Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 20:45, курсовая работа
Предмет исследования – особенности потребления и сбережения
домашних хозяйств Республики Беларусь.
Цель работы: выявить особенности потребления и сбережения домашних хозяйств Республики Беларусь на современном этапе и обосновать направления государственной политики, направленной на стимулирование сбережений населения.
Введение…………………………………………………………………………… 4
1 Теоретические основы изучения потребления и сбережений
домашних хозяйств………………………………………………………………... 5
1.1 Теория потребления и сбережений Дж.М.Кейнса…………………………… 5
1.2 Альтернативные теории потребления………………………………………… 9
2 Формы и методы государственного регулирования сбережений……………..14
2.1 Современные формы сбережений домашних хозяйств развитых стран……14
2.2 Опыт государственного стимулирования сбережений ФРГ………………...17
3 Особенности потребления и сбережений населения Республики Беларусь….21
3.1 Динамика и структура потребления и сбережений домашних хозяйств Республики Беларусь……………………………………………………………….21
3.2 Основные направления регулирования сбережений населения Республики Беларусь……………………………………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованных источников………………………………………….......29
В качестве яркой иллюстрации можно привести известную работу Clarida, R., Gali, J., Gertler, M. [3], в которой авторы изучили поведение крупнейших центральных банков, начиная с 1979 г. В ходе исследования авторы приходят к заключению, что эмпирические оценки функций ответной реакции немецкого Бундесбанка, Банка Японии иФедеральной резервной системы США показывают, что доля вариации процентной ставки, необъясненной систематическими факторами, составляет всего 1,9%, 3,0% и 1,6%, соответственно.
В
результате анализ эффектов систематической
составляющей монетарной политики требует
замены VAR-процедур на структурные статистические
и эконометрические модели денежной
трансмиссии. В данном случае, по мнению
Bennett T. McCallum, исследование автокорреляционны
Для проведения эффективной денежно-кредитной политики в практике центральных банков происходит объединениеканалов денежной трансмиссии и монетарных правил в единые эконометрические модели. Причем эти модели могут быть очень сложными, состоящими из десятков и сотен уравнений, и для их решения используются современные компьютерные пакеты программ.
Однако чтобы акцентировать внимание на основных проблемах экономики и избежать чрезмерной детализации, большинство центральных банков предпочитает эксплуатировать небольшие эконометрические модели, которые служат главным рабочим инструментом краткосрочного и среднесрочного прогнозирования. В качестве примера приведем схему малой структурной эконометрической модели денежной трансмиссии в Польше (см. рисунок 1).
Рисунок
1. Малая структурная
Представленная эконометрическая модель состоит из следующих десяти уравнений.
Уравнение (1) отражает кривую совокупного спроса, в которой разрыв (gap) ВВП зависит от своего лаггированного значения, реальной процентной ставки и реального эффективного валютного курса. Уравнение (2) объясняет квартальную динамику базовой инфляции с использованием разрыва ВВП, реального эффективного валютного курса и инфляционных ожиданий в качестве предикторов.
В
свою очередь моделирование инфляцио
Валютный курс моделируется на основе непокрытого паритета процентных ставок, выражаемого уравнением (8). И, наконец, уравнение (10) является функцией ответной реакции центрального банка Польши. В данном случае этоправило Тэйлора – номинальная процентная ставка в текущий момент времени зависит от степени отклонения предсказанных по модели показателей инфляции и ВВП от своих оптимальных значений (в первом случае – от целевого ориентира (таргета) инфляции, а во втором – от потенциального значения ВВП, рассчитанного по фильтру Ходрика-Прескотта).
Интересно, что автор не производит эмпирическую оценку правила Тэйлора для случая Польши, а использует его традиционную форму, в которой значительно большее внимание уделяется отклонению инфляции от своего целевого ориентира (коэффициент равен 1,5).
Основной
вывод, который следует из представленной
модели, заключается в том, что
механизм денежной трансмиссии в
Польше все еще относительно слабый
по абсолютной величине и замедленный
по времени в сравнении с
В заключение необходимо подчеркнуть, что Беларуси еще предстоит разработать адекватную национальную модель механизма денежной трансмиссии. [4]
2.2 Политика дешевых и дорогих денег
Денежно-кредитная
политика должна вызывать увеличение
денежного предложения во время
спада для поощрения расходов,
а во время инфляции, наоборот, ограничивать
предложение денег для
В
условиях оживления конъюнктуры, роста
занятости и объемов
Для того чтобы увеличить предложение денег, Центральный банк должен позаботиться о росте избыточных резервов в коммерческих банках. Какие конкретные меры должны быть приняты в этом случае?
