Экономические основы банковской системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 18:28, курсовая работа

Краткое описание

Банковская система является неотъемлемой составляющей экономической системы любой страны.
Банковская система – одна из важнейших структур рыночной экономики.
Развитие банков, товарного производства и обращения шло параллельно и тесно переплеталось.
При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуя хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда.
Практическая роль банковской системы определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам.

Оглавление

Введение
1. Экономические основы банковской системы РФ
1.1.История возникновения и роль банковской системы
1.2 Сущность и функции банковской системы РФ
1.3 Структура банковской системы РФ
2. Роль Центрального Банка в рыночной экономике.
2.1. Денежно-кредитная политика центральных банков
2.2 Роль Центрального Банка Росси в условиях рыночной экономики
3 Тенденции развития банковской системы РФ
3.1 Развития банковской системы во время мирового финансового кризиса 2008-2009гг'
3.2 Банковская система после кризисного падения
3.3 Кредитный портфель банковской системы РФ к 2015 году
Заключение

Файлы: 1 файл

Пример курсовой.doc

— 227.00 Кб (Скачать)

В 2005 году Банк России будет следовать принципам единой государственной денежно-кредитной политики и политики валютного курса, сформировавшимся в последние два года. Снижение инфляции до запланированного уровня является главной целью денежно-кредитной политики. При реализации политики, направленной на снижение инфляции, Банк России будет учитывать влияние динамики обменного курса национальной валюты на состояние российской экономики.

Банк России будет стремиться обеспечивать соблюдение параметров денежной программы при помощи всего набора находящихся в его распоряжении инструментов денежно-кредитной политики, делая основной упор на рыночные методы денежно-кредитного регулирования, применяя инструменты как рефинансирования в случае недостатка ликвидности, так и абсорбирования избыточной ликвидности.

В настоящее время российская экономика в значительной мере реагирует на изменения зарубежных процентных ставок. В связи с этим Банк России вынужден при проведении процентной и валютной политики учитывать разницу между процентными ставками внутри страны и за рубежом.

В условиях, когда денежное предложение формируется в основном через приобретение Банком России иностранной валюты на валютном рынке, роль процентной ставки в качестве активного инструмента денежно-кредитной политики является ограниченной.

В предстоящий период по мере снижения темпов роста золотовалютных резервов Банк России будет расширять объемы рефинансирования коммерческих банков в целях регулирования денежного предложения. В этих условиях роль процентных ставок Банка России в управлении денежной сферой возрастет.

Зависимость российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры и продолжение структурных преобразований в экономике делают необходимой поддержку денежно-кредитной политики Банка России действиями Правительства Российской Федерации в области бюджетной, налоговой, тарифной, структурной и социальной политики. В связи с этим меры по формированию

Стабилизационного фонда Российской Федерации, ограничению роста регулируемых цен, тарифному и нетарифному регулированию внешнеэкономической сферы, осуществляемые Правительством Российской Федерации, являются важной частью антиинфляционной политики в России.

 

  •  

    3 Тенденции развития банковской  системы РФ 

     

    3.1 Развития банковской  системы во время мирового  финансового кризиса 2008-2009гг

     

    Финансово-экономический кризис Российской Федерации, поразивший мировую экономику с осени 2008 г., – это испытание, в котором сложно точно определить или тем более дать однозначный прогноз развития событий. Основными проблемами для банков являются кризис ликвидности банковского сектора, рост просроченной задолженности, снижение доверия к банковской системе Российской Федерации.

    Проблема, которая сегодня очень остро проявляется, ––  институциональное отставание экономики в развитии.

    Почему мировой финансово-экономический кризис 2008–2009 гг. поразил банковскую систему Российской Федерации?

    Эксперты, среди которых представители Международного валютного фонда, Банка международных расчетов и  центральных банков европейских стран – не перестают анализировать цепочку событий, приведших к нарастанию кризисных явлений в экономике США, откуда они перекинулись на другие страны мира, в том числе и на Российскую Федерацию. Во-первых, это кризис на американском ипотечном рынке, который одновременно вылился в кризис ликвидности на международных рынках капитала. Во-вторых, первый кризис заложен в нынешнем механизме международных кредитно-денежных отношений. Прежде всего, это возведение в статус «международных валютных резервов» денежной единицы одного государства. Судьбу мировой финансовой системы нельзя оставить в руках правительства одного государства.

    Создание мирового центрального банка и введение реальных мировых денег. Интересам Российской Федерации как страны, богатой  естественными ресурсами, отвечает предложение создать систему мирового  центрального банка и ввести мировую валюту, основанную на нефти.

    В этом случае любая страна может создавать валютные резервы в нефтяных запасах, определенных мировым банком нефтедобывающих стран.

