Инфляционные процессы в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 17:18, курсовая работа

Краткое описание

Инфляция как экономическое явление существует уже довольно давно. Инфляция появилась чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана.
Термин инфляция впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначил процесс разбухания бумажноденежного обращения. В XIX в. этот термин употреблялся также в Англии и Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляции получило в XX в. после первой мировой войны, а в советской экономической литературе с середины 20-х гг.
Наиболее общее, традиционное определение инфляции переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты инфляционных процессов
1.1. Понятие, виды инфляции
1.2. Условия и причины инфляции
1.3. Социально-экономические последствия инфляции
Глава 2. Анализ инфляционных процессов в России
2.1. Специфика российской инфляции в 90-е гг. XX в.
2.2. Причины и последствия инфляции в результате мирового финансового кризиса. Инфляционные процессы в России на современном этапе
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Деньги кредит банки Инфляционные процессы в экономике 2011.doc

— 261.50 Кб (Скачать)

Остается отметить, что инфляция спроса известна уже давно, причины и механизм ее достаточно просты, поэтому при своевременном принятии антиинфляционных мер, борьба не составляет большого труда.

Инфляция предложения (или производителей), где рост цен объясняется возрастанием издержек источника инфляции, обусловленной ростом издержек, – это увеличение номинальной заработной платы или цен на сырье и энергию. Первый объясняется силой профсоюзов, возрастающей с полной занятостью, и психологией предпринимателей, выбирающих в период подъема не дорогостоящие забастовки и простой производства, а некоторое повышение зарплаты и себестоимости продукции. Второй обычно связан с воздействием экзогенных факторов – неурожаев, стихийных бедствий или, например, подорожанием нефти в 70-х гг., связанным с деятельностью ОПЕК[7]. В результате инфляция издержек сокращает прибыли и объем продукции, которые предприятия намерены предложить при существующем уровне цен, и смещает кривую предложения влево. В итоге, через определенное время баланс спроса и предложения опять восстанавливается, но уже при более высокой цене. А повышение цены может вызвать инфляционную спираль «цены – зарплата».

Инфляция производителей гораздо сложнее инфляции спроса, т.к. правительство в данном случае встает перед дилеммой: либо увеличить спрос для стимулирования производства, что чревато еще большим обострением инфляции и скачком цен; либо бездействовать, что приведет к глубокому спаду, который может вернуть к прежнему уровню, но это обернется для экономики значительной потерей реального выпуска.

Причинами увеличения издержек могут быть олигополистическая практика ценообразования и финансовая политика государства, рост цен на сырье, действия профсоюзов, требующих повышения заработной платы и др.

Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Повышение издержек на единицу продукции в экономике сокращает прибыли и объем продукции, который фирмы готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг в масштабе всей экономики. Это уменьшение предложения, в свою очередь, повышает уровень цен. Следовательно, по этой схеме издержки, а не спрос взвинчивает цены, как это происходит при инфляции спроса.

3. В соответствии с различиями в последствиях инфляции выделяют:

–      ожидаемую (expected) инфляцию;

–      непредвиденную (неожидаемую) (unexpected) инфляцию.

Ожидаемая инфляция может предсказываться и прогнозироваться заранее с достаточной степенью надежности, она зачастую даже может является прямым результатом действий правительства.

Неожидаемая инфляция характеризуется внезапным скачком цен, что негативно сказывается на системе налогообложения и денежного обращения. В случае наличия у населения инфляционных ожиданий такая ситуация вызовет резкое увеличение спроса, что само по себе создает трудности в экономике и искажает реальную картину общественного спроса, что ведет к сбою в прогнозировании тенденций в экономике и при некоторой нерешительности правительства еще сильнее увеличивает инфляционные ожидания, которые будут подстегивать рост цен. Однако в случае, когда внезапный скачок цен происходит в экономике, не зараженной инфляционными ожиданиями, то возникает так называемый эффект Пигу, резкое падение спроса у населения в надежде на скорое снижение цен. Вследствие снижения спроса производитель становится вынужден снижать цену, и все возвращается в состояние равновесия.

4. Различают открытую и скрытую (подавленную) инфляцию.

Открытая инфляция проявляется в условиях свободных цен. Показателями уровня инфляции являются индексы цен.

Скрытая инфляция проявляется в исчезновении товаров. Если государство устанавливает цены ниже равновесных, возникает дефицит на товарном рынке. Этот вид инфляции может присутствовать в любой экономической системе, где велико государственное вмешательство в рыночные процессы. Определить уровень скрытой инфляции весьма сложно, для этой цели используется ряд показателей: уровень дефицитности в экономике; соотношение государственных цен с ценами теневого рынка; вынужденные сбережения населения; временные затраты на поиск дефицитного товара. Дополнительные затраты потребителей на приобретение дефицита не доходят до производителей и не стимулируют эффективное производство.

Процесс перехода скрытой инфляции в открытую крайне болезнен для населения. Так, освобождение цен в России в 1992 г. превратило сбережения населения в ничто.

5. Виды инфляции с точки зрения соотносительности роста цен по различным товарным группам, т. е. по степени сбалансированности их роста:

–      сбалансированная инфляция;

–      несбалансированная инфляция.

При сбалансированной инфляции цены различных товаров неизменны относительно друг друга, а при несбалансированной – цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.

Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров: сырье подорожало в 10 раз, и вы соответственно увеличиваете цену своей конечной продукции. В этом случае по результатам среднегодового роста цен поднимается процентная ставка Государственного банка и таким образом ситуация становится равносильной ситуации со стабильными ценами. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверх дорогой продукции конечному потребителю.

