Контрольная работа по "Деньгам, кредитам, банкам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 15:23, контрольная работа

Краткое описание

1 Натуралистическая и капиталотворческая теория кредита
2 Государственные ценные бумаги и операции с ними

Файлы: 1 файл

Контрольная работа ДКБ - исправ.docx

— 41.58 Кб (Скачать)

  Также он выдвинул положение о том, что  создаваемые банками кредитные  деньги являются производительным капиталом. Они создают кредитные орудия обращения и тем самым обеспечивают условия для превращения товарного  капитала в денежный, временно свободная  часть которого затем принимает  форму ссудного капитала.

  И. Шумперт и А. Ган., как и все  представители капиталотворческой теории кредита, сильно преувеличивали роль кредита и банков в развитии капиталистического производства. И. Шумперт  считал, что расширенное воспроизводство  начинается с создания банками дополнительной покупательной силы, т.е. кредитование капиталистических предприятий  за счет депозитной эмиссии как единственного  источника финансирования прироста производственных мощностей. Благодаря  банкам, как утверждал И.Шумперт, создаются для всех, кто обладает талантом предпринимателя, независимо от унаследованного богатства, равные возможности преуспевания в предпринимательской деятельности. Талант предпринимателя достигает успеха благодаря кредиту банка.

  Причину образования капитала А. Ган видел  в кредитовании. По этому поводу он писал: «Образование капиталов не есть следствие сбережений, а кредита; кредит предшествует капиталообразованию». И далее: «Без кредитования не могли  бы производиться никакие капитальные  блага, не могло ба происходить капиталообразование  в смысле образования средств  производства…».

  По  мнению этих экономистов, банки являются не столько посредниками в кредите, сколько создателями кредита  и капиталов. Посредником банк выступает  только тогда, когда источником ссуд являются реальные вклады. Если же источник ссуд –депозитная эмиссия, то они  становятся создателем кредита и  капитала. Поскольку в последнем  случае активные операции формально  предшествуют пассивным, то они делают вывод о том, что примат принадлежит  не пассивным, а активным операциям. Такое понимание роли банков ошибочно. Предоставление банками ссуд за счет депозитной эмиссии, если рассматривать  его неформально, а по существу, так  же является посреднической функцией. Оно отличается от предоставления ссуд за счет реальных вкладов только последовательностью  операций и тем, что сопровождается созданием дополнительных платежных  средств.

  Когда источником ссуд являются реальные вклады, у вначале банка возникают  обязательства по отношению к  вкладчикам, а затем, когда отдаются деньги в ссуду, возникают требования к должникам. При кредитовании за счет депозитной эмиссии требования и обязательства возникают одновременно. При кредитовании в форме овердрафта кредит предоставляется в момент оплаты банком обязательств клиентов-должников. Вследствие этого у банков возникают  требования к клиентам-должникам  и обязательства по отношению  к тем клиентам, на счета которых  перечисляются деньги. Аналогично осуществляется и кредитование предварительным  зачислением ссуды на текущий  счет клиента. До использования ссуды  должником взаимная задолженность  банка и клиента равна нулю. Когда ссуда используется должником, то одновременно с требованием банка  к должнику возникает обязательство  по отношению к клиенту, на счет которого перечислена ссуда.

  Таким образом, при кредитовании как за счет реальных вкладов, так и за счет депозитной эмиссии, источником кредита  являются средства клиентов, роль банков сводится к посредничеству.

  Следовательно, производство развивается не потому, что банки создают кредит, а  наоборот, банки могут создавать  кредит потому, что развивается производство и возникает в связи с этим потребность в кредите. Если же банки  осуществляют кредитование независимо от потребностей производства в нем, как это имеет место при  кредитовании государства для покрытия его непроизводительных расходов, то оно неизбежно ведет к избыточному  росту платежных средств и  их инфляционному обесценению.

  К. Маркс писал, что развитие капиталистического производства было бы невозможно без  системы кредита, но «… не следует  создавать никаких мифических представлений  о производительной силе кредита, поскольку  он лишь предоставляет в распоряжение денежный капитал или приводит его  в движение».

