Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 23:17, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы определяется необходимостью реформирования государственного регулирования банковской системы страны. На сегодняшний день, когда бюджетный кризис фактически перешел в кризис банковской системы, а банки аккумулируют денежные средства страны, состояние банковской системы стало определять не только финансовое, но и ее социально-экономическое положение. Деятельность коммерческих банков регулируется Центральным банком, и от проводимой им денежно-кредитной политики зависит эффективность функционирования всей банковской системы, а следовательно, и социально-экономическое состояние общества.
1. Предтечи Федерального Резерва…………………………………………….5
2. Рождение ФРС…………………………………………………………………6
3. Структура ФРС……………………………………………………………….8
4. Федеральные резервные банки……………………………………………….8
5. Совет Управляющих………………………………………………………….10
6. Комитет по Операциям……………………………………………………….12
7. Банки-члены ФРС……………………………………………………………..13
8. Федеральный консультационный совет……………………………………..13
9. Короли ФРС…………………………………………………………………...13
10. Цели и задачи……………………………………………………………..16
11. Независимость…………………………………………………………….20
12. Виды процентных ставок………………
Стерильная интервенция нейтральна, с точки зрения ее влияния на денежные поступления. Поскольку не многие центральные банки испытывают желание, чтобы их интервенции на валютных рынках влияли на все стороны экономики, стерильная интервенция является предпочтительной. То же относится и к Федеральной резервной системе. Стерильная интервенция включает в себя дополнительную меру в рамках первоначальной валютной сделки. Эта мера заключается в продаже государственных ценных бумаг, компенсирующей прирост резервов из-за интервенции. Это легче понять, если представить себе, что центральный банк намерен финансировать валютную сделку за счет продажи определенного количества государственных ценных бумаг. Поскольку стерильная интервенция влияет лишь на уровень спроса и предложения отдельной валюты, ее эффект является кратковременным или среднесрочным.
Решения Федеральной резервной системы не подлежат ратификации со стороны президента или со стороны любого работника из отдела правительства. Но ФРС несет ответственность перед Конгрессом, а, следовательно, и всем народом за свою политику. Все назначения в Совет управляющих ФРС, включая и назначение председателя и вице-председателя из числа членов Совета, осуществляются президентом с согласия Сената. В силу этих обстоятельств и учитывая, что ФРС действует в рамках общих целей экономической и финансовой политики, проводимой правительством, было бы точнее охарактеризовать эту Систему как «независимую внутри правительства».
ФРС поддерживает постоянные контакты с другими группами внутри правительства, определяющими политику. Полноправным представителем ФРС является председатель Совета управляющих. Он выступает перед соответствующими комитетами Конгресса с отчетами о политике ФРС, о точке зрения Системы на состояние экономики, финансов и по другим вопросам.
Кроме деятельности внутри страны, председатель Совета управляющих является членом Национального совещательного совета по международным денежным и финансовым проблемам при правительстве США, куда входят руководители других соответствующих агентств США. Председатель является также заместителем представителя США в Международном валютном фонде. В качестве члена делегации США на важных международных конференциях председатель представляет точку зрения Центрального банка по вопросам международной финансовой и экономической политики.
Другие функции ФРС осуществляются через сеть двенадцати Федеральных резервных банков. Филиалы резервных банков были организованны в 25 городах.
ФРБ получают прибыль, в основном, из процентов, соответствующих доле вкладов Системы в ценные бумаги и, в меньшей степени, из доходов от процентов на имеющуюся у Системы валюту, а также от процентов по ссудам депозитным учреждениям и о валютном контроле.
Подобные органы сегодня имеют большинство стран. Это центральные банки, функции которых, в целом, схожи с функциями Федеральной резервной системы. Так, Банк Англии существует с конца ХVІІ столетия, Банк Франции был организован Наполеоном 1 в 1800 году, Банк Канады начал свою деятельность в 1935 году. Каждый из них проводит свою национальную и финансовую политику.
С самого начала деятельности Федеральной резервной системы ее первоочередные задачи совпали с направлениями национальной экономической и финансовой политики.
Эти цели:
- рост экономики;
- высокий уровень занятости;
- стабильность покупательной способности доллара;
- приемлемый баланс в сделках с иностранными государствами
были закреплены Конгрессом в законе о занятости от 1946 года, а затем вы Законе о
полной занятости и сбалансированном росте от 1978 года.
Протокол прошедшего заседания Комитета (Minutes of meeting) публикуется через три недели после данного заседания и представляет не меньший интерес для аналитиков, чем само решение по ставкам, поскольку в нем обычно присутствуют комментарии:
- по дальнейшим перспективам изменения ставки;
- по текущему состоянию экономики США.
Важным источником информации о монетарной политике проводимой ФРС или предстоящих ее изменениях становится известно рынкам из выступлений членов Комитета по операциям на открытом рынке и председателя ФРС США. Помимо этого два раза в год глава ФРС США выступает на слушаниях в комитетах Конгресса и Сената.
В 2006 году такие выступления председателя ФРС Бена Бернарке состоятся в июле и феврале.
