Фондовая биржа РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 13:20, реферат

Краткое описание

Вступление Казахстана в сферу международных отношений началось в период обретения самостоятельности, когда были налажены отношения с крупнейшими международными кредитно-финансовыми институтами, оказавшими нашей стране значительную финансовую поддержку. В настоящее время, когда окрепшая казахстанская экономика стремится вступать в равные партнерские отношения на мировом рынке, возникает необходимость создания собственных институтов, представляющих интересы страны на международном финансовом рынке.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………..3
1. История возникновения фондовой биржи ……………………………………...4
2. Особенности фондового рынка Казахстана …………………………………….8
3. Современное состояние фондовой биржи KASE ……………………………...9
4. Государственная программа развития фондовых бирж в Казахстане ……..11
Заключение …………………………………………………………………………15
Список использованных источников ……………………………………………..16
Приложения

Файлы: 1 файл

2010_АГУ_бухарбаева.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

     23 августа 2007 года годовое общее  собрание акционеров биржи утвердило  стратегию ее развития на 2007–2010 годы, предварительно одобренную Биржевым советом 26 июля 2007 года.

     Сегодня биржа представляет собой универсальный  финансовый рынок, который условно  можно разделить на четыре основных сектора: рынок иностранных валют, рынок государственных ценных бумаг, рынок акций и корпоративных облигаций, рынок деривативов. 
 

2. Особенности фондового рынка Казахстана 
 

     Фондовый  рынок Казахстана он состоит из двух элементов. С одной стороны это  рынок ценных государственных бумаг, а с другой - корпоративных, который состоит из долговых инструментов (облигаций) и (акций). Из всех этих элементов наиболее развит рынок ценных государственных бумаг, поскольку исторически он наиболее надежен, а его документы являются наиболее ликвидными. Но есть здесь и обратная сторона медали – дефицит рынка, ведь государство выпускает свои ценные бумаги только ограниченным тиражом. Доходность их не то чтобы под вопросом, но и не настолько широка, чтобы вместить в себя всех игроков.

     В последние несколько лет очень бурно развивается рынок корпоративных облигаций, за относительно короткий период с нулевого состояния доля их на сегодняшний день составляет около 2,5 миллиардов долларов. Это очень большой объем и высокий результат для Казахстана даже в сравнении с российским фондовым рынком. К сожалению, плохо развит рынок акций - краеугольный камень для тех людей, которые занимаются как регулированием, так и развитием этого рынка. Это, прежде всего, связано с тем, что у нас пока отсутствует инструментарий. Если в других странах капитал привлекается, прежде всего, в виде акций, то у нас люди предпочитают привлекать его в виде кредитов и облигаций. И мало кто пока готов делиться бизнесом для привлечения капитала, считая, что они этим меньше рискуют. Другая причина - это продажа контрольных пакетов интересных и важных предприятий крупным инвесторам, которые после покупки никого постороннего к управлению компанией не подпускали. В итоге у желающих собрать часть стратегического пакета не оставалось никаких шансов. Некоторую роль в процессе образования рынка, конечно, играет восточная ментальность, не терпящая скандалов или резких перемен намеченного курса.

     Законом Рeспублики Казахстан «О рынкe цeнных бумаг» от 05 марта 1997 года были опрeдeлeны такиe основныe виды профeссиональной дeятeльности на рынкe цeнных бумаг как:

     1) брокeрская; 

     2) дилeрская; 

     3) по вeдeнию рeeстра дeржатeлeй  цeнных бумаг; 

     4) кастодиальная; 

     5) дeпозитарная;

     6) по управлeнию портфeлeм цeнных  бумаг; 

     7) клиринговая (по опрeдeлeнию взаимных  трeбований и обязатeльств по  опeрациям с цeнными бумагами);

     За  отчeтный пeриод в Казахстанe была сформирована институциональная инфраструктура рынка цeнных бумаг, прeдставлeнная брокeрами-дилeрами, рeгистраторами, кастодианами (названными в Программe»хранитeли цeнных бумаг») и КУПА.

