Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 22:09, курсовая работа
Целью исследования является анализ инструментов и методов денежно-кредитного регулирования с точки зрения перспектив эффективного развития экономики Кыргызской Республики. Для этого проведем анализ современного состояния денежно-кредитного регулирования НБКР;
Структура данной курсовой работы состоит из трех вопросов введения, заключения и списка литературы.
Рассматриваются теоретические основы денежно–кредитной политики: понятие и сущность, виды и методы.
Рассматриваются также о деятельности Банка Кыргызстана его цели, задачи и функции. Также основные инструменты и методы денежно–кредитной политики Национального Банка.
И основные направления денежно – кредитной политики НБКР на 2012 год
Введение…………………………………………………………………………3
1. Сущность и виды денежно – кредитной политики ……………………
2. Основные инструменты и методы денежно – кредитной политики Национального Банка……………………………………………………
3. Основные направления денежно – кредитной политики НБКР на 2012 год…………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………...
Список использованной литературы.
- операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке.
Обязательные резервы представляют собой процентную долю от обязательств коммерческого банка. Эти резервы коммерческие банки обязаны хранить в ЦБ. В настоящее время изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков или резервных требований используется как наиболее простой инструмент, применяемый в целях наиболее быстрой настройки денежно-кредитной сферы. Механизм действия данного инструмента денежно-кредитной политики заключается в следующем:
- если ЦБ увеличивает
норму обязательных резервов, то
это приводит к сокращению
избыточных резервов
- при уменьшении нормы
обязательных резервов
Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку воздействует на основы всей банковской системы. Даже незначительное изменение нормы обязательных резервов способно вызвать существенные изменения в объеме банковских резервов и привести к модификации кредитной политики коммерческих банков.
Все остальные инструменты денежно-кредитной политики непосредственно воздействуют на размер денежной базы.
Увеличение денежной базы приводит частично к росту количества денег на руках населения, частично к увеличению вкладов в коммерческих банках. Это в свою очередь влечет за собой усиление процесса мультипликации и расширение объема денежной массы на величину большую, чем денежная база.
Процентная политика ЦБ производится по двум направлениям: регулирование займов коммерческих банков у ЦБ и депозитная политика ЦБ, которая еще может быть названа политикой учетной ставки или ставки рефинансирования.
Ставка рефинансирования - это процент, под который ЦБ предоставляет кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции.
Учетная ставка - процент (дисконт), по которому ЦБ учитывает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг.
Учетную ставку устанавливает ЦБ. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. При получении кредита коммерческими банками увеличиваются их резервы, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные средства, пытаются возвратить их, так как эти средства становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения.
Определение размера учетной ставки - один из наиболее важных аспектов кредитно-денежной политики, а изменение учетной ставки выступает показателем изменений в области кредитно-денежного регулирования.
Размер учетной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой инфляции и в тоже время оказывает на инфляцию большое влияние. Когда ЦБ намерен смягчить или ужесточить кредитно-денежную политику, он снижает или повышает учетную ставку. Банк может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки ЦБ необязательны для коммерческих банков в их взаимоотношениях с клиентами и с другими банками. Однако уровень официальной учетной ставки является для коммерческих банков ориентиром при проведении кредитных операций.
Операции ЦБ на открытом рынке в настоящее время являются в мировой экономической практике основным инструментом денежно-кредитной политики. ЦБ продает или покупает по заранее установленному курсу ценные бумаги, в том числе государственные, формирующие внутренний долг страны. Этот инструмент считается наиболее гибким инструментом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.
Операции ЦБ на открытом рынке оказывают прямое влияние на объем свободных ресурсом, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение объема кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее.
Такое воздействие осуществляется посредством изменения ЦБ цены покупки у коммерческих банков или продажи ценных бумаг. При жесткой рестрикционной политике, результатом которой должен стать отток кредитных ресурсов со ссудного рынка, ЦБ уменьшает цену продажи или увеличивает цену покупки, тем самым, увеличивая или уменьшая ее отклонение от рыночного курса. Непредсказуемость результатов денежно-кредитной политики в связи с тем, что открытый рынок - это финансовый рынок. Рост продаж на открытом рынке приводит к увеличению предложения финансовых активов, следовательно, к росту процентных ставок. В свою очередь, рост процентных ставок отразится на увеличении мультипликатора, что отчасти погасит эффект снижения денежной базы. И наоборот, операции покупки на открытом рынке могут привести к увеличению спроса на финансовые активы, снижению процентных ставок и мультипликатора. Оптимальная комбинация инструментов денежно-кредитной политики зависит от стадии развития и структуры финансовых рынков, роли ЦБ в экономике страны.
