Функция денег и их роль в оптимизации денежного обращения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 00:31, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования определяется тем, что на протяжении развития человеческого общества, деньги, с момента своего появления играют огромную роль. На первый взгляд может показаться отсутствие каких-либо сложностей в современном понимании людьми денег. Действительно, огромное число людей в мире ежедневно расплачиваются за приобретенные ими товары или услуги. Но не каждый человек может представить то значение, которое имеют деньги. А ведь деньги необходимы для функционирования любой экономики в современном мире. Деньги позволяют нам отодвинуть

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
3
1 ИСТОРИЧЕСКИЙ ГЕНЕЗИС ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕНЕГ……
6
2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ФНУКЦИИ И ЗНАЧЕНИЕ ДЕНЕГ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………………
18
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ОПТИМИЗАЦИИ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛРУСЬ……………………………………………………………………
26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………
52

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ-1.doc

— 380.50 Кб (Скачать)

Депозиты в  иностранной валюте в долларовом эквиваленте за 2012 год увеличились на 38,39 процента, или на 24478 млн. долларов США. Депозиты физических лиц в иностранной валюте увеличились на 62,86 процента (на 1397,7 млн. долларов США), юридических лиц – сократились на 4,76 процента (на 599,7 млн. долларов США).    

Номинальные денежные доходы населения в январе-октябре 2012 г. составили 253,3 трлн. рублей и по сравнению с январем-октябрем 2011 г. увеличились на 101,6 процента при росте потребительских цен на 70,6 процента. Реальные денежные доходы населения выросли на18,2 процента, реальная заработная плата - на 18,1 процента, а реальная назначенная пенсия - на 23 процента (таблицы 1.4.1 и 1.4.2, рисунок 1.4.1).

В таблице 3.2 рассмотрим  информацию о денежных доходах населения Республики Беларусь в 2012 году.

 

Таблица 3.2 – Денежные доходы населения Республики Беларусь в 2012 году.

 

Период

Сумма млрд.руб.

Темп роста  к 2011 году, %

сентябрь

29606,8

134,0

январь-сентябрь

223784,6

115,9

октябрь

29565,4

136,2

январь-октябрь

253350,0

118,2

Источник –  собственная разработка. Таблица  составлена на основании изучения статистических данных


 

На рисунке 3.4 графически изобразим реальные денежные доходы населения Республики Беларусь  за 2011-2012 год.

         

Рисунок 3.4 – Реальные денежные доходы населения Республики Беларусь за 2011-2012 гг.

Источник –  собственная разработка. Рисунок составлен на основе изучения статистических  данных [20].

       

  Реальные располагаемые денежные доходы населения (денежные доходы за вычетом налогов и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен на товары услуги в январе-октябре 2012 г. по сравнению с январем-октябрем 2011 г. увеличились на 18,1 процента при годовом прогнозе прироста на 3-3,5 процента. Денежные доходы в расчете на душу населения в январе-октябре 2012 г. выросли по сравнению с январем-октябрем 2011 г. в реальном выражении на 18,3 процента и превысили бюджет прожиточного минимума в 3,3 раза (в январе-октябре 2011 г. - в 3,1 раза).

Доля денежных доходов населения в ВВП в  январе-октябре 2012 г., нарушая наблюдаемую с марта 2011 г. тенденцию, превысила долю денежных доходов населения в ВВП в январе-октябре 2011 г. - 62 процента против 60,2 процента.

Удельный вес основных источников формирования денежных доходов населения(оплаты труда и трансфертов населению, таких как пенсии, пособия и стипендии) в общей сумме денежных доходов в январе-октябре 2012 г. составил 85,5 процента и был ниже января-октября 2011 г. (85,8 процента).

В целом за январь-ноябрь 2012 г. сохранилось преобладание продажи населением наличной иностранной валюты на внутреннем валютном рынке над покупкой, она составила 343,7 млн. долларов США, в январе-ноябре 2011 г. - 330,5 млн. долларов США. Вместе с тем, тенденция превышения покупки валюты населением над продажей, наблюдаемая с июня 2012 г., продолжилась и в ноябре 2012 г., но темпы его роста значительно снизились (рисунок 1.4.5). В ноябре 2012 г. наблюдалось сокращение как продажи, так и покупки валюты населением. Причем если темп снижения продажи валюты по сравнению с октябрем 2012 г. составил 2,8 процента, то темп снижения покупки - 17,9 процента. Это обусловлено, прежде всего, привлекательными процентными ставками по рублевым депозитам и незначительным колебанием обменного курса белорусского рубля.

