Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 22:09, курсовая работа
Целью исследования является анализ инструментов и методов денежно-кредитного регулирования с точки зрения перспектив эффективного развития экономики Кыргызской Республики. Для этого проведем анализ современного состояния денежно-кредитного регулирования НБКР;
Структура данной курсовой работы состоит из трех вопросов введения, заключения и списка литературы.
Рассматриваются теоретические основы денежно–кредитной политики: понятие и сущность, виды и методы.
Рассматриваются также о деятельности Банка Кыргызстана его цели, задачи и функции. Также основные инструменты и методы денежно–кредитной политики Национального Банка.
И основные направления денежно – кредитной политики НБКР на 2012 год
Введение…………………………………………………………………………3
1. Сущность и виды денежно – кредитной политики ……………………
2. Основные инструменты и методы денежно – кредитной политики Национального Банка……………………………………………………
3. Основные направления денежно – кредитной политики НБКР на 2012 год…………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………...
Список использованной литературы.
В структуре широкой денежной массы М2Х доля депозитов в иностранной валюте увеличилась за отчетный период на 0,6 п.п., до 22,9 процента. Доля депозитов в национальной валюте уменьшилась на 0,1 процента, до 17,7 процента, а наличная составляющая широких денег - на 0,4 п.п., до 59,9 процента.
______________________________
6 Без учета депозитов Правительства и нерезидентов
Таблица 1
Анализ денежной базы за 2010-2011гг.7
на конец периода
Наименование показателя |
Ед. измерения |
Фактические Показатели 2011 г |
Показатели предыд. периода 2010 |
Абсолютное изменение |
Откл. от факт (+,-) |
Денежная база |
млн. сом |
49 972,5 |
48 597,3 |
1 375,2 |
2,8
|
Деньги в обращении |
млн. сом |
45 543,8 |
43 290,3 |
2 253,5 |
5,2
|
Деньги вне банков (М0) |
млн. сом |
43 407,3 |
41 471,2 |
1 936,2 |
4,7
|
Денежная масса (М2) |
млн. сом |
55 746,2 |
53 745,4 |
2 000,8 |
3,7
|
Денежная масса (М2Х) |
млн. сом |
72 430,3 |
69 207,7 |
3 222,6 |
4,7 |
Депозиты, включаемые в М2Х |
млн. сом |
29 023,0 |
27 736,6 |
1 286,4 |
4,6 |
Кредит в экономику |
млн. сом |
29 826,5 |
27 574,7 |
2 251,7 |
8,2 |
Заметный вклад в рост денежной массы внесло расширение кредитования банками реального сектора экономики. Так, в отчетном периоде темпы прироста кредитов в экономику составили 9,8 процента. При этом рост кредитов в экономику был обеспечен за счет увеличения кредитования в национальной валюте на 15,5 процента, а в иностранной валюте - на 4,8 процента.
График 1
Следует отметить, что на рост кредитования банками реального сектора, в том числе повлияла активизация деятельности ОсОО «Специализи-рованный фонд рефинансирования банков», кредитный портфель которого увеличился с начала года в 2,4 раза (рост на 1,2 млрд. сомов).
Таким образом, в отчетном периоде отмечалась положительная тенденция увеличения кредитной активности коммерческих банков, что в свою очередь способствовало восстановлению экономического роста.
Коэффициент монетизации экономики, рассчитанный по денежному агрегату М2Х, составил на конец отчетного периода 28,5 процента, увеличившись с начала года на 0,5 процентных пункта вследствие опережающих темпов прироста денежной массы над ВВП. Таким образом, скорость обращения широких денег М2Х за рассматриваемый период снизилась незначительно с 3,6 на начало года до 3,5 на конец июня 2011 года.
В результате опережающих темпов прироста широкой денежной массы по сравнению с темпами прироста денежной базы, мультипликатор широких денег М2Х, характеризующий степень финансового посредничества, увеличился с 1,424 на начало года до 1,462 на конец отчетного периода (в аналогичном периоде - 1,393).
Кредит в экономику по состоянию на 24 июня 2011 года составил 29 826,5 млн. сомов, увеличившись с начала года на 8,2% (за январь-июнь 2010 года кредит в экономику увеличился на 2,6%).
В течение всего 2011 года Национальному банку приходилось решать непростую задачу балансирования между задачей ограничения монетарной составляющей инфляции, с одной стороны, и необходимостью обеспечения экономики денежным предложением для ее поддержки, с другой стороны. Разработка и проведение денежно-кредитной политики существенно осложнялись сочетанием последствий внутренних политических шоков и ценовых шоков внешней среды.
С августа
2011 г.Национальный банк начал проводить
операции своп с коммерческими банками
по предоставлению сомовой ликвидности
микрофинансовым организациям для их
поддержки в условиях проблем с ликвидностью
в банковском секторе. В целях стимулирования
экономического роста, в мае Национальным
банком была снижена базовая ставка с
8 до 7 процентов. На данном уровне они сохранялись
до конца 2010 года.
Динамика инфляции, ставок НБКР и межбанковских операций репо (на конец периода)1
Исходя из графика 2 можно сделать вывод, экономический спад оценивался Министерством экономического регулирования в 5,4 процента, то по итогам 2010 года ВВП в реальном выражении снизился только на 1,4 процента. Объем кредитного портфеля коммерческих банков вырос за год на 4,6 процента. Объем кредитов небанковских финансово-кредитных учреждений увеличился на 18,8 процента, в том числе микрофинансовых организаций - на 25,4 процента.
