Формирование и перспективы развития денежного рынка РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 16:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - объяснить понятие денежного рынка, исследовать направления и перспективы развития денежного рынка РБ.
План построен по общности тем в пунктах. В первой главе описаны природа, понятие, сущность, функции денег, дана характеристика денежной массы и денежных агрегатов. Во второй главе анализируется спрос на деньги в Республике Беларусь, порядок определения спроса. Также в данной главе я попыталась проанализировать взаимодействие денежной массы и показателей реального сектора экономики. В последней главе характеризуется порядок формирования и перспективы развития денежного рынка РБ.

Оглавление

Введение.
Глава 1. Понятие и содержание денежного рынка…………………..стр.5
1.1.Природа, сущность и виды денег……………………………..стр.5
1.2.Структура денежной массы. Денежные агрегаты………….стр.14
Глава 2. Анализ развития денежного рынка РБ…………………….стр.19
2.1. Анализ спроса на деньги в РБ……………………………….стр.19
2.2. Анализ взаимодействия денежной массы и реального сектора
экономики……………………………………………………………..стр.31
Глава 3. Формирование и перспективы развития денежного рынка РБ……………………………………………………..………………..стр.37
Заключение……………………………………………………………стр.44
Список использованной литературы………………………………..стр.46
Приложения

Файлы: 1 файл

Анализ развития денежного рынка РБ.doc

— 529.00 Кб (Скачать)

     В 2000-2002 годах произошёл переход к более взвешенной денежно-кредитной политике. Началось уменьшение темпов роста денежной массы. Однако разрыв между темпами роста фактической и реальной денежной массы в 2000 – первом квартале 2001 гг. оставался значительным, что свидетельствует о высоких темпах инфляции в этот период. Понизить значение индексов цен начиная с 2001 года помогло проведение взвешенной денежно-кредитной политики. Проведённые мероприятия имели положительный результат, однако проблема инфляции не была решена полностью. Таким образом, можно предположить, что развитие тенденций  по сокращению инфляции будет иметь краткосрочный характер. Для обоснования выдвинутого предположения рассмотрим взаимосвязь между денежной массой и некоторыми показателями деятельности реального сектора экономики.

     Основным  количественным показателем, характеризующим  работу реального сектора экономики  республики, является ВВП, скорректированный  на индекс цен. В данном материале  величина фактического ВВП дефлировалась  на индекс цен производителей промышленной продукции. Анализ взаимосвязи реального ВВП и реальной денежной массы в рамках изучаемого периода позволил выявить  ряд тенденций. Так, в период с 1996 по 1999 год, когда проводилась достаточно мягкая денежно-кредитная политика, повышение показателя реальной денежной массы вызывало аналогичные изменения реального ВВП. Начиная с 2000 года взаимосвязь этих показателей становится более слабой. Безусловно, эта связь существует в рамках одного года. Но если анализировать её в рамках всего периода (2000-2002 годы), то видно, что ВВП постепенно увеличивался, а реальная денежная масса в определённые периоды то понижалась, то повышалась (см. приложение 6).[9] Однако исходя из анализа взаимосвязи реального ВВП и реальной денежной массы, проведённого за период с 1996 по 2002 годы, нельзя сделать вывод об отсутствии взаимодействия между реальной денежной массой и показателями работы реального сектора экономики. Это объясняется тем, что прирост реального ВВП является одним из основных количественных показателей экономического роста, размер которого прогнозируется в начале года. Рассмотрим другие показатели: долю убыточных предприятий и организаций от их общего числа и величину просроченной кредиторской задолженности.

     В Беларуси на протяжении этих семи лет происходил рост доли убыточных предприятий в их общем числе (приложение 7).[9] Динамика этого показателя имеет определённые закономерности. Наибольшая доля убыточных предприятий приходится на первый квартал каждого года и в большинстве случаев сопровождается падением размера реальной денежной массы. Причём значение доли убыточных предприятий и организаций в период с 2000 по 2002 год превышало размер доли убыточных предприятий в период с 1996 по 1999 год включительно. Это говорит о т Ом, что существует тесная взаимосвязь между размером реальной денежной массы и долей убыточных предприятий в их общем числе. Кроме того, начиная с 2000 года происходит значительное увеличение величины просроченной кредиторской задолженности, которая также чувствительна к изменению размера денежной массы (приложение 8).[9] Таким образом, переход в 2000 году к более жёсткой денежно-кредитной политике обусловил рост доли убыточных предприятий и организаций, а также рост реальной просроченной кредиторской задолженности. Кроме того, весьма интересным является тот факт, что рост реального ВВП сопровождается одновременным увеличением доли убыточных предприятий и размера реальной просроченной кредиторской задолженности.

     Объяснить тот факт, что с ростом во времени  реального ВВП одновременно происходит увеличение доли убыточных предприятий, просроченной кредиторской задолженности, дефлированной на индекс цен производителей промышленной продукции, а также индекса цен производителей промышленной продукции (приложение 5)[9] можно следующим образом.

