Формы и методы государственного регулирования сбережений

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 20:45, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования – особенности потребления и сбережения
домашних хозяйств Республики Беларусь.
Цель работы: выявить особенности потребления и сбережения домашних хозяйств Республики Беларусь на современном этапе и обосновать направления государственной политики, направленной на стимулирование сбережений населения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………… 4
1 Теоретические основы изучения потребления и сбережений
домашних хозяйств………………………………………………………………... 5
1.1 Теория потребления и сбережений Дж.М.Кейнса…………………………… 5
1.2 Альтернативные теории потребления………………………………………… 9
2 Формы и методы государственного регулирования сбережений……………..14
2.1 Современные формы сбережений домашних хозяйств развитых стран……14
2.2 Опыт государственного стимулирования сбережений ФРГ………………...17
3 Особенности потребления и сбережений населения Республики Беларусь….21
3.1 Динамика и структура потребления и сбережений домашних хозяйств Республики Беларусь……………………………………………………………….21
3.2 Основные направления регулирования сбережений населения Республики Беларусь……………………………………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованных источников………………………………………….......29

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 177.57 Кб (Скачать)

     Увеличение  денежной базы приводит частично к  росту количества денег на руках  населения, частично к увеличению вкладов  в коммерческих банках. Это в свою очередь влечет за собой усиление процесса мультипликации и расширение объема денежной массы на величину большую, чем денежная база. [1, c.287]

     1.2 Учетная ставка

     Рефинансирование  национальной банковской системы, как  известно, может осуществляться  тремя путями: покупка иностранной  валюты, покупка ценных бумаг и  предоставление кредитов в порядке  переучета или под залог ценных бумаг и других активов. В рамках политики рефинансирования центральный банк определяет:

     - инструменты рефинансирования;

     - ставки рефинансирования;

     - объем рефинансирования.

     Основными инструментами рефинансирования являются валютные интервенции, операции на открытом рынке, кредиты рефинансирования.

     Валютные  интервенции.  Они представляют собой операции купли-продажи

     иностранной валюты за национальную.  С их помощью центральный банк оказывает непосредственное воздействие на денежную массу. Покупка иностранной валюты приводит к ее увеличению в национальной валюте, а продажа, наоборот,  -  к сокращению. Одновременно валютные  интервенции оказывают определенное воздействие на курс национальной валюты по отношению к иностранной, поскольку изменяют рыночное соотношение спроса и предложения последней на валютном рынке.  Таким образом, валютные интервенции являются составной частью валютной политики центрального банка. Цель валютной политики - поддержание стабильности курса национальной валюты, что необходимо для обеспечения стабильности цен и денежного обращения.  Если  снижается курс национальной валюты, происходит повышение цен на импортные товары на внутреннем рынке, а затем и на отечественные, что ведет к уменьшению покупательной способности национальной денежной единицы. Если происходит постоянное снижение курса национальной валюты, то цены на товары на внутреннем рынке ориентируются не столько на издержки производства, сколько на движение курса национальной валюты.  Поэтому центральные банки для поддержания последнего на необходимом уровне проводят валютные интервенции: при снижении курса национальной валюты они продают иностранную, а при чрезмерном его повышении покупают иностранную валюту, выпуская против нее в обращение дополнительное количество национальной. 

     Однако,  поскольку  движение  курса национальной валюты определяется не только динамикой  объема денежной массы, но и такими факторами, как состояние платежного баланса, наличие и строгость  валютных ограничений, размах валютных спекуляций и другие, то валютные интервенции, проводимые с целью стабилизации курса, часто приводят к негативным последствиям для денежного обращения  и требуют от центрального банка  и правительства принятия стерилизующих  мер.

