Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2011 в 17:12, курсовая работа
Система маркетинговых исследований - это совокупность постоянно функционирующих приемов и ресурсов, предоставляющих эксклюзив¬ную информацию для решения нестандартных проблем предприятия.
1. Инфляция: понятие, сущность, виды
1.1. Понятие и факторы инфляции………………………………………………….5
1.2. Виды инфляции и способы ее измерения……………………………….…….8
2. Социально-экономические последствия инфляции………………………..….12
3. Особенности антиинфляционной политики в Республике Беларусь
3.1. Анализ инфляционных процессов в Республике Беларусь……………...….15
3.2. Антиинфляционные меры……………………………………………………..17
3.3. Направления антиинфляционной политики в Республике Беларусь……………………………………………………………………………..19
Заключение………………………………………………………………………….24
Список использованных источников…………………………………….………..26
2) скрытая
инфляция, при которой снижается
качество товаров и услуг при
неизменном уровне цен;
3) открытая
инфляция – рост уровня цен,
падение покупательной
в) по степени синхронности:
1) сбалансированная инфляция, отличающаяся умеренным и одновременным ростом цен;
2) несбалансированную
инфляцию, характеризующуюся
г) по степени предсказуемости:
1) ожидаемая инфляция, которая прогнозируется правительством и предвидится населением;
2) неожидаемая инфляция, характеризующаяся неожиданным для правительства и населения скачком цен.[1, c.353]
В качестве основных типов инфляции экономисты выделяют инфляцию спроса и инфляцию предложения (издержек).
Инфляция спроса означает нарушение равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением со стороны спроса.[5, c.136] Она характеризуется появлением в экономике денег, не обеспеченных товарами. Это может быть вызвано инфляционными ожиданиями населения, растущими государственными расходами и другими факторами, которые увеличивают спрос. Это влечет за собой рост цен.
Инфляция предложения (издержек) означает рост цен, вызванный увеличением издержек производства. Рост издержек может происходить вследствие увеличения налогов, роста цен на сырье и энергоносители, борьбы профсоюзов за увеличение заработной платы, спада производства и других факторов.
На макроэкономическом уровне обычно рассматриваются три типа инфляции: классический; рыночный и дисбалансовый.
Классический тип инфляции основан на изменении объемов денежной массы, находящейся в обращении: переполнение сферы обращения бумажными деньгами вследствие чрезмерного (по сравнению с потребностями в действительных деньгах — золоте) их выпуска. [2, c.142]
Рыночный тип инфляции характеризует повышение общего уровня цен и обесценение денег, вызванное нарушением равновесия между денежной массой и товарным предложением, т. е. инфляция может быть результатом сокращения товарной массы в обращении при неизменном количестве выпущенных бумажных денег. Выражается она в обесценении денег по отношению к золоту, сопровождается ростом цен и падением реальной заработной платы.
Дисбалансовый тип инфляции вызывается хроническими диспропорциями на макро- и микроуровне как проявление циклического характера развития экономики.
Несмотря на всю сложность данного явления, инфляция поддается количественному измерению. Для этого необходимо использовать индекс потребительских цен (ИПЦ), который определяется как отношение цены потребительской корзины текущего периода к базисному периоду, выраженный в процентах. Расчет в Беларуси производится по фиксированному набору потребительских товаров и услуг, состав которого должен периодически пересматриваться. Это, в свою очередь, приводит к проблемам сопоставимости данных в динамике. Расчет осуществляется Министерством статистики и анализа РБ.
Рассчитывается ИПЦ по формуле Ласпейреса (1):
;
где - уровень цен i-го товара (услуги) в текущем периоде;
- ассортиментный набор товаров и услуг в базисном периоде;
- уровень цен i-го товара (услуги)
в базисном периоде.[5, c.138]
Для расчета уровня инфляции в каком-либо году необходимо из индекса цен этого года вычесть индекс цен базисного года, разница и будет составлять инфляционный прирост цен.
Чтобы рассчитать темп инфляции необходимо из индекса цен текущего года вычесть индекс цен базисного года, разделить разность на индекс цен базисного года, выразить в процентах.
Для измерения инфляции существует и так называемое «правило величины 70», позволяющее подсчитать, за сколько лет происходит удвоение уровня цен. С этой целью число 70 делят на темп ежегодного увеличения уровня цен.
Для отражения инфляции рассчитывают также индекс цен производителей промышленной продукции и дефлятор валового внутреннего продукта.
Наиболее
полно изменение цен в
2.
Социально-экономические
последствия инфляции
При всем многообразии причин, вызывающих инфляцию, в повседневной экономической жизни она предстает в виде неуклонного роста цен, что чрезвычайно болезненно для общества.
