Инфляция в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 22:50, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
1) исследовать теоретические основы инфляционного процесса;
2) провести анализ инфляционного процесса в России;
3) определить направления регулирования инфляционных процессов в России.

Оглавление

Введение…………………………………………………………....……....3
Глава 1. Теоретические основы инфляционного процесса………….4
1.1. Сущность, причины инфляции и формы ее проявления….….……..4
1.2. Виды инфляции………………………………………………………..8
1.3. Экономические и социальные последствия инфляции…………….10
Глава 2. Анализ инфляционного процесса в России………………..12
2.1. Динамика инфляции в России за годы реформ…………………….12
2.2. Динамика инфляции в России в период финансового кризиса..….17
Глава 3. Направления регулирования инфляционных процессов
в России………………………………………………………………..….22
3.1. Определение типа и причин инфляции как первоначальный
этап регулирования инфляционных процессов.......................................22
3.2. Разработка предложений по регулированию доходов населения
с целью снижения уровня инфляции.........................................................25
Заключение……………………..………………………………………...30
Список литературы………………..…………………………………….33

Файлы: 1 файл

Курсовая_Инфляция_в_России.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

Высокая оплата труда  формирует необходимые экономические  эффекты: рост требовательности к качеству и производительности труда; опасение потерять работу, а значит, рост самодисциплины и самоконтроля; увеличение инвестиций в человеческий капитал, в поддержание квалификации и своевременное обновление знаний; укрепление кооперационных трудовых связей и взаимной требовательности к качеству выполнения технологических операций.

Высокая оплата труда  выгодна всем предпринимателям и  всему обществу. Для производственников расширяется емкость рынка, растет скорость оборота капитала, возврат выручки, уменьшается задолженность, нормализуются воспроизводственные связи. В торговле сокращаются избыточные товарные запасы, сокращается время обращения, возрастают годовые обороты и прибыль. Улучшается ассортимент товаров, поскольку спрос покупателей из среднего класса выгодно отличается от спроса бедных. Высокие доходы выгодны и банкам, и страховым компаниям, и пенсионным фондам. Избыточные доходы конвертируются в сбережения и в инвестиции. При росте доверия к надежности банков и других финансовых институтов их капиталы, обороты и годовая прибыль тоже будут расти даже при низкой марже в 1,5-3%.

Высокая заработная плата  выгодна государству и местному самоуправлению. Налог на доходы физических лиц вырастет пропорционально росту заработной платы. Бюджет будет действительно формироваться налогоплательщиками-гражданами. Появляется экономическая основа роста требовательности к органам власти, их ответственности за качество управления и принимаемых решений.

Однако, как было отмечено, основное возражение против повышения заработной платы связано с боязнью инфляции, поскольку это повышает банковские проценты и снижает доступность инвестиционных кредитов. Центробанк и Минфин РФ хотят снизить инфляцию до 4-5% в год именно в интересах снижения процента по кредитам до 7-8% в год. Тогда при средней рентабельности в 15% инвестиционные банковские кредиты будут доступны большинству отраслей и предприятий.

Эти рассуждения верны  для сбалансированной рыночной экономики и отражают закономерности медленного и устойчивого экономического роста при 2-3% годового роста ВВП. Иная структура и темпы роста в России. С 1999 г. страна добивается роста ВВП на 6,5-7%. Одновременно остаются незагруженными в целом до половины производственных мощностей в промышленности. Тысячи деревень и сел умирают безлюдными, а в оставшихся прогрессирует люмпенизация и пьянство. Не развито добровольное социальное и медицинское страхование. Банки остаются мелкими с дорогими и непривлекательными услугами.

Экономика подавлена  недостатком инвестиций, хотя в стране имеется избыток денежных средств и у предпринимателей, и у государства.

Изменить политические тенденции и сможет повышение  оплаты труда. В России 1/3 работающих имеют высшее и среднее специальное образование. По образовательному цензу они уже как бы входят в средний класс. Но по доходам учителя, врачи, инженеры, управленцы среднего звена пока относятся к бедным. Существенное и устойчивое повышение их заработков обеспечит формирование реального среднего класса как социальной опоры центристской политики с ориентацией на смешанную экономику.

При этом целесообразно  направлять дополнительные денежные доходы в безынфляционные инвестиционные проекты. Если годовая инфляция будет равна 10%, значит, бизнес-план инвестиционного проекта должен обеспечить 15-20% прибыли. Тогда будут доступны даже банковские инвестиционные кредиты.

