Формы и методы государственного регулирования сбережений

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 20:45, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования – особенности потребления и сбережения
домашних хозяйств Республики Беларусь.
Цель работы: выявить особенности потребления и сбережения домашних хозяйств Республики Беларусь на современном этапе и обосновать направления государственной политики, направленной на стимулирование сбережений населения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………… 4
1 Теоретические основы изучения потребления и сбережений
домашних хозяйств………………………………………………………………... 5
1.1 Теория потребления и сбережений Дж.М.Кейнса…………………………… 5
1.2 Альтернативные теории потребления………………………………………… 9
2 Формы и методы государственного регулирования сбережений……………..14
2.1 Современные формы сбережений домашних хозяйств развитых стран……14
2.2 Опыт государственного стимулирования сбережений ФРГ………………...17
3 Особенности потребления и сбережений населения Республики Беларусь….21
3.1 Динамика и структура потребления и сбережений домашних хозяйств Республики Беларусь……………………………………………………………….21
3.2 Основные направления регулирования сбережений населения Республики Беларусь……………………………………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованных источников………………………………………….......29

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 177.57 Кб (Скачать)

     ускорение эволюции денежно-кредитной  политики в направлении  прямого

     инфляционного таргетирования. Роль основного инструмента  регулирования процессов в денежно-кредитной сфере придается процентной ставке.  Изменение ставки рефинансирования будет более активно регулировать условия заимствования на краткосрочном денежном рынке и давать четкий сигнал о направлении монетарной политики.

     Переход к режиму прямого инфляционного таргетирования будет зависеть от

     проведения  всех необходимых  подготовительных мероприятий  в экономике и  денежно-кредитной  сфере,  включая  создание широкого финансового  рынка и повышение значимости процентной ставки в механизме взаимодействия монетарного сектора с другими секторами экономики. 

     Хотелось  бы сосредоточиться  на оценки степени  влияния денежно-кредитной

     политики  на инфляционные процессы   в Беларуси, а также на выявлении взаимосвязи между денежной массой и инфляцией, ставки рефинансирования и денежной массой.  Так,  можно сделать вывод,  что для достижения целей,  таких как укрепление национальной валюты,  поддержание необходимого уровня ликвидности банковской системы и замедление темпов инфляции, Национальный банк Республики Беларусь до 2007 года проводит курс по снижению уровня ставки рефинансирования в соответствии со снижением уровня инфляции в стране. 

     Ставка  рефинансирования,  достигавшая в 2002  г. 49,2%  годовых,  уже к 2004  г. составляла 21,3% годовых. За 2005 год  она была снижена  с 17 до 11% годовых. В 2006 году среднее номинальное значение ставки рефинансирования составило 10,7 процента годовых. [1]

     Ставка  рефинансирования Нацбанка в 2007 году колебалась в пределах 10% -11% годовых. Это было обусловлено тем, что с 1 февраля 2007 года в целях стимулирования сбережений в национальной валюте и для нейтрализации инфляционного и девальвационного давления,  вызванного неблагоприятными внешнеэкономическими условиями, была повышена с 10 до 11 процентов годовых. 

     По  мере нормализации ситуации, а, также учитывая положительные тенденции  в развитии экономики,  уровень инфляции,  стабильность курса белорусского рубля, Национальный Банк с 1 июля по 1 декабря понизил ставку рефинансирования до 10% годовых. [3]

     К началу 2008  года мы видим поддержание ставки на уровне,  способствующем росту сбережений в национальной валюте и расширению доступности кредитов для субъектов экономики.  Дальнейшее изменение ставки рефинансирования будет более  активно регулировать условия заимствования на краткосрочном денежном рынке и давать четкий сигнал о направлении монетарной политики.  Тем не менее,  влияние процентной политики на состояние денежной сферы в ближайшее время будет оставаться все еще ограниченным. Связано это прежде всего с тем,  что в условиях избыточной ликвидности коммерческие банки не испытывают

     существенной  потребности в  заимствованиях у  Центральных банков,  и ставки по инструментам рефинансирования не оказывают значимого влияния на денежные показатели.

