Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 00:49, реферат
Российские ученые отмечают своеобразие и характерное отличие зарождения и развития банковского дела. “Банковская политика России издавна существенно отличается от таковой же политики в Западной Европе. Там банки с самого начала находились в частных руках, будучи созданы частной инициативой и на частные капиталы”. Там, отмечает в своих лекциях проф. С. - Петербургского политехнического института императора Петра Великого В.Р. Идельсон, развитие банковского дела совершалось по общей для всех стран схеме: появлялись менялы и ростовщики, превращавшиеся с течением времени в частных банкиров.. на смену которым в XIX в. пришли акционерные банки, правительства же брали в свои руки один из банков и предоставляли ему монополию эмиссионного дела. Эта схема, утверждает В.Р. Идельсон, к России не приложима: история ее банковского дела своеобразна и глубоко отлична от истории западноевропейской.
1.Возникновение банков в России.
2.Дальнейшее развитие российских банков.
Государственные
трудовые сберегательные кассы имели
к началу 1986 г. весьма разветвленную
сеть - 78,5 тыс. сберкасс. Общее руководство
их деятельностью осуществлял
Внешторгбанк
СССР имел небольшую сеть учреждений
- 17 отделений на территории страны
и одно в Швейцарии. В своей
работе Внешторгбанк широко использовал
корреспондентские отношения: в 131 стране
он поддерживал связи с 1835 банками-корреспондентами.
Советская банковская
система включала в себя также
банки за границей с участием капитала
советских организаций. Совзагранбанки
и их отделения работали в следующих
странах: во Франции - Коммерческий банк
для Северной Европы в Париже; в Великобритании
- Московский народный банк в Лондоне с
отделениями в Ливане (Бейрут) и Сингапуре;
в ФРГ - Ост-Вест Хандельсбанк во Франкфурте-на-Майне;
в Люксембурге - Ист - Вест Юнайтед бэнк;
в Австрии - Донау банк в Вене.
Вышеназванные
банки были созданы для расчетно-
Функционировавшие
в стране банки в полной мере отвечали
требованиям командно-
Так как приспособленные
к потребностям административно-командной
системы правила оформления банковских
операций строго регламентировались подробными
инструкциями и циркулярами, вся
деятельность банков превратилась в
мелочную опеку, сковывающую любую
инициативу обслуживаемых предприятий
и организаций. В итоге банковская система
оказалась крайне неповоротливой, мало
учитывала специфику тех или иных отраслей
и сфер экономики.
Крайне неэластичная,
лишенная необходимой оперативности,
банковская система служила "зеркалом"
функционировавшего в стране хозяйственного
механизма. Длительное господство командно-административной
системы вызывало все большее отставание
экономики страны от стран с развитой
рыночной экономикой. Отчетливо вырисовывалась
неутешительная перспектива превращения
СССР во второразрядное, и даже третьеразрядное
государство.
В середине 80-х
годов в обстановке поиска путей
более интенсивного развития экономики
стали предприниматься попытки
реорганизации банковской системы.
После длительных дискуссий в 1987 г.
было решено провести в стране радикальную
экономическую реформу, стержнем которой
предполагалось сделать идею полного
хозрасчета и самофинансирования. В свою
очередь это требовало перестройки банковской
системы. В целях усиления воздействия
банков на ускорение экономического развития
страны было решено реорганизовать действующие
и образовать новые специализированные
банки с учетом особенностей деятельности
народнохозяйственных комплексов. В результате
была создана система банков в следующем
составе:
Государственный
банк СССР.
Агропромышленный
банк (Агропромбанк).
Промышленно-строительный
банк (Промстройбанк).
Банк жилищно-коммунального
хозяйства и социального
Банк внешнеэкономической
деятельности (Внешэкономбанк).
Банк трудовых
сбережений и кредитования населения
(Сберегательный банк).
Вся низовая
сеть Госбанка (отделения) была передана
специализированным банкам. За Госбанком
сохранились: в центре - Правление, в
союзных республиках - республиканское
звено (Госбанк республики), в областях,
краях и автономных республиках - управления
Госбанка.