Но создать инвестиционный бум призвано государство. Сформированный впервые инвестиционный фонд на 2006 г. является первой попыткой производительно использовать часть доходов, хотя финансирование только инфраструктурных проектов не обеспечивает быстрой отдачи, но формирует необходимую базу для будущих инвестиций.

Для этого  следует предложить следующие меры:

1) сформировать постоянные  конкурсы инвестиционных проектов  на федеральном, региональном и местном уровнях;

2) отбирать инвестиционные  проекты по обычным критериям  возврата и оплаты процентов на уровне инфляции без получения бюджетом прибыли, т.е. на уровне 10% годовых;

3) финансировать социальные  инвестиционные проекты с оплатой процента из инвестиционного фонда;

4) сформировать прозрачную  систему финансирования и контроля  целевого использования бюджетных инвестиций, создав по примеру кредитных историй в банках инвестиционную историю получателей бюджетных инвестиций;

5) обучить предпринимателей, менеджеров и специалистов навыкам безынфляционного инвестиционного финансирования и поддерживать высокую культуру деловых отношений в инвестиционных интегрированных объединениях.

В стране много сфер и  отраслей для прибыльного инвестирования. Эксплуатация природных ресурсов, освоение производственных мощностей, высокие технологии и социальные услуги - практически во всех видах экономической деятельности возможна разработка и осуществление безынфляционных инвестиционных проектов при достойной оплате труда персонала. Представляется, что  предложенные мероприятия  будут в полной мере способствовать снижению уровня инфляции, и реализация этих мероприятий должна быть инициирована только на государственном уровне.

 

 

Заключение

 

На основе изучения законодательных актов, статистического материала, научной литературы и материалов периодики, проведенного анализа инфляционных процессов, представляется возможным сделать следующие общие выводы.

Инфляция - это сложное  многофакторное явление, характеризующее нарушение воспроизводственного процесса и присущее экономике, которая использует бумажно-денежное обращение. Инфляция проявляется в первую очередь в форме повышения уровня товарных цен, а также в форме относительного удорожания золота и иностранной валюты.

В отдельных случаях  возможен рост цен, не обусловленный  инфляционными процессами. Это происходит, когда меняются общие воспроизводственные условия, в результате чего происходит рост издержек производства. Например, наблюдается удорожание сырья из-за ухудшения условий его добычи; рост качества продукции требует дополнительных затрат труда и т.д.

Исследованы типы, формы, виды  и источники инфляции:  рост цен (открытая инфляция); дефицит (подавленная инфляция при государственном  ценообразовании) и показано, что открытая инфляция развертывается на рынках, где действуют свободные цены, при подавленной инфляции государство  устанавливает тотальный административный контроль за ценами и доходами, замораживая их на определенном уровне.

Рассмотрены  виды инфляции:  ползучая, галопирующая и гиперинфляция. Определены допустимые темпы их роста. Выявлен наиболее опасный вид инфляции (гиперинфляция), приведены её классические примеры. Определено, что гиперинфляция является наиболее опасным видом инфляции.

Проанализирована динамика инфляции за годы реформ, определены её причины и особенности и показано, что  инфляция  вызывает уменьшение объема производства национального  продукта, рост безработицы, нарушение денежного обращения, снижение инвестиционной деятельности во всех сферах экономики.

Анализ динамики инфляции в России в период финансового  кризиса показал, что снижение инфляции за последние 8 лет  с 14 до 10%, сведены на нет.  Предстоит заново осуществить снижение инфляции, причем не до отметки 10%, а до отметки 5%. Это предопределяет инновационный путь дальнейшего развития экономики. Необходимо повышать квалификацию исполнителей, проверять качество продукции, анализировать вопросы ее окупаемости, оперативно реагировать на изменения внешней среды и т.п.

В целях снижения уровня инфляции прежде всего необходимо определить тип инфляции.

Кроме того, предложено на государственном уровне создать  три параллельные экспертные группы, представляющие разные экономические подходы и разработать подпрограммы  регулирования инфляционных процессов.

Первая подпрограмма включает меры по развитию и регулированию  производственной инфраструктуры – развитие производства, увеличение инвестиций в бизнес. Вторая подпрограмма призвана снизить запросы рыночных посредников - банков и оптовиков, то есть  урегулировать рост цен на товары и снизить банковские кредиты.  Третья подпрограмма должна включать меры по искоренению криминала в экономике и легализации деятельности теневого бизнеса, что позволит сократить бюджетный дефицит пополнение налоговых поступлений.

