Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 22:50, курсовая работа
Задачи исследования:
1) исследовать теоретические основы инфляционного процесса;
2) провести анализ инфляционного процесса в России;
3) определить направления регулирования инфляционных процессов в России.
Введение…………………………………………………………....……....3
Глава 1. Теоретические основы инфляционного процесса………….4
1.1. Сущность, причины инфляции и формы ее проявления….….……..4
1.2. Виды инфляции………………………………………………………..8
1.3. Экономические и социальные последствия инфляции…………….10
Глава 2. Анализ инфляционного процесса в России………………..12
2.1. Динамика инфляции в России за годы реформ…………………….12
2.2. Динамика инфляции в России в период финансового кризиса..….17
Глава 3. Направления регулирования инфляционных процессов
в России………………………………………………………………..….22
3.1. Определение типа и причин инфляции как первоначальный
этап регулирования инфляционных процессов.......................................22
3.2. Разработка предложений по регулированию доходов населения
с целью снижения уровня инфляции.........................................................25
Заключение……………………..………………………………………...30
Список литературы………………..…………………………………….33
Но, как известно, эти планы не были выполнены. В 2006 г. уровень инфляции составил 10,5%, в 2007 г. - 11,7, в 2008 г. - 14%. Причем если в 2006-2007 гг. утверждалось, что поставленная цель снижения инфляции до требуемых параметров будет достигнута, то в 2008 г. внезапно выяснилось, что это нереально, а основной тому причиной был назван мировой финансовый кризис и его негативные последствия для страны. Однако кардинальные причины, в силу которых этот уровень не удалось снизить, заключаются в другом [6, с. 31].
Кризис 2008 г. показал, что российская экономика не является самодостаточной. Для удовлетворения своих насущных потребностей, а тем более развития ей требуются солидные оборотные средства. Их объемы должны быть значительно больше, чем те, которыми располагают хозяйствующие субъекты, чья деятельность составляет основу промышленного потенциала российской экономики. При их нехватке они изыскиваются в самых разнообразных источниках и у различных инвесторов. Одним из таковых выступают фондовые биржи. В прямом смысле они не являются инвесторами. Они всего лишь организуют торговлю на рынке ценных бумаг, где профессиональные участники покупают и продают свои акции, и только иногда с выгодой для себя.
В 2008 г. цены на акции российских коммерческих банков на зарубежных фондовых рынках резко снизились. Соответственно эти банки недополучили ожидаемую прибыль и оказались не в состоянии полноценно кредитовать отечественных товаропроизводителей. Далее произошло снижение индекса РТС (основного индикатора российского фондового рынка, транслируемого ведущими информационными агентствами), начался отток из страны иностранных капиталов и сокращение рублевой ликвидности.
Однако все это можно было легко предвидеть. Причины, в силу которых это не было сделано, заключаются в неконструктивной политике в банковской сфере. Не лучшим образом проявил себя и Центральный банк РФ, являющийся вышестоящим звеном по отношению к коммерческим банкам и располагающий службой финансовой разведки. Между тем, согласно Конституции РФ (п. 2 ст. 75), защита и обеспечение устойчивости рубля являются основной функцией Центрального банка РФ, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти [1]. В результате банковский кризис превратился в кризис реального сектора экономики. Многие оказались к нему совершенно не готовы. Более того, не имеют никакой программы по выходу из ситуации, в которой оказались. Некоторые хозяйственные руководители начали предпринимать отчаянные, чрезвычайные, но абсолютно бесперспективные попытки выживания, вплоть до сворачивания деятельности, массового сокращение персонала и т.п.
В России в 2007–2008 гг. предпринятые государством и бизнесом усилия по модернизации промышленности только начали давать эффект (рис. 2.1) [11].
Рис. 2.1. Индекс промышленного производства России
Этот процесс основывался
на государственных мерах поддержк
Кризис для российской промышленности - это в первую очередь падение спроса на продукцию предприятий как на внутреннем, так и на внешнем рынках. По итогам 2008 г. уровень инфляции вернулся к уровню 2002 г. (14%), однако он заметно превышает допустимое «пороговое» значение (5% в год). При его превышении экономический рост замедляется, любые случайные факторы могут вывести экономику из шаткого равновесия. Это означает, что скромные успехи последних 8 лет (снижение инфляции с 14 до 10%, т.е. на 0,5% в год) сведены на нет.
