Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2011 в 17:12, курсовая работа
Система маркетинговых исследований - это совокупность постоянно функционирующих приемов и ресурсов, предоставляющих эксклюзив¬ную информацию для решения нестандартных проблем предприятия.
1. Инфляция: понятие, сущность, виды
1.1. Понятие и факторы инфляции………………………………………………….5
1.2. Виды инфляции и способы ее измерения……………………………….…….8
2. Социально-экономические последствия инфляции………………………..….12
3. Особенности антиинфляционной политики в Республике Беларусь
3.1. Анализ инфляционных процессов в Республике Беларусь……………...….15
3.2. Антиинфляционные меры……………………………………………………..17
3.3. Направления антиинфляционной политики в Республике Беларусь……………………………………………………………………………..19
Заключение………………………………………………………………………….24
Список использованных источников…………………………………….………..26
Учреждение
образования Федераций
«Международный
институт трудовых и социальных отношений»
Кафедра
«Мировая экономика и финансы»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Макроэкономика»
на
тему: «Инфляция: понятие, причины, факторы,
влияющие на инфляцию, темпы инфляции
и социально-экономические последствия»
Выполнил студент 3 курса
ф-та
МЭО и М, гр. №
Проверил:
доцент кафедры
мировой экономики и финансов
Минск - 2010
Содержание
1. Инфляция: понятие,
сущность, виды
1.1. Понятие и факторы инфляции………………………………………………….5
1.2. Виды инфляции и способы ее измерения……………………………….…….8
2. Социально-экономические последствия
инфляции………………………..….12
3. Особенности антиинфляционной политики
в Республике Беларусь
3.1. Анализ инфляционных процессов в Республике
Беларусь……………...….15
3.2. Антиинфляционные меры……………………………………………………..17
3.3. Направления антиинфляционной политики
в Республике Беларусь…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников…………………………………….………..
Введение
Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль при принятии экономических решений в масштабе национальной и мировой экономики, в оценке экономической безопасности страны. В условиях инфляции происходит обесценение денег, проявляющееся по отношению к товарам, золоту, иностранной валюте.
Темп инфляции является важнейшим индикатором состояния экономики, в котором отражаются как конъюнктурные внутренние и внешние факторы, так и более фундаментальные, отражающие структурные характеристики экономики.
Проблема сокращения и сдерживания инфляции чрезвычайно актуальна как для стран с переходной экономикой, так и для экономически развитых государств. Проблема эффективного управления инфляцией, несмотря на значительные успехи Республики Беларусь в этой области, остается до конца не решенной. Разработка достоверных прогнозов инфляции и их учет при разработке мероприятий экономической политики государства относится к необходимым условиям для эффективного государственного регулирования экономики. Это определяет выбор темы и основные направления работы.
Объект исследования – инфляционные процессы в экономике.
Цель работы проанализировать темп инфляции в Республике Беларусь и определить возможности разработки мероприятий антиинфляционной политики.
В соответствии с целью определены следующие задачи работы:
- рассмотреть сущность инфляции, ее виды и способы измерения;
- проанализировать особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь;
-выявить направления антиинфляционного регулирования и методы, которые могут при этом применяться.
При
написании работы были использованы
различные источники, включая научные
издания, учебные пособия, авторы которых
рассматривают вопросы социально-экономических
последствий инфляции, проблемы антиинфляционной
политики, а также определяют пути ее реализации
в Республике Беларусь. При выполнении
работы использованы статистические данные
Республики Беларусь о динамике инфляции
и определяющих ее факторов за 1996-2010гг.
1. Инфляция: понятие, сущность, виды
1.1 Понятие и факторы инфляции
Инфляция представляет собой весьма сложное явление, в котором тесно переплетаются и преломляются экономические, политические и социальные элементы. Она связана с изменением денежной массы и зарождается на денежном рынке.
Впервые термин «инфляция» стали употреблять в Северной Америке в период Гражданской войны 1861 – 1865 гг. для обозначения разбухания бумажно-денежного обращения. Инфляция представляет собой переполнение каналов обращения денежной массой, не обеспеченной товарами.