       Следует отметить, что с ростом  степени открытости экономики  цель валютной интервенции и  валютной политики центрального  банка в целом приобретает  все большую ориентацию на  поддержание курса национальной  валюты, при этом обеспечению  стабильности внутренних цен  и снижению инфляции уделяется  гораздо меньшее внимание. Это  связано с тем, что чем значительнее  национальная экономика интегрирована  в мировую, тем большую роль  в обеспечении ее устойчивого  развития играет валютный курс. Решая задачу сохранения стабильности  покупательной силы  денег   в  замкнутой экономике, центральный  банк может принимать в расчет  только покупательную способность  по отношению к внутренним  товарам. Но если он станет  придерживаться такой же стратегии  в стране, где 3/4 участников рынка  являются либо экспортерами, либо  импортерами, из-под его контроля покупательной способности денег  выйдет  75 %  всей  денежной массы. Чтобы

     контролировать  покупательную силу основной части  денежной  массы,  центральный  банк должен в своей политике перенести  акцент с внутренней инфляции на валютный курс. Иными словами, цель и средства ее достижения в этом случае меняются местами. Стабильность валютного курса  становится целью, одним из средств достижения  которой является регулирование внутренней инфляции. В связи с этим по мере интернационализации

     экономики и глобализации финансовых рынков значение валютной политики в системе мер  денежно-кредитного регулирования  постоянно возрастает.  В  таких  условиях  валютные интервенции  служат почти исключительно задаче поддержания курса национальной валюты, а для регулирования денежной массы и уровня цен используются другие инструменты. [3]

 
     
    1. Операции  на открытом рынке

     Эти операции используются центральными банками всех развитых стран, но в разных масштабах из-за неразвитости вторичного рынка ценных бумаг и недостаточности средств для их проведения. Сущность этого метода заключается  в  том,  что  центральный  банк  покупает  или  продает

     ценные  бумаги на открытом рынке.  Объект  этих  операций  -  рыночные  ценные  бумаги,  к которым преимущественно  относятся обязательства казначейства и государственных корпораций, промышленных компаний и банков, а также векселя, учитываемые центральным банком.  Если последний продает ценные бумаги на открытом рынке, а коммерческие банки их покупают, то остатки средств на корреспондентских счетах,

     открытых  этими банками в центральном  банке, уменьшаются на величину купленных  бумаг. Вследствие этого уменьшаются  возможности коммерческих банков по предоставлению ссуд своим клиентам, что приводит к сокращению денежной массы в обращении. И,  наоборот, при покупке ценных бумаг у  коммерческих банков центральный банк зачисляет соответствующие суммы  на их корреспондентские счета, и  у коммерческих банков появляется возможность  расширить свои операции по выдаче ссуд. Этот рыночный инструмент денежно-кредитной  политики центрального банка является наиболее действенным и гибким  и  обеспечивает эффективное  воздействие  на денежный рынок и банковский кредит, а следовательно, и на экономику в целом.  Операции  на открытом рынке можно использовать для регулирования ставок процента и курса государственных ценных бумаг.  Считается, что этот метод регулирования удобен для поглощения малых объемов избыточной денежной массы.  Подобное использование операций на открытом рынке преобладает в ФРГ. В США в силу широкого развития рынка ценных бумаг этот метод нашел наиболее широкое применение, и прежде всего на рынках краткосрочных обязательств федерального правительства и долгосрочных государственных облигаций. В Великобритании операции на открытом рынке ценных бумаг проводятся для стабилизации рынка долгосрочных государственных обязательств, при этом  регулируются  условия,  на  которых центральный банк может осуществлять эти операции.

     Операции  по покупке и продаже крупных  партий государственных ценных бумаг  производятся ФРС регулярно, а иногда даже ежедневно. Руководство ФРС  рассматривает их как наиболее подходящее к условиям американского кредитного рынка средство воздействия 

     на  конъюнктуру.  Операции на открытом рынке производит Федеральный резервный  банк Нью-Йорка через уполномоченных дилеров. Сумма операций изменяется в диапазоне 1 млн - 1 млрд дол. и более в день. Инструкции по проведению операций дает Федеральный комитет по операциям на открытом рынке, куда входят все семь членов Совета управляющих и президенты пяти федеральных банков (с периодической ротацией последних). Этот Комитет

     является  главным органом оперативного управления денежно-кредитной политикой. [3]

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     
  1. Передаточный  механизм денежно-кредитной политики. Политика «дешевых» и «дорогих»  денег.
 

     2.1 Предаточный механим денежно-кредитной политики

 

         На  современном этапе  денежно-кредитная  политика является важнейшим  фактором, влияющим на уровень цен, на объем производства, состояние платежного баланса, дефицит  государственного бюджета, то есть на состояние  экономики в целом. В этой связи актуальным, как с научной, так и с практической точки зрения, является вопрос о том, что  собой представляет механизм воздействия  денежно-кредитной  политики на национальную экономику?