3. Современное состояние фондовой биржи KASE 

    Казахстанский рынок ценных бумаг существует немногим более 15 лет. Особенностью казахстанского биржевого рынка является преобладание финансовых организаций, как эмитентов  корпоративных облигаций и акций. Создание необходимой нормативной правовой базы и иных условий позволили обеспечить Сильными сторонами казахстанского рынка ценных бумаг являются наличие развитой инфраструктуры, усовершенствованной электронной торговой системы и Центрального депозитария, темпы развития экономики. Несмотря на все проблемы и диспропорции, фондовый рынок Казахстана, как важнейшая часть формирующегося финансового рынка имеет большой потенциал и серьезные перспективы быстрого развития.

    Биржа KASE исторически стала единственной финансовой биржей в стране и нацелена на дальнейшее сохранение этого статуса;

    – Биржа KASE, несмотря на свое «фондовое» наименование, действует как универсальная финансовая биржа и нацелена на проведение торгов всеми существующими в Казахстане стандартизируемыми финансовыми инструментами;

    – Биржа KASE является оператором специальной торговой площадки регионального финансового центра города Алматы и заинтересована в том, чтобы правовой и налоговый режимы, относящиеся к этой площадке, были в максимальной степени распространены на весь организованный финансовый рынок Казахстана;

    – Биржа KASE является «клубом» ее членов-акционеров, что позволяет и будет позволять находить взаимоприемлемый баланс между интересами Биржи как самостоятельного юридического лица и интересами потребителей ее услуг в минимизации их расходов;

    – в ходе создания национального финансового  рынка Биржа KASE стала использоваться государством как инструмент регулирования, что в определенной степени ограничивает Биржу в принятии решений;

    – Биржа KASE является крупным акционером АО «Центральный депозитарий ценных бумаг» (далее – Центральный депозитарий) и намерена и дальше сохранять этот статус в целях влияния на систему расчетов на казахстанском фондовом рынке.

    В качестве основополагающих принципов  деятельности и развития Биржи определены следующие:

    1. Своими главными конкурентами  Биржа видит те фондовые биржи,  которые привлекли, привлекают, пытаются  или потенциально могут привлечь  к размещению и обращению на своих торговых площадках ценные бумаги казахстанских эмитентов.

    2. Биржа должна быть той торговой  площадкой, на которой казахстанские  и иностранные эмитенты ценных  бумаг могут привлечь в ходе  одного публичного размещения (IPO) не менее эквивалента 50 млн долларов США.

    3. Целевой инвесторской аудиторией  Биржи являются казахстанские  институциональные инвесторы, но, вместе с тем, в целях обеспечения  ценового и объемного балансов  на национальном фондовом рынке  Биржа должна стремиться к  привлечению на этот рынок «качественных» иностранных инвесторов.

    4. Биржевой фондовый рынок должен  рассматриваться розничными инвесторами  (в том числе и обслуживающими  таких инвесторов управляющими  компаниями) как удобная и эффективная  площадка для размещения денег  и спекуляции финансовыми инструментами.

    Серьезным недостатком является то, что более  половины корпоративных облигаций  находится у непрофессиональных инвесторов. В настоящее время в Казахстане только компании по управлению пенсионными активами являются крупными институциональными инвесторами, в то время как инвестиционные фонды функционируют не активно, а банки второго уровня, сконцентрировавшие достаточный объем ресурсов, и страховые организации по мере слабого развития страхового рынка не реализовывали свой потенциал институциональных инвесторов в полной мере. Наблюдается острый дефицит привлекательных инструментов рынка ценных бумаг, обусловленный постоянным ростом инвестиционного потенциала внутренних институциональных инвесторов.

    Другим  фактором, обуславливающим дефицит привлекательных для институциональных инвесторов инструментов, является высокая степень аффилированности участников финансового рынка с основными эмитентами официального списка казахстанской фондовой биржи по категории «А», в особенности по акциям, эмитентами которых также выступают финансовые организации, в большинстве случаев банки. Таким образом, организации, осуществляющие инвестиционное управление пенсионными активами, в целях диверсификации инвестиционных портфелей вынуждены все чаще размещать находящиеся в их управлении пенсионные активы на зарубежных рынках.