Несбалансированность инфляции – большая беда для экономики. Но еще страшнее, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы-лидеры роста цен останутся лидерами и завтра, и через неделю, и через год. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования. Промышленность развиваться в таких условиях не может. Возможны лишь короткие спекулятивно-посреднические операции, удобренные стихийными, несбалансированными скачками относительных цен как в отраслевом, так и в территориальном аспектах[8].

Различные виды инфляции схематически можно изобразить следующим образом (см. табл. 1):

Таблица 1

Комбинации видов инфляции

 

Ожидаемая

Неожидаемая

Сбалансированная

№1

№2

Несбалансированная

№3

№4


 

Комбинация №1 в схеме (ожидаемая + сбалансированная инфляция) наименее опасна. Комбинация №2 более опасна (неожидаемая, но сбалансированная). Комбинация №3 означает нарастание отрицательных последствий инфляции для вашего бизнеса. И, наконец, комбинация №4 (несбалансированная + неожидаемая) – наихудшая из всех. Нарастание номера комбинации означает нарастание трудностей адаптации к ней. К этому добавим, что чем быстрее растут цены (вспомним критерий темпов роста), тем сильнее негативные последствия любой из четырех комбинаций.

Положительным воздействием отличается, пожалуй, лишь комбинация №1 в сочетании с умеренным ростом цен (до 10% в год). Она тонизирует реальное инвестирование, т. е. слегка подгоняет предприятия по пути ускорения замены и модернизации производственных мощностей, разработки новых видов продукции, ибо от денег надо побыстрее переходить к производственным вложениям.

Большинство развитых стран тяготеет к умеренной инфляции, нарастание инфляции от умеренной через галопирующую к гиперинфляции не является неизбежным. Настойчивая государственная политика в силах если не остановить рост цен, то, по крайней мере, сделать его более ожидаемым или сбалансированным. Влияние на правительство могут иметь только ассоциации промышленников, мощное промышленное лобби в парламентах.

 

1.2. Условия и причины инфляции

 

Условием возникновения инфляции является преобладающая динамика номинальной денежной массы по сравнению с ростом национального дохода. Это условие формально вы водится из уравнения обмена (модель И. Фишера) количественной теории денег:

MV = PY,

где М – количество денег в обращении; V – скорость обращения денег; Р – цены товаров; Y – реальный доход; PY – номинальный доход.

Если записать уравнение обмена в темпах прироста:

ΔM / M + ΔV / V = ΔP / P + ΔY / Y

или

π = ΔP / P = ΔM / M + ΔV / V – ΔY / Y

то условие возникновения инфляции:

ΔM / M + ΔV / V ≥ ΔY / Y

Однако это лишь условие возникновения инфляции, которое не объясняет причин ее возникновения.

Сложность проблемы заключается в том, что инфляция может сопровождаться как ростом, так и спадом производства. Поэтому выявить причины инфляции можно, рассмотрев ее как многофакторный процесс, формирующийся под воздействием взаимосвязанных как денежных (монетарных), так и неденежных факторов.

Если преобладают денежные факторы, то имеет место инфляция спроса («инфляция покупателей»). Под воздействием неденежных факторов формируется инфляция предложения (издержек) – («инфляция продавцов»). Взаимодействие этих двух типов инфляции затрудняет ее сдерживание.

Инфляция спроса может быть вызвана как монетарными, так и монетарными факторами.

1. Монетарные факторы:

–      рост номинального количества денег, прерывающий рост производства при неизменной скорости их обращения;

–      возрастание скорости оборота денежной массы, вызванное инфляционными ожиданиями экономических субъектов.

2. Немонетарные факторы:

–      изменение поведения экономических субъектов (автономного реального потребления домохозяйств, плановых инвестиций фирм, государственных расходов и чистого экспорта);

–      структурные сдвиги в совокупном спросе.

Инфляция спроса порождается избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства («инфляция покупателей»). Этот вид инфляции был впервые исследован в рамках кейнсианского анализа.

Влияние увеличения совокупного спроса на инфляцию зависит от того, на каком участке AS находится экономика в данный момент (рис. 2):

 

 

Рис. 2. Модель роста цен на основе увеличения совокупного спроса

 

–      на горизонтальном («кейнсианском»), соответствующем неполной занятости в экономике, увеличение AD не сказывается на росте цен, вызывая соответствующее AD увеличение объема предложения (расширение производства осуществляется за счет неиспользованных производственных мощностей);

–      на промежуточном (восходящем) участке увеличение совокупного спроса вызывает рост цен и объема предложения;

–      на вертикальном («классическом»), соответствующем полной занятости в экономике, когда расширение производства практически невозможно, увеличение совокупного спроса толкает цены вверх, в то время как объем предложения остается неизменным.

В рамках кейнсианской модели развивалась концепция инфляционного (рис. 3) и дефляционного (рис. 4) разрыва (П. Самуэльсон, Э. Хансен).

 

 

Рис. 3. Инфляционный разрыв

 

 

Рис. 4. Дефляционный разрыв

 

При инфляционном разрыве планируемые совокупные расходы (Е) превышают величину ВНП, достигаемого при полной занятости, т. е. Y0 > Y*. Однако удовлетворить AD нельзя, так как в экономике уже обеспечена полная занятость. Инфляция может остановиться, если произойдет перераспределение доходов в пользу лиц, обладающих высокой склонностью к сбережению. В этом случае произойдет сокращение AD (сдвиг линии планируемых расходов) и инфляционный разрыв будет ликвидирован.

Информация о работе Инфляционные процессы в экономике