Снижение уровня инфляции  возможно и при увеличении заработной платы, пенсий. Доказано, что высокая  оплата труда формирует необходимые  экономические эффекты: рост требовательности к качеству и производительности труда; опасение потерять работу, рост самодисциплины и самоконтроля; увеличение инвестиций в человеческий капитал, в поддержание квалификации и своевременное обновление знаний; укрепление кооперационных трудовых связей и взаимной требовательности к качеству выполнения технологических операций.

Высокая оплата труда выгодна предприятию, так как расширяется емкость рынка, растет скорость оборота капитала, возврат выручки, уменьшается задолженность, нормализуются воспроизводственные связи. Кроме того, сокращаются избыточные товарные запасы, сокращается время обращения, возрастают годовые обороты и прибыль.

Высокие доходы выгодны  и банкам, и страховым компаниям, и пенсионным фондам. Избыточные доходы конвертируются в сбережения и в инвестиции. Высокая заработная плата выгодна государству и местному самоуправлению. НДФЛ вырастет пропорционально росту заработной платы, бюджет будет формироваться налогоплательщиками-гражданами.

Для снижения уровня инфляции целесообразно направлять дополнительные денежные доходы в безинфляционные инвестиционные проекты. Для этого необходимо:

1) сформировать постоянные  ярмарки - конкурсы инвестиционных  проектов на федеральном, региональном  и муниципальном уровнях;

2) отбирать инвестиционные  проекты по обычным критериям  возврата и оплаты процентов на уровне инфляции без получения бюджетом прибыли, т.е. на уровне 10% годовых;

3) финансировать социальные  инвестиционные проекты с оплатой  процента из инвестиционного фонда;

4) сформировать прозрачную  систему финансирования и контроля  целевого использования бюджетных инвестиций, создав по примеру кредитных историй в банках инвестиционную историю получателей бюджетных инвестиций.

5) обучить предпринимателей, менеджеров и специалистов навыкам  безынфляционного инвестиционного финансирования и поддерживать высокую культуру деловых отношений в инвестиционных интегрированных объединениях.

 

 

 

Список литературы

 

 Конституция  Российской  Федерации  от  12  декабря  1993  г. (с поправками от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) //  Российская  газета . –  2009. – № 7.

2. Федеральный закон  от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ «О Федеральном  бюджете на 2008 год и на плановый  период 2009-2010 годов» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007.  - № 31. - Ст. 3995.

3. Распоряжение Правительства  РФ от 19 января 2006 г. № 38-р // Собрании законодательства РФ.  -  2006 г.  - № 5. - Ст. 589.

4. Богатова Е.Р. Инфляция, дефляция, стагфляция // В курсе правового  дела. – 2010. - № 12.

5. Дмитриева О. Формирование  стабилизационных фондов: предпосылки и следствия // Вопросы экономики. - 2006.  - № 8.

6. Иванов А.В. Инфляция  и мировой финансовый кризис: экономико-правовые причины и  последствия // Гражданин и право. – 2009. - № 4.

7. Крылов В. Причины  и социально-экономические последствия  инфляции // Российский экономический журнал. - 1995. - № 3.

8. Курс экономической  теории учебник / Под  редакцией   Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.  —  Киров  «АСА», 2002.

9. Лаврушин О.И. «Деньги,  кредит, банки»: Учебник. – М.: Финансы  и статистика, 2005.

10. Малкина М.Ю. Инфляция: теория и практика, история и современность. Монография. - Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 1998.

11. Мировой финансово-экономический  кризис и реализация промышленной политики России в 2009 году // http://www.minprom.gov.ru.

12. Основные тенденции российской экономики в 1 полугодии 2001 г. // Деньги и кредит. - 2001. - № 8.

13. Пашковский В.П. Предпосылки  и последствия инфляционных процессов в России // Общество и экономика. - 2000. - № 1.

14. Российский статистический  ежегодник: Стат. сб. / Госкомстат России. - М., 2000.

15. СМИ: по итогам 2009 года инфляция в России показала  рекордно малый рост // http://www.polit.ru.

16. Смирнов В., Лукьянчикова  Т. Инфляция и трудовые доходы // Экономист. - 2007. - № 2.

17. Финансовый учет: учебник  / Под ред. В.Г.Гетман. – М.: Финансы  и статистика, 2005.

18. Экономика: Учебник  / Под. ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2002.

19. Экономическая теория (политэкономия): учебник / Под ред.  В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. – М.: ИНФРА-М, 2007. 

20. Экономическая экспертная  группа. Инфляция и валютная политика // Вопросы экономики. - 2003.  - № 12.

 

 




Информация о работе Инфляция в России