    Эти запасы будут контролироваться мировым на международной основе, что гарантирует собственнику такого валютного нефтяного резерва неограниченные права в его использовании. Резерв в нефтяных активах бесспорно лучше долларового (за последние 20 лет, при всех последних ценовых колебаниях, нефть выросла против доллара не менее чем в 10 раз). Он обеспечивает стране определенный уровень энергетической безопасности, устраняет возможность манипулировать стоимостью нефтяной валюты в интересах какого-либо одного государства.  Поскольку деньгам будет возвращена их изначальная товарная форма, всякое государство сможет на абсолютно законной основе самостоятельно «делать деньги» –– разведывать, добывать и накапливать нефть как законный денежный актив (кстати, США сегодня так и поступают: скупают арабскую нефть и закачивают ее в подземные хранилища).

    Другой вариант –– создание искусственной денежной единицы, основанной на корзине основных стратегических продуктов (нефти, газа, золота, некоторых других цветных металлов, составляющих набор с определенными фиксированными весами для каждого из компонентов). 

    Для минимизации потерь от финансового кризиса в Российской Федерации Центральный банк РФ  в самом начале кризиса свел до минимума обязательные резервные отчисления из средств банка до 0,5% по всем обязательствам.

    В мае 2009 г. данное значение было увеличено до 1,0%,  в июне 2009 г. до 1,5%, начиная с 1 июля 2009 г. до 2,0% по всем обязательствам кредитной организации, а начиная с 1 августа 2009 г. до 2,5% по всем  обязательствам.

    До кризиса 2008-2009 гг. данные значения составляли 4% и 4,5%. Снижение этих показателей привело к тому, что в распоряжении кредитных организаций стало находиться больше денежных средств, которые в свою очередь могут также принести дополнительный доход.

    Также такое снижение обязательных резервных отчислений облегчило жизнь обычных граждан. Ведь чем меньше обязательные резервные отчисления, тем меньше ставки по кредитам, предоставляемым физическим и юридическим лицам.

     Также произошло увеличение  коэффициента усреднения до 0,6 для  кредитных организаций банковского типа и до 1 (это максимальное значение  данного показателя) для небанковских кредитных организаций. Коэффициент усреднения предназначен для поддержания банковской ликвидности. Ранее, до последствий финансового кризиса 2008-2009 гг., коэффициент усреднения для кредитных организаций банковского типа составлял 0,3. Такое увеличение данного показателя позволило банкам располагать большим количеством денежных средств, что привело к улучшения качества работы кредитных организаций в виде сохранения ликвидности и платежеспособности. Тем самым Центральный банк РФ  дал банкам дополнительные средства. 

    С 1 января 2009 г.  в Российской Федерации объявлено сокращение налога на прибыль с 24% до 20%. Это касается как банков, так и всех других предприятий и организаций и, безусловно, положительно скажется на их деятельности. Кроме того, ускорен возврат НДС и рассматривается вопрос о кредитной отсрочке уплаты НДС в бюджет на период  финансового кризиса. Для малого бизнеса втрое сокращены с 15% до 5% налоговые отчисления по упрощенной схеме. Во многих странах Западной Европы принято важнейшее решение о сокращении НДС до 15%. В Российской Федерации величина НДС, как известно, 18% и давно дискутируется вопрос о его сокращении. Сокращение чрезмерно высокого НДС в Российской Федерации облегчило бы условия выхода из кризиса предприятий и организаций, явилось бы более эффективной мерой, чем прямая раздача им средств, к тому же, могло бы увеличить собираемость этого налога. Специфическим для Российской Федерации явилось снижение экспортной пошлины на нефть. Это действенная, хотя, может быть, и недостаточная мера по оказанию помощи нефтедобывающим компаниям.

    Кроме трудностей с ликвидностью ключевой проблемой для многих предприятий и организаций является во время кризисов обслуживание зарубежных кредитов. Известно, что долг российских предприятий и организаций, а также  банков зарубежным инвесторам превышает 500 млрд долл. В прошлые годы эти долги возвращались во многом за счет перекредитования, причем даже в более крупных размерах, чем был первоначальный долг.

    Теперь западные инвесторы резко сократили предоставление кредитов организациям других стран, прежде всего, Российской Федерации. Условия этих кредитов ужесточились, выросла процентная ставка. К тому же на 20% повысился курс доллара, и чтобы выплатить долларовый кредит, теперь нужно изыскать намного большую рублевую массу, чем раньше.

    Стало труднее, чем раньше, добиться отсрочки выплат по данным кредитам. Поэтому для многих предприятий и организаций, банков, которые взяли чрезмерно большие кредиты в благоприятных экономических условиях, крайне сложно возвратить их сейчас, и они могут оказаться банкротами. Чтобы не допустить значительного банкротства, что негативно повлияло бы на всю экономику, государство выделяет специальные средства на обслуживание  зарубежных кредитов. Это может быть целевое предоставление средств со строгим контролем их использования по прямому назначению. Весь вопрос здесь в том, чтобы оценить, насколько реально предприятие и  банк нуждаются  в государственной помощи, насколько они мобилизовали свои внутренние резервы для этого.