Предстоит заново осуществить снижение инфляции, причем не до отметки 10%, а до отметки 5%. Более того, сделать это предстоит при существующих производственных мощностях хозяйствующих субъектов, которые все эти годы фактически не переоснащались, и при увеличенных процентных ставках по банковским кредитам, недоступным большинству хозяйствующих субъектов. Совершенно очевидно, что на это потребуются не месяцы, а годы.
Что касается уровня инфляции в 2009 г., то потребительские цены на товары и услуги в 2009 г. показали самый небольшой рост за всю новейшую историю России с момента распада СССР. По данным «Росстата», за весь год инфляция составила 8,8% [15]. Эксперты объясняют это не успехом антиинфляционной политики правительства, а падением уровня доходов россиян в период кризиса и, как следствие, резким снижением потребительской активности граждан.
В августе 2010 г. Минэкономразвития повысило прогноз инфляции на 2010 г. с 6-7 до 7-8%%, а на 2011 г. с 5,5-6,5 до 6-7 процентов. При этом в Министерстве финансов заявлено, что инфляция может на 0,1-0,2 процентного пункта превысить официальный прогноз в 8%.
Рыночные механизмы
исключают безинфляционное
Несмотря ни на что, хозяйствующие субъекты накапливают опыт, исправляют допущенные ошибки и просчеты. Поэтому ответы на вопросы, насколько закономерен и стабилен нынешний всплеск инфляции, что впереди, когда ожидается перелом, напрямую зависят от того, насколько быстро исполнители сумеют приспособиться к нынешней ситуации, рассчитывая в основном на собственные силы.
Глава 3. Направления регулирования инфляционных процессов
в России
3.1. Определение типа и причин инфляции как первоначальный
этап регулирования инфляционных процессов
Для регулирования инфляционных процессов в первую очередь необходимо определить тип инфляции. Своеобразная трактовка известного в истории экономической мысли «железного закона заработной платы», по которому любое повышение доходов бесполезно, поскольку «съедается» ростом цен, очевидна [17, с. 8]. Но, однако, надо различать индексацию доходов и их повышение. Если потребительские цены выросли на 10%, то индексация пенсий и заработной платы сохраняет баланс предложения и спроса, емкость рынка.
Кроме того, рост доходов и покупательной способности происходит в ситуации превышения номинальных доходов над инфляцией.
Прирост доходов и спроса также не вызовет повышения цен, поскольку растут объемы производства и предложения. Но даже если возникает дефицит предложения по какой-то товарной группе, то его можно устранить через импорт. И Китай, и Европа готовы быстро заполнить любую рыночную нишу в условиях открытой экономики. Часть нереализованных доходов трансформируется в сбережения, что увеличит инвестиционные ресурсы страны. Таким образом, можно повышать доходы бюджетников и пенсионеров на 30-40% в год без опасения спросовой инфляции.
Истинные причины инфляции выявляются через вопрос «Кто повышает цены?»
Первый инициатор
- само правительство. Оно
Вторая заинтересованная группа - олигархи. Неумеренное стремление к обогащению и потреблению толкает их на путь использования любого повода для повышения цен. Эти действия проявлялись в 2005-2006 гг. в решениях нефтяных монополий страны, способствующих увеличению внутренних цен на горючесмазочные материалы до мирового уровня.
Третья группа - торговые и финансовые посредники. Достаточно привести пример хлебного рынка, на котором доля сельскохозяйственных производителей составляет 15-20%, а посредников - 40-50% конечной цены.
Четвертый источник инфляции - теневая экономика. Действительный избыточный денежный спрос создает частный бизнес. В покупательные фонды перекачиваются обналиченные оборотные средства предприятий, не учитываемая оплата труда. Сами предприниматели свободно расходуют оборотные средства на личные нужды. Этот прирост покупательных фондов даже не оценивается. Однако его величина превышает прибавку доходов бюджетников и пенсионеров.
В стране сейчас около 6 млн. предпринимателей и состоятельных менеджеров. Средний стандарт их текущих расходов составляет 30-50 тыс. руб. в месяц, примерно половина которых, как правило, не учитывается и не декларируется. Значит, их вклад в прирост покупательных фондов можно оценить в 2-3,5 трлн. руб.:
6 млн. человек ·30 (50) тыс. руб. · 12 месяцев = 2-3,5 трлн. руб.
