Кредитная политика государства: теория и реализация

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 21:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – раскрыть сущность, теории и значение кредитной политики её реализация.
Для достижения поставленной цели в работе рассмотрены следующие задачи:
1. Сущность кредитной политики;
2. Цели и методы кредитной политики;
3. Инструменты финансового кредитной политики;
4. Теоретические подходы кредитной политики;
5. Направление кредитной политики;
6. Основные проблемы кредитного регулирования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ...…………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ…………….6
1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ……………………………………………………………………….6
1.2. ТЕОРИЯ ДЕНЕГ…………………………………………………………….11
1.3. МЕТОДЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ……………………...14
1.4. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТЕКЕ………………………………………………………………………21
ГЛАВА II. ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ……..25
2.1. ПОЛИТИКА ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ……………………………..25
2.2. РЕФИНАНСИРОВАНИЕ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ………………...27
2.3. ОПЕРАЦИИ НА ОТКРЫТОМ РЫНКЕ………………………………...…29
2.4. НЕКОТОРЫЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНОЙ СФЕРЫ…………………………………………………………...31
ГЛАВА III. НАПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ…….34
3.1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ……………………………………………………………………...34
3.2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ……….…35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...41

Файлы: 1 файл

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ.doc

— 194.50 Кб (Скачать)

  РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

  МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ

  ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

  ГОУ ВПО ТЮМЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

  НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

 

Кафедра финансов и кредита 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по  дисциплине «Деньги, Кредит, Банки»

на  тему:

КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА ТЕОРИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ ...…………………………………………………………………….3

ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ…………….6

1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ……………………………………………………………………….6

1.2. ТЕОРИЯ ДЕНЕГ…………………………………………………………….11

1.3. МЕТОДЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ……………………...14

1.4. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ПОДХОДЫ К ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТЕКЕ………………………………………………………………………21

ГЛАВА II. ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ……..25

2.1. ПОЛИТИКА  ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ……………………………..25

2.2. РЕФИНАНСИРОВАНИЕ  КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ………………...27

2.3. ОПЕРАЦИИ НА ОТКРЫТОМ РЫНКЕ………………………………...…29

2.4. НЕКОТОРЫЕ  АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ  ДЕНЕЖНОЙ СФЕРЫ…………………………………………………………...31

ГЛАВА III. НАПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ…….34

3.1. СОВРЕМЕННЫЕ  ТЕНДЕНЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ……………………………………………………………………...34

3.2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ  КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ……….…35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...41 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

      Денежно - кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

      Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую  активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.

      Денежно-кредитная  политика - очень действенный инструмент воздействия на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства  субъектов системы бизнеса. Хотя при этом и происходит ограничение рамок их экономической свободы (без этого вообще невозможно какое-либо регулирование хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом.

      В идеале денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью приходится решать и более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи.

      Нельзя забывать и о том, что денежно-кредитная политика - чрезвычайно мощный, а потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из кризиса, но и не исключена и печальная альтернатива - усугубление сложившихся в экономике негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты. В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства. Без верной денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, экономика не может эффективно функционировать. Конкретные методы и инструменты кредитно-денежной политики Центрального банка определены законом о Банке России и отличаются большим разнообразием. Центральному банку предоставлены самые широкие полномочия и полная самостоятельность в вопросе о выборе методов и мероприятий по денежно-кредитному регулированию экономики страны в рамках действующего законодательства.

      Отцом кредитно-денежной политики признан  Милтон Фридман, лауреат Нобелевской  премии, видный экономист современности. Его теориями пользуются многие правительства, в том числе правительство  Англии, на его теории была построена Рэйганомика. Многие ставят его в один ряд с Адамом Смитом, Маршаллом, Кейнсом, Леонтьевым.

      Сегодня в России рациональная денежно-кредитная  политика призвана минимизировать инфляцию, способствовать устойчивому экономическому росту, поддерживать курсовые соотношения валютного курса, на экономически обоснованном уровне, стимулируя развитие ориентированных на экспорт и импортозамещающих производств, существенно пополнить валютные резервы страны. Задача это достаточно сложная. Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может осуществляться успешно лишь в том случае, если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер деятельности частных институтов, так как в развитой рыночной экономике именно они являются базой всей денежно-кредитной системы. Это регулирование осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях.

      Цель  курсовой работы – раскрыть сущность, теории и значение кредитной политики её реализация.

      Для достижения  поставленной цели в  работе рассмотрены следующие задачи:

  1. Сущность кредитной политики;
  2. Цели и методы кредитной политики;
  3. Инструменты финансового кредитной политики;
  4. Теоретические подходы кредитной политики;
  5. Направление кредитной политики;
  6. Основные проблемы кредитного регулирования.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 

1.1. Определение и  основные цели  денежно-кредитной  политики

      Теории  спроса и предложения денег, равновесие на денежном рынке являются научной  основой для проведения государством обоснованной, взвешенной кредитно-денежной политики, направленной на стабилизацию экономического развития.