  Проведенный анализ кредита показал, что не существует полноценной теории кредита, которая  объясняла все его процессы и  охватывала все его категории. Каждая из теорий характеризовала кредитные  отношения с точки зрения отдельно периода времени и противоречиями, которые несла каждая конкретная ситуация. Натуралистическая теория объектом кредита видела натуральные, то есть не денежные вещественные блага. Трактовали кредит как способ перераспределения  материальных ценностей в натуральной  форме, тогда как на самом деле кредит есть движение ссудного каптала. Отождествляя ссудный капитал и  действительный капитал, натуралисты  не понимали не только роли кредита  и его создателя –банков, но и  его действительного характера, в силу которого кредит может способствовать как расширению капиталистического производства, так и обострению его  противоречий.

  При всех своих негативных сторонах натуралистическая  теория имела ряд позитивных аспектов: натуралисты правильно считали, что кредит не создает реального  капитала, который образуется в процессе производства, не преувеличивали его  роли, подчеркивали зависимость процента от колебания и динамики прибыли. Таким образом натуралистическая  теория содержала противоречивые трактовки  кредита.

  Что касается капиталотворческой теории кредита, то она напротив рассматривала кредит как средство способное привести в движение все неиспользуемые возможности  страны.  Предполагали, что кредит и деньги –это богатство, т.к. акции, облигации, чеки могут быть обменены на деньги, а банки создают капитал  через свои активные операции. Представители  этой теории не понимали, что размеры  банковского кредита определяются условиями капиталистического воспроизводства, а не собственным желанием банков устанавливать объемы ссудных операций. Таким образом как натуралистическая, так и капиталотворческая теории кредита рассматривали кредит обособленно  от других экономических категорий  и объясняли его природу однобоко, в соответствии с условиями породившими  создание данных теорий.  
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Государственные ценные бумаги и операции с ними
 

     Государственные ценные бумаги - это форма существования  государственного внутреннего долга; это долговые ценные бумаги, эмитентом  которых выступает государство.

     Государственные ценные бумаги в Российской Федерации  являются наиболее цивилизованным рыночным способом формирования государственного долга. Они обеспечивают кассовое исполнение государственного бюджета путем  покрытия коротких разрывов между доходами и расходами, возникающими из-за несовпадения во времени налоговых поступлений  и расходов бюджета. Кроме того, они  выступают при проведении денежно-кредитной  политики государства регулятором  не только денежного обращения, но и  развития экономики в целом, могут  выступать в качестве залога по кредиту, представленному Центральным банком Российской Федерации Правительству  Российской Федерации, по ссудам, взятыми  коммерческими банками у Центрального банка Российской Федерации, а также  по кредитам, получаемым предприятиями  в коммерческих банках. Посредством  вложения денег в государственные  ценные бумаги мобилизуются средства для финансирования целевых государственных  и местных программ, имеющих важное социально-экономическое значение.

     Российский  рынок государственных ценных бумаг  имеет недолгую историю. Прежде выпускались  государственные выигрышные займы, приспособленные для обращения  в условиях плановой социалистической экономики. В настоящее время  рынок государственных ценных бумаг  представлен несколькими видами государственных долговых обязательств, которые во многом еще несут черты  переходного этапа к рынку.

     По  своей экономической сути все  виды государственных ценных бумаг  являются долговыми ценными бумагами, но на практике каждая самостоятельная  государственная ценная бумага получает свое собственное название, позволяющее  отличать ее от других видов облигации. Обычно кроме термина "облигация" используются термины "казначейский вексель", "сертификат", "заем" и др. Каждая страна использует свою терминологию для выпускаемых государственных  ценных бумаг.

     Ценные  бумаги государства имеют, как правило, два очень крупных преимущества перед любыми другими ценными  бумагами и активами.

     Во-первых, это самый высокий относительный  уровень надежности для вложенных  средств и соответственно минимальный  риск потери основного капитала и  доходов по нему.

     Во-вторых, - наиболее льготное налогообложение  по сравнению с другими ценными  бумагами или направлениями вложений капитала. Часто на государственные  ценные бумаги отсутствуют налоги на операции с ними и на получаемые доходы.