Кроме рассмотренных выше традиционных денежно-кредитных инструментов, в рамках денежно-кредитной политики может использоваться и установление ориентиров роста денежной массы, а также валютное регулирование.
Управление наличной денежной массой представляет собой регулирование обращения наличных денег, эмиссию, организацию их обращения и изъятия из обращения, осуществляемые ЦБ.
2. Основные инструменты и методы денежно – кредитной политики Национального Банка
Цели, задачи и функции НБКР
Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Национального банка Кыргызской Республики законодательно определены Конституцией Кыргызской Республики и Законом Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики" от 29 июля 1997 года.²
1. Национальный (Центральный) банк Кыргызской Республики (далее Банк Кыргызстана) является банком Кыргызской Республики и находится в ее собственности.
2. Банк Кыргызстана является юридическим лицом с самостоятельной организационно-правовой формой - центральный банк Кыргызской Республики, осуществляющим свою деятельность в соответствии с настоящим Законом и не преследующим цели получения прибыли.
3. Местом нахождения Банка Кыргызстана является город Бишкек. Банк Кыргызстана вправе создавать филиалы, представительства и назначать своих представителей в Кыргызской Республике и за рубежом.
Банк Кыргызстана имеет печать со своим наименованием и изображением Государственного герба Кыргызской Республики.
4. Запрещается использовать словосочетания "Банк Кыргызстана", "Кыргыз Банкы", аббревиатуры "ЦБКР", "НБКР", а также слова "Центральный", "Национальный" в названиях и символике других банков в полном или сокращенном виде на любом языке.
5. Кыргызская Республика не несет ответственности по обязательствам Банка Кыргызстана. Банк Кыргызстана не несет ответственности по обязательствам Кыргызской Республики.3
_____________________
² ЗАКОН КР от 29 июля 1997 года N 59 "О Национальном банке Кыргызской Республики"
3 ЗАКОН КР О Национальном банке Кыргызской Республики Ст.1. Национальный банк КР
Целью деятельности Банка Кыргызстана являются достижение и поддержание стабильности цен посредством проведения соответствующей денежно-кредитной политики согласно настоящему Закону.
Основной задачей, способствующей достижению цели (или подчиненной основной цели) деятельности Банка Кыргызстана, является поддержание покупательской способности национальной валюты, обеспечение эффективности, безопасности и надежности банковской и платежной системы республики для содействия долгосрочному экономическому росту республики.
(В редакции Закона КР от 19 мая 2008 года N 90)
Функции Банка Кыргызстана
Банк Кыргызстана выполняет следующие функции:
1) определяет и проводит денежно-кредитную политику в Кыргызской Республике;
2) разрабатывает и осуществляет единую валютную политику;
3) обладает исключительным правом проведения эмиссии денежных знаков;
4) является кредитором последней инстанции для банков в соответствии с настоящим Законом;
5) устанавливает правила проведения банковских операций, в том числе и на основе исламских принципов банковского дела и финансирования, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
6) выдает лицензию на ведение банковских операций, привлечение юридическими лицами денежных средств от населения на условиях срочности, возвратности и платности в соответствии с законодательством республики и ведет реестр выданных лицензий;
7) осуществляет регулирование и надзор за деятельностью банков и финансово-кредитных учреждений, лицензируемых Банком Кыргызстана;
8) способствует эффективному функционированию платежной системы и осуществлению межбанковских платежей;
9) осуществляет валютное регулирование, включая издание нормативов, регулирующих операции с иностранной валютой, а также операций по купле, продаже и обмену иностранной валюты в соответствии с законодательством республики;
10) владеет и управляет официальными валютными резервами в соответствии с настоящим Законом;
11) составляет совместно с Национальным статистическим комитетом платежный баланс Кыргызской Республики;
12) представляет интересы и выступает от имени Кыргызской Республики на международных совещаниях, конференциях и организациях, касающихся денежно-кредитной и банковской политики;
13) осуществляет иные функции, полномочия и права в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.4
(В редакции Законов КР от 28 марта 2009 года N 94, 11 апреля 2011 года N 11)
______________________________
4 ЗАКОН КР О Национальном банке Кыргызской Республики Ст.4. Национальный банк КР
Основные инструменты денежно–кредитной политики Национального Банка.