Инфляция
– это социально –
Инфляция проявляется в росте цен на товары. Однако если иногда повышаются цены на некоторые товары, то еще нельзя говорить об инфляции. При инфляции речь идет об общем повышении уровня цен. Следует также отметить, что необходимо иметь в виду повышение цен на продукцию одного качества, т. к. удорожание товара вследствие улучшения качества не отражает инфляцию. Также не относят к инфляции сезонные колебания цен на товары.
Во всех случаях инфляцию следует рассматривать как:
- нарушение
действий законов денежного
- явный или скрытый рост цен,
- натурализацию процессов обмена (бартерные сделки),
- снижение
жизненного уровня населения.[
Противоположным понятию инфляции является дефляция, выражающаяся в росте ценности бумажных денег и повышении их покупательной способности
Существуют различные подходы к изучению инфляции. Кейнсианский подход заключается в том, что причина дисбаланса определяется чрезмерным спросом при полной занятости, то есть рассматривают инфляцию со стороны спроса. Сторонники неоклассического подхода ищут источники инфляции в чрезмерном росте производства, увеличении расходов или издержек производства. [3, c.328] Они рассматривают инфляцию со стороны предложения.
Различают внутренние и внешние причины (факторы) инфляции.
К внутренним факторам развития инфляции относят:
- чрезмерные военные расходы, что способствует потере части общественного богатства, создает дополнительный денежный спрос за счет военных ассигнований без соответствующего поступления товаров в оборот, порождает дефицит государственного бюджета и увеличение государственного долга. Высокие социальные расходы, не соответствующие возможностям национальной экономики, также способствуют инфляционному росту цен;
- монополизация экономики и произвольно-волевое ценообразование. Большинство отраслей в современной рыночной экономике представлено олигополистическими структурами - в них господствуют несколько крупных фирм. Ценовая конкуренция в таких отраслях подменяется соглашениями и сговорами, практикой «лидерства в ценах», при которой фирмы ориентируются на цены, установленные лидером. Такая практика создает потенциальные условия для всеобщего взвинчивания цен;[2, c.106]
-
инфляционные ожидания
- чрезмерные инвестиции;
-
кризис государственных
-
чрезмерная эмиссия денег в
наличной и безналичной форме,
увеличение скорости их
-
кредитная экспансия —
-
особенности современного
Внешние факторы инфляции обусловлены ростом цен на импортируемые и экспортируемые товары, обменом банком иностранной валюты на национальную, мировыми кризисами. К внешним факторам относятся:
- падение курса национальной валюты по отношению к валютам других стран. Это влечет за собой рост цен на импортные товары на внутреннем рынке. Помимо того, необходимость конвертации национальной валюты для поддержания импорта требует дополнительной денежной эмиссии;
- «импортируемая» инфляция, которая вызывается влиянием роста цен на внешних рынках на внутренние товарные цены; [4, c.107]
- структурные мировые кризисы (сырьевой, энергетический, экологический), сопровождающиеся многократным ростом цен на сырье, нефть, импорт которых стал поводом для резкого повышения цен монополиями, товары и услуги которых экспортируются в другие страны [2, c.106].
При
определенных упрощениях можно сказать,
что сегодня глобальными причинами
инфляции являются серьезные экономические
диспропорции и длительное неравновесие
рынков. Это в конечном итоге фокусируется
на денежном рынке в обесценении денег
и частичной (или полной) утрате ими своих
функций. Если диспропорции своевременно
не устраняются или неравновесие затягивается
надолго, превращаясь вдобавок в характерную
черту не одного - двух, а сразу многих
рынков, то тогда наверняка можно говорить
о развертывании инфляционного процесса
в стране.
Различают следующие виды инфляции:
а) по темпам роста цен:
1) нормальная инфляция – темпы растут медленно, примерно 3-3,5 % в год, масштаб инфляции поддается контролю;[2, c.114]
2) умеренная
(ползучая) инфляция, когда цены растут
менее 10 % в год, такая инфляция
соответствует нормальному
3) галопирующая инфляция – рост цен от 10 до 200% в год, в условиях такой инфляции невозможно контролировать рост цен;
4) гиперинфляция
– цены растут астрономически,
более чем на 50% в месяц, деньги
выходят из оборота, уступая
место бартеру. Во всей
б) по форме проявления:
1) подавленная
инфляция – цены не повышаются
при резком росте