Экономическая сущность государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 19:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является наиболее точное изучение кредитной системы и деятельности банков.
В связи с этим можно выделить следующие задачи:
- место банков в кредитной системе;
- кредитные отношения в коммерческих банках, определение кредитования и кредитного договора;
- активные и пассивные операции банка;
- определение кредитоспособности клиента, определение класса кредитоспособности заемщика;
- основные методы кредитования;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………...………………………..3



І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРЕДИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

1.1 Роль банков в кредитной системе……………………………………...

1.2 Кредитные отношения комерческих банков………………………...

1.3 Кредитные операции банка и их виды……………………………….....

ІІ. Анализ развития банковской системы Казахстана. Совре-менные тенденции развития банковской системы Республики Казахстан

2.1 Деятельность Национального банка Республики Казахстан………….

2.2 Деятельность банков второго уровня…………………………………

2.3. Пути совершенствования банков - как основного звена кредитной

системы……………………………………………………..



ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 343.34 Кб (Скачать)

 Коммерческие банки являются многофункциональными учреждениями, оперирующими в различных секторах рынка ссудного капитала. Коммерческие банки выполняют большинство финансовых операций и услуг, известных в практике предпринимательства. Коммерческие банки традиционно играют роль стержневого, базового звена кредитной системы любой страны. Они по-прежнему остаются центром финансовой системы, сосредоточивая вклады правительства, деловых кругов и миллионов частных лиц. Через ссудные и инвестиционные операции коммерческие банки открывают доступ к своим фондам различного рода заемщикам.

 

  2.3. Пути совершенствования банков - как основного звена кредитной   системы

   Реализация товаров и услуг - важнейшая задача в деятельности любого предприятия, работающего в условиях рынка. Целью политики руководства банка и деятельности всех его служб является привлечение клиентуры, расширение сферы сбыта своих услуг и завоевание рынка, рост получаемой прибыли. Каждый банковский работник и специалист должен знать основные 
принципы маркетинга, чтобы постоянно применять его в своей работе. 
Чтобы выжить, банки должны применять самый широкий набор банковских 
услуг. Так, из более чем 200 услуг, предлагаемых западными банками, казахстанские банки предлагают только 80. Еще совсем недавно рынок банковских услуг был рынком продавца, когда клиенты располагали большими суммами (вследствие инфляции) денег, а банков было немного. Но в последнее время при наметившейся стабилизации с инфляцией, ростом ставки рефинансирования и в условиях хронической нехватки денежных ресурсов у основных клиентов банков - предприятий, рынок банковских услуг превратился в рынок покупателя. С этого момента большинство банков стали искать новые способы привлечения клиентов. С развитием банковской деятельности в Казахстане, с целью приспособления к возрастающим потребностям клиентов и условиям внешней среды, перед банками встала задача диверсифицировать портфель банковских услуг за счет внедрения инновационных банковских услуг. Применение инновационных банковских услуг рассматривается ими как инновационный рычаг, посредством, которого банки продвигаются в трудных условиях рыночной стихии к намеченным стратегическим рубежам. На необходимость разработки и внедрения инновационных банковских услуг в Казахстане повлияло:

* усиление конкуренции  между банковскими структурами;

* непрерывное движение  предпринимательской мысли;

* вступление Казахстана  в ВТО;

* интеграция в ЕвразЭС;

* интеграция банковской  системы в Европейский Союз;

* ужесточение регулирования  деятельности банков второго  уровня;

* увеличение размеров  отечественных банков;

* диверсификация риска  на основе корреляции между  движением денежных средств от  инновационных банковских услуг  и движением существующих банковских  услуг;

* сотрудничество казахстанских  банков с крупнейшими мировыми  банками;

* проникновение иностранных  банков на казахстанский банковский  рынок;

* развитие информационных и других технологий.

   Свои плюсы имеет еще одна система безналичных переводов S.W.I.F.T. Система представлена широкой корреспондентской сетью, которая включает в себя более 17 000 пользователей в 200 странах мира. Для осуществления данного перевода необходимо знать реквизиты получателя перевода. Этот перевод осуществляется в евро, долларах США и российских рублях, идет в течение 3-4 банковских дней, но намного дешевле других международных переводов. Комиссия составляет всего 0,2%, но минимум 25 долларов, 25 евро или 400 российских рублей. Ну и, конечно же, нельзя не коснуться перевода денег внутри нашей республики. Для отправки перевода по Казахстану клиент может воспользоваться «простыми» и «стремительными» переводами. «Простые» переводы производятся в течение трех банковских дней и могут быть отправлены просто со счета на счет. Возможен и перевод с автоматическим открытием счета получателю. Для отправления такого перевода отправителю достаточно указать, в каком именно отделении Банка должен быть открыть счет, и предоставить данные получателя - Ф.И.О., РНН, номер удостоверения личности.  Ну и, конечно же, нельзя не коснуться перевода денег внутри нашей республики. Для отправки перевода по Казахстану клиент может воспользоваться «простыми» и «стремительными» переводами. «Простые» переводы производятся в течение трех банковских дней и могут быть отправлены просто со счета на счет. Возможен и перевод с автоматическим открытием счета получателю. Для отправления такого перевода отправителю достаточно указать, в каком именно отделении Банка должен быть открыть счет, и предоставить данные получателя - Ф.И.О., РНН, номер удостоверения личности.