Вновь созданные
специализированные банки (Промстройбанк,
Агропромбанк и Жилсоцбанк) образовали
в центре правления, в союзных
республиках - соответствующие
Благодаря проведенной
реорганизации в одном
Одним из существенных
недостатков реформы банковской
системы является тот факт, что
любое бывшее отделение Госбанка,
переданное в состав одного из специализированных
банков, продолжало обслуживать и предприятия
других отраслей в соответствии с нормативными
документами этих банков. Таким образом,
отделение, получившее статус подразделения
одного из специализированных банков,
по-прежнему оставалось универсальным
учреждением. Деление же клиентуры на
“профильную” и “непрофильную”, “свою”
и “чужую” способствовало возникновению
нездоровых отношений между банком и хозяйствами
и вместо ожидаемого партнерства приводило
к серьезным конфликтам.
Существенный
недостаток заключался и в том, что
над каждым бывшим отделением Госбанка,
переименованным в отделение
одного из специализированных банков,
возникло четыре управленческие структуры
в виде областных управлений Госбанка,
Агропромбанка, Промстройбанка и Жилсоцбанка.
Каждое из них, руководствуясь указаниями
из своего центра, направляло в отделение
соответствующие указания и рекомендации.
В свою очередь отделения банков должны
были направлять отчетную документацию
в четыре вышестоящих адреса.
Вследствие такой
“перестройки” значительно
Реорганизация
системы банков не затронула системы
безналичных расчетов с помошью межфилиальных
оборотов (МФО). Безналичные расчеты между
предприятиями и организациями продолжали
осуществляться так, будто в стране сохранился
единый банк с разветвленной сетью своих
учреждений (филиалов). В этой ситуации
разукрупнение Госбанка СССР и создание
нескольких специализированных банков
привело к тому, что расчеты значительно
замедлились, резко возросли остатки по
счетам невыясненных сумм (что было вызвано
несовершенством безналичных расчетов
в тех случаях, когда поставщик и покупатель
обслуживались учреждениями различных
специализированных банков), существенно
увеличилось время обработки данных и
составления сводного баланса как по каждому
из банков, так и по системе банков страны
в целом.
Специализированные
банки приступили к операциям
с 1 января 1988 г. И довольно быстро стало
ясно, что механизм управления системой
банков усложнился, разросшийся административный
аппарат своей ложной активностью подмял
низовое звено - отделения, лишив их возможности
самостоятельно решать вопросы кредитно-расчетного
обслуживания клиентуры. Ведомства, творя
реформу по своему образу и подобию, так
увлеклись созданием удобных кресел, что
не заметили, как управленческая пирамида
стала на "голову": внизу одно отделение,
а вверху 12 бюрократических структур.
В итоге получился "аппаратный" вариант
перестройки банковской системы. Реорганизация,
проведенная, казалось бы, с целью ликвидации
монопольного положения Госбанка и Стройбанка
в сфере кредитных отношений, привела
на смену одним монополистам других. Очень
скоро стало ясно, что настоящая реорганизация
банковской системы еще впереди.
На рубеже 80-х
и 90-х годов в общественном мнении
стала утверждаться мысль о необходимости
перехода к рыночной экономике. На фоне
ожесточенной идеологической дискуссии
вокруг данной проблемы стали создаваться
первые негосударственные коммерческие
и кооперативные банки. Тем самым возникло
качественно новое направление формирования
банковской системы. Идеологически и экономически
была подготовлена почва для возрождения
коммерческих банков, судьба которых,
казалось бы, бесповоротно определилась
в момент их полной ликвидации при переходе
к командным методам управления экономикой.
Численность вновь
созданных коммерческих и кооперативных
банков быстро возрастала. На 1 января
1989 г. в СССР насчитывалось всего 43 коммерческих
и кооперативных банка, а через 2 года их
число возросло до 1357, в том числе в России
- до 1215. В дальнейшем количество коммерческих
банков продолжало быстро возрастать,
в том числе за счет образовавшихся на
базе не оправдавших себя государственных
специализированных банков.
К этому времени
Госбанк СССР стал выполнять функции
Центрального банка. Одновременно те же
функции постепенно обретал Центральный
банк РСФСР (Банк России). Тем самым
в стране началось формирование двухуровневой
банковской системы.
В этих условиях
возникла необходимость в