Эта сумма во много
раз превышает прирост
Зная тип инфляции, ее причины, можно выработать антиинфляционную политику и регулирующие программы.
Так, на государственном уровне целесообразно создать три параллельные экспертные группы, представляющие разные экономические подходы. Группа специалистов из Центробанка, Минфина и Минэкономразвития РФ увязывает стратегию удвоения ВВП с адекватной фискальной и кредитно-денежной политикой. Группа ученых анализирует и предлагает меры по развитию институциональной структуры экономики, способствующей синхронизации товарных и денежных потоков на национальном рынке. Другая группа ученых - специалистов по направлениям экономического анализа обосновывает меры по регулированию процессов, вызывающих и ускоряющих инфляцию. Важно системно определить рычаги и инструменты подавления инфляционных процессов в предстоящие 3-5 лет. Оценив точно причины инфляции, можно задействовать и силы ее сдерживания.
Первая подпрограмма включает меры по развитию и регулированию производственной инфраструктуры. Энергоресурсы, вода, ГСМ, транспортировка, складское хозяйство должны быть доступны товаропроизводителям, тарифы на инфраструктурные услуги необходимо стабилизировать, а в перспективе снижать, проводя политику экономии издержек по инфраструктурным отраслям.
Вторая подпрограмма призвана снизить запросы рыночных посредников - банков и оптовиков. На рынках металла, цемента, пиломатериалов можно уменьшить цены посредством конкуренции создаваемых государственных оптовых закупочных компаний.
Третья подпрограмма должна включать меры по искоренению криминала в экономике и легализации деятельности теневого бизнеса. Необходим строгий контроль налоговой дисциплины. При этом налоговое администрирование крупных, средних и малых предприятий должно отличаться по методам и инструментам.
3.2. Разработка предложений по регулированию доходов
населения с целью снижения уровня инфляции
В дополнение к утвержденному Правительством комплексу антиинфляционных мер необходимо регулирование повышения заработной платы и доходов, превышающих рост производительности труда в стране. В России эта тенденция стала глобальной, но проявляется дифференцированно.
В экономической теории доказано негативное влияние нищенской заработной платы. Так, в США в 1930-е гг., Западной Европе в 1960-е, Японии с 1980-х гг. перешли к политике высокой оплаты труда.
Международная организация
труда также рекомендует
Значит, воспроизводится источник выплаты высоких заработков и одновременно достаточных доходов акционеров. Работодателям выгодно делиться с персоналом, поддерживая социальный мир и социальное партнерство внутри фирмы и в обществе.
Поэтому на 2011-2012 гг., как представляется, возникла необходимость повышения заработной платы и пенсий.
Повышение заработной платы при тех же пропорциях распределения дохода требует повышения цены изделия, но в 5-6 раз меньшими темпами, поскольку доля заработной платы в цене промышленной продукции составляет всего 8-15% [16, с. 52].
В рамках соглашений о социальном партнерстве необходимо рассчитать предельный рост цен на каждый процент повышения заработной платы и разработать программы повышения оплаты труда по отраслям с обеспечением допустимой инфляции в 5 % годовых.
До экономически оправданного уровня оплату труда можно довести за 8-10 лет при среднегодовой инфляции в 8%. Конечно, остается ограничение со стороны роста предложения товаров и услуг. Но лидирующей силой экономической динамики должен выступать рост спроса и емкости рынка.
Выгоды высокой оплаты труда заключаются в следующем. Естественное положение достойной оценки труда и уважительного отношения к работнику требует в России дополнительных разъяснений. Главное последствие высокой оплаты труда - формирование благоприятной социально-политической атмосферы в обществе, оздоровление морально-психологического климата и социального самочувствия работающих по найму.
Экономическая необходимость платить достойные заработки постепенно может изменить психологию и поведение предпринимателей. В их среде, в предпринимательских союзах и ассоциациях будет формироваться цивилизованное отношение к персоналу, осуждаться проявление высокомерия, элитарности, эксплуататорских замашек. Хотя автоматизма движения к нормальным социально-трудовым отношениям, видимо, не будет. Поэтому нужны работающие законы о социальном партнерстве, целенаправленная государственная политика, активность профсоюзов и союзов предпринимателей, политических партий и депутатских групп. Важна и активность самих граждан.