Инфляция как социально-экономический процесс: виды, причины, последствия и пути снижения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 14:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучить сущность и причины возникновения инфляции и пути ее преодоления, а также попытка проанализировать особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь и ценового регулирования.
Задачи: дать определение понятия инфляции и ее классификацию, выявить основные причины инфляционных процессов, изучить социально-экономические последствия, исследовать особенности инфляционного процесса в Республике Беларусь и меры их преодоления, а также рассмотреть ценовое регулирование, как с теоретической, так и с практической стороны.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ........
Понятие, причины и последствия инфляции………………...……….
Модели инфляционных процессов………………..……………….…..
УПРАВЛЕНИЕ ИНФЛЯЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ………………...
Виды инфляции и их критерии……………………….………………...
Способы измерения инфляции…………………………………………
Антиинфляционная политика и её методы………………………….…
АНАЛИЗ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………...……………………………………………………....
Оценка воздействия инфляции на экономику РБ…………………..…
3.2 Основные направления понижения уровня инфляции в РБ…………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……..…………………………………..……….…………….......
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………

Файлы: 1 файл

Полностью готовая моя курсовая.doc

— 306.50 Кб (Скачать)
  • ожидаемая инфляция – та, которая прогнозируется на какой-либо период времени, предсказуема с достаточной степенью надёжности. Такая инфляция нередко является прямым результатом действий правительства;
  • неожидаемая инфляция – характеризуется внезапным скачком цен, что отрицательно сказывается на системе налогообложения и денежного обращения.

Отметим ещё несколько  моделей инфляции:

  • структурная инфляция– это теоретическая трактовка инфляции, рассматривающая её как динамический процесс, вызванный диспропорциями между отраслями и секторами хозяйства, неэластичностью предложения по отношению к спросу, слабой мобильностью факторов производства, негибкостью цен  в сторону их снижения. Данный вид инфляции характерен  для развивающихся стран;
  • инфляция прибылей - промышленные предприятия и другие субъекты хозяйственных отношений получают сверх прибыли, что ведёт к повышению цен, не возмещённому потребителю ростом качества товаров;
  • инфляция налогов – ситуация, когда государство начинает интенсивно повышать налоги. С их помощью покрываются расходы на оборону, управление, социальные программы. Западные экономисты  называют эту ситуацию стимулирования налогов теорией «экономики предложений», согласно которой экономический рост выступает функцией налоговой политики;
  • инфляция роста материальных издержек производства – характерна для нерыночной экономики. Для её возникновения необходим гигантский масштаб добычи сырьевых ресурсов и наличие многочисленных ресурсодобывающих отраслей.

Последствия инфляции зависят  от её качественных характеристик –  темпов и их динамики. Особенно чревата  инфляция для делового мира своей  неопределённостью, непредсказуемостью скорости обесценения денег, поскольку  высокий, но постоянный темп инфляции может принести меньшие потери, чем более низкий, но менее точно прогнозируемый.

 

 

 

 

2 УПРАВЛЕНИЕ  ИНФЛЯЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ

2.1 Виды инфляции и их критерии

В зависимости от причин возникновения рассматривают два  основных источника возникновения инфляции: спрос и предложение.

1. Инфляция спроса – порождается избытком совокупного спроса, за которым по определенным причинам не успевает производство. Избыточный спрос приводит к повышению цен, создаёт возможности для увеличения прибыли предприятий. Предприятия расширяют производство, привлекают дополнительную рабочую силу и экономические ресурсы. Растут денежные доходы владельцев ресурсов, что способствует дальнейшему росту спроса и росту цен.

Предположим, что экономика  функционирует в условиях полной занятости ресурсов и по каким-либо причинам увеличивается совокупный спрос (рисунок 2.1). Экономика пытается тратить больше, чем она способна производить, т.е. она стремится к какой-то точке, лежащей за кривой производственных возможностей. Производственный сектор не в состоянии ответить на этот избыточный спрос увеличением реального объема производства, так как он функционирует в условиях полной занятости. Поэтому объем производства остается прежним, а цены увеличиваются, сокращая появившийся дефицит.