     Денежный  агрегат M2 (рублевая денежная масса) —  один из важнейших

     денежных  агрегатов, который используется при разработке экономической политики и установлении количественных ориентиров макроэкономических пропорций.  Он определяется как совокупность денежных средств в валюте Республики Беларусь, предназначенных для оплаты товаров,  работ и услуг,  а также для целей накопления нефинансовыми и финансовыми  (кроме кредитных)  организациями и физическими лицами — резидентами Республики Беларусь. Широко используется денежный агрегат М3 (широкая денежная масса), который представлен агрегатом М2  плюс переводные, срочные и условные депозиты в иностранной валюте,  средства в ценных бумагах

     (кроме  акций)  в иностранной  валюте и депозиты  в драгоценных  металлах и

     драгоценных камнях юридических и физических лиц – резидентов Республики

     Беларусь. Широкая денежная масса за 2005 г. выросла  на 42,2%, или на 3,7 трлн. рублей  (за 2004 г. – на 44,1%). Такое изменение денежного предложения в 2005 г. Сопровождалось продолжением позитивной тенденции к снижению скорости обращения денег,  что свидетельствует о замедлении инфляционных процессов.  Скорость обращения широкой денежной массы снизилась в 2005 году на 10,7%. [1]

     Широкая денежная масса за 2006 г. увеличилась на 39,3%, или на 4,9 трлн. рублей. В структуре широкой  денежной массы увеличилась  доля рублевой денежной массы при соответствующем снижении доли депозитов в иностранной валюте [2].

       Денежные агрегаты в 2007  году формировались под влиянием общеэкономических условий. Широкая денежная масса за 2007  г.  увеличилась на 35,9%,  или на 6,28  трлн.  рублей. Скорость обращения широкой денежной массы за 2007  г.  снизилась на 7,3% (до 5 оборотов). [3]

     Широкая денежная масса на 1  апреля 2008  г.  составила 24,98  трлн.  рублей,  а за январь 2008  г.  сократилась на 3,7%,  или на 0,89  трлн.  рублей.  Скорость обращения широкой денежной массы в среднегодовом исчислении с 1 февраля 2008  г. Снизилась на 7,3% до 5 оборотов. В структуре широкой денежной массы доля рублевой денежной массы на 1 января 2008 года составила 64,7%. [4]

     Как уже отмечалось,  за последние несколько  лет Республика Беларусь добилась значительных успехов в снижении уровня инфляции. Это стало возможным благодаря устойчивому экономическому росту наряду с проводимой жесткой денежно-кредитной политикой. В 2005 г. в Республике Беларусь был принят ряд мер по сдерживанию роста цен, и, прежде всего на основные социально значимые товары и услуги.  За 2005  г.  Уровень инфляции составил 12,95%. В области снижения инфляции выработана и последовательно проводится система сдерживания необоснованного роста цен и их упорядочения в отдельных отраслях. Государство регулирует цены и тарифы как на важнейшие социально значимые товары

     и услуги, так и на товары, оказывающие  влияние на уровень  цен в других отраслях. В результате принятых мер инфляция снизилась с 12,95% в 2005 г. до 11,03% в 2006 г.

     По  итогам 2007  года уровень  инфляции составил 12,1%,  в два раза превысив

     прогноз.  Прогнозируемый уровень  инфляции на 2008  г.  составляет 10,6-10,8%.  Такой уровень инфляции является основой для обеспечения макроэкономической стабильности и повышения уровня жизни населения.  Но,  как показывают данные статистики, уровень инфляции уже за 8 месяцев превысил прогнозное значение на год.

     Анализ  данных за 2003-2007  годы показал,  что ставка рефинансирования и

     объемы  денежной массы не влияют на инфляцию.  Таким образом,  можно сделать вывод,  что в переходной экономике,  какой является экономика Беларуси,  ставка рефинансирования как инструмент денежно-кредитной политики является неэффективной с точки зрения    влияния на инфляционные процессы.  Инфляция сдерживается за счет такого инструмента,  как операции на открытом рынке и других инструментов, не имеющих отношения к денежно-кредитной политике. Однако было установлена взаимосвязь между ставкой рефинансирования и объемом денежной массы.  Аналитическим путем были подобраны коэффициенты уравнения регрессии, описывающие зависимость ставки рефинансирования и объемом

     денежной  массы для Республики Беларусь. Уравнение  приняло вид:

     41734 +⋅−= ,R,M 935090 , (1)

     где R – ежемесячное  изменение ставки рефинансирования. 

     Как мы видим,  подобранное  аналитическое уравнение позволяет прогнозировать изменения объемов денежной массы в зависимости от ставки рефинансирования  (табл. 1).

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     

     Таблица 1. Связь денежно-кредитной  политики и инфляции

Информация о работе Формы и методы государственного регулирования сбережений