Рублевая денежная база на 1 декабря 2012 г. сложилась в объеме 27,1 трлн. рублей и снизилась за октябрь 2012 г. на 0,3 трлн. рублей. Снижение рублевой денежной базы в ноябре 2012 г. произошло за счет операций Национального банка (на 1,6 трлн. рублей, в основном за счет возврата банками ресурсов, полученных в рамках операций по поддержке ликвидности), тогда как операции Правительства способствовали ее росту (на 1,3 трлн. рублей, в основном за счет траты депозитов Правительства)

По итогам декабря  золотовалютные резервы Республики Беларусь в определении ССРД МВФ сократились на 112,6 млн. долларов США и, по предварительным данным, на 1 января 2013 г. составили 8095,0 млн. долларов США в эквиваленте.

В национальном определении объем золотовалютных резервов сократился на 134,3 млн. долларов США и на 1 января 2013 г. составил 8763,1 млн. долларов США в эквиваленте.

На снижение объема золотовалютных резервов в декабре 2012 года оказало влияние погашение Правительством и Национальным банком Республики Беларусь внешних и внутренних обязательств в иностранной валюте в полном объеме, а также уменьшение стоимости золота на международном рынке драгоценных металлов.

Поддержанию уровня золотовалютных резервов способствовало положительное сальдо покупки-продажи Национальным банком иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.

Действия Национального  банка Республики Беларусь в 2012 году были направлены на поддержание монетарной стабильности в стране и формирование условий для сбалансированного развития экономики. Приоритетом денежно-кредитной политики установлена ценовая стабильность (в 2012 году – снижение инфляции до 22 процентов).

Для достижения данной цели проводилась жесткая  монетарная политика: поддерживались высокие процентные ставки, рефинансирование банков осуществлялось только на рыночных условиях и в ограниченных объемах, увеличивались нормативы фонда обязательного резервирования.

Результатом стало  существенное замедление инфляции. За 2012 год потребительские цены выросли на 21,8 процента против 108,7 процента за 2011 год.

Процентная  политика Национального банка выступала  в качестве основного антиинфляционного инструмента. Значение ставки рефинансирования при ее постепенном снижении в течение года осталось достаточно высоким – 30 процентов годовых. Это сформировало динамику реальных процентных ставок на рынке кредитов и депозитов на устойчиво положительном уровне и обеспечило высокую доходность и сохранность сбережений.

Срочные вклады (депозиты) населения в белорусских рублях с начала 2012 года увеличились на 5,8 трлн. рублей, в иностранной валюте – на 1,9 млрд. долларов США.

Сохранена стабильная ситуация на валютном рынке, чему способствовало улучшение состояния внешней  торговли. Поступление валютной выручки  в страну выросло с 41,8 млрд. долларов США в январе – ноябре 2011 г. до 46,7 млрд. долларов США за 11 месяцев 2012 г.

В рамках нового курсового механизма участникам валютного рынка было предоставлено  больше возможностей по формированию курса белорусского рубля. Национальный банк, выступая то в роли покупателя, то в роли продавца иностранной валюты, лишь сглаживал резкие колебания обменного курса. За 2012 год обменный курс белорусского рубля снизился к доллару США на 2,6 процента, к евро – на 5 процентов, к российскому рублю – на 8 процентов.

В 2012 году продолжилась конструктивная работа с Антикризисным  фондом ЕврАзЭС и МВФ, в ходе взаимодействия с которыми вырабатывались совместные стабилизационные меры для экономики Республики Беларусь.

В последнее  время в РБ обострилась проблема нехватки наличных и безналичных денежных средств, проявляющаяся в низком соотношении денежной массы к ВНП / ВВП. Данный показатель называется коэффициент монетизации. Этот показатель свидетельствует о том, что в стране низкий уровень насыщенности наличными деньгами хозяйственного оборота и самый крупный дефицит денег, как в наличном, так и безналичном обращении.

Дефицит денежной массы в обращении и устойчиво  высокие расходы государства приводят к росту доли денежных ресурсов страны, направляемых на покрытие расходов бюджета.

Кроме того, налично-денежный оборот в стране возрастает по стоимостной структуре. Причины роста налично-денежного оборота многообразны. К ним можно отнести:

  • экономический кризис;
  • кризис неплатежей;
  • кризис наличности;
  • плохая организация системы межбанковских расчетов;
  • замедление расчетов;
  • сознательное сокращение прибыли и доходов предприятий с целью ухода от налогов и расширение наличных платежей за пределами банковской системы.

