Коммерческие банки РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 18:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы. Целью курсовой работы является анализ действующей практики предоставления услуг коммерческими банками в Республики Казахстан. Анализ депозитного рынка РК, кредитоспособности, анализ автоматизированных процессов в банках. Рассмотрены пути решения проблем, возникающих на рынке банковских услуг.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………….………………………………………2

Теоретические аспекты предоставления услуг коммерческими банками……………………………………………………………………..6
Сущность банковских услуг и продуктов…………………………6
Классификация банковских услуг…………………………………10
Анализ действующей практики предоставления услуг
коммерческими банками в РК…………………………………………….21
Депозитный рынок на современном этапе………………………..21
Анализ кредитной деятельности банка……………………………43
Особенности обслуживания банковских карточек………………56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………81

Файлы: 1 файл

kommercheskie-banki-rk.doc

— 210.50 Кб (Скачать)

Условием кредитования является заключение договоров между банком и заемщиком, предусматривающие определенные обязательства и права каждой стороны кредитной сделки, экономическую ответственность сторон. Прежде всего, заключается кредитный договор или кредитное соглашение, договор залога и другие договора заключаются в рамках кредитного соглашения (договора).

В РК существует ряд базовых законов, которые являются основой правового регулирования кредитно-банковской деятельности. Это Конституция РК, Гражданский Кодекс РК, Закон «О Национальном Банке РК», Закон «О банках и банковской деятельности в РК», Указы Президента РК, международный договора (соглашения), заключенные РК, постановления и нормативные акты Национального Банка, издаваемым на основании и во исполнение законодательных актов и указов Президента РК по вопросам, отнесенным к его компетенции.

Банк-кредитор вправе по отношению к заемщику, не выполняющему свои обязательства по кредитному договору:

      • не предоставлять новых кредитов;
      • обращать взыскание на денежные средства, имеющиеся на любых счетах заемщика (в случае, если это оговорено в кредитном договоре);
      • обратиться с исковым заявлением в суд о признании неплатежеспособного заемщика банкротом в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

На претензии  иски банков к заемщикам по ненадлежащему  исполнению условий кредитных договоров  сроки давности не распространяются.

Ставки процентов, а  также за оказание банковских услуг  устанавливаются самостоятельно. Запрещается  предоставление льготных условий лицам, связанным с банком особыми отношениями.

Банковский кредит юридическим  и физическим лицам осуществляется при строгом соблюдении определенных принципов, которые являются главным элементом системы кредитования, поскольку отражают сущность и содержание кредита. Совокупное применение на практике всех условий банковского кредита позволяет соблюсти как общегосударственные интересы, так и интересы обеих сторон кредитной сделки (кредитора и заемщика).

Процесс кредитования связан с действием  многочисленных факторов риска, способных  повлечь за собой несвоевременность  погашения ссуды, что ухудшит  положение банка. Поэтому банк уделяет особое внимание изучению кредитоспособности заемщика и оценки рисков, сопровождающих данный кредит. Основной целью изучения кредитоспособности является определение способности и готовности заемщика вернуть ссуду в соответствии с условиями договора. Банк не только оценивает кредитоспособность клиента  на определенную дату, но и прогнозирует его финансовую устойчивость на перспективу. Анализ кредитоспособности заемщика начинается с анализа источников погашения кредита.

    С развитием рыночных  отношений возникла необходимость принципиально нового подхода к определению кредитоспособности и финансовой устойчивости  предприятий с учетом зарубежного опыта, чему способствует, в частности, введение новых форм бухгалтерского баланса. Принятая группировка статей позволяет осуществить достаточно глубокий анализ кредитоспособности.

      Также используется  «правило пяти си», где критерии  отбора клиентов обозначены словами,  начинающимися на букву «си»:

  • character (характер заемщика);
  • capital (капитал);
  • capacity (финансовые возможности);
  • collateral (обеспечение);
  • conditions (общие экономические условия).

    При анализе «характера»  заемщика банк стремится установить, является ли заявитель серьезной  компанией, предпринимающей все  усилия для выполнения своих  обязательств, и имеет ли заемщик достаточный опыт в своем бизнесе, какие суждения  о заемщике в деловых кругах, уровень менеджмента.

    Анализ «капитала» показывает, сколько и какой капитал имеется  у заемщика (собственный капитал,  привлеченный капитал, оборотный  капитал и внеоборотный капитал).

