Использование методов ФСА при определении себестоимости банковских продуктов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключаются в раскрытии сущности функционально-стоимостного анализа, а также способов его применения для повышения качества продукции. Согласно этим целям в работе поставлены соответствующие задачи:
- дать понятие системы по методу ФСА (АВС-cost);
- определить область применения данного метода;
- определить себестоимость банковских продуктов;
- оценить проблематику внедрения учета по методу ФСА;
- составить бухгалтерские проводки, отражающие операции акционерного банка «Эталон».

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1.Использование методов ФСА при определении себестоимости банковских продуктов……………………………………………………....4
1.1. Понятие, сущность и объекты метода ФСА……………………...…...4
1.2. Принципы и формы функционально-стоимостного анализа………..6
1.3. Определение себестоимости банковских продуктов………………....9
1.4. Проблематика внедрения учета по методу ФСА…………………....12
Глава 2. Практическая работа……...……………………………………....16
Заключение ……………………………………………………………...….25
Список литературы……………………………..……………………...……27

Файлы: 1 файл

кур. УОДБ Ротнова переделка.docx

— 71.66 Кб (Скачать)

Функциями для банка выступают отдельные  внутренние операции - проверка документов для договора на расчетно-кассовое обслуживание, ввод данных в программу  операционного дня банка, подготовка наличной суммы к выдаче, проведение сеанса связи с межрегиональным  центром по информатизации (МЦИ), обработка  транзакции по пластиковой карте  и т. п.

Стоимость производственных затрат, называемых в методике ФСА ресурсами, в соответствии со структурой технологического процесса переносится на себестоимость функций.

В качестве ресурсов выступают затраты на заработную плату персонала, расходы на объекты  недвижимости (арендная плата, ремонт, налоги на имущество), расходы на закупку  и эксплуатацию вычислительной техники  и средств оргтехники, выплачиваемые  проценты по вкладам и за остатки  на счетах и другие затраты (на охрану, средства транспорта, рекламу и т.д.).

Понятно, что механизмы переноса стоимости  ресурсов на себестоимость функций  могут быть различными. Например, величина заработной платы операционных сотрудников  отделения переносится на функции  «обработка выписок по счетам клиентов - юридических лиц» и «консультации  клиентов по телефону» пропорционально  затратам рабочего времени сотрудников. В то же время, арендная плата за помещение отделения переносится  на эти же функции пропорционально  количеству сотрудников, занятых данными  функциями. В общем случае, связь  каждой статьи затрат с каждой функцией не всегда очевидна.

Механизм  переноса стоимости ресурсов на себестоимость  функции называется в методике ФСА  фактором ресурса.

Себестоимость функций, включающая перенесенную стоимость  ресурсов, в свою очередь переносится  на себестоимость стоимостных объектов - отдельных банковских продуктов (прием  и выдача вкладов, ведение счетов, проведение безналичных платежей, выдача кредитов и т.д.). Как правило, один продукт требует для своего осуществления целого ряда функций в разных подразделениях.

Механизм  переноса себестоимости функций  на стоимостные объекты (называемый функциональным фактором) также различен. Например, себестоимость функции  обработки выписок по счетам переносится  на себестоимость ведения каждого  счета пропорционально количеству счетов, открытых в отделении. В то же время, себестоимость функции  расчета начисленных процентов  при досрочном закрытии вклада переносится  только на себестоимость обслуживания этого счета.

Естественно, что любое изменение технологического процесса, спектра оказываемых услуг, финансовой или административной структуры  банка, структуры и величины затрат должно отражаться в ФСА-модели. Таким образом, модель строится один раз, но на этом процесс ее формирования только начинается. В дальнейшем, модель должна корректироваться при любом изменении технологического процесса реализации конкретного банковского продукта. Лишь в этом случае ФСА имеет смысл и оправдывает понесенные затраты[15].

Пользователями  системы ФСА могут быть менеджеры  самого различного уровня - от управляющего отделения до высшего руководства  банка. Организация данных и выходных форм ФСА-модели должна позволять выбирать различные уровни детализации информации в соответствии с требованиями пользователя. Причем пользователи ФСА-информации должны быть одновременно и потребителями, и поставщиками данных.

Основная  особенность применения ФСА - наличие  самых общих рекомендаций и методов. Конкретная реализация в конкретном банке неповторима, поскольку вбирает  всю специфику структуры банка  и организации внутреннего производственного  процесса.