Инструменты денежно-кредитной политики (ДКП) |
Понятие и основные характеристики |
1. Операции на открытом рынке |
Операции на открытом рынке – это инструмент, используемый для регулирования ("стерилизации"/пополнения) уровня ликвидности в банковской системе. |
1.1. Аукционы по продаже нот НБКР |
Ноты – это государственные краткосрочные ценные бумаги, выпускаются в обращение НБКР на срок 7, 14, 28, 91 и 182 дня на еженедельных аукционах. Доходность определяется в зависимости от спроса и предложения со стороны коммерческих банков. Целью проведения аукционов нот является изъятие из банковской системы ликвидности в национальной валюте. |
1.2. Операции на вторичном рынке ГЦБ |
|
1.2.1. Операции репо НБКР |
Операции репо НБКР – это операции по покупке (прямое репо)/продаже (обратное репо) государственных ценных бумаг с обязательством их обратной продажи/покупки в определенную дату в будущем и по заранее оговоренной цене. Целью проведения операций прямых репо является временное предоставление банковской системе ликвидности в национальной валюте. Целью проведения операций обратных репо является временное изъятие из банковской системы ликвидности в национальной валюте. НБКР объявляет минимальную процентную ставку при прямых репо операциях и максимальную процентную ставку при обратных репо операциях по принимаемым на операции репо заявкам. Также операции репо могут проводиться по фиксированной процентной ставке для всех участников. Операции репо проводятся по инициативе НБКР. |
1.2.2. Покупка ГЦБ на условиях аутрайт (редисконтные операции НБКР) |
Покупка ГЦБ на условиях аутрайт – это операции по покупке Национальным банком ГЦБ с установленным НБКР сроком до погашения ГЦБ. Целью проведения редисконтных операций является способствование развитию вторичного рынка ГЦБ и росту ликвидности приобретаемых ГЦБ, а также временное предоставление ликвидности банковской системе в национальной валюте. Операции проводятся по инициативе НБКР. |
2. Депозитные операции НБКР в национальной валюте |
Депозитные операции НБКР в национальной валюте – это инструмент, используемый с целью изъятия избыточной ликвидности из банковской системы путем привлечения денежных средств в национальной валюте на срочные депозитные счета в НБКР на условиях возвратности, платности и срочности. НБКР объявляет максимальную процентную ставку при проведении депозитного аукциона. Также депозитные операции могут проводиться по фиксированной процентной ставке для всех участников. Депозитные операции проводятся по инициативе НБКР. |
3. Учетная ставка |
Учетная ставка – это инструмент, используемый как основной ориентир при определении стоимости денежных ресурсов в экономике. Размер учетной ставки приравнен усредненному значению доходности 28-дневных нот НБКР за последние 4 аукциона по размещению нот НБКР. |
4. Обязательные резервные требования (ОРТ) |
Обязательные резервы – это инструмент, используемый в качестве регулятора объема денежных агрегатов, банковского кредита и спроса на ликвидность, а также как средство снижения риска неплатежеспособности банковской системы. Депонирование обязательных резервов осуществляется в виде размещения коммерческим банком денежных средств на корреспондентском счете в Национальном банке. Объем обязательных резервов рассчитывается еженедельно и определяется в процентах от среднедневной расчетной базы за предыдущую неделю. Базовый (расчетный) период выполнения ОРТ составляет 2 недели. Размер обязательных резервов, перечень обязательств, входящих в расчетную базу для определения обязательных резервов, ставка компенсации за соблюдение обязательных резервов и размер платы за несоблюдение ОРТ устанавливаются Правлением НБКР. С 14 марта 2011 г. размер обязательных резервов составляет 9,0 процента от расчетной базы. В расчетную базу для определения обязательных резервов входят все депозиты физических и юридических лиц, уменьшенные на сумму средств, перечисленных коммерческим банком на валютный депозитный счет в Национальном банке. С 13 октября 2008 года ставка компенсации за выполнение ОРТ равна нулю. В случае несоблюдения ОРТ с коммерческого банка взимается плата в трехкратном размере от средней за базовый период учетной ставки НБКР. |
5. Операции рефинансирования (кредитование) банков |
Операции рефинансирования (кредитование) банков – это инструмент прямого воздействия, на денежную массу используемый для корректировки уровня резервов в коммерческих банках в случае возникновения дефицита финансовых средств. |
5.1. Внутридневной кредит |
Внутридневной кредит предоставляется в национальной валюте на беспроцентной основе, в течение операционного дня на несколько часов, под залоговое обеспечение, для повышения эффективности работы платежной системы. В качестве залогового обеспечения принимаются государственные ценные бумаги Кыргызской Республики, размещаемые через НБКР. Используется регулярно по инициативе коммерческого банка. |
5.2. Кредит "овернайт" |