    Одим из самых важных каналов помощи со стороны Правительства РФ в период кризиса –– помощь населению, на плечи которого, в конечном счете, ложится груз кризиса. Эта помощь оказывается в разных формах. Так растет риск банкротства банков, и население испытывает нервозность по поводу  сохранности своих вкладов, государство увеличивает гарантии вкладов. Сумма гарантированного вклада в Российской Федерации увеличена до 700 тыс. руб. (около 25 тыс. долл.). До кризиса сумма гарантированного вклада составляла 100 тыс. руб. – 100 %, но не более 400 тыс. руб. Тем более, что от оставшихся 300 тыс. руб. будет возвращено 90%. Поэтому разумнее и выгоднее было разместить денежные средства таким образом, чтобы на одну кредитную организацию приходилось 100 тыс. руб., т.е. если лицо имеет в своем распоряжении 400 тыс. руб., то ему необходимо вложить их в четыре разных банка. Таким образом, при банкротстве всех кредитных организаций, данное лицо вернет себе все 400 тыс. руб. Увеличение гарантий по вкладам было необходимо для поддержания доверия к банковской системы Российской Федерации. 

    Другая возможная льгота –– отсрочка уплаты ипотеки, с тем чтобы облегчить людям выплату кредита по ипотеке в случаях, когда заемщик потерял работу или значительную часть зарплаты. Кроме того, в Российской Федерации вдвое увеличена налоговая льгота при уплате гражданами ипотечного кредита. Также банками сокращены сроки: на год, т. к. данная программа предполагалась на 2010 г., в предоставлении материнского капитала гражданам для погашения кредитов.

    Одним из направлений использования государственных средств для выхода из кризиса являются вложения в инфраструктуру  с привлечением для создания инфраструктурных объектов, прежде всего, дорог, значительной численности трудящихся. Это позволит сократить безработицу, которая в период кризиса значительно увеличивается и является одним из самым болезненных его проявлений. В Российской Федерации в докризисный период безработица достигла минимальных для Российской Федерации размеров. В 2007 г. общее число  безработных составило 4,6 млн человек, а в третьем, последнем до кризиса квартале, снизилась до 4,0 млн человек или 5,3% экономически активного населения. В период кризиса эта численность может существенно вырасти, например, до 6 млн человек – около 7%. К тому же, Российская Федерация, в отличие от США и европейских стран, остро нуждается в создании современной инфраструктуры и, прежде всего –– современных автострад, которые практически у нас отсутствуют.

    Намечено также форсированное  строительство специальных  железнодорожных путей для скоростных поездов из Москвы в Санкт-Петербург, а в дальнейшем –– из Москвы в Сочи. Так что можно сочетать антикризисные меры по борьбе с безработицей  и выполнение задач по формированию современной инфраструктуры, предусмотренной долгосрочной программой развития транспорта в Российской Федерации до 2030 г., утвержденной недавно правительством.

    Если оценить, сколько стоит кризис с макроэкономических позиций, то, по-видимому, это  можно сделать путем оценки упущенной выгоды от увеличения ВВП  в текущем году,  плюс затраты резервов и возможное увеличение долга.  Рост ВВП в 2009 г. ожидается в размере 3%  вместо обычного среднего многолетнего 7%-ого увеличения.

    По-видимому, последняя цифра является заниженной, т.к. в 2007 г. рост ВВП  превысил 8%, а за 9, в основном докризисных, месяцев 2008 г., рост ВВП  составил 7,8%. Сокращение темпов экономического роста более чем вдвое  при значительном сокращении цены на нефть и газ, которые на половину формировали доходы  федерального бюджета, привело к сокращению роста бюджета примерно с 36% в 2007 г. и 30% в 2008 г. до 10–15% в 2009 г.

    Сократился объем Золотовалютных резервов, Резервного фонда  и Фонда национального благосостояния, примерно на 200 млрд долл. Кроме того, в 2009 г. госбюджет ожидается  дефицитным: по крайней мере, в размере 20–30 млрд долл., тогда как в 2008 г. его профицит приблизился к 100 млрд долл.

    Резкое торможение экономики страны в четвертом квартале 2008 г., в целом в 2009 г. и, вероятно, в первом полугодии 2010 г. будет равно годовому приросту валового  внутреннего продукта страны. Другими словами,  отбросит нас назад  минимум на один год.

    Представляелось, что финансо-экономический  кризис 2008–2010 гг.  вызовет сокращение инвестиций, вероятно, на 5–10%, при сокращении прироста ВВП до 3–4% и, возможно,  относительно небольшом сокращении  объемов промышленного  производства.

    Снижение инвестиций в  основной капитал, которые являются вложениями в будущее, естественно,  скажется на сокращении темпов  экономического роста в последующие годы. При  росте инвестиций в Российской Федерации на 10% экономический рост за счет инвестиций может быть оценен в 3%. Если же инвестиции сократятся на 5–10%, то это замедлит экономический рост.  Через 5 лет, когда эти инвестиции должны будут воплотиться в основные производственные фонды, темп экономического развития может замедлиться на 1–2% в год. Это является одним из аргументов в пользу довода о том, что выход из кризиса будет замедленным,  вялым.

    Со второй половины 2010 г. восстановится  средний темп социально-экономического развития Российской Федерации, который был до кризиса.  Столь позитивный прогноз на будущее вряд ли оправдан.

    Информация о работе Экономические основы банковской системы РФ