Резкий рост налично-денежного оборота приводит к увеличению издержек государства на обращение, перевозку, хранение наличных денег, а также замену ветхих купюр.

Величина денежной массы в обращении контролируется и ЦБ РБ, воздействуя на деятельность коммерческих банков по кассовым операциям, не обладающими правом эмиссии денежных средств, только в пределах привлеченных ими ресурсов. В условиях ограниченности ресурсов, многие коммерческие банки не могут в полном объеме выполнять наличное и безналичное обслуживание населения и юридических лиц, что приводит к потере выгоды по данным операциям.

Наличный оборот также отличается повышенной рисковостью: подделка денежных знаков, вычислительные ошибки кассовых служб, значительный объем  кассовых операций и т.д. Такие риски приводят к нарушению расчетно-кассовой работы в кредитных учреждениях и снижению эффективности данных операций.

Кроме того, наличный оборот требует значительных затрат по приему, хранению и перевозке  наличных денежных средств, содержания большого штата специалистов и контролеров.

Для кассового обслуживания юридические лица должны представить ряд документов (учредительные документы, кассовый план, прогноз кассовых поступлений и другие) для предотвращения возможных противоправных действий, но сбор и регистрация данных документов в большинстве случаев затягивается, что затрудняет саму организацию кассового обслуживания. Достаточно значительный документооборот усложняет процедуру получения – зачисления наличных денежных средств и делает безналичную форму расчетов наиболее привлекательной.

Денежный оборот достаточно в большом объеме проходит через кассу банков - множество видов расчетных операций (оплата коммунальных услуг, взнос наличных денег на открытые счета в банке, денежные переводы, оплата услуг государственных и иных организаций и т.п.), в определенные дни возникают очереди из – за не успевания обслуживания населения, что ведет к усложнению работы расчетно-кассовых служб и росту недовольства клиентов.

Кроме того, одной  из основных проблем организации  наличного и безналичного оборота в любой стране является инфляция. Особенно негативные факторы инфляции проявляются в обесценении капиталов в наличной и безналичной формах, в падении покупательской способности, в разорении неконкурентоспособных предприятий, в общем экономическом кризисе. Оборот наличных и безналичных средств всегда связан с риском не получить ожидаемой суммы доходности как для государства в целом, так и для отдельного субъекта. Кроме этого, инфляция лишает банки возможности привлекать долгосрочные депозиты, поэтому для осуществления безналичного оборота во всевозрастающих размерах должны использовать собственный капитал.

Причины углубляющегося кризиса наличного и безналичного обращения во многом кроются в  сохраняющейся неблагоприятной  общеэкономической обстановке в стране, которая усугубляется острым кризисом неплатежей.

Дефицит денежной массы в наличной и безналичной  формах, кризис неплатежей и другие негативные факторы в экономике привели к острой необходимости создания оптимальных условий для развития денежного оборота в Республике Беларусь. К таким мерам можно отнести:

        • совершенствование законодательной базы в сфере денежно–кредитной политики;
        • усиление стимулов инвестиционной активности;
        • совершенствование налоговой системы;
        • снижение инфляции и проведения политики сдерживания цен;
      • внедрение и совершенствование электронного денежного обращения;
      • развитие и применение широкого спектра форм безналичного обращения;
      • усиление контроля над законностью наличного и безналичного оборота для предотвращения возможных противоправных действий и другие.

Конечно, внедрение  таких мер требует значительных затрат и в России должно проходить  поэтапно.

Необходимо  более широкое привлечение ведущих  банков РБ к разработке государственной  денежно-кредитной, структурной и  инвестиционной политики. Государство будет содействовать формированию банковских объединений инвестиционной направленности, поддерживать их роль в формировании финансово-промышленных групп, что значительно повысит эффективность денежного оборота в РБ.

В результате реализации гибкой инвестиционной политики банков РБ и осуществления мер по улучшению инвестиционного климата и стимулированию инвестиционной активности, по мнению специалистов, повысится эффективность инвестиционной деятельности и, возможно, произойдет рост объемов привлечения в инвестиционную сферу средств частных инвесторов, и, прежде всего, крупного корпоративного национального капитала.

Информация о работе Функция денег и их роль в оптимизации денежного обращения