Обычно в этих выступлениях дается оценка состояния экономики США, прогнозов ее развития на ближайшие месяцы, а также указываются опасности для экономики и меры по их предотвращению с использованием инструментов, которыми оперирует ФРС. Кроме того, рынкам дается сигнал о том, какой политики будет придерживаться ФРС США в достижении своих целей. Это позволяет участникам рынка заранее приспосабливаться к изменениям, которые могут произойти на рынке долговых обязательств или валютных рынках.
ФРС независима в финансовом отношении, имеет собственный бюджет и финансирует свою деятельность за счет доходов от операций и прибыли от эмиссии денег. Право «чеканить монету» и регулировать ее стоимость, которое согласно Конституции принадлежит Конгрессу, было передано ФРС, а точнее, Федеральному комитету по операциям на открытом рынке. Этот комитет был учрежден в 1936 г. при Совете управляющих. Со временем он превратился по существу в основной оперативный орган ФРС. После покрытия, своих расходов и выплаты дивидендов, банкам - членам ФРС ежегодно передает в государственную казну от 15 до 20 млрд. долл. Независимость ФРС выражается и в том, что Президент США не имеет права отдать ФРС какой-либо приказ или сместить ее управляющих.
12. Виды процентных ставок
Федеральная резервная система США для воздействия на экономику в основном использует два вида процентных ставок, это учетная ставка и ставка по федеральным фондам. Учетную ставку (discount rate) ФРС устанавливает на прямую, а ставку по федеральным фондам (Fed Funds Rate) косвенно, через операции на открытом рынке. Суть операций заключается в следующем. Банки обязаны держать часть привлеченных от населения денег на счетах ФРС в качестве обязательных резервов. И если по какой-либо причине у банка не хватает средств, он может занять часть избыточных резервов у другого банка. Это и есть торговля федеральными фондами.
Процент, под который один банк кредитует другой, устанавливается самим банком. Решения ФРС относятся к так называемой «целевой ставке», т.е. определяют тот уровень, куда надо привести рынок. А реальная процентная ставка, по которой банки торгуют между собой, называется «эффективной ставкой». И задача ФРС подтянуть эффективную (реальную) ставку к «целевой».
ФРС решает этот вопрос через покупки/продажи ценных бумаг (и в меньшей степени прочими инструментами), увеличивая или уменьшая количество резервов в банковской системе. Когда избыточные резервы растут, количество желающих одолжить их увеличивается, ставка падает и таким образом ФРС достигает своей цели. Зависимость ставки от количества резервов хорошо видна на следующем графике:
Зависимость эффективной ставки по федеральным фондам, от необязательных резервов банков США
Т.е. увеличивая избыточные резервы, ФРС стимулирует предложение денег, что приводит к снижению ставок. В настройке рынка ФРС помогает и учетная ставка. Это процент, под который сама ФРС готова кредитовать банки (кредиты выдаются под залог ценных бумаг). Т.е. у банка есть выбор, взять кредит у другого банка, или обратиться к ФРС. Впрочем, так как учетная ставка обычно чуть выше, то к этому способу кредитования банки прибегают довольно редко, и основное значение имеет именно ставка по федеральным фондам. Стоимость денег на рынке межбанковского кредитования напрямую влияет на общий уровень кредитных ставок в экономике. Ведь если банки имеют возможность получить дешевые деньги, они могут давать кредиты под меньший процент. Излишки, которые создает ФРС, идут в экономику, мультиплицируются и тем самым увеличивают денежное предложение, помогая преодолеть кризисные явления.
С октября 2008 года, ФРС создала гигантский навес избыточных резервов – который в настоящий момент составляет 1 трлн. Как видно из графика, эффективная ставка начала снижаться за несколько недель, до официального решения ФРС о снижении целевой ставки с 1% до 0,25%. Рынок почувствовал объемные вливания (синяя линия) и отреагировал соответствующим образом (красная линия), не дожидаясь официального понижения ставки (зеленая линия).
Ставка овернайт (overnight) – ставка выдаваемая банками на один день, через ночь, в общем случае является разновидностью плавающей ставки, по которой проценты начисляются каждый день.
На графике расположенном ниже, виден гигантский объем избыточных резервов, созданный ФРС США, (01.04.2010)
При этом величина банковского мультипликатора снизилась, до рекордных значений, что означает, что избыточные резервы накапливаются в депозитарии ФРС, но не кредитуют реальный сектор, при том, что целевая ставка по федеральным фондам, равна 0. Что означает, что денег куры не клюют. И здесь следует учитывать, тот факт, что большая часть этих избыточных резервов, имеет заемное происхождение, а значит подняв целевую ставку по федеральным фондам ФРС, сможет изъять эти резервы с рынка, и не допустить значительного скачка инфляции. Но до той поры пока ФРС этого не сделает, деньги будут вкладываться во все, что движется.
Банковский мультипликатор США – 28.05.2010
13. Услуги ФРС
ФРС предлагает депозитарным институтам широкий спектр услуг, связанных с осуществлением платежей. В частности, ФРС оказывает услуги по распространению банкнот и монет, а также выводу из обращения ветхих и не годных к обращению банкнот. Безналичные услуги включают в себя прием чеков, обработку электронных платежей и др.
Одной