     В рыночных условиях хозяйствования движение денежных потоков предприятий представляет собой непрерывный процесс. Так, объём произведённой продукции  представляет собой совокупность затрат сырья, основных средств и труда, которые в конечном счёте должны оплачиваться денежными средствами.

     В РБ для многих предприятий эта  схема имеет некоторые модификации. Для выполнения прогнозных показателей  предприятиям приходится увеличивать  выпуск продукции, мало учитывая потребность  рынка в ее количестве и качестве. Часть этой продукции по причине её неконкурентоспособности оседает на складах – запасы готовой продукции постоянно увеличиваются (приложение 9).[9] Остальная частично реализуется в кредит с образование дебиторской задолженности. Поскольку платёжеспособность многих белорусских предприятий очень низка, то определённая часть дебиторской задолженности превращается в просроченную. В результате предприятие-производитель получает незначительную выручку, которая не покрывает затраты на производство и реализацию продукции; не погашается кредиторской задолженностью. Происходит замыкание цикла движения денежных потоков на предприятии. Для восстановления этого циклического процесса необходимы дополнительный источники финансирования. Одним из таких источников и была постоянная денежная эмиссия в течение 1996-1999гг., которая искусственно поддерживала существование неэффективных предприятий. Причём подобная поддержка не приводила к улучшению финансового состояния, так как была направлена на финансирование запасов неконкурентоспособной продукции, а не на модернизацию производства. Тем самым вызывались ещё большее обесценивание фактической денежной массы и, как следствие, недостаток реальных денежных средств, необходимых для обеспечения национальной экономики.

     Таким образом, за счёт ограничения денежной эмиссии и проведения взвешенной денежно-кредитной политики в последние годы удалось стабилизировать ситуацию на денежном рынке, в частности, сдержать дальнейшее развитие инфляционных процессов. Однако если сравнивать полученные результаты с ситуацией, происходящей в реальном секторе экономики, можно предположить, что эти результаты либо будут иметь краткосрочный характер, либо приведут к банкротству многих белорусских предприятий. Следует также отметить, что дополнительная эмиссия без соответствующих реформ не улучшит финансового положения большинства белорусских предприятий, а приведёт, в основном, к дестабилизации в сфере денежного обращения. Поэтому для достижения долгосрочной стабилизации проведение взвешенной денежно-кредитной политики должно сопровождаться реформированием деятельности реального сектора экономики.     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Перспективы развития денежного рынка РБ

     На  сегодняшний день главной особенностью денежной массы в Беларуси является то, что около 50% ее составляет доллар и другая иностранная валюта. А сохраняющаяся высокая степень интеграции иностранной валюты во всю денежно-кредитную систему страны приводит к использованию валютного курса в качестве критерия хозяйственной деятельности и средства тезаврации даже населением и предприятиями, далекими от внешнего рынка. Все это негативно влияет на нашу денежную единицу - рубль, значительно ослабляет его позиции по сравнению с другими денежными единицами. Рассмотрим ситуацию, возникшую на денежном рынке в 1999 г. начале 2000 года. В 99 году экономика Беларуси продолжила движение по очередному циклу инфляционного развития. В первом полугодии денежная масса прирастала значительно быстрее, нежели объемы производства в реальном секторе экономики, что привело к превышению эффекта обесценивания активов над эффектом развития при субсидирования производства.  На денежном рынке наблюдается увеличение разрыва между официальным и «параллельными» курсами твердой валюты. Быстрые темпы девальвации национальной валюты на теневых рынках приводят к существенному увеличению стоимости  импортируемых сырьевых  и производственных ресурсов. Вообще в событиях, происходивших на внутреннем валютном рынке в 1999 г. можно выделить два этапа, официальная идеологическая база которых и соответственно методы регулирования происходивших процессов принципиально различны.

     На  первом этапе, начало которому было положено с выдвижением П.П. Прокоповича в вице-премьеры, а затем в председатели правления Национального банка, доминировали принципы «народнохозяйственной необходимости» Отрасли экономики, в первую очередь сельское хозяйство и строительство жилья, обеспечивалось необходимыми суммами эмиссионных денег практически по первому требованию. С галопировавшей инфляцией, развивавшейся вследствие постоянного превышения темпов роста рублевой денежной массы над валютной, правительство настойчиво боролось административными методами.  Ставка рефинансирования, к которой привязываются процентные ставки  по кредитованию агропромышленного сектора, строительной отрасли и бюджетных предприятий были и остаются хронически отрицательными, т.е. ниже темпов инфляции в стране. В 1999 г. ставка рефинансирования менялась четыре раза:

     20 января - от 48 до 60% годовых

    1. апреля - от 82 до 90% годовых

    25 ноября  - от 90 до 110% годовых

    15 декабря  – от 110 до 120 %[8]

