Инструменты и методы денежно – кредитной политики НБКР

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 22:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является анализ инструментов и методов денежно-кредитного регулирования с точки зрения перспектив эффективного развития экономики Кыргызской Республики. Для этого проведем анализ современного состояния денежно-кредитного регулирования НБКР;
Структура данной курсовой работы состоит из трех вопросов введения, заключения и списка литературы.
Рассматриваются теоретические основы денежно–кредитной политики: понятие и сущность, виды и методы.
Рассматриваются также о деятельности Банка Кыргызстана его цели, задачи и функции. Также основные инструменты и методы денежно–кредитной политики Национального Банка.
И основные направления денежно – кредитной политики НБКР на 2012 год

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1. Сущность и виды денежно – кредитной политики ……………………
2. Основные инструменты и методы денежно – кредитной политики Национального Банка……………………………………………………
3. Основные направления денежно – кредитной политики НБКР на 2012 год…………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………...
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Академия Управления при Президенте Кыргызской Республики.doc

— 402.00 Кб (Скачать)

В структуре широкой денежной массы М2Х доля депозитов в иностранной валюте увеличилась за отчетный период на 0,6 п.п., до 22,9 процента. Доля депозитов в национальной валюте уменьшилась на 0,1 процента, до 17,7 процента, а наличная составляющая широких денег - на 0,4 п.п., до 59,9 процента.

 

 

 

 

 

 

 

 

______________________________________

6 Без учета депозитов Правительства и нерезидентов

Таблица 1

Анализ денежной базы за 2010-2011гг.7

на конец периода

Наименование  показателя

Ед. измерения

Фактические

Показатели 2011 г

Показатели 

предыд. периода             

2010

Абсолютное 

изменение

Откл. от факт

(+,-)

Денежная база

млн. сом

49 972,5

48 597,3

1 375,2

2,8

 

Деньги в обращении 

млн. сом

45 543,8

43 290,3

2 253,5

5,2

 

Деньги вне банков (М0)

млн. сом

43 407,3

41 471,2

1 936,2

4,7

 

Денежная масса (М2)

млн. сом

55 746,2

53 745,4

2 000,8

3,7

 

Денежная масса (М2Х)

млн. сом

72 430,3

69 207,7

3 222,6

4,7

Депозиты, включаемые в  М2Х

млн. сом

29 023,0

27 736,6

1 286,4

4,6

Кредит в экономику

млн. сом

29 826,5

27 574,7

2 251,7

8,2


 

Заметный вклад в рост денежной массы внесло расширение кредитования банками реального сектора экономики. Так, в отчетном периоде темпы прироста кредитов в экономику составили 9,8 процента. При этом рост кредитов в экономику был обеспечен за счет увеличения кредитования в национальной валюте на 15,5 процента, а в иностранной валюте - на 4,8 процента.

 

 

График  1

Следует отметить, что на рост кредитования банками реального сектора, в том числе повлияла активизация деятельности ОсОО «Специализи-рованный фонд рефинансирования банков», кредитный портфель которого увеличился с начала года в 2,4 раза (рост на 1,2 млрд. сомов).

Таким образом, в отчетном периоде отмечалась положительная тенденция увеличения кредитной активности коммерческих банков, что в свою очередь способствовало восстановлению экономического роста.

Коэффициент монетизации экономики, рассчитанный по денежному агрегату М2Х, составил на конец отчетного периода 28,5 процента, увеличившись с начала года на 0,5 процентных пункта вследствие опережающих темпов прироста денежной массы над ВВП. Таким образом, скорость обращения широких денег М2Х за рассматриваемый период снизилась незначительно с 3,6 на начало года до 3,5 на конец июня 2011 года.

В результате опережающих темпов прироста широкой денежной массы по сравнению с темпами прироста денежной базы, мультипликатор широких денег М2Х, характеризующий степень финансового посредничества, увеличился с 1,424 на начало года до 1,462 на конец отчетного периода (в аналогичном периоде - 1,393).

Кредит в экономику  по состоянию на 24 июня 2011 года составил 29 826,5 млн. сомов, увеличившись с начала года на 8,2% (за январь-июнь 2010 года кредит в экономику увеличился на 2,6%).

В течение всего 2011 года Национальному банку приходилось решать непростую задачу балансирования между задачей ограничения монетарной составляющей инфляции, с одной стороны, и необходимостью обеспечения экономики денежным предложением для ее поддержки, с другой стороны. Разработка и проведение денежно-кредитной политики существенно осложнялись сочетанием последствий внутренних политических шоков и ценовых шоков внешней среды.