«Стремительные» переводы Банк осуществляет в течение всего  двух-трех минут в любой город Казахстана. Этот вид перевода очень популярен у казахстанцев. Отправителю достаточно предоставить номер РНН и удостоверения личности, заполнить заявление, запомнить кодовое слово, которое необходимо будет сообщить получателю, и перевод будет мгновенно отправлен. Перевод можно получить в любом городе в любом расчетно-кассовом отделении, назвав кодовое слово и предъявив удостоверение личности. Одна из целей банковского маркетинга - постоянное привлечение новых клиентов. В развитых странах Запада банковские услуги потребляют около 80% домашних хозяйств. Конечно, в Казахстане эта цифра тоже может быть достаточно велика, но она складывается в основном только за счет привычки населения хранить свои деньги на депозитах и вкладах до востребования в Народном банке.

  Банковский маркетинг, следовательно, можно определить как поиск и использование банком наиболее выгодных рынков банковских продуктов с учетом реальных потребностей клиентуры. Это предполагает четкую постановку целей банка, формирование путей и способов их достижения и разработку конкретных мероприятий для реализации планов .Маркетинг в банковской сфере нацеливается на изучение рынка кредитных ресурсов, анализ финансового состояния клиентов и прогнозирование на этой базе возможностей привлечения вкладов в банки, изменений в деятельности банка. Маркетинг направляется на обеспечение условий, способствующих привлечению новых клиентов, расширению сферы банковских услуг, заинтересовывающих клиентов во вложение своих средств в этот банк. Пути совершенствования банковских услуг обуславливаются следующими принципами:

- Направленность действий  всех банковских работников на  достижение конкретных рыночных целей.

- Комплексность процесса  функционирования маркетинга (маркетинговая  информация, планирование, организация и контроль).

- Единство стратегического  и оперативного планирования  маркетинга.

- Разносторонне и масштабное  стимулирование творческой активности  и инициативы каждого работника банка.

- Обеспечение заинтересованности  каждого работника в постоянном  повышении своей квалификации.

- Создание благоприятного  психологического климата в коллективе  банка.

- Максимальное удовлетворение  запросов клиентов по объему, структуре и качеству услуг,  оказываемых банком. Это создает  условия для устойчивости деловых  отношений.

- Поиск новых потребностей  в банковских услугах. Проведение  маркетинговых исследований.

- Привлечение в банк  новых клиентов. Поддержание и  развитие имиджа банка как  надежной, ориентированной на потребности  клиента организации.

Рисунок 4.кредиты выданные банками экономике

   Руководство банков должно ориентироваться на достижение высоких количественных, качественных и социальных показателей, таких как количество клиентов банка и их счетов, объем депозитов, кредитных вложений, инвестиций, размеры совершаемых банком операций и услуг, показателей доходов расходов банка, сроки обработки документов, степень удовлетворения клиентов по объему, количеству и качеству услуг. За последнее десятилетие банковская система Казахстана претерпела значительные изменения, связанные, в первую очередь, с отходом от прежней идеологии в построении и ведении банковского дела в стране, определением новых задач для банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций.

На современном этапе  развитие банковского сектора характеризуется  следующими тенденциями:

консолидация банковского  капитала, повышение уровня капитализации  банков второго уровня;

рост количественных показателей  деятельности банков,

сокращение количества финансово  неустойчивых банков;

сокращение доли иностранного капитала в банковском секторе, а  также уменьшение государственной  доли в банковском капитале;

приближение банков к международным  стандартам деятельности.

