Формы и методы государственного регулирования сбережений

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 20:45, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования – особенности потребления и сбережения
домашних хозяйств Республики Беларусь.
Цель работы: выявить особенности потребления и сбережения домашних хозяйств Республики Беларусь на современном этапе и обосновать направления государственной политики, направленной на стимулирование сбережений населения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………… 4
1 Теоретические основы изучения потребления и сбережений
домашних хозяйств………………………………………………………………... 5
1.1 Теория потребления и сбережений Дж.М.Кейнса…………………………… 5
1.2 Альтернативные теории потребления………………………………………… 9
2 Формы и методы государственного регулирования сбережений……………..14
2.1 Современные формы сбережений домашних хозяйств развитых стран……14
2.2 Опыт государственного стимулирования сбережений ФРГ………………...17
3 Особенности потребления и сбережений населения Республики Беларусь….21
3.1 Динамика и структура потребления и сбережений домашних хозяйств Республики Беларусь……………………………………………………………….21
3.2 Основные направления регулирования сбережений населения Республики Беларусь……………………………………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованных источников………………………………………….......29

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 177.57 Кб (Скачать)

         В качестве яркой иллюстрации можно  привести известную работу Clarida, R., Gali, J., Gertler, M. [3], в которой авторы изучили поведение крупнейших центральных банков, начиная с 1979 г. В ходе исследования авторы приходят к заключению, что эмпирические оценки функций ответной реакции немецкого БундесбанкаБанка Японии иФедеральной резервной системы США показывают, что доля вариации процентной ставки, необъясненной систематическими факторами, составляет всего 1,9%, 3,0% и 1,6%, соответственно.

         В результате анализ эффектов систематической  составляющей монетарной политики требует  замены VAR-процедур на структурные статистические и эконометрические модели денежной трансмиссии. В данном случае, по мнению Bennett T. McCallum, исследование автокорреляционных функций является более предпочтительным по сравнению с функциями импульсного отклика, так как последние требуют идентификации шока, а это, в действительности по своей сути достаточно сложный процесс, особенно в условиях предсказуемой и взвешенной монетарной политики.

         Для проведения эффективной денежно-кредитной  политики в практике центральных банков происходит объединениеканалов денежной трансмиссии и монетарных правил в единые эконометрические модели. Причем эти модели могут быть очень сложными, состоящими из десятков и сотен уравнений, и для их решения используются современные компьютерные пакеты программ.

         Однако  чтобы акцентировать внимание на основных проблемах экономики и  избежать чрезмерной детализации, большинство  центральных банков предпочитает эксплуатировать  небольшие эконометрические модели, которые служат главным рабочим инструментом краткосрочного и среднесрочного прогнозирования. В качестве примера приведем схему малой структурной эконометрической модели денежной трансмиссии в Польше (см. рисунок 1).

         

         Рисунок 1. Малая структурная эконометрическая модель денежной трансмиссии в Польше [4]

 

         Представленная  эконометрическая модель состоит из следующих десяти уравнений.

         Уравнение (1) отражает кривую совокупного спроса, в которой разрыв (gap) ВВП зависит от своего лаггированного значения, реальной процентной ставки и реального эффективного валютного курса. Уравнение (2) объясняет квартальную динамику базовой инфляции с использованием разрыва ВВП, реального эффективного валютного курса и инфляционных ожиданий в качестве предикторов.

         В свою очередь моделирование инфляционных ожиданий осуществляется в уравнениях (6) и (7). Уравнения (2), (3) и (4) объясняют динамику базовой инфляции, цен на продукты питания и на нефть, соответственно. Фактическая инфляция (уравнение (5)) в свою очередь рассчитывается как среднее взвешенное из базовой инфляции, цен на продукты питания и цен на нефть.

         Валютный  курс моделируется на основе непокрытого паритета процентных ставок, выражаемого уравнением (8). И, наконец, уравнение (10) является функцией ответной реакции центрального банка Польши. В данном случае этоправило Тэйлора – номинальная процентная ставка в текущий момент времени зависит от степени отклонения предсказанных по модели показателей инфляции и ВВП от своих оптимальных значений (в первом случае – от целевого ориентира (таргета) инфляции, а во втором – от потенциального значения ВВП, рассчитанного по фильтру Ходрика-Прескотта).

         Интересно, что автор не производит эмпирическую оценку правила Тэйлора для случая Польши, а использует его традиционную форму, в которой значительно большее внимание уделяется отклонению инфляции от своего целевого ориентира (коэффициент равен 1,5).

         Основной  вывод, который следует из представленной модели, заключается в том, что  механизм денежной трансмиссии в  Польше все еще относительно слабый по абсолютной величине и замедленный  по времени в сравнении с развитыми  странами. Благодаря присутствию  очень длинных лагов в механизме  денежной трансмиссии, меры денежно-кредитной  политики направленные на стабилизацию единовременных шоков предложения (например, резкого роста цен на нефть) являются неэффективными, то есть трансмиссионный механизм в Польше, как и в ряде других стран, нуждается  в дальнейшем усовершенствовании.

         В заключение необходимо подчеркнуть, что  Беларуси еще предстоит разработать  адекватную национальную модель механизма  денежной трансмиссии. [4]

 
 

     2.2 Политика дешевых и дорогих денег

     Денежно-кредитная  политика должна вызывать увеличение денежного предложения во время  спада для поощрения расходов, а во время инфляции, наоборот, ограничивать предложение денег для ограничения  расходов.

