Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 10:10, курсовая работа
Целью исследования является анализ современного состояния системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации, выявление основных проблем, сдерживающих ее развитие на современном этапе и возможностей их решения на примере Пермского края.
Данная цель обусловила постановку следующих задач:
1. рассмотреть организационно-правовые основы, созданные для развития ипотечного жилищного кредитования;
2. выявить основные проблемы и возможные перспективы развития ипотеки в нашем регионе;
3. изучить и обобщить опыт Пермского края в сфере ипотечного кредитования;
4. разработать предложения и рекомендаций по совершенствованию системы жилищной ипотеки и развитию ипотечного кредитования в Пермском крае.
Введение
Теоретические и правовые основы ипотечного кредитования
Ипотечный кредит: понятие, история, роль в экономике страны
Правовые основы ипотечного кредитования РФ
Ипотечное кредитование в банке
Экономическая характеристика банка
Анализ ипотечного кредитования
Выводы и предложения
Список использованных источников
Такой инструмент позволяет
производить погашение кредита
одинаковыми платежами в
Кредит с двойной индексацией
позволяет более равномерно распределить
риски между заемщиком и
платежи индексируются по какому-либо показателю дохода, обеспечивая тем самым возвратность кредита и его доступность;
номинальный непогашенный остаток
кредита индексируется по индексу,
отражающему уровень инфляции (стоимости
потребительской корзины и т.д.
Разновидностью кредита
с двойной индексацией является
кредит с регулируемой отсрочкой
платежа, который предполагает применение
двух процентных ставок. Одна процентная
ставка должна обеспечить прибыльность
кредитных организаций для
В настоящее время условия выдачи кредитов в российских банках стали более мягкими, а подход к клиентам более дифференцированным, банки для этого разрабатывают множество ипотечных программ. [10]
1.2 Правовые основы ипотечного кредитования в РФ
Нормативно-правовая база ипотечного кредитования в Российской Федерации основывается на положениях Гражданского кодекса [1]. Принятие части I в 1995 году и части II в 1996 году Гражданского кодекса Российской Федерации стало решающим шагом в развитии Российского федерального законодательства в отношении вопросов ипотечного жилищного кредитования.
Законом РСФСР «О залоге» от 29 мая 1992 года в законодательную и юридическую практику России было возвращено понятие ипотеки (залога недвижимости). В нем было всего лишь четыре статьи, посвященные ипотеке. Естественно, этого было недостаточно для регулирования отношений в столь сложной сфере. Поэтому началась разработка специального закона об ипотеке. 21 июля 1997 года был принят закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», 16 июля 1998 года - закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)», 29 июля 1998 года - Закон «Об оценочной деятельности». [13]
Параллельно с разработкой и принятием закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» с 1995 года началась работа по созданию организационных основ системы ипотечного жилищного кредитования, обеспечивающего привлечение в жилищную сферу долгосрочных ресурсов.
28 февраля 1996 года вышел
Указ Президента России «О
дополнительных мерах по
Новый этап развития ипотеки был инициирован поручением Президента России от 15 апреля 1999 года № 499, которым были определены основные направления развития системы ипотечного жилищного кредитования, а Госстрой как федеральное ведомство стал координатором по внедрению системы ипотеки в регионах.
По инициативе Госстроя России в 1999 году была создана Правительственная комиссия по развитию системы ипотечного жилищного кредитования, преобразованная в дальнейшем в Правительственную комиссию по жилищной политике. Госстроем России с участием фонда «Институт экономики города» и иных заинтересованных министерств и ведомств были разработаны Концепция развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации и Перечень нормативных правовых актов, обеспечивающих ее внедрение, утвержденные постановлением Правительства России от 11 января 2000 года № 28.
В 2000-2002 гг. под руководством Госстроя России были разработаны региональные ипотечные программы, в том числе были приняты нормативные акты, регулирующие деятельность региональных ипотечных операторов (ипотечных компаний и агентств). Созданные в регионах ипотечные операторы позволили АИЖК в конце 2002-2003 годах приступить к деятельности по выкупу закладных.
В 2000-2003 гг. рабочей группой Правительственной комиссии по жилищной политике были разработаны все нормативные правовые акты, определенные в этом постановлении. За эти годы удалось наладить взаимодействие Комиссии Государственной Думы по ипотечному кредитованию и рабочей группы Правительственной комиссии по жилищной политике.
В 2003 году вступил в действие
важнейший Федеральный закон
«Об ипотечных ценных бумагах», разработанный
совместно рабочей группой по
ипотеке Правительственной
Заседание президиума Государственного
совета состоявшееся 27 февраля 2003 г. стало
переломным в истории российской
ипотеки, так как после него Президент
России В.В. Путин объявил развитие
ипотеки приоритетным направлением
деятельности всех российских органов
власти. Ипотека стала рассматриваться
в качестве одного из факторов успешной
реализации приоритетного национального
проекта «Доступное и комфортное
жилье - гражданам России». При этом
особый упор в концепции делался
на то, что ипотека должна быть рыночной,
а не дотационной. На оновании этого
выходит Федеральный закон №
Постановление Правительства №285 от 13 мая 2006 г. "Об утверждении Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 гг. Постановление устанавливает порядок предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее - субсидии), в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001г. N 675 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 39, ст. 3770; 2006, N 6, ст. 694), а также выполнения в 2006 году обязательств по компенсации части затрат на приобретение или строительство жилья, произведенных молодыми семьями - участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 г. N 638 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 35, ст. 3386), при рождении (усыновлении) ребенка. [15]
Ипотечное кредитование в банке
ипотечное жилищное кредитование банк
В результате реорганизации филиальной сети Сбербанка России, преобразовавшей семьдесят один территориальный Банк в семнадцать, Пермский Банк стал центром Западноуральского банка Сбербанка России. В настоящее время деятельность Западноуральского банка Сбербанка России осуществляется на территории трех субъектов Российской Федерации - Пермского края, Республики Коми и Удмуртской Республики. Банк обслуживает территорию общей площадью 619,2 тыс.кв.км, на которой проживает 5,3 миллионов человек. Все три региона отличаются развитой производственной инфраструктурой и богатыми природными ресурсами.
