Инфляция как социально-экономический процесс: виды, причины, последствия и пути снижения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 14:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучить сущность и причины возникновения инфляции и пути ее преодоления, а также попытка проанализировать особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь и ценового регулирования.
Задачи: дать определение понятия инфляции и ее классификацию, выявить основные причины инфляционных процессов, изучить социально-экономические последствия, исследовать особенности инфляционного процесса в Республике Беларусь и меры их преодоления, а также рассмотреть ценовое регулирование, как с теоретической, так и с практической стороны.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ........
Понятие, причины и последствия инфляции………………...……….
Модели инфляционных процессов………………..……………….…..
УПРАВЛЕНИЕ ИНФЛЯЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ………………...
Виды инфляции и их критерии……………………….………………...
Способы измерения инфляции…………………………………………
Антиинфляционная политика и её методы………………………….…
АНАЛИЗ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………...……………………………………………………....
Оценка воздействия инфляции на экономику РБ…………………..…
3.2 Основные направления понижения уровня инфляции в РБ…………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……..…………………………………..……….…………….......
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………

Файлы: 1 файл

Полностью готовая моя курсовая.doc

— 306.50 Кб (Скачать)

Если провести анализ нынешней экономической ситуации, в  которой находится наша страна, а  в особенности обратить внимание на то, что Республика Беларусь является одним из лидеров по темпам роста инфляции, проанализировать возможные причины ее роста, то можно предложить следующие направления  антиинфляционной политики в стране:

  • выдавать кредиты исключительно после возврата старых;
  • восстановление доверия к государственным облигациям. Исследования показывают, что замещение кредитов Национального банка на покрытие дефицита бюджета государственными краткосрочными облигациями - существенный фактор снижения инфляции;
  • Национальному банку очень важно удерживать намеченную траекторию обменного курса и инфляции. Ценообразование предприятий ориентировано на интуитивный обменный курс, который будет, по их мнению, на момент сделки. Тем самым предприятия сами формируют некоторый «панический» курс и в ценообразовании ориентируются на него:
  • поощрение конкуренции и отмена правил, ограничивающих развитие рынка. Решительные сдвиги в создании благоприятных условий для ведения бизнеса, привлечение инвестиций, особенно в сферу производства потребительских товаров и услуг. Быстро растущий разрыв между расходами населения на потребительские товары и их производством для отечественного рынка покрывается импортными товарами, что усиливает давление на валютный рынок и вытесняет инвестиционные товары из импорта;
  • снижение норм обязательных резервов и их формирование в белорусских рублях. В этом случае банки не заинтересованы в спекулятивном понижении курса белорусского рубля, так как выигрыш на курсовых спекуляциях будет съеден необходимостью пополнения резервов, снижение которых резко уменьшит разрыв между стоимостью ресурсов и ставками кредитов;
  • с целью стабилизации ценовых ожиданий следует регулярно устанавливать ориентиры инфляции, разработать систему действий, направленных против отраслей и предприятий, нарушающих установленные ориентиры. Необходимо также определить критический уровень инфляции, превышение которого автоматически предполагает приостановку действий, стимулирующих спрос, и ужесточение антиинфляционной политики.

Так же одним из основных инструментов, позволяющих эффективно воздействовать на снижение темпов инфляции, является, как было отмечено ранее, ресурсосбережение. Следует сразу сделать акцент на том, что необходимо сокращать государственную поддержку материало- и ресурсоемких убыточных и низкорентабельных производств, более широко применяя рыночные методы по повышению эффективности их функционирования (реструктуризацию, смену форм собственности, банкротство и др.).

Последний вывод заключается в том, что не стоит пренебрегать достижениями современной западной экономической науки, также нет смысла искать в ней готовые рецепты для решения наших проблем, так как не существует универсальных рецептов для борьбы с инфляцией. Каждая экономика представляет собой в той или иной степени специфическую систему, и для обоснования антиинфляционной политики необходим соответствующий анализ ее конкретных экономических особенностей.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И в XIX веке, и в настоящее время инфляция называлась проблемой бумажных денег и считалась одним из основных факторов, тормозящих экономическое развитие страны.

С проблемой высокой  инфляции сталкивались практически все страны, и каждая для решения этой проблемы использовала свои методы и пути ее решения.

Как показывает зарубежный опыт, избавиться от инфляции невозможно, однако ее можно сделать умеренной  и управляемой. Выходя из-под контроля, инфляция оказывает на ход экономического развития целый комплекс отрицательных, негативных явлений. Рост цен опережает рост количества денег в обращении, инфляция снижает мотивы к трудовой деятельности, усиливает социальную дифференциацию населения, ведет к снижению реальных доходов и обесцениванию сбережений населения. Инфляция приводит к потере у производителей заинтересованности в создании качественных товаров. При этом увеличивается выпуск товаров низкого качества, сокращается производство относительно дешевых товаров. Инфляция приводит к ухудшению условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).

Но кроме негативных последствий, инфляция имеет и ряд позитивных функций. Многие экономисты придерживаются такой точки зрения, ч незначительная инфляция, при ежегодном повышении цен на 3-4%, сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы, способна стимулировать производство. Процесс инфляции ведет к тому, что рост массы денег в обращении ускоряет платежеспособный оборот, способствует активизации инвестиционной деятельности. От инфляции могут выиграть люди, взявшие деньги в кредит, если не оговорено, что процент за кредит должен учитывать инфляционный рост цен.

Развитие инфляционных процессов в экономике зависит, прежде всего, от проводимой государством экономической политики.

Для борьбы с инфляцией, государство вынуждено разрабатывать  и приводить в действие комплекс мероприятий, способствующих снижению уровня инфляции.