    В целом рынок ценных бумаг характеризуется  низким уровнем капитализации, зависимостью от ГЦБ, преобладанием операций РЕПО, неразвитостью производных ценных бумаг и ограниченностью количества участников рынка. На рынке Казахстана преобладает ситуация, когда крупные акционеры стремятся сохранить контроль над компаниями и не продают свои акции. Таким образом, в соответствии с международными нормами, можно считать, что данные акции на рынке отсутствуют. С облигациями аналогичная ситуация. Это свидетельствует об отсутствии спекулятивной составляющей на казахстанском рынке и единичном характере сделок с ценными бумагами. 
 
 

4. Государственная программа развития фондовых бирж в Казахстане 

     Создание полноценного финансового центра в динамичной южной столице рассматривается правительством РК как следующий стратегический шаг в развитии финансовой системы Казахстана. РФЦА определен президентом Назарбаевым в качестве прорывного проекта, благодаря которому станут реальностью развитый фондовый рынок и его интеграция с международными рынками капитала. В итоге через РФЦА будут привлечены портфельные инвестиции в экономику РК, а для казахстанского капитала будет значительно облегчен выход на зарубежные рынки ценных бумаг. В преимущественно сырьевой экономике возникнет мощный и высокотехнологичный фондовый кластер. И это не говоря о важных для официальной Астаны имиджевых эффектах.

     На  этот глобальный проект из бюджета  выделены более 2 млрд долларов. По словам Акима (мэра Алматы) Имангали Тасмагамбетова, планируется, что после трех лет работы Финансового центра объем эмиссий облигаций может достичь 5 млрд долларов, а в дальнейшем ежегодно прирастать на 20-30%. Суммарная инвестиционная емкость инновационных проектов «Алматы - финансовый центр» и «Технопарк Алматы», с учетом перестройки города, составит от 20 до 25 млрд долларов, срок освоения - от 8 до 10 лет.

     Организационно-административные функции, связанные со становлением и надлежащим функционированием  РФЦА, возложены на Агентство по регулированию деятельности Регионального финансового центра Алматы. При РФЦА создан Международный совет с местными и зарубежными экспертами, являющийся консультативно-совещательным органом по стратегии развития финансового центра.

     Согласно  внесенным поправкам в законодательные  акты Казахстана по вопросам РФЦА, Агентству  передан ряд функций некоторых  министерств, в частности, по осуществлению  государственной регистрации брокерских и дилерских организаций- участников специальной торговой площадки, создаваемой при РФЦА.

     Агентством  утверждены Правила государственной  регистрации (перерегистрации) юридических  лиц-участников РФЦА. Ими могут стать  казахстанские и иностранные  компании, имеющие свидетельство  о государственной регистрации  юридического лица, выданное Агентством РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, а также лицензию для работы на рынке ценных бумаг. Правила регламентируют деятельность и взаимодействие Агентства по принципу «одного окна» с органами государственной статистики и налоговыми органами по государственной регистрации создаваемых, реорганизуемых и ликвидируемых юридических лиц-участников РФЦА, основным видом деятельности которых станет осуществление брокерско-дилерской деятельности.

     Рассмотрим  плюсы и минусы создания РЦФА.

     1. + Высокая концентрация  местного капитала. Соблюдение данного условия в республике в целом, безусловно, достигнуто. Своевременно отстроенная финансовая система Казахстана ныне вполне успешно аккумулирует свободные средства юридических и физических лиц. Это достигнуто во многом за счет:

    • развития небанковских финансовых посредников;
    • выпуска привлекательных финансовых инструментов (в первую очередь со стороны государства);
    • популяризации добровольных пенсионных накоплений, страхования рисков физических и юридических лиц и, в конечном счете, активизации пенсионных и страховых организаций как полноценных институциональных инвесторов;
    • поддержки государством деятельности брокеров по управлению портфелями ценных бумаг тех непрофессиональных инвесторов, которые вместо системы коллективного инвестирования предпочитают услуги индивидуального характера;
    • содействия инвестиционным фондам и новым формам коллективного инвестирования (например, строительным сбережениям).

Информация о работе Фондовая биржа РК