Ежемесячный расчет себестоимости по модели ФСА

Важно понимать, что с окончанием разработки модели ФСА, основная работа для сотрудников  финансово-аналитических служб банка  только начинается, ведь теперь все  изменения модели и ежемесячные  расчеты придется делать самостоятельно, без помощи консультантов. Для этого  в финансово-аналитической службе банка необходимо создать отдел  ФСА (из 1-2 человек), в который должны войти сотрудники, принимавшие участие  в проекте. Их функции будут заключаться  в следующем:

Ежемесячная корректировка модели ФСА в связи  изменением организационной структуры  и продуктового ряда;

Ежемесячный сбор значений кост-драйверов от подразделений банка;

Ежемесячное обновление базы нормативов;

Ежемесячное выполнение расчетов себестоимости  по модели ФСА, выпуск комплекта отчетов;

Ежемесячная подготовка заключений по результатам  расчетов, выявление положительных  или негативных тенденций, формулирование предложений по совершенствованию  бизнес-процессов, тарифной политики, организационной структуры, системы  нормирования и т.д.

Планирование  целевых лимитов хоз.расходов на основе нормирования затрат по процессам и продуктам.

Выполнение  модельных расчетов "что-если" по запросу руководства банка, например, при принятии решения об инвестициях в развитие бизнеса или капитальных вложений в инфраструктуру банка.

 

1.4. Проблематика внедрения  учета по методу ФСА.

Внедрение ФСА – не такой уж сложный процесс, однако отнюдь не тривиальная задача. Ее решение требует немалых затрат сил и времени. Независимо от специфики  банка существуют общие предварительные  шаги, необходимые для успешного  внедрения:

1. Формулировка  целей ФСА и четкое осознание  результатов, которые должны быть  получены.

2. Определение  масштабов применения ФСА.

Цель  применения методики ФСА - точное определение  себестоимости оказываемых банком услуг. Результатом построения ФСА-модели является “прозрачная” структура банка и всех его производственных процессов в деталях. Точно определяется не только себестоимость услуги, но и каждой отдельной операции. На этой основе возможен целый спектр управленческих решений: коррекция тарифной политики банка, отказ от некоторых услуг или передача их в дочерние банки, определение приоритетных направлений клиентской политики, изменения в штате.

Масштаб. Затраты времени и усилий, необходимых  для завершения ФСА-проекта, зависят от сферы применения ФСА-метода. И здесь существует несколько альтернатив.

В большинстве  случаев внедрение ФСА-метода первоначально испытывается на небольших пилотных проектах, весьма ограниченных по своим масштабам. Но даже и в этом случае размеры проектов могут значительно отличаться. Все зависит от того, какой аспект охватывает пилотный проект:

Один  или более. Пилотный проект возможно реализовать в одном подразделении, распространив далее опыт на остальные – такой подход оправдан при схожести функций подразделений. Например, реализация ФСА в одном отделении банка с типичным спектром услуг.

Можно принять  иную стратегию – реализовать  несколько пилотных проектов одновременно в различных подразделениях, акцентировав внимание на различных аспектах ФСА-модели. Например, в одном отделении банка построить ФСА-модель для услуг частным вкладчикам, в другом – для услуг юридическим лицам, в третьем – для валютно-обменных операций. При этом следует выбирать отделения, в которых данная услуга представлена наиболее характерно.

Все стоимостные  объекты или только часть их. Пилотный проект может быть реализован лишь для некоторых наиболее востребованных услуг или одной из них. Следует учесть, что анализировать только часть функций невозможно – должны быть проанализированы все функции банка. Иначе могут быть потеряны функции, присущие высшему руководству или обслуживающим подразделениям.

Важным  вопросом при внедрении методологии  ФСА является выбор средства автоматизации. Обычно модель ФСА пытаются рассчитывать в табличном процессоре MS Excel. Это наиболее доступный для экономиста-аналитика инструмент, в котором на языке формул можно настраивать любые перераспределения и получать нужные отчеты. Но, по нашему опыту, расчет модели ФСА в крупном многофилиальном банке в MS Excel затруднителен из-за системных ограничений, таких как:

- ограничения на число листов, колонок и строк;

- неудобство перестроения больших моделей при внесении даже самых незначительных изменений ("сбиваются" ссылки, сложный поиск ошибок в большом числе формул и пр.);

- отсутствие встроенных средств сбора/загрузки исходной информации;

- низкая скорость пересчета книг с большим числом листов и строк.