      При этом темпы инфляции в стране за год приближаются к 300 %-разница очевидна.  На валютном рынке действовали ограничения на расчеты белорусскими рублями между резидентами и нерезидентами, введенные ещё в 1998 г. Сохранялся и продолжает оставаться заниженным в 2-3 раза официальный курс белорусского рубля по отношению  к твердым и ограниченно конвертируемым валютам. Попытки наладить изъятие валюты по выгодному для государства курсу приводят к постоянному изменению правил игры на внутреннем внебиржевом  валютном рынке. Его периодически открывали, закрывали, ограничивали суммы сделок. Были периоды, когда для покупки одним предприятием у другого суммы валют, превышающей 1000 единиц по одному контракту, необходимо было получить соответствующее разрешение от министерства, концерна, облисполкома, Мингорисполкома либо одного из главных управлений Национального банка по областям Беларуси.[6]

      Однако  попытки поставить валютный рынок  под полный контроль государства  не могли увенчаться полным успехом  при  наличии  в стране предприятий  с негосударственной формой собственности  и невозможности обойтись без  негосударственных предприятий России, Украины, Казахстана и др. стран при поставках в Беларусь продукции т.н. критического импорта. Надо было или полностью избавляться от частных предприятий в Беларуси, что делалось и до сих пор делается, или приступить к поиску иных вариантов.

      На  наличном рынке тенденции были те же. Однако ситуацию, сложившуюся с  обменом наличных  валют, трудно или даже невозможно было аргументировать  интересами государства. Здесь прослеживались интересы несколько иного свойства. Завышение курса белорусского рубля в обменных пунктах, к осени приблизившееся к двукратному, привело к закрытию большинства обменных пунктов и процветанию теневого рынка. Государство ежемесячно недополучало в бюджет огромные суммы налогов, исчисляемые триллионами рублей. Помимо этого, Национальный банк лишился практически единственного канала пополнения валютных резервов, отсутствие которых лишает его возможности поддерживать стабильность национальной валюты.

      Отсутствие  взаимопонимания с международными кредитными организациями, в первую очередь МВФ, лишило Беларусь возможности стабилизировать белорусский рубль за счет внешних источников. Все это не могло не сказаться на общем состоянии белорусской экономики. У руководства Национального банка и правительства  появились мысли об ошибочности принципов, на которых базируются методы регулирования  валютного и финансового рынков Беларуси.

      С участием специалистов Национального  банка, Минфина, Минэкономики и привлеченных экспертов была разработана Концепция  денежно-кредитной политики, которая  вносит серьезные изменения в методы стабилизации национальной валюты  и финансирования экономики. В её основе – комплекс мероприятий, реализация которых, по мнению Национального банка, позволит перейти к привязке национальной валюты к одной из СКВ или корзине из нескольких валют, выходу на единый курс, свободную конвертацию, отмену обязательной продажи части валютной выручки на бирже и т.д. Получив одобрение «сверху», Национальный банк начал реализацию мероприятий, заложенных в Концепции. Этот период можно назвать вторым этапом развития ситуации на валютном рынке Беларуси. Либерализация внебиржевого валютного рынка, ужесточение контроля над объемом денежной массы, снятие ограничения курсов на наличном рынке вселили надежду на улучшение экономической ситуации. Естественно не обошлось и без срывов. Так в октябре темпы девальвации белорусского рубля составили 33%, став рекордными в 1999 г. Уборка одного из самых скудных урожаев за последние годы потребовала гигантских  финансовых вливаний. Иных источников, кроме эмиссии, не оказалось.

      Мероприятия по либерализации валютного рынка  и отсутствие факторов, стимулирующих  инфляцию, позволили Национальному  банку взять эмиссию под контроль и укрепить белорусский рубль. Ключевым в данном вопросе стало разрешение на проведение операции по купле-продаже иностранной валюты на внебиржевом валютном рынке, изложенное в постановлении правления Национального банка от 25 ноября № 25.11 «О  валютных операциях», которое сняло ограничение в 1000 единиц иностранной валюты по одному контракту при покупке ее на внебиржевом рынке. До этого момента действовавшее законодательство лишало большинство предприятий возможности легально приобрести валюту вне биржи. Однако формирование курса и далее основывается на рекомендациях Национального банка. Перед Национальным банком и во многом перед правительством стоит задача по стабилизации национальной валюты.  И главная из них - отказ государства от столь массивного участия в экономических процессах, какое наблюдается в настоящее время. Иначе все остальные меры, направленные на укрепление белорусского рубля окажутся временными и рано или поздно будут отменены в угоду государственным интересам. Иных способов ни одна из развитых экономик мира не знает.

     Что же касается планов развития Национального  Банка РБ, то его денежно-кредитная политика следующая.

Информация о работе Формирование и перспективы развития денежного рынка РБ