         В конце 1990-х и начале 2000-х гг. поиском  ответа на этот вопрос задалось большинство  развитых и развивающихся стран  мира. Значимость данного вопроса  актуальна, поскольку для более  точного денежно-кредитного регулирования  экономики со стороны центрального банка необходимо четко понимание  трансмиссионного процесса взаимосвязи  показателей финансового и реального  секторов.

         Трансмиссионный (передаточный) механизм денежно-кредитной  политики (transmission mechanism of monetary policy, или monetary transmission) был сформулирован в свое время английским экономистом Дж.М. Кейнсом и представляет собой теоретическую концепцию воздействия изменений денежной массы на экономическую активность и развитие инфляционных процессов.

         Современный анализ денежной политики строится на изучении всей цепочки взаимодействий в экономике: от принятия решений  денежными властями до конкретного  механизма воздействия монетарных шоков на реальный сектор, с учетом обратных связей, то есть реакции денежных властей на изменение ситуации в  реальном секторе экономики после  реализации мер в области денежно-кредитной  политики.

         Наиболее  серьезный вклад в развитие современной  теории и практики моделирования трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики внесен в рамках так называемого подхода векторных авторегрессий (VAR approach) известными западными учеными и исследователями: Angeloni, I., Bernanke, B.S., Christiano, L.J., Eichenbaum, M., Evans, C., Favero, C., Gali, J., Gertler, M., Gilchrist, S., Kashyap, A., McCallum, B.T., Mojon, B., Mishkin, F., Romer D.H. и др. Вместе с тем необходимо привести также замечания некоторых авторов (Rudebusch, G., Adao, B., Correia, I., Teles, P.) относительно правомерности использования VAR-моделей при анализе трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики.

         Так, остатки в VAR-моделях, интерпретируемые, как шоки макроэкономической политики, на самом деле имеют мало общего с действительными шоками, что в свою очередь, ставит под сомнение получаемые результаты в ходе интерпретации импульсных функций отклика как реакции переменных на реальные шоки макроэкономической политики. Именно поэтому зачастую импульсные отклики рассматриваемых переменных на макроэкономические шоки (в частности, монетарного характера) не соответствуют либо противоречат существующим теоретическим представлениям. В качестве примера приведем так называемые “ценовую загадку” (“price puzzle”) и “загадку выпуска” (“output puzzle”).

         В первом случае после ужесточения  монетарной политики рост цен наблюдается  сразу же безо всякого лага, во втором – аналогичным образом происходит увеличение объемов производства, что  противоречит известным ранее теоретическим  концепциям. Таким образом, в отличие  от структурных моделей VAR-модели не устанавливают никаких ограничений, обычно накладываемых экономической  теорией в части прямой зависимости  одних переменных от других.

         Необходимо  также отметить, что векторная  аторегрессионная модель описывает в лучшем случае эндогенные взаимодействия в рамках включенного набора переменных, тогда как изменения как в денежном, так и в реальном секторе экономики могут происходить и под воздействием третьих, общих для них, факторов (в том числе и внешнего действия, включая цены импорта), что повышает вероятность получения “ложных” импульсных функций отклика.

         Кроме того, по причине того, что денежно-кредитная  политика в теории векторных авторегрессий рассматривается как последовательность непредвиденных шоков, с помощью данного подхода не представляется возможным выделить эффекты, относящиеся к систематической (регулярной) составляющей монетарной политики. На эту проблему впервые указал внимание американский ученый Bennett T. McCallum в своей работе “Analysis of the monetary transmission mechanism: methodological issues”.

         Так, автор считает, что при исследовании механизма денежной трансмиссии  большее внимание должно быть сосредоточено  на систематической составляющей монетарной политики, и, соответственно, меньше внимания должно уделяться анализу денежных шоков, так как они объясняют незначительную долю вариации денежно-кредитных инструментов.

         В данном контексте, денежные шоки представляют собой ту случайную (нерегулярную) составляющую практических действий денежных властей, которая не связана с состоянием экономики, прошлым или будущим. Важность денежных шоков в значительной степени преувеличена. Эту точку  зрения разделяет ряд исследователей: Taylor, I.B., Rotemberg, J.J., Woodford, M., а также Bernanke, B.S., Gertler, M., Watson, M.W.

Информация о работе Формы и методы государственного регулирования сбережений