Рисунок 2.1

Причины инфляции:

  • милитаризация экономики или чрезмерный рост военных расходов;
  • дефицит государственного бюджета и рост внутреннего государственного долга (покрытие дефицита бюджета, происходящее путем займов на денежном рынке);
  • кредитная экспансия банка правительству России (предоставление кредитов);
  • импортируемая инфляция;
  • инфляционные ожидания населения и производителей (выражается в том, что приобретение товаров происходит сверх нужной потребности из-за боязни повышения цен);

2. Инфляция предложения – означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов

При негативной экономической  конъюнктуре уменьшается предложение в экономике (рисунок 2.2). Как правило, это связано с ростом цен на факторы производства. Издержки производства возрастают и перекладываются на цену выпускаемой продукции. Если эта продукция также является ресурсом для какой-либо фирмы, то и она вынуждена повышать цену. Другой вариант развития событий возможен, если из-за высокой эластичности спроса на товар предприниматель не может повысить цену. В этом случае его прибыль уменьшается, и часть капиталов из-за падающей доходности покидает производство и уходит в сбережения.

Также факторами инфляции предложения могут стать высокие налоги, высокие ставки процента на капитал и рост цен на мировых рынках. В последнем случае дорожает импортное сырье, а соответственно, и отечественная продукция.

Следует отметить, что  в этом случае не только растут цены, но и уменьшается равновесный объем производства. Такая ситуация не противоречит утверждению, что экономика функционирует при полной занятости всех ресурсов, поскольку полная занятость предполагает использование всех факторов производства, предлагаемых по данной цене.

Рисунок 2.2

Инфляция предложения  возникла в результате изменения  издержек на единицу продукции и  изменения рыночного предложения  товара. В этом случае отсутствует  избыточный спрос. Издержки на единицу  продукции растут по причине подорожания сырья, полуфабрикатов, роста заработной платы, но при этом рост уровня цен на готовую продукцию отстает от роста издержек.

Предприятия в результате теряют прибыль и даже могут иметь  убытки, производство закрывается. При  этом снижается предложение товаров, отсюда — рост уровня цен.

Если правительство  не регулирует инфляцию предприятия (не снижает налоги), то в итоге экономика  остановится, т. е. произойдет экономический  крах.

Вместе с тем инфляцию можно показать в виде спирали, которая  связана с тем, что рост производительности труда падает — заработная плата растет — издержки производства растут — цены растут — рост заработной платы. Все идет по спирали. Выход может быть связан с замораживанием цен либо прекращением повышения заработной платы.

За последние годы, когда инфляция стала хронической для нашей экономики, ее причинами являются:

  • дефицит бюджета (опережающий рост расходов над доходами);
  • инфляционная спираль, соотношения цены и заработной платы (заработная плата растет, растут и цены);
  • перенос инфляции из других стран;

3. Подавленная (скрытая инфляция) характеризуется дефицитом товаров при сдерживании роста цен, открытая, проявляющаяся при росте цен.

4. Импортируемая инфляция вызывается чрезмерным притоком в страну иностранной валюты и повышением импортных цен.

5. Экспортируемая инфляция переносится из одних стран в другие через механизм международных экономических отношений, воздействующих на денежное обращение, платежеспособный спрос и цены.

2.2 Способы измерения инфляции

Одно из главных больных  мест инфляции - это то, что цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются. Для правильного планирования хозяйственной деятельности в условиях инфляции люди должны учитывать силу инфляционных процессов. Существует три способа из измерения.

Измерение с помощью  такого макроэкономического показателя, как индекс цен. На практике обычно используется индекс потребительских цен, индекс валового национального продукта и индекс оптовых цен.

Наиболее частым используемым показателем уровня цен является индекс потребительских цен – это отношение цены потребительской корзины в 1-м году к её цене в базовом году. При расчёте инфляции по индексу потребительских цен принимают во внимание не все конечные товары и услуги, а только те, которые составляют так называемую «потребительскую корзину», приобретаемую типичным домашним хозяйством. Сюда входят: основные продовольственные товары, набор основных непродовольственных товаров (одежда, обувь, бытовые товары) и основных услуг (медицинские, транспортные услуги, связь, отдых, культура, личная гигиена) – набор товаров и услуг, покупаемых среднестатистическим городским жителем в течение того или иного промежутка времени (года, квартала, месяца).