Кредит «овернайт» предоставляется в национальной валюте на один день, под залоговое обеспечение, для поддержания краткосрочной ликвидности банка. В качестве залогового обеспечения принимаются государственные ценные бумаги Кыргызской Республики, размещаемые через НБКР. Процентная ставка устанавливается в размере 1,2 от учетной ставки НБКР. Используется регулярно по инициативе коммерческого банка. |
5.3. Кредит последней инстанции |
Кредит последней инстанции предоставляется в исключительных случаях коммерческим банкам, испытывающим серьезные финансовые проблемы, на срок не более 6 месяцев. Процентная ставка устанавливается Правлением НБКР. Используется по инициативе коммерческого банка при условии наличия программы оздоровления банка. |
6. Операции на валютном рынке |
Операции на валютном рынке – это операции с иностранной валютой на межбанковском валютном рынке |
6.1. Валютные интервенции |
Валютные интервенции – это операции по покупке/продаже иностранной валюты. Проводятся с целью предотвращения резких колебаний обменного курса сома. Операции проводятся по инициативе НБКР. |
6.2. Аукционы прямых своп
|
Аукционы прямых своп – это аукционы по обмену денежных средств в национальной валюте на эквивалентную сумму в иностранной валюте (доллар США и ЕВРО) с обязательством обратного обмена основных сумм и начисленных процентов по заранее оговоренным условиям. Целью проведения аукционов прямых своп является обеспечение банковской системы краткосрочной ликвидностью в национальной валюте на срок до 7 дней. Аукционы проводятся по инициативе НБКР. |
6.3. Обратные своп операции |
Обратные своп операции – это операции по обмену денежных средств в иностранной валюте (доллар США) на эквивалентную сумму в национальной валюте с обязательством обратного обмена основных сумм и начисленных процентов по заранее оговоренным условиям. Целью проведения обратных своп операций является изъятие из банковской системы избыточной ликвидности в национальной валюте. Операции проводятся по инициативе Национального банка. |
3. Основные направления денежно – кредитной политики НБКР на 2012 год
Национальный банк в 2011 году в условиях сохранения высокого уровня инфляции в стране предпринимал меры по ужесточению денежно-кредитной политики. В целях ограничения монетарной составляющей инфляции НБКР постепенно увеличивал среднеаукционный объем предложения нот НБКР с 400 млн. сомов в декабре 2010 года до 687,5 млн. сомов в июне 2011 года. Однако полностью весь объем предложения НБКР не удалось разместить в связи со снижением спроса на них вследствие сокращения ликвидности в коммерческих банках. В целом за отчетный период объем нот НБКР в обращении вырос до 1 093,2 млн. сомов на конец июня 2011 года с 669,2 млн. сомов на конец 2010 года. Учетная ставка НБКР в течение отчетного периода постепенно повышалась и достигла к концу июня 12 процентов (5,5 процента на начало года).
В рамках ужесточения денежно-кредитной политики НБКР с 14 марта 2011 года увеличил размер обязательных резервов для коммерческих банков с 8 до 9 процентов от расчетной базы; повысил базовую ставку для целей кредитования СФРБ до 10 процентов в июне с 7 процентов на конец 2010 года. Вместе с тем следует отметить, что в силу того, что в текущем году произошло восстановление экономического роста и тем самым основная задача, для решения которой был создан СФРБ, выполнена, Национальным банком было принято решение о прекращении деятельности СФРБ.
В структуре денежной базы произошло увеличение доли наличных денег в обращении с 89,1 процента, наконец, 2010 года до 91,1 процента на конец июня 2011 года, соответственно, доля средств на корреспондентских счетах коммерческих банков в Национальном банке уменьшилась с 10,9 процента до 8,9 процента.
Деньги вне банков М0 на конец июня 1-го полугодия 2011 года составили 43 459,7 млн. сомов, увеличившись за отчетный период на 4,8 процента (в аналогичном периоде 2010 года - на 4,3 процента).
Денежная масса М2, включающая деньги вне банков и депозиты в национальной валюте, на конец июня 2011 года составила 56 319,6 млн. сомов, увеличившись за отчетный период на 4,8 процента (в аналогичном периоде 2010 года - на 5,6 процента), при этом депозиты в национальной валюте увеличились на 4,8 процента.
Объем широкой денежной массы М2Х, включающей депозиты6 в иностранной валюте, на конец июня 2011 года составил 73 063,9 млн. сомов, увеличившись за отчетный период на 5,6 процента (в аналогичном периоде 2010 года денежная масса оставалась без изменений). При этом деньги вне банков за отчетный период увеличились на 4,8 процента. Вместе с тем общий объем депозитов, входящих в определение широкой денежной массы М2Х, увеличился на 6,7 процента, в том числе депозиты в национальной валюте увеличились на 4,8 процента, а депозиты в иностранной валюте - на 8,3 процента, что свидетельствует о сохранении доверия к банковской системе.
Информация о работе Инструменты и методы денежно – кредитной политики НБКР