   Финансовые возможности  – способность заемщика погасить  кредит и другие задолженности  в установленные договором сроки.

     Под «общими экономическими  условиями» понимается экономическое,  политическое, социальное положение  в стране.

    Анализ информационной  базы о  клиенте должен включать  комплексную оценку сведений  о клиенте полученную от деловых  партнеров, данные отчетов специализированных  агентств, анализ финансовой отчетности, личные впечатления банкира, сложившиеся  при беседе с клиентом. Эта комплексная оценка данных составляется в экспертное заключение. На основании финансовой отчетности вычисляются финансовые показатели, характеризующие прошлое и текущее финансовое положение заемщика и тенденцию развития. В практике кредитного анализа  применяются следующие показатели:

  1. коэффициент абсолютной ликвидности;
  2. коэффициент срочной ликвидности;
  3. коэффициент текущей ликвидности;
  4. коэффициент покрытия;
  5. оборачиваемость всех активов;
  6. оборачиваемость основного капитала;
  7. оборачиваемость дебиторской задолженности;
  8. оборачиваемость кредиторской задолженности;
  9. норма прибыли;
  10. оборачиваемость товарных запасов.

         Кроме финансового  анализа, в экспертное заключение  вносятся данные о руководителях  предприятия, маркетинговые исследования  (сведения о конкурентах, коньюктура  рынка и др.) и в итоге делается вывод о финансовом положении заемщика.

          Кредитоспособность  заемщика определяется одинаково,  как при внутреннем кредитовании, так и при внешнем кредитовании  с той лишь разницей, что при международном кредитовании банки учитывают такие риски как:

  • валютно-курсовой риск (возможность понижения или повышения курса валют, в котором был выдан кредит);
  • страновой риск (или политический, включающий в себя опасность сильного изменения экономических, политических условий в  стране заемщика, что может негативно сказаться на его возможности возвратить долг);
  • риск введения валютного контроля (местные власти могут ужесточить валютный контроль, которое может иметь разрушительное воздействие на способность заемщика вернуть долг зарубежному банку).

 

2.3. Особенности обслуживание банковских  карточек        

 

Совершенствование экономического механизма  в условиях перехода к рынку предъявляет  все более высокие требования к функционированию системы денежного обращения, организации расчетного и кассового обслуживания частных лиц.

В этих условиях вопросы автоматизации  и механизации приобретают особую актуальность.

В настоящее время на основе широкого использования автоматизации ставится задача, имеющая народно-хозяйственное значение: в целях оптимизации налично-денежного оборота, снижения издержек государства по организации денежного оборота, рационального использования свободного времени населения, обеспечить максимальное привлечение во вклады денежных средств населения.

Основными целями создания принципиально  новой системы банковского обслуживания населения являются:

  • значительное снижение затрат, связанных с налично-денежным оборотом;
  • создание условий для интенсивного и полного аккумулирования свободных денежных средств населения и максимальный народно-хозяйственный и внутрисистемный эффект от использования аккумулированных средств;
  • создание новых технологий платежного населения, гарантирующих максимальную мобильность денежных потоков при минимальной трудоемкости;
  • установление эффективного и оперативного государственного учета доходов и расходов населения;
  • обеспечение безопасности личных денежных средств населения.

Поэтапная разработка и реализация программных безналичных расчетов предполагает, что на первом этапе необходимо расширить безналичные расчеты через коммерческих банков, в частности, практики выплаты зарплаты.

Следующий этап – это  внедрение магнитных и микропроцессорных  пластиковых карт, а затем –  электронных систем платежей и расчетов.

В нашей республике разработана концепция создания комплексной автоматизированной системы безналичных расчетов населения. Кроме вопросов безналичных расчетов за товары и услуги в концепции комплексно рассмотрена проблема банковского обслуживания населения. Концепция предусматривает возможность идеологического и технического единства различных банковских систем, что является обязательным условием создания единой общегосударственной системы денежного обращения и гарантией высокой рентабельности любого банка.

В деятельности банков западных стран практически не осталось таких областей и видов операций, куда бы ныне не вторглись компьютеры и другая электронная техника.