     В условиях оживления конъюнктуры, роста  занятости и объемов производства, сопряженных с растущим спросом  на деньги, Центральный банк прибегает к политике “дешевых денег“, или экспансионистской денежно-кредитной политике, которая сопровождается, как правило, расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом количества денег в обращении, сокращением налоговых ставок, понижением уровня процентных ставок.

     Для того чтобы увеличить предложение  денег, Центральный банк должен позаботиться о росте избыточных резервов в  коммерческих банках. Какие конкретные меры должны быть приняты в этом случае?

     Во-первых, следует расширить операции на открытом рынке по покупке ценных бумаг; во-вторых, нужно понизить норму резервирования, что автоматически переводит  необходимые резервы в избыточные и увеличивает размер денежного  мультипликатора, и, в-третьих, важно  уменьшить учетную ставку с тем, чтобы побудить коммерческие банки  к увеличению своих резервов посредством  заимствования у Центрального банка.

     Такой набор политических решений, принимаемых  Центральным банком, называется политикой  дешевых денег. Цель проведения этой политики – сделать кредит дешевым  и легкодоступным, с тем чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.

     Напротив, в условиях нарастания инфляции и  диспропорций в экономике, расширения спекуляции Центральный банк стремится  предотвратить “перегрев” конъюнктуры  при помощи ограничения денежной массы. При этом Центральным банком предпринимаются следующие меры:

     •    расширяются операции на открытом рынке по продаже государственных ценных бумаг коммерческим банкам и населению для того, чтобы сократить денежную массу путем урезания резервов коммерческих банков; 
•    увеличивается норма резервирования с целью автоматического освобождения коммерческих банков от избыточных резервов и уменьшения денежного мультипликатора; 
•    поднимается учетная ставка с целью снижения интересов коммерческих банков увеличивать свои резервы посредством заимствования у Центрального банка.

     Совокупность  мер, предпринимаемых Центральным  банком, называется политикой “дорогих денег”, или рестрикционным типом денежно-кредитной политики. Рестрикционный тип направлен на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков. Его проведение предполагает и сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов, а также другими мероприятиями, направленными на сдерживание инфляции, а в ряде случаев на 
оздоровление платежного баланса. Рестрикционный тип денежно-кредитной политики может быть использован в целях борьбы с инфляцией и направлен на сглаживание циклических колебаний деловой активности.

     Денежно-кредитная  политика как рестрикционного, так и экспансионистского типа может иметь тотальный либо селективный характер. При тотальной денежно-кредитной политике мероприятия Центрального банка распространяются на все учреждения банковской системы, при селективной – на отдельные кредитные институты либо на их группы или на определенные виды банковской деятельности.

     Селективная денежно-кредитная политика позволяет  Центральному банку оказывать выборочное воздействие в определенном направлении. При ее проведении практикуется использование следующего набора инструментов или их разнообразные сочетания: установление лимитов учетных и переучетных операций (например, по отраслям, регионам и тд.), лимитирование отдельных видов операций банков (их группировок); установление предельного уровня маржи при проведении различных финансово-кредитных операций; регламентация условий выдачи отдельных видов ссуд различным категориям заемщиков; установление кредитных потолков и т. д.

     Выбор типа проводимого денежно-кредитного регулирования, а соответственно и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков ведется Центральным банком в каждом конкретном случае с учетом состояния хозяйственной конъюнктуры. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной политики обязательно утверждаются законодательным органом. Эффективность применения различных типов денежно-кредитной политики, как и отдельных инструментов регулирования банковских операций, определяется тем, насколько дестабилизация денежного обращения вызвана “чисто” монетарными, а не общеэкономическими или политическими факторами. [5]

  1. Эффективность денежно-кредитной политики и её особенности в Республики Беларусь
 

     Денежно-кредитная (или монетарная) политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк.

     Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.

     Обычно  денежно-кредитная  политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь  укрепление курса  национальной валюты и обеспечение  устойчивости платежного баланса страны.

     Инструменты государственного регулирования  экономики играют важную роль в стабилизации экономического развития.  Рынок денег,  как показывают события на мировых финансовых рынках,  оказывают серьезное воздействие на общие условия функционирования экономики.  С этой точки зрения анализ эффективности

     инструментов  денежно-кредитной  политики имеет большое  значение.

     Неотъемлемым  компонентом процесса развития экономической  системы

     Республики  Беларусь,  совершенствования  форм и методов  государственного

     регулирования экономики является эволюция денежно-кредитной  политики.  В

     последние годы ее основными  тенденциями стали  последовательное

     совершенствование системы целей  и ориентиров,  увеличение эффективности

     используемых  инструментов денежно-кредитного регулирования. 

     С 2000  г.  этот процесс  осуществляется в  соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь. В 2006 г. принята новая редакция Банковского кодекса, которая в максимальной степени соответствует современному уровню развития банковского сектора и формирует предпосылки дальнейшего повышения эффективности денежно- кредитной политики.

     Механизм  государственного экономического регулирования в  Республики

     Беларусь  нацелен на достижение основных параметров социально-экономического развития,  которые являются общепринятыми в мировой практике.  Это – обеспечение устойчивого долгосрочного экономического роста,  стабильность цен,  стабильность платежного баланса и максимальная занятость населения. 

     В Республике Беларусь,  начиная с 2000  года,  наблюдалось устойчивое снижение уровня инфляции.  Одной из причин этого была проводимая Национальным банком страны денежно-кредитная политика.  Рост инфляции начался в 2007  году и связан, прежде всего,  с ростом цен на энергоресурсы,  т.е.  инфляция в республику импортируется. 

     Программой  Национального банка  Беларуси предусмотрено  постепенное

Информация о работе Формы и методы государственного регулирования сбережений