Учитывая рост инфляционного давления и потенциальное существенное наращивание бюджетных расходов, Национальный банк в августе внес коррективы в денежно-кредитную программу в целях постепенного ужесточения денежно-кредитной политики, которые предполагали активизацию операций по стерилизации избыточной ликвидности. Одной из мер Национального банка в этом направлении было определено наращивание объема нот в обращении. В результате во втором полугодии объем нот в обращении вырос с 200 млн. сомов на конец июня до 669,2 млн. сомов на конец декабря 2010 года. Учетная ставка НБКР, привязанная к усредненной доходности 28-дневных нот НБКР за последние четыре аукциона, за 2010 год повысилась до 5,5 процента (+4,6 процентного пункта). В условиях существенного увеличения чистых расходов Правительства, в конце 2010 года Национальный банк проводил операции по продаже ГЦБ на условиях репо в целях дополнительного изъятия избыточных резервов коммерческих банков.
Общий объем государственных ценных бумаг, находящихся в обращении, составил 8,6 млрд. сомов, сократившись за год на 6,0 процента. Снижение объема государственных ценных бумаг в обращении было связано с уменьшением объема эмиссии практически всех видов ГЦБ, за исключением КО, ГКО и муниципальных облигаций. Это соответствующим образом отразилось на структуре государственных ценных бумаг (график 2.9.).
График 2.9.Структура государственных ценных бумаг в обращении
Объем ГКВ(у), эмитированных в предыдущие годы в процессе урегулирования задолженности Правительства перед НБКР, в отчетном году не изменился, а их удельный вес в структуре ГЦБ вырос с 6,0 до 6,4 процента. В то же время в отчетном году часть ГКО(у) была погашена, в результате чего задолженность Министерства финансов по государственным ценным бумагам урегулирования снизилась на 23,3 процента и составила на конец отчетного года 1,3 млрд. сомов.
Несмотря на динамичное развитие в прошедшей пятилетке экономики и денежно-кредитной сферы Кыргызской Республики, можно выделить ряд нерешенных проблем и макроэкономических рисков, которые ограничивают эффективность проводимой денежно-кредитной политики и развитие банковского сектора.
Основными из них являются:
1) все еще напряженное
финансовое состояние
Это негативно влияет на структуру активов и пассивов банков, на распределение денежных доходов населения по социальным группам и регионам, долю неофициальных доходов, величину и направленность социальных трансфертов как в целом, так и предоставленных с участием банковской системы8. В сложившейся системе экономических отношений рост заимствования предприятиями денежных ресурсов в банках в 2 раза превышал рост их вкладов, что при относительно низком уровне доходов и сбережений населения обусловливает необходимость увеличения эмиссионного кредитования, которое сказывается на динамике цен и устойчивости национальной валюты;
2) сохраняющаяся в
стране высокая налоговая нагру
3) недостаточная эффективность
общественного производства
4) высокая материало-
и энергоемкость производства, сильная
зависимость его от
5) ограниченность инвестиционных
ресурсов для обновления
6) недостаточная инновационная активность, отсутствие механизма трансферта новых знаний и технологий из-за рубежа, в том числе путем привлечения иностранных инвестиций.
Следует отметить, что перечисленные и иные проблемы и факторы, ограничивающие проведение денежно-кредитной политики, негативно влияли и на функционирование банков.
К числу других факторов, сдерживающих развитие банковского сектора, можно отнести:
- незначительную долю
частного сектора в уставных
фондах банков, что ограничивает
их инвестиционную
- невысокую эффективность
деятельности отдельных
- высокие риски кредитования,
связанные с недостаточно
- наличие у банков
неоправданных рисков при
- недостаточную развитость
корпоративного управления и
владельческого надзора в
- низкую обеспеченность
банковского сектора
- недостаточное развитие
финансовых институтов
- неразвитость рынка
корпоративных ценных бумаг и
производных финансовых
Для развития инфраструктуры банковского сектора требуется разрешение ряда проблем, обусловленных недостаточной координацией работ по развитию информационных технологий в банковской системе, отсутствием эффективной системы разработки и предоставления банками типовых решений, включая поставку готовых программно-аппаратных средств, центров аутсорсинговых услуг (привлечение организаций – поставщиков услуг для выполнения отдельных видов работ) для широкого спектра банковских информационных технологий; недостаточным обеспечением держателей банковских пластиковых карточек надлежащей инфраструктурой обслуживания в части проведения безналичных расчетов в организациях торговли (сервиса) вследствие низкой их заинтересованности в установке терминального оборудования и высокой его стоимости
Проведение денежно-кредитной политики НБКР в среднесрочном периоде 2012-2014 гг. будет исходить из ожидаемых тенденций развития реального, налогово-бюджетного и внешнего секторов экономики и будет ориентировано на значение инфляции на уровне 8 процентов в среднем за период при условии отсутствия шоков.
Среднесрочная денежно-кредитная программа разработана по программному и альтернативному сценариям. Программный сценарий базируется на макроэкономических прогнозных данных, определенных в программных экономических документах. В данном сценарии прогнозные данные по инфляции и реальному сектору определены исходя из показателей, заложенных в документе «О прогнозе социально-экономического развития»; данные по сектору госфинансов – в соответствии с Законом «О республиканском бюджете»; данные по монетарному сектору – согласно утвержденной денежно-кредитной программе на предстоящий период. Альтернативный сценарий разработан на основе оценок НБКР. Данные оценки предполагают для базового 2011 года более низкие инфляцию (6,0 против 13,1 процента) и дефицит бюджета (5,6 против 8,1 процента), более высокий прирост ВВП (7,4 против 6,7 процента) и соответственно более низкие темпы прироста денежной базы (12,9 против 17,6 процента).
Информация о работе Инструменты и методы денежно – кредитной политики НБКР