С августа 2011 г.Национальный банк начал проводить операции своп с коммерческими банками по предоставлению сомовой ликвидности микрофинансовым организациям для их поддержки в условиях проблем с ликвидностью в банковском секторе. В целях стимулирования экономического роста, в мае Национальным банком была снижена базовая ставка с 8 до 7 процентов. На данном уровне они сохранялись до конца 2010 года.                                                                                           График 2.

Динамика инфляции, ставок НБКР и межбанковских операций репо (на конец периода)1

Исходя из графика 2 можно сделать вывод, экономический спад оценивался Министерством экономического регулирования в 5,4 процента, то по итогам 2010 года ВВП в реальном выражении снизился только на 1,4 процента. Объем кредитного портфеля коммерческих банков вырос за год на 4,6 процента. Объем кредитов небанковских финансово-кредитных учреждений увеличился на 18,8 процента, в том числе микрофинансовых организаций - на 25,4 процента.

Учитывая рост инфляционного давления и потенциальное существенное наращивание бюджетных расходов, Национальный банк в августе внес коррективы в денежно-кредитную программу в целях постепенного ужесточения денежно-кредитной политики, которые предполагали активизацию операций по стерилизации избыточной ликвидности. Одной из мер Национального банка в этом направлении было определено наращивание объема нот в обращении. В результате во втором полугодии объем нот в обращении вырос с 200 млн. сомов на конец июня до 669,2 млн. сомов на конец декабря 2010 года. Учетная ставка НБКР, привязанная к усредненной доходности 28-дневных нот НБКР за последние четыре аукциона, за 2010 год повысилась до 5,5 процента (+4,6 процентного пункта). В условиях существенного увеличения чистых расходов Правительства, в конце 2010 года Национальный банк проводил операции по продаже ГЦБ на условиях репо в целях дополнительного изъятия избыточных резервов коммерческих банков.

Общий  объем  государственных  ценных  бумаг,  находящихся  в  обращении, составил 8,6 млрд. сомов, сократившись за год на 6,0 процента. Снижение объема государственных ценных бумаг в обращении было связано с уменьшением объема эмиссии практически всех видов ГЦБ, за исключением КО, ГКО и муниципальных облигаций.  Это  соответствующим  образом  отразилось  на  структуре  государственных ценных бумаг (график 2.9.).  

График 2.9.Структура государственных ценных бумаг в обращении

Объем ГКВ(у), эмитированных в предыдущие годы в процессе урегулирования задолженности Правительства  перед НБКР,  в  отчетном  году  не  изменился,  а  их удельный вес в структуре ГЦБ вырос с 6,0 до 6,4 процента. В то же время в отчетном году часть ГКО(у) была погашена, в результате чего задолженность Министерства финансов по государственным ценным бумагам урегулирования снизилась на 23,3 процента и составила на конец отчетного года 1,3 млрд. сомов.

Несмотря на динамичное развитие в прошедшей пятилетке  экономики и денежно-кредитной  сферы Кыргызской Республики, можно  выделить ряд нерешенных проблем  и макроэкономических рисков, которые  ограничивают эффективность проводимой денежно-кредитной политики и развитие банковского сектора.

Основными из них являются:

1) все еще напряженное  финансовое состояние значительного  числа предприятий реального  сектора экономики, обусловливающее  высокие кредитные риски банков  и ограничивающее возможности  роста их ресурсной базы, а также снижение ставки процента по кредитам и увеличение объемов кредитования.

Это негативно влияет на структуру активов и пассивов банков, на распределение денежных доходов населения по социальным группам и регионам, долю неофициальных  доходов, величину и направленность социальных трансфертов как в целом, так и предоставленных с участием банковской системы8. В сложившейся системе экономических отношений рост заимствования предприятиями денежных ресурсов в банках в 2 раза превышал рост их вкладов, что при относительно низком уровне доходов и сбережений населения обусловливает необходимость увеличения эмиссионного кредитования, которое сказывается на динамике цен и устойчивости национальной валюты;

2) сохраняющаяся в  стране высокая налоговая нагрузка (при ее незначительном снижении) ограничивает финансовые средства субъектов хозяйствования, и соответственно, снижает их деловую и инвестиционную активность, развитие частного сектора и конкурентоспособность кыргызских товаров на внутреннем и внешнем рынках;

3) недостаточная эффективность  общественного производства вследствие  его невысокого технологического  уровня, характеризующегося, в частности,  значительным износом активной  части основных фондов. Это является  одним из основных факторов, ограничивающих конкурентоспособность отечественной продукции и обусловливающих низкую долю добавленной стоимости в цене на нее, и выражается в высокой затрато- и энергоемкости производства продукции, низком уровне производительности труда, что в конечном итоге оказывает негативное влияние на финансовое положение отечественных производителей;

4) высокая материало-  и энергоемкость производства, сильная  зависимость его от конъюнктуры  цен на импортируемые топливно-энергетические  и сырьевые ресурсы, что негативно  отражается на состоянии платежного баланса страны29;

5) ограниченность инвестиционных  ресурсов для обновления основных  фондов;

6) недостаточная инновационная  активность, отсутствие механизма  трансферта новых знаний и  технологий из-за рубежа, в том  числе путем привлечения иностранных инвестиций.