Западноуральский банк Сбербанка
России является крупнейшим участником
финансового регионального
Объединенная филиальная
сеть банка позволила
Экономическая характеристика банка
Западноуральского банка Сбербанка России имеет отдельный баланс, который входит в баланс Сбербанка России. Отделение совершает сделки и иные юридические действия от имени Сбербанка России и в его интересах. Отделение банка в своей деятельности руководствуется законодательством РФ, иными нормативными правовыми актами, в том числе нормативными актами Банка России, указаниями Национального банка РБ, действует на основании Положения и Устава Сбербанка России.
Деятельность банка
Основные направления деятельности банка:
• Корпоративный бизнес: предоставление услуг корпоративным клиентам и организациям по обслуживанию расчетных и текущих счетов, открытию депозитов, предоставлению всех видов финансирования, гарантий, по обслуживанию внешнеторговых операций, услуг инкассации и др.
• Розничный бизнес: оказание банковских услуг клиентам – физическим лицам по принятию средств во вклады, кредитованию, обслуживанию банковских карт, операциям с драгоценными металлами, валютно-обменным операциям, денежным переводам, платежам, хранению ценностей и др.
• Операции на финансовых рынках: операции с ценными бумагами, операции по размещению и привлечению средств на межбанковском рынке, по привлечению долгосрочных средств на рынках капитала, операции с иностранной валютой и производными финансовыми инструментами, а также прочие операции на финансовых рынках.
Сбербанк РФ так же вправе осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации [24].
Банк завершил 2009 год со следующими экономическими показателями:
• Активы возросли на 378 млрд. руб., или на 5,6%, и на 1 января 2010 года составили 7 097 млрд. руб. [приложение2]
• Прибыль до налогообложения составила 56,2 млрд. руб., или 37,2% аналогичного показателя за 2008 год.
Прибыль после налогообложения составила 21,7 млрд. руб., или 19,7% от объема чистой прибыли за 2008 год.
• Капитал Банка, рассчитанный в соответствии с Положением Банка России № 215П2, увеличился за год на 13,9% и достиг 1 318 млрд. руб. Капитал увеличился в основном за счет перевода подтвержденной аудитором чистой прибыли за 2008 год из дополнительного капитала в основной, включения в расчет дополнительного капитала прироста стоимости имущества за счет переоценки, проведенной по состоянию на 1 января 2009 года, а также заработанной в 2009 году чистой прибыли.
Вследствие значительных расходов на резервы прибыль банка снизилась:
• Прибыль до налогообложения за 2009 год составила 56,2 млрд. руб. (за 2008 год: 151,1 млрд. руб.)
• Прибыль после налогообложения за 2009 год составила 21,7 млрд. руб. (за 2008 год: 109,9 млрд. руб.).
Структура ресурсов банка представлена в таблице 3
Таблица 3 - Структура ресурсов
Западноуральского банка
Ресурсы По состоянию на: Абсол. измен. * (+/-) Относизмен. *%
01.01.2007 01.01.2008 01.01.
Сумма Уд. Вес,% Сумма Уд. Вес,% Сумма Уд. Вес,%
Всего,
в том числе
13 071 100,00 27 807 100,00 66 569 100,00 53 498 509,29
Собственный капитал 1 406 10,76 2 821 10,14 4 930 7,41 3 884 350,64
Привлеченные средства 7 171 54,86 15 615 56,15 41 704 62,65 34 533 581,56
Заемные средства 4 494 34,38 9 370 33,70 19 953 29,97 15 459 443,99
* - отношение показателя 2009 года к 2007 году
Для оценки эффективности деятельности Западноуральского банка Сбербанка России рассчитываются следующие коэффициенты рентабельности: рентабельность собственного капитала, рентабельность уставного капитала и рентабельность активов (см. таблицу 4).
Таблица 4 Расчет коэффициентов рентабельности, тыс. руб.
Показатель Формула 2007 год 2008 год
2009 год
Изменение за три года, %
Рентабельность собственного
капитала Прибыль / собств. средствам 11,73 32,02 21,52
Рентабельность уставного
капитала Прибыль / уставной капитал 24,42 80,76 96,03 393,
Рентабельность активов Прибыль / валюта баланса 1,26 3,25 1,59 126, 19
Рентабельность дохода
Прибыль/
доходы
0,11 0,39 0,22 200,00
Рентабельность общего капитала Прибыль /Валюта баланса 0,01 0,03 0,02 200,00