Основой любой антиинфляционной политики является подавление причин инфляции и нейтрализация условий, благоприятных для ее возникновения и развития.

Анализ инфляционных процессов в Беларуси позволяет  сделать вывод о невозможности применения антиинфляционных мер, принимаемых в странах с рыночной экономикой на нашу действительность, т.к. в белорусской экономике еще полностью не сформировались рыночные отношения и инфраструктура.

Можно сформулировать следующие  требования к проведению антиинфляционного регулирования в Беларуси:

  • демонополизация экономики, предполагающая поощрения развития предпринимательства, разгосударствления и приватизации собственности;
  • развитие малого и среднего бизнеса;
  • обеспечение положительного уровня реальных процентных ставок и стабилизация рыночного курса белорусского рубля;
  • ограничение прироста денежной массы в обращении;
  • развитие конкуренции;
  • создание денежного механизма, поддерживающего и стимулирующего инвестиционную деятельность;
  • скоординированность бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политики, имеющих общей целью обеспечение экономического роста в стране и преодоление инфляции;
  • денежно-кредитная политика должна быть направлена на эффективное управление денежной массой, бюджетно-налоговая политика должна содействовать развитию производства;
  • в целях регулирования инфляции спроса могут применяться такие меры, как стимулирование сбережений населения путем процентов по вкладам;
  • эффективной краткосрочной антиинфляционной мерой может быть снижение налогов и процентных ставок на кредит.
  • расширение интеграционных связей по поставке энергоресурсов, сырья, материалов и комплектующих для базовых отраслей экономики;
  • либеральное законодательство, стимулирующее деловую активность;
  • создание рыночного механизма ценообразования.

Эффективность системы  государственного регулирования цен  зависит от гибкого сочетания  прямых и косвенных форм ценового регулирования.

Ценовая политика Республики Беларусь, согласно Программе ориентирована на гибкое сочетание свободных и регулируемых цен, расширение сферы рыночного ценообразования. Приоритетным направлением государственного регулирования цен является устранение имеющихся диспропорций в ценах, ликвидация перекрестного субсидирования и сокращение бюджетного датирования. В социально ориентированной переходной экономике одной из важнейших задач выступает достижение важнейших социальных результатов, в частности, обеспечение достойного прожиточного минимума, предоставление гражданам возможности приобретать в достаточном количестве товары первой необходимости. В условиях переходного периода частью системы регулирования внешнеэкономической деятельности государства выступает регулирование цен на экспортируемую и импортируемую продукцию.

Взаимодействие  денежно-кредитной, бюджетной и налоговой политики, позволит создать стимул для развития производства, насыщения внутреннего  рынка продукцией, сделать национальную экономику более защищенной от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры и поможет эффективно управлять инфляцией.

Таким образом, реализация мер по снижению уровня инфляции в  Беларуси предполагает активное участие  государства в регулировании  экономики, согласованное действие различных государственных структур, как в рамках Правительства, так и в сфере его взаимодействия с Национальным банком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики: Учебник / Антонова Н.Б. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. – 775с.
  2. Василега В. Тенденции и перспективы: ценовая политика / В. Василега // Экономическая газета. – 2006. – 16 июня (№46). – с.4.
  3. Головачев А.С. Макроэкономика: курс лекций / А.С Головачев, И.В. Головачева. – 2-е изд., стер. – Мн.: Акад. упр. при  Президенте РБ, 2005. – 255с.
  4. Заико Л.Ф. Экономика Беларуси: через реформы к развитию / Л.Ф. Заико. – Мн.:Б.И., 1998. -53 с.
  5. Козаченко Л.Д. Экономический анализ инфляции в Республике Беларусь / Л.Д. Козаченко// Вестник БГЭУ – 2007. - №2.-с.53-59
  6. Козаченко Л.Д. Инфляционные процессы в Беларуси: ключевые проблемы и пути повышения эффективности регулирования/ Л.Д. Козаченко// Вестник БГЭУ – 2006. - №2.-с.71-77
  7. Криворотов Д. Выбор режима денежно-кредитной политики Республики Беларусь в среднесрочной перспективе / Банкаўскi веснiк. –– 2007 . - №1. – с.25-31.
  8. Маслова Г.Г. Рыночная экономика / Г.Г. Маслова. – Мн.: Агенство САДИ, 1997. – 53с.
  9. Морозова А.С. Государственное регулирование ценообразования/ А.С, Морозова// Экономика, Финансы. Управление.-2005. - №8.-с.69-76
  10. Нуреев Р.М. Деньги, банки и денежно-кредитная политика: Учеб пособие / Р.М. Нуреев.- Мн.: Финстатинформ, 1995. – 128с.
  11. Полещук И.И. Ценообразование: Учебник / И.И Полещук, В.В. Терешина. – Мн.: БГЭУ, 2001. – 303с.
  12. Трацевский И.П. Ценообразование: Учеб.пособие / И.П. Трацевский, И.Н. Грекова. – Мн.: Новое знание, 2000. – 159с.
  13. Фетисов В.Г. Инфляция и рост регулируемых цен / В.Г Фетисов // Финансы. 2005. - №7. – с.15-18.
  14. Шимов В.Н. Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы. Моногр. / В.Н. Шимов. 2-е изд. – Мн.-БГЭУ, 2003. – 229с.
  15. Яковлев Н.Я. Цены и ценообразование: Учеб пособие / Н.Я.Яковлев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Маркетинг, 2000. – 105с.

 

 


Информация о работе Инфляция как социально-экономический процесс: виды, причины, последствия и пути снижения