Следует отметить, что  перечисленные и иные проблемы и  факторы, ограничивающие проведение денежно-кредитной  политики, негативно влияли и на функционирование банков.

К числу других факторов, сдерживающих развитие банковского  сектора, можно отнести:

- незначительную долю  частного сектора в уставных  фондах банков, что ограничивает  их инвестиционную привлекательность,  снижает уровень конкуренции  и эффективность использования  рыночных механизмов в организации  деятельности банковской системы, уровень ее интеграционных возможностей;

- невысокую эффективность  деятельности отдельных сегментов  банковского бизнеса, связанную  с реализацией крупными банками  государственных программ, а также  бесплатным расчетно-кассовым обслуживанием  операций с бюджетными средствами, в совокупности с недостаточным уровнем бюджетной компенсации банкам потерь от льготного кредитования и обслуживания;

- высокие риски кредитования, связанные с недостаточно устойчивым  финансовым положением кредитополучателей  некоторых секторов экономики, в рамках их финансирования в соответствии с рядом решений, принимаемых государственными органами управления;

- наличие у банков  неоправданных рисков при выполнении  ими посреднических (агентских) функций  по обслуживанию внешних государственных займов и принятии в полном объеме обязательств по возврату этих займов иностранным кредиторам;

- недостаточную развитость  корпоративного управления и  владельческого надзора в отдельных  банках, не учитывающую в полной  мере необходимость динамичного и устойчивого развития банков и характеризующуюся отсутствием последовательной долгосрочной стратегии развития, эффективного внутреннего контроля, постоянной работы по упреждению проблемных ситуаций, что приводит к снижению показателей их безопасного и ликвидного функционирования, а также эффективности работы данных банков¹¹;

- низкую обеспеченность  банковского сектора долгосрочными  ресурсами, что в условиях высокой  инвестиционной активности банков, и в первую очередь при реализации  важнейших государственных программ, приводит к несбалансированности активов и пассивов банков по срокам погашения и, в свою очередь, к снижению устойчивости функционирования банковского сектора, ограничению реальных возможностей для трансформации денежных средств в долгосрочные кредиты экономике, а также к повышению спроса на эмиссионное рефинансирование Национальным банком;

- недостаточное развитие  финансовых институтов долгосрочных  накоплений;

- неразвитость рынка  корпоративных ценных бумаг и  производных финансовых инструментов, что сдерживает как привлечение инвестиций в банковскую систему, так и обусловливает недостаточное развитие инструментов управления ликвидностью банков.

Для развития инфраструктуры банковского сектора требуется  разрешение ряда проблем, обусловленных  недостаточной координацией работ по развитию информационных технологий в банковской системе, отсутствием эффективной системы разработки и предоставления банками типовых решений, включая поставку готовых программно-аппаратных средств, центров аутсорсинговых услуг (привлечение организаций – поставщиков услуг для выполнения отдельных видов работ) для широкого спектра банковских информационных технологий; недостаточным обеспечением держателей банковских пластиковых карточек надлежащей инфраструктурой обслуживания в части проведения безналичных расчетов в организациях торговли (сервиса) вследствие низкой их заинтересованности в установке терминального оборудования и высокой его стоимости

 

 

Проведение денежно-кредитной политики НБКР в среднесрочном периоде 2012-2014  гг.  будет исходить из ожидаемых тенденций развития реального,  налогово-бюджетного и внешнего секторов экономики  и будет ориентировано на значение инфляции на уровне 8 процентов в среднем за период при условии отсутствия шоков.

Среднесрочная денежно-кредитная программа разработана по программному   и альтернативному сценариям. Программный сценарий базируется на макроэкономических прогнозных данных, определенных в программных экономических документах. В данном сценарии прогнозные данные по инфляции и реальному сектору определены исходя из показателей, заложенных в документе «О прогнозе социально-экономического развития»; данные по сектору госфинансов – в соответствии с Законом «О республиканском бюджете»; данные по монетарному сектору –  согласно утвержденной денежно-кредитной программе на предстоящий период. Альтернативный сценарий разработан на основе оценок НБКР. Данные оценки предполагают для базового 2011 года более низкие инфляцию (6,0 против 13,1 процента) и дефицит бюджета (5,6 против 8,1 процента), более высокий прирост ВВП (7,4 против 6,7 процента) и соответственно более низкие темпы прироста денежной базы (12,9 против 17,6 процента).

Информация о работе Инструменты и методы денежно – кредитной политики НБКР