     Размещение  государственных ценных бумаг обычно происходит через центральные банки  или министерства финансов. Основными  инвесторами в зависимости от вида выпускаемых облигаций являются: население, страховые компании, банки, инвестиционные компании и фонды.

     Государственные ценные бумаги могут быть в бумажной (бланковой) или безбумажной формах, то есть в виде записей на счетах в уполномоченных депозитариях. Имеется  четкая тенденция к увеличению выпуска  государственных ценных бумаг в  безбумажной форме.

     Государственные ценные бумаги размещаются разнообразными методами: это аукционные торги, открытая продажа всем желающим по установленным  ценам, закрытое распространение среди  определенного круга инвесторов и т.д.

     Государственные ценные бумаги (ГЦБ), как правило, занимают ведущее место на рынке облигаций, где их доля доходит до 50%, а значит и на всем рынке ценных бумаг, поскольку  на последнем преобладают облигации. В структуре ГЦБ наибольший удельный вес имеют среднесрочные и  долгосрочные облигации, но по отдельным  странам имеется значительный разброс  показателей, характеризующих место  и структуру рынка ГЦБ.

     Каждая  страна имеет свою сложившуюся историю  и практику рынка ГЦБ, что находит  отражение в видах и формах выпускаемых государственных облигаций, масштабах национального рынка  облигаций и его участниках, порядке  размещения облигаций и особенностях их налогообложения и т.д.

     Государственные ценные бумаги можно классифицировать:

     1. По виду эмитента:

     - ценные бумаги федерального правительства;

     - муниципальные ценные бумаги  или ценные бумаги других уровней  государственного управления;

     - ценные бумаги государственных  учреждений;

     - ценные бумаги, которым придан  статус государственных.

     2. По форме обращаемости:

     - рыночные ценные бумаги, которые  могут свободно перепродаваться  после их первичного размещения;

     - нерыночные, которые не могут  перепродаваться их держателями,  но могут быть через определенный  срок возвращены эмитенту.

     3. По срокам обращения:

     - краткосрочные, выпускаемые на  срок обычно до 1 года;

     - среднесрочные, срок обращения  которых растягивается на период  обычно от 1 до 5 - 10 лет;

     - долгосрочные, т.е. имеющие срок  обращения обычно свыше 10 - 15 лет.

     4. По способу выплаты (получения)  доходов:

     - процентные ценные бумаги (процентная  ставка может быть фиксированной,  т.е. неизменной на весь период  существования облигации; плавающей  и ступенчатой);

     - дисконтные ценные бумаги, которые  размещаются по цене ниже номинальной,  и эта разница (дисконт) образует  доход по облигации;

     - индексируемые облигации, номинальная  стоимость которых возрастает, например, на индекс инфляции;

     - выигрышные, доход по которым  выплачивается в форме выигрышей;

     - комбинированные облигации, по  которым доход образуется за  счет комбинации ранее перечисленных  способов.

     Государственные ценные бумаги могут выполнять такие  функции как: налоговое освобождение, обслуживание государственного долга, финансирование государственных доходов. Они бывают:

     Государственные долгосрочные обязательства;

     Государственные краткосрочные бескупонные обязательства;

     Облигации государственного сберегательного  займа;

     Государственные казначейские векселя;

     Облигации внутреннего валютного займа  и т.д.

     Рассмотрим  особенности отдельных видов  государственных ценных бумаг.

     Государственные краткосрочные обязательства (ГКО) обращаются с 1992 года. Они весьма доходны  – в отдельные периоды их доходность достигала 500% годовых. ГКО приобретают  в основном банки и финансовые компании. Краткосрочные обязательства (КО) в основном использовались для  зачета налогов предприятиям. Их выпуск составлял в среднем 30% эмиссии  ГКО. С помощью КО были решены многие проблемы финансирования государственного бюджета. Но так как они бесконтрольно  перепродавались, государство не могло  контролировать их рынок. Наблюдалась  высокая доходность спекулятивных  операций. Денег на нем было гораздо  больше чем обязательств. Это было связано с тем, что купив КО, можно было получить налоговое освобождение, а также с тем, что номинал  КО был в пять раз ниже их рыночной цены.

Информация о работе Контрольная работа по "Деньгам, кредитам, банкам"