Во-первых,
следует расширить операции на открытом
рынке по покупке ценных бумаг; во-вторых,
нужно понизить норму резервирования,
что автоматически переводит
необходимые резервы в
Такой набор политических решений, принимаемых Центральным банком, называется политикой дешевых денег. Цель проведения этой политики – сделать кредит дешевым и легкодоступным, с тем чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.
Напротив,
в условиях нарастания инфляции и
диспропорций в экономике, расширения
спекуляции Центральный банк стремится
предотвратить “перегрев” конъюнктуры
при помощи ограничения денежной
массы. При этом Центральным банком
предпринимаются следующие
•
расширяются операции на открытом рынке
по продаже государственных ценных бумаг
коммерческим банкам и населению для того,
чтобы сократить денежную массу путем
урезания резервов коммерческих банков;
• увеличивается норма резервирования
с целью автоматического освобождения
коммерческих банков от избыточных резервов
и уменьшения денежного мультипликатора;
• поднимается учетная ставка с целью
снижения интересов коммерческих банков
увеличивать свои резервы посредством
заимствования у Центрального банка.
Совокупность
мер, предпринимаемых Центральным
банком, называется политикой “дорогих
денег”, или рестрикционным типом
денежно-кредитной политики. Рестрикционный
тип направлен на ужесточение условий
и ограничение объема кредитных операций
коммерческих банков. Его проведение предполагает
и сопровождается увеличением налогов,
сокращением государственных расходов,
а также другими мероприятиями, направленными
на сдерживание инфляции, а в ряде случаев
на
оздоровление платежного баланса. Рестрикционный
тип денежно-кредитной политики может
быть использован в целях борьбы с инфляцией
и направлен на сглаживание циклических
колебаний деловой активности.
Денежно-кредитная
политика как рестрикционного, так
и экспансионистского типа может иметь тотальный либо селективн
Селективная денежно-кредитная политика позволяет Центральному банку оказывать выборочное воздействие в определенном направлении. При ее проведении практикуется использование следующего набора инструментов или их разнообразные сочетания: установление лимитов учетных и переучетных операций (например, по отраслям, регионам и тд.), лимитирование отдельных видов операций банков (их группировок); установление предельного уровня маржи при проведении различных финансово-кредитных операций; регламентация условий выдачи отдельных видов ссуд различным категориям заемщиков; установление кредитных потолков и т. д.
Выбор типа проводимого денежно-кредитного регулирования, а соответственно и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков ведется Центральным банком в каждом конкретном случае с учетом состояния хозяйственной конъюнктуры. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной политики обязательно утверждаются законодательным органом. Эффективность применения различных типов денежно-кредитной политики, как и отдельных инструментов регулирования банковских операций, определяется тем, насколько дестабилизация денежного обращения вызвана “чисто” монетарными, а не общеэкономическими или политическими факторами. [5]
Денежно-кредитная (или монетарная) политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк.
Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.
Обычно денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны.
Инструменты государственного регулирования экономики играют важную роль в стабилизации экономического развития. Рынок денег, как показывают события на мировых финансовых рынках, оказывают серьезное воздействие на общие условия функционирования экономики. С этой точки зрения анализ эффективности
инструментов денежно-кредитной политики имеет большое значение.
Неотъемлемым компонентом процесса развития экономической системы
Республики Беларусь, совершенствования форм и методов государственного
регулирования экономики является эволюция денежно-кредитной политики. В
последние годы ее основными тенденциями стали последовательное
совершенствование системы целей и ориентиров, увеличение эффективности
используемых инструментов денежно-кредитного регулирования.
С 2000 г. этот процесс осуществляется в соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь. В 2006 г. принята новая редакция Банковского кодекса, которая в максимальной степени соответствует современному уровню развития банковского сектора и формирует предпосылки дальнейшего повышения эффективности денежно- кредитной политики.
Механизм государственного экономического регулирования в Республики
Беларусь нацелен на достижение основных параметров социально-экономического развития, которые являются общепринятыми в мировой практике. Это – обеспечение устойчивого долгосрочного экономического роста, стабильность цен, стабильность платежного баланса и максимальная занятость населения.
В Республике Беларусь, начиная с 2000 года, наблюдалось устойчивое снижение уровня инфляции. Одной из причин этого была проводимая Национальным банком страны денежно-кредитная политика. Рост инфляции начался в 2007 году и связан, прежде всего, с ростом цен на энергоресурсы, т.е. инфляция в республику импортируется.
Программой Национального банка Беларуси предусмотрено постепенное
Информация о работе Формы и методы государственного регулирования сбережений