Автоматизация широко затронула многие традиционные технические виды банковского  обслуживания клиентов, такие например, как инкассирование чеков, оплата счетов, перевод средств и т.д. Новая техника применяется при обработке денежных и бухгалтерских документов, а также для коммуникационной взаимосвязи банков со своими отделениями, филиалами и другими кредитными институтами. Кроме того, она используется банками для сбора, накопления, хранения, обработки анализа, передачи на расстояние и предоставления клиентам разнообразной информации о кредитных сделках, денежных платежах и расчетах и т.д., а также возможных сведениях о конъюнктуре рынков, состоянии экономики и многих других.

Процесс автоматизации  разворачивается в кредитно-финансовой сфере на нескольких уровнях.

При осуществлении балансовых операций и Нарбанк все больше использует современные компьютерные системы и новые информационные технологии.

По данным за 1999 г. в  учреждениях банка республики функционировало 4653 рабочих станций, 659 модемов, 1432 источников бесперебойного питания, оргтехника была представлена 81 ксероксом и 54 факсоаппаратами. Уровень автоматизированности учреждений Нарбанка по сотоянию на 1 марта 2000 года составил 75%. Это позволило значительно ускорить обмен информацией между структурными звеньями, повысить скорость и качество расчетов по банковским операциям.

Наибольший прогресс в области автоматизации расчетов в 1999 году достигнут по операциям со вкладами населения, являющимися профилирующим для Нарбанка.

В процессе формирования системы электронных денежных расчетов на Западе была создана организация ISO (International Standarts Organization), которая разработала определенные стандарты на внешний вид пластиковых карт; порядок нумерации (образования) счетов; формат магнитных полос; формат сообщения, посылаемого владельцу карточки о его операциях. Членами ISO являются такие крупные эмитенты карточек, как VISA, Master Card, American Express.

Западные экономисты считают, что пластиковые карточки являются важнейшим элементом так  называемой «технологической революцией»  в банковском деле. И это так. Именно пластиковые карточки в ряде случаев  выступают ключевым элементом электронных банковских систем.

Полнота функций платежной системы  современного государства определяется наличием такого платежного инструмента, как пластиковые карточки различных  моделей и назначения. По технологии обработки – кредитные, дебетные, предварительской оплаты, электронного кошелька.

Основное различие между дебетовой  и кредитовой технологиями заключается  в том, что дебетная технология работает с расчетным счетом клиента, а  вторая с кредитным.

В мире имеется три основных системы карточек VISA, Master Card / Europay и American Express, и все они в настоящее время обслуживаются в Казахстане.

В конце 1993 г. Alembank первым в Казахстане приступил к обслуживанию карточек VISA, а в 1994 г. Master Card.

Вот уже 5 лет Народный банк приступил к выпуску собственных карточек Master Card. Здесь практикуются в основном «зарплатные» карточки для физических лиц, когда заключается договор с предприятием о начислении зарплаты на карточки. По этим карточкам можно погашать задолженности по краткосрочным (1-3 лет) кредитам и получить под залог деньги авансированного займа, который тоже широко используется (практикуется) в настоящее время.

Кроме дебетных и кредитных карточек существуют «электронные кошельки». У  нас в Республике «электронные кошельки» использует Мунайавтоматика для оплаты бензина на бензоколонках.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Банковский рынок Казахстана является рынком несовершенной конкуренции, в котором важное значение имеет  дифференциация товара, т.е. выделение  банковского продукта данного  банка при помощи улучшения качества, росте известности, как о самом существовании товара, так и о его достоинствах и преимуществах.

 В этих условиях банки  стремятся усилить свою известность  путем различных способов рекламы  и улучшить свою репутацию  путем каких-либо мероприятий по связям с общественностью.

Они часто участвуют в качестве спонсоров в различных значительных мероприятиях, происходящих в нашей  республике, проводят собрания акционеров, составляют годовые отчеты, издают рекламные проспекты и буклеты, тратят значительные суммы на теле- и радиорекламу. Но я рискну предположить, что для увеличения клиентуры необходимо по крайней мере время, так как из-за нестабильности экономической и политической ситуации, небольшого промежутка времени работы банков, колебаний отечественной валюты по сравнению иностранными и других аналогичных характеристик, потребители боятся доверять свои деньги кому бы то ни было. Кроме того законодательная база сама зачастую ограничивает рынки сбыта.

Информация о работе Коммерческие банки РК