Для вычисления индекса  потребительских цен берут соотношение  между совокупной ценой товаров  и услуг определённого набора («потребительская корзина») для данного  периода и совокупной ценой идентичной или сходной группы товаров и  услуг в базовом периоде.  Стоимость корзины за прошлый год, квартал, месяц берётся за базу, отправную точку и сопоставляется со стоимостью корзины, исчисленной в ценах данного года, квартала или месяца. Выражается индекс цен обычно в процентах:

 

                                         Ид.п. = Цд.п. / Цб.п. * 100%                                                  (2.1)

 

где: Ид.п. – индекс цен в данном периоде, %;

       Цд.п. – цена «потребительской корзины» в данном периоде;

       Цб.п. – цена аналогичной «потребительской корзины» в базовом периоде.

Для измерения общего уровня цен чаще используется индекс валового национального продукта – дефлятор ВВП – отношение номинального ВНП к реальному ВНП:

 

                                                 Номинальный ВНП

                    Дефлятор ВНП =  --------------------------- * 100%                       (2.2)

                                                     Реальный ВНП

 

где: номинальный ВНП – расходы в нынешнем году по текущим ценам;

       реальный ВНП – расходы в нынешнем году по ценам базового года.

Его корзина включает в себя все конечные товары и услуги, произведённые в обществе. То есть дефлятор ВНП более полно отражает изменение цен в обществе, охватывает не только отдельные группы товаров  и услуг.  По сравнению с индексом потребительских цен индекс валового национального продукта шире и представительнее, поскольку он включает не только цены потребительских товаров и услуг, ни  и цены на сырьё, материалы, оборудование и т.д. Однако ежемесячно данные по нему собрать очень сложно, поэтому в ежемесячной статистке во многих странах предпочитают использовать индекс потребительских цен. В долгосрочной перспективе эти показатели сближаются.

Индекс оптовых  цен представляет собой типичный набор товаров, приобретаемых фирмами. Изменение оптовых цен отражает динамику цен на сырьё, полуфабрикаты, материалы, конечные виды продукции на оптовом рынке.

Индексы оптовых цен  – это относительные показатели, которые характеризуют соотношение  цен во времени (обычно цены базового года принимаются за 100, а цены последующих лет пересчитываются по отношению к базовому году). Например, если средняя цена бензина в базовом 1995 г. Была 54 тыс. руб. за тонну, а в 1996 г. Составила уже 162 тыс. руб., то индекс цен на бензин будет равен 300%:

( 162 тыс. / 54 тыс.) * 100% = 300%. То есть, средняя цена в отчётном году по отношению к базовому выросла в 3 раза.

Второй способ определить силу инфляционных процессов – измерить темпы инфляции за год, но можно рассматривать и более короткие периоды (месяцы или кварталы) или более длинные (десятилетия).

Для вычисления темпов инфляции за год нужно вычесть индекс цен  прошедшего года из индекса цен этого  года, разделить эту разницу на индекс прошедшего года, а затем  умножить на 100%:

 

                                  ТИ = (Ииз.г. – Иб.г.) / Иб.г. * 100%                                   (2.3)

 

где: ТИ – темп инфляции;

        Ииз.г. – индекс цен измеряемого года;

        Иб.г. – индекс цен базового года.     

Если темп инфляции получится  отрицательным, значит, наблюдалась дефляция (падение цен).

Например, в прошлом  году индекс цен на потребительские  товары был равен 113,6, а в этом году – 118,3. Следовательно, уровень  инфляции для этого года вычисляется  следующим образом:

темп инфляции = (118,3 – 113,6) / 113,6 * 100% = 4,1%.

Для страны, где наблюдается  устойчивые темпы инфляции, можно  использовать так называемое «правило величины 70», которое даёт нам другую возможность количественно измерить темп инфляции. Точнее говоря, оно позволяет быстро подсчитать количество лет, в течении которых при данном темпе инфляции произойдёт удвоение общего уровня цен. Надо только разделить число 70 на ежегодный уровень инфляции:

 

КЛ = 70 / Ту.ц.                                                  (2.4)

 

где: КЛ – приблизительное  количество лет, необходимых для освоения темпов инфляции;

        Ту.ц. – темп ежегодного увеличения уровня цен (%).

 «Правило величины 70» применяется обычно и для  того, чтобы вычислить, сколько  потребуется времени для удвоения  реального ВВП или личных сбережений.

Информация о работе Инфляция как социально-экономический процесс: виды, причины, последствия и пути снижения