Можно использовать специализированные приложения на базе промышленных платформ SAS, SAP и Oracle. Но они требуют большого времени на настройку и внедрение, да и совокупная стоимость покупки техники, лицензий на программное обеспечение и услуг по внедрению для таких решений обойдется банку от нескольких сотен тысяч до миллиона долларов.

Поэтому для быстрой и недорогой автоматизации  ФСА используется программный продукт ABC/Banks собственной разработки. Основные преимущества ABC/Banks:

- ABC/Banks реализован на платформе MS Office, не требует закупок дополнительного программного обеспечения, лицензируется для использования банком в рамках консалтингового проекта;

- ABC/Banks содержит развитые средства моделирования и позволяет описывать расчетную модель непосредственно на стадии обследования и разработки методологии.

Встроенный ABC-процессор позволяет банку  сразу, без предварительной подготовки выполнять расчеты и проверять  корректность модели в режиме реального  времени.

Встроенный ABC/DataManager позволяет управлять массовыми операциями, такими как генерация форм сбора, загрузка исходных данных от подразделений ГО и филиалов, запуск массовых расчетов, консолидация результатов моделей ГО и филиалов[16].

Результаты  расчетов хранятся в Журнале, содержащем детальные записи о выполненных  перераспределениях, такие как "Шаг", "Этап", "Источник", "Приемник", "Исходная сумма", "Правило распределения", "Результат", "Время окончания  расчета" и т.д. Журнал служит источником для построения отчетов.

 

 

Глава 2. Практическая часть

В данной главе  будет необходимо на основе перечисленных  счетов составить баланс банка, и  операции проведенные банком за день, оформить бухгалтерскими проводками, и на основе полученных данных составить  оборотную ведомость банка.

Задание 1.

Составьте бухгалтерские проводки, отражающие операции акционерного банка «Эталон» за 31 декабря, и заполните оборотную  ведомость.

  1. Произведена переоценка счетов в иностранной валюте. Курс доллара США, установленный Банком России на 30 декабря, равен 30,00 руб./дол., на 31 декабря – 30,10 руб./дол.
  2. По объявлению на взнос наличными кассиром ЗАО «Турбо» внесена выручка от реализации продукции в сумме 45000 руб.
  3. На счет ЗАО «Турбо» по платежному поручению покупателя (расчетный счет открыт в банке-корреспонденте, корреспондентский счет N 30110810500000000068) зачислены средства в сумме 20000 руб.
  4. С расчетного счета ОАО «Меридиан» на депозитный счет перечислены средства в сумме 30000 руб. на срок 120 дней.
  5. Банк «Эталон» возвратил кредитные ресурсы в сумме 50000 руб., предоставленные ему на 5 дней банком «Титан» в счет договора открытой кредитной линии. Продолжающим действием договором установлен лимит задолженности в сумму 100000 руб.
  6. Акционерному обществу «Турбо» в соответствии с договором реализован вексель банка со сроком погашения 30 мая 2010 года. Номинальная стоимость векселя 20000 руб., сумма дисконта – 900 руб.
  7. На корреспондентский счет банка в банке-нерезиденте от иностранного покупателя для акционерного общества «Меридиан» поступили денежные средства в сумме 2000 дол. США.
  8. В качестве предварительной оплаты закрытому акционерному обществу «Меридиан» перечислено 2500 руб. за канцелярские принадлежности.
  9. Начислена амортизация основных средств за декабрь в сумме 11500 руб.
  10. Смотри задание 2.
  11. Работникам акционерного банка «Эталон» начислена заработная плата за вторую половину месяца и премия за IV квартал в сумме 85000 руб.

Задание 2.

Акционерный банк «Эталон» на 31 декабря 2009 года имеет  на балансе два транспортных средства»  легковую автомашину «ГАЗ Волга 3102-101»  и инкассаторский бронемобиль «ВАЗ Нива 21231Б». Данные по автомобилям, необходимые для расчета, представлены в табл. 2.1

Таблица 2.1

Данные по автомобилям

Показатель

ГАЗ Волга 3102-101

ВАЗ Нива 21213 Б

Вид транспортного средства

Автомобиль легковой

Автомобиль специальный

Код вида транспортного средства

51000

59016

Мощность, л.с.

148

84

Дата приобретения (регистрации) транспортного  средства

01.02.2008

25.05.2009


Требуется:

  1. Рассчитать суммы транспортного налога, которые подлежали к уплате в бюджет за I, II и III кварталы и которую подлежит уплатить за IV квартал 2009 года
  2. Отразить в бухгалтерском учете начисление транспортного налога за IV квартал 2009 года (операция 10 для задания 1).