      Совокупность  государственных мероприятий в  области денежного обращения  и кредита называется денежно-кредитной  политикой.

      Денежно-кредитная  политика представляет собой комплекс мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса. Денежно-кредитная политика служит одним из важнейших методов вмешательства государства в процесс воспроизводства.

      Современные экономические словари и глоссарии  дают следующее определение понятия  денежно-кредитной политики:

           Денежно-кредитная  политика в экономической литературе чаще всего определяется, как политика центрального банка, воздействующая на количество денег в обращении. Согласно комментариям к федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банка России)», денежно-кредитная политика определяется, как составная часть единой государственной экономической политики, проявляющаяся в  воздействии на количество денег в обращении с целью достижения стабильности цен, обеспечения максимально возможной занятости населения, а также роста реального объема производства. Более точную трактовку данной категории проводит Симановский А.Ю.. Монетарная политика определятся им, как «управление денежным предложением или создании условий для  доступа экономических субъектов к кредитам и (или) под процентную ставку, соответствующую определенным экономическим целям». В отличие от первого определения, второе подчеркивает возможность влияния денежно-кредитной политики не только на сферу обращения, но и на сферу производства.1

      В зарубежной литературе денежно-кредитная  политика подразделяется на «узкую», обеспечивающую стабильность национальной валюты посредством проведения валютных интервенции, изменения уровня учетной ставки. А также других инструментов, оказывающих влияние на состояние национальной денежной единицы. И «широкую», непосредственно воздействующую на объем денежной массы в обращении. Эти меры должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены.2

      Денежно-кредитная  политика является лишь одним из элементов  экономической политики. Следовательно, её стратегические цели являются частью глобальной стратегии, которая определяется высшими органами страны. Как элемент системы денежно-кредитная политика лишь способствует достижению установленной общей цели. Сама по себе она не в состоянии привести к желаемым результатам.

      Разработка  стратегии денежно-кредитной политики предполагает два этапа: определение её основной конечной цели; определение промежуточной цели и полномочий, которые могут быть делегированы монетарным властям.

  Цели денежно-кредитной политики, воспринимаемые как её стратегия, поддаются классификации: по границам действия -внутренние и внешние, по времени действия - промежуточные и конечные. Разграничение внутренних и внешних, промежуточных и конечных целей не должно восприниматься как абсолютное их противопоставление. На самом деле существует лишь общая денежно-кредитная политика, предполагающая наличие тесных связей между ними, в значительной степени взаимообуславливаемых и взаимозависимых.

      Экономическая политика должна установить для себя определенную иерархию целей. Если борьба с инфляцией или утверждение на внешних рынках выбираются в качестве приоритетных целей, то только за счет отказа от высоких темпов роста или полной занятости. Одновременное достижение всех целей невозможно. Среди конечных целей существует одна, ответственность за реализацию которой лежит на центральном банке: борьба с инфляцией для сохранения внутренней и внешней стоимости национальной валюты. Эта задача решается в основном путем развития рыночных механизмов финансирования инвестиций, основывающихся преимущественно на увеличении сбережений стабильного характера, а не на эмиссии денежных активов. Денежно-кредитная политика не может бороться с неденежными причинами инфляции. Структурные и социологические факторы должны устраняться другими средствами экономической политики (политикой доходов, политикой промышленно-торговых структур и т.д.).3

      Для того чтобы денежно-кредитная политика была эффективной, должны быть сформулированы два аспекта её функции: сама промежуточная  цель; признак, показывающий, что проводимая политика соответствует преследуемой цели. Стратегия денежно-кредитной политики может выражаться в двух категориях количественных целей: количестве денег и объеме кредитов. В различных странах отмечается многообразие промежуточных целей. Большинство развитых стран обращаются к целям количественных изменений денежной массы. Круг составляющих понятие "денежная масса" чрезвычайно широк: от непосредственных платежных средств до более широких агрегатов, включающих ликвидные или краткосрочные размещения денег. Целесообразнее принять кредитную цель или иногда денежную цель совмещать с нею. Реализация кредитных целей оказывается тем проще, чем значительнее задолженность экономических агентов перед банками как основным источником финансирования экономики.

      Наряду  с конечными и промежуточными целями денежно-кредитная политика может преследовать также и селективные цели, заключающиеся в ориентации кредитного процесса на приоритетные направления. Эти цели в равной степени могут касаться: экономического сектора (жилищное строительство, сельское хозяйство и т.д.); экономической функции (производительные капиталовложения, экспорт и т.д.); экономического агента (мелкие и средние предприятия, кооперативы, предприятия, находящиеся в затруднительных ситуациях); конкретной продукции (автомобили, бытовая техника, зерновые культуры и т.д.); видов кредитов (инвалютные авансы).

Информация о работе Кредитная политика государства: теория и реализация