Последствия инфляции могут быть разнообразными. В основном они носят негативный характер, особенно при ее высоких уровнях. С позиции людей (бюджетников, пенсионеров), имеющих фиксированные или медленно растущие номинальные доходы, инфляция — крайне нежелательное явление. Индексация доходов таких категорий населения, сглаживая негативные последствия может привести к гиперинфляции и тем самым к еще большему отставанию увеличения заработной платы и социальных выплат от роста цен. В меньшей степени инфляция сказывается на лицах, ведущих частный бизнес. Они могут быть даже заинтересованы в ней, если их продукция и услуги пользуются постоянно высоким спросом.
Инфляция
однозначно ведет к снижению реальной
стоимости сбережений: срочных счетов
в банках, страховых полисов, ежегодной
ренты и т.п. При высоком уровне инфляции
реальная ставка дохода по таким сбережениям
может стать отрицательной. Инфляция перераспределяет
доходы и расходы между кредиторами и
их заемщиками в пользу последних, так
как идет возврат обесцененных займов
и выплата обесценивающихся процентов.
Но это верно только в отношении займов
в национальной валюте. Если они предоставлены
в иностранной валюте, то возникает обратная
ситуация, поскольку заемщику придется
в будущем менять на эту валюту все большие
суммы обесценивающихся национальных
денег (высокий уровень инфляции, как правило,
ведет к снижению курса национальной валюты).
Увеличение уровня инфляции приводит
к росту номинального уровня ВНП (ценовой
составляющей), а, следовательно, доходов
в номинальном выражении. Хотя в реальном
выражении они могут уменьшаться, например,
правительство увеличивает налоговые
сборы, что ведет к облегчению бремени
государственного долга в коротком периоде.
Небольшой рост цен в определенной степени
стимулирует деловую активность, так как
предприниматели могут наращивать массу
прибыли. При этом важно, чтобы такой рост
способствовал увеличению качества и
количества производимой продукции, инвестициям.
Если рост цен значительный, то последствия
для предпринимателей могут стать негативными.
Во-первых, существенно увеличатся издержки
производства. Попытка переложить этот
рост на потребителей путем соответствующего
повышения цен на собственную продукцию
может привести к ограничению спроса.
При этом имеет также значение эластичность
последнего по ценам: при ее высоком уровне
спрос может резко упасть. Во-вторых, При
значительном росте цен на сырье, материалы
и другие ресурсы, имеющиеся в распоряжении
предпринимателей, средства могут оказаться
недостаточными для расширения производства.
Попытка же покрыть их дефицит за счет
займов у банков в силу их подорожания
в перспективе может привести к кризису
ликвидности и даже банкротству.
Таким образом, можно выделить следующие последствия инфляции:
-
деформация механизма
-
перераспределение дохода и
-
снижение реальных доходов
-
обесценение сбережений
-
ухудшение условий жизни
- ослабление позиции властных структур, снижение доверия населения к правительственным программам и мероприятиям;
-
возникают трудности с
-
повышается риск
3. Особенности антиинфляционной политики в Республике Беларусь
3.1. Анализ
инфляционных процессов в
Основные причины и условия
белорусской инфляции лежат в
монетарной сфере и проявляются
в следующем:
Белорусская экономика имела чрезвычайно высокие темпы инфляции в течение 1992-1994 гг., когда индекс потребительских цен составлял 1070% в 1992 г., 1290% в 1993 г., 2321% в 1994 г. По уровню инфляции республика за 1994г. удерживала одно из ведущих мест в мире – шестое, уступая Бразилии, Заиру, Армении и Туркменистану. [5, c.146] В 1996 г. гиперинфляция была приостановлена. Уменьшение инфляции в 1996 г. основывалось на монетарных мерах и жестком валютном регулировании, а не на пополнении рынка отечественными товарами и на развитии экспорта.
В 2006 г. экономическая ситуация характеризовалась замедлением инфляционных и девальвационных процессов. Существенную роль в ограничении темпов инфляции играла курсовая политика Национального банка.
Однако
2007 год характеризовался резким повышением
инфляции. В основном это связано с возникновением
мирового финансово-экономического кризиса,
вследствие которого повысился уровень
цен во всех странах. Так, в 2007 г. Индекс
потребительских цен составил 112,1%, в 2008
г. - 113,3% (таблица 3.1).
Таблица 3.1
Индексы
цен по отдельным секторам экономики
(декабрь к декабрю предыдущего года; в
процентах)
1995 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Индекс потребительских цен | 344,0 | 207,5 | 146,1 | 134,8 | 125,4 | 114,4 | 108,0 | 106,6 | 112,1 | 113,3 | 110,1 |
Индекс цен производителей промышленной продукции | 221,8 | 268,0 | 139,1 | 142,6 | 128,1 | 118,8 | 110,0 | 109,0 | 116,8 | 116,4 | 111,1 |
Индекс
цен производителей на реализованную сельско-хозяйственную продукцию |
6491) | 210 | 150 | 120 | 124 | 122 | 111 | 109 | 132 | 121,8 | 100,6 |
Индекс тарифов на грузовые перевозки | 291,0 | 420,0 | 145,2 | 125,3 | 121,7 | 108,8 | 106,4 | 112,3 | 108,8 | 130,9 | 118,6 |