В настоящее время осуществляется переход всех банков страны к стандартам, принятым в международной банковской практике в части достаточности  капитала, качества активов, уровня менеджмента, бухгалтерского учета, ввода и передачи информации.Программа перехода банков второго уровня к международным стандартам, направленная на укрепление банковской системы, защиту интересов кредиторов и вкладчиков, предусматривает проведение капитализации банков второго уровня, и исключает дальнейшее существование слабых, мелких и ненадежных банков на рынке банковских услуг.Система перехода банков второго уровня к международным стандартам заключается в том, что каждый банк, согласно разработанного им Плана рекапитализации и индивидуальных коэффициентов, должен достичь адекватного уровня по всем основным показателям.В соответствии с этой программой банки, не удовлетворяющие определенным требованиям (недостаточно капитализированные, убыточные, имеющие активы плохого качества и т.д.), в будущем подлежат реорганизации путем слияния, присоединения либо преобразования в организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций.Введены более высокие требования по открытию и лицензированию банков, внутреннему контролю и процедурам в банках. В настоящее время минимальная величина уставного капитала установлена для вновь открываемых банков в размере 300 млн. тенге, для действующих банков - 100 млн. тенге. Однако в ближайшем будущем предполагается ужесточение этих нормативов: вероятнее всего, они составят соответственно 1500 млн, и 500 млн. тенге. Требования со стороны Национального Банка к повышению капитализации банков второго уровня ускорило процесс ликвидации и слияния банков. Так, за 2001 число банков уменьшилось со 101 до 82, на 1.01.2006 г. их числилось 55, а к настоящему моменту (на 01.03.2007 г.) действует 38 банков второго уровня Текущее состояние банков на 1 декабря 2007 года. Банки РК. № 12 2007 г..

  Национальным Банком осуществлены мероприятия по введению нового Плана счетов бухгалтерского учета в банках второго уровня. С 1 августа 1999 года действует новый план счетов бухгалтерского учета в банках второго уровня Республики Казахстан в настоящее время разработана Программа и создан Координационный Комитет по конвертации вспомогательного учета и ведению главной бухгалтерской книги по новому плану счетов банков второго уровня.

      Анализ финансовых показателей деятельности банков второго уровня показал, что общая сумма кредитов за 10 месяцев 2010 г. в экономике республики составила около 72 млрд. тенге, средневзвешенная ставка вознаграждения интереса - 19-6 процентов годовых. Из общей суммы кредитов экономике 58 процентов (41,77 млрд. тенге) были представлены в национальной валюте. Кредиты малому предпринимательству достигли 32 процента от общей суммы кредитов (23 млрд. тенге). Депозиты в банках составили 86 млрд. тенге, из них депозиты населения составили 33,2 процента от общего объема депозитов (28,7 млрд. тенге), при этом вклады населения увеличились на 47,9 процентов. Депозиты населения в национальной валюте составили 71,3 процентов от общей суммы депозитов населения (20,4 млрд. тенге), в иностранной валюте 28,9 процентов (8,3 млрд. тенге). Значительно увеличился перечень операций, проводимых банками. Прежде всего это связано с развитием рынка ценных бумаг, валютного рынка, рынка драгоценных металлов в Казахстане, выходом казахстанских банков на международные банковские рынки, проходимой пенсионной реформой, а также усилением конкуренции между крупнейшими казахстанскими банками. В настоящее время 43 банка второго уровня имеют лицензии на проведение банковских операций в тенге и иностранной валюте, 6 банков имеют лицензию на проведение операций с аффинированными драгоценными металлами (АО «Казкоммерцбанк», АО «Банк ТуранАлем», АО «Халы? Банк Казахстана», АО « Алматинский торгово-финансовый банк», АО «Центркредит», АО «Темирбанк»). Национальной комиссией по ценным бумагам РК, с согласия Национального Банка РК, выданы лицензии на проведение кастодиальной деятельности 12 банкам второго уровня. Фактически действует 7, среди которых: АО «Казкоммерцбанк», АО «Халы? Банк Казахстана», АО ДАБ «АБН АМРО Банк Казахстана», АОЗТ «Алматинский торгово-финансовый банк» Текущее состояние банков на 1 декабря 2010 года. Банки РК. № 12 2010 г..

Анализ других показателей  деятельности банковского сектора  также характеризует тенденцию укрепления банковской системы, которая продолжает укрепляться. Высокими темпами роста характеризуются такие показатели как депозиты (за 9 месяцев 2007 года рост на 16,8% ) , кредиты в экономику (за 9 месяцев 2007 года рост на 13,7% ). Таким образом, произведенный анализ основных макроэкономических показателей Национального банка показал в целом позитивное влияние на экономику страны. Поэтому проведем оценку деятельности Национального банка как банка, координирующего деятельность коммерческих банков.

Деятельность Национального  банка Республики Казахстан отражается, прежде всего, на укреплении и эффективной  деятельности банков второго уровня, поскольку банковская система –  одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Реформирование банковской системы происходило на протяжении всех лет рыночной экономики и по настоящее время продолжается работа по консолидации деятельности банковского сектора. На начальном этапе реформирования банковской системы в республике действовало более 200 коммерческих банков, из которых больше половины страдала хронической недостаточностью капитала, что привело к невыполнению пруденциальных предписаний Национального Банка, многие из них не справлялись с проблемой поддержания своей текущей ликвидности, и это привело к несвоевременному выполнению обязательств перед клиентами и вкладчиками. Первостепенной задачей Национального банка являлось недопущение аналогичных недостатков и просчетов в банковской системе республики.

Информация о работе Экономическая сущность государственного бюджета