Были даны следующие значения остатков по балансовым счетам на 31.12.2009 г.:

Таблица 2.2

Остатки по балансовым и внебалансовым счетам на 31.12.2009 г.

Номер счета

Наименование счетов баланса

Сумма

1

2

3

10207

УК кредитных организаций, созданных  в форме акционерного общества

1000000

10701

Резервный фонд

50000

10801

Нераспределенная прибыль

80000

20202

Касса кредитных организаций

207950

20209

Денежные средства в пути

25000

30102

Корсчета кредитных орагнизаций в Банке России

464250

30110

Корсчета в кредитных организация-корреспондентах

193530

30114

Корсчета в банках-нерезидентах

60000

30202

Обязательные резервы по счетам в  валюте РФ, перечисленные в Банк России

75000

30204

Обязательные резервы по счетам в  иностранной валюте, перечисленные  в Банк России

9500

31303

Кредиты и депозиты, полученные кредитными организациями от кредитных организаций  на срок от 2 до 7 дней

100000

31304

Кредиты и депозиты, полученные кредитными организациями от кредитных организаций  на срок от 8 до 30 дней

60000

32004

Кредиты и депозиты, предоставленные  кредитными организациям на срок от 8 до 30 дней

150000

32015

Резервы на возможные потери

1500

40701

Счета негосударственных финансовых организаций

151800

40702

Счета негосударственных коммерческих организаций

334850

40802

Счета физических лиц - индивидуальных предпринимателей

296700

40906

Инкассированная денежная выручка

25000

42104

Депозиты негосударственных коммерческих организаций на срок от 91 до 180 дней

705000

42301

Депозиты и прочие привлеченные средства физических лиц до востребования

25900

42303

Депозиты и прочие привлеченные средства физических лиц на срок от 31 до 90 дней

208100

45204

Кредиты, предоставленные негосударственным  коммерческим организациям на срок от 31 до 90 дней

244000

продолжение таблицы 2.2

1

2

3

45205

Кредиты, предоставленные негосударственным  коммерческим организациям на срок от 91 до 180 дней

940700

45215

Резервы на возможные потери

106850

45504

Кредиты, предоставленные физическим лицам на срок от 91 до 180 дней

238400

45515

Резервы на возможные потери

4800

45812

Просроченная задолженность по предоставленным  кредитам и прочим размещенным средствам  негосударственным коммерческим организациям

55000

45818

Резервы на возможные потери

15000

47411

Начисленные проценты по банковским счетам и привлеченным средствам физических лиц

10020

47426

Обязательства по уплате процентов

20930

47427

Требования по получению процентов

89685

51403

Векселя кредитных организаций и  авалированные ими со сроком погашения от 31 до 90 дней

86500

51410

Резервы на возможные потери

27350

51503

Прочие векселя со сроком погашения  от 31 до 90 дней

152500

51510

Резервы на возможные потери

1530

52003

Выпущенные облигации со сроком  от 91 до 180 дней

9000

52004

Выпущенные облигации со сроком погашения  от 181 дня до 1 года

18000

52102

Выпущенные депозитные сертификаты  со сроком погашения от 31 до 90 дней

150000

52301

Выпущенные векселя и банковские акцепты до востребования

125000

52304

Выпущенные векселя и банковские акцепты со сроком погашения от 91 до 180 дней

10000

52501

Обязательства по процентам и купонам  по выпущенным ценным бумагам

25480

52503

Дисконт по выпущенным ценным бумагам

22755

60301

Расчеты по налогам и сборам

41020

60305

Расчеты с работниками по оплате труда

44500

60308

Расчеты с работниками по подотчетным  суммам

46000

60309

налог на добавленную стоимость, полученный

2460

60312

Расчеты с поставщиками, подрядчиками и покупателями

21000

60322

Расчеты с акционерами по дивидендами

1000

60401

Основные средства (кроме земли)

926000

60601

Амортизация основных средств

225000

61008

Материалы

30600

61009

Инвентарь и принадлежности

13090

70601

Доходы

464550

70603

Положительная переоценка средств в  иностранной валюте

10100

70606

Расходы

292730

70608

Отрицательная переоценка средств в  иностранной валюте

7250

Информация о работе Использование методов ФСА при определении себестоимости банковских продуктов