Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 14:57, курсовая работа
Цель данной работы: изучить сущность и причины возникновения инфляции и пути ее преодоления, а также попытка проанализировать особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь и ценового регулирования.
Задачи: дать определение понятия инфляции и ее классификацию, выявить основные причины инфляционных процессов, изучить социально-экономические последствия, исследовать особенности инфляционного процесса в Республике Беларусь и меры их преодоления, а также рассмотреть ценовое регулирование, как с теоретической, так и с практической стороны.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ........
Понятие, причины и последствия инфляции………………...……….
Модели инфляционных процессов………………..……………….…..
УПРАВЛЕНИЕ ИНФЛЯЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ………………...
Виды инфляции и их критерии……………………….………………...
Способы измерения инфляции…………………………………………
Антиинфляционная политика и её методы………………………….…
АНАЛИЗ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………...……………………………………………………....
Оценка воздействия инфляции на экономику РБ…………………..…
3.2 Основные направления понижения уровня инфляции в РБ…………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……..…………………………………..……….…………….......
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………
Практика показывает, что исходная база разработки антиинфляционной программы, включающей в себя оздоровление денежного обращение, предполагает использование двух регуляторов: рыночного и государственного.
Антиинфляционная политика может быть успешной только в том случае, если направлена на устранение не только проявления инфляции, но и её причин. Необходимо подчеркнуть, что искоренить инфляцию в принципе невозможно. Современная экономика инфляционная по своей сути. Поэтому роль государственной антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень достаточно умеренным.
3 АНАЛИЗ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РБ
3.1 Оценка воздействия инфляции на экономику РБ
Прирост индекса потребительских цен в январе-мае 2011 г. составил 25,4% (или 4,6% в среднем за месяц) против 4% в январе-мае 2010 г. (или 0,8% в среднем за месяц). В мае 2011 г. по сравнению с апрелем прирост индекса потребительских цен составил 13,1% (рисунок 3.1).
При этом цены на продовольственные товары увеличились на 13,1%, на непродовольственные товары - на 20,4%, тарифы на платные услуги на 3% (таблица 3.1).
Рисунок 3.1 – Динамика индекса потребительских цен в 2010-2011 гг.
Резкое ускорение роста
потребительских цен в апреле-
Прямое влияние на инфляционные процессы в стране в январе-мае 2011 г. оказывали рост цен на отдельные продукты питания на мировом рынке, административное повышение цен и тарифов на ряд товаров и услуг в целях улучшения финансового состояния предприятий, производящих социально значимые товары.
Данные процессы, наряду
с мерами в области либерализации ценооб
Кроме того на потребительские цены оказывалось давление со стороны роста затрат на производство товаров и услуг, в том числе за счет дальнейшего повышения как в долларовом, так и в рублевом эквиваленте цен на импортируемые сырье и материалы, в первую очередь на энергоносители.
Прирост индекса цен на продовольственные товары в январе-мае 2011 г. составил 25,9% (годом ранее – 4%). Наиболее существенно из продовольствия подорожали чай (в 1,72 раза), сахар (в 1,68 раза), плодоовощная продукция (в 1,65 раза), в том числе фрукты (в 1,95 раза), овощи (в 1,44 раза), а также крупы (в 1,6 раза), что в значительной мере обусловлено повышением цен на отдельные импортируемые продукты питания в рублевом эквиваленте.
Таблица 3.1 – Индексы цен и тарифов в январе-мае 2011 г.
Прирост индекса цен на непродовольственные товары за январь-май 2011 г. составил 31,7% (в январе-мае 2010 г. - 4,7%). В наибольшей степени подорожали синтетические моющие средства (в 1,81 раза), телевизоры (в 1,51 раза), бензин (в 1,47 раза), парфюмерно-косметические товары (в 1,42 раза) и бытовые электроприборы (в 1,39 раза).
Определяющими факторами увеличения цен на данную группу товаров являются рост издержек на их производство, в том числе за счет роста цен на импортируемые энергетические товары, сырье и материалы, высокая материалоёмкость и энергоёмкость их производства.
Прирост тарифов на платные услуги в январе-мае 2011 г. составил 15,1% (в январе-мае 2010 г. - 2,7%). При этом наиболее существенно выросли тарифы на туристические услуги (в 1,99 раза), услуги детских дошкольных учреждений (на 34,9%) и услуги пассажирского транспорта (на 24,3%), в том числе воздушного транспорта (в 1,82 раза) и железнодорожного транспорта международного сообщения (на 39,5%). Основным фактором увеличения тарифов явилось их административное повышение, направленное на рост уровня возмещения населением затрат на их оказание, а также девальвация обменного курса белорусского рубля к иностранным валютам.
По данным Национального статистического комитета, базовая инфляция в мае 2011 г. по сравнению с апрелем 2011 г. составила 116,3 %. За январь-май 2011 г. прирост цен на группу товаров и услуг, используемых при расчете базового индекса потребительских цен, составил 27,2% (в январе-мае 2010 г. - 3,5%).
В январе-мае 2011 г. прирост индекса потребительских цен на 70% был обусловлен ростом базовой инфляции (годом ранее - на 58,9%), на 22,4% - прямым административным повышением цен и тарифов на товары и услуги (годом ранее - на 35,4%), на 7,6% - ростом цен на плодоовощную продукцию (годом ранее - на 5,7%).
Полученные в рамках
мониторинга предприятий
За январь-май 2011 г. цены производителей промышленной продукции увеличились на 21,9% против 7,6% за аналогичный период 2010 г. При этом прирост цен на инвестиционные и потребительские товары составил по 19,5%, на промежуточные товары - 24,3%.
Основной причиной роста цен производителей промышленной продукции явился рост издержек производства, в первую очередь, материальных затрат, что было обусловлено, прежде всего, повышением цен на импортируемые сырье и материалы. В ряде случаев предприятия для поддержания конкурентоспособности на внешних рынках используют стратегию более низких цен по экспортным операциям и более высоких цен на внутреннем рынке.
В 2010 году объем валового внутреннего продукта составил 163 трлн. рублей и увеличился в сопоставимых ценах на 7,6% по сравнению с 2009 годом. Производство промышленной продукции возросло на 11,3%, составив 161,9 трлн. рублей. При этом запасы готовой продукции промышленности на складах на 1 января 2011 года составили 5 трлн. рублей, или 49,5% к среднемесячному объему производства промышленной продукции (на 1 января 2010 года они составляли 67,9% среднемесячного объема производства продукции).
В текущей ситуации инфляция
обусловлена скорее немонетарными
факторами, в частности, высоким
уровнем монополизма и
В настоящее время в состав потребительской корзины, используемой Национальным статистическим комитетом при расчете индекса потребительских цен (ИПЦ), входит более 400 позиций товаров и услуг. То есть в данном случае речь идет об агрегированном показателе инфляции, характеризующем динамику среднего уровня цен в целом по стране.
В то же время целесообразным выглядит расчет отдельных индексов цен для различных социально-демографических групп населения (на основе соответствующих потребительских корзин). С этой точки зрения практический интерес представляет расчет субиндексов инфляции в разрезе следующих групп домохозяйств: пенсионеры, низкооплачиваемые наемные работники, наемные работники с детьми, а также в региональном разрезе - домашние хозяйства, проживающие в Минске, в городах с численностью населения до 100 тыс. чел. и в сельской местности и др. Здесь обращает на себя внимание сохранение значительной региональной дифференциации цен на ряд наиболее социально значимых товаров и услуг, что свидетельствует о неоднородности и несогласованности ценовой динамики в Беларуси.
3.2 Основные направления понижения уровня инфляции в РБ
Основными формами стабилизации денежного обращения являются денежные реформы и антиинфляционная политика. В Республике Беларусь антиинфляционная политика разрабатывается и реализуется в рамках денежно-кредитной политики. Национальный банк разрабатывает совместно с правительством Республики Беларусь в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь.
Национальный банк совместно с правительством Республики Беларусь ежегодно представляет Президенту Республики Беларусь основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год. Национальный банк ежеквартально информирует Президента и правительство Республики Беларусь об объеме эмиссии денег и о выполнении основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
Если рассматривать антиинфляционную политику Беларуси, то можно выделить три основных комплекса мер, которые должны применяться в условиях нашей экономики:
Комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбережению включает следующие меры:
Комплекс мер по ограничению монетарных факторов инфляции охватывает меры:
Комплекс мер по
структурному регулированию рынка
товаров и услуг и
В чём же причина белорусской инфляции? Из экономической теории известно, что основной причиной инфляции является превышение денежной массы над товарной. В связи с этим можно выделить несколько причин.
Известно, что курс белорусского рубля занижен от паритета покупательной способности. По этой причине наши внутренние цены меньше, чем внешние. Поскольку экономика страны открытая, то по закону «сообщающихся сосудов» внутренние цены будут постоянно стремиться достичь уровня мировых, что и наблюдается на практике. Поэтому растут издержки наших товаропроизводителей, что вызывает рост цен товаров и услуг и, соответственно, инфляцию. Отсюда вытекает следующий вопрос: что в такой ситуации следует предпринять? Необходимо:
Проведение таких мероприятий, сможет поспособствовать урегулированию ситуации с ростом внутренних цен, а это в свою очередь будет являться одним из необходимых условий для снижения инфляции.
Также, одним из важнейших источников инфляции в нашей стране следует считать технологическую деградацию производства. Инвестиции в стареющие технологические уклады вызывают неизбежное нарастание инфляции издержек.
Таким образом, ближайшей задачей нашего правительства должно стать построение системы приоритетов по освоению новейших технологий и на её основе концентрация ресурсов (как технологических, так и финансовых) на избранных направлениях. От государства требуется избирательная поддержка отраслей, которые создадут максимальный спрос и тем самым выступят в роли «локомотива», вытягивающего из трясины всю макроэкономическую систему. Сюда же относится предпринимаемое правительством избирательное финансирование ряда долгосрочных и масштабных проектов, поддержка которых в период инфляции неминуемо выпадает из поля зрения частных экономических интересов и потому становится заботой государства.