.cbr.ru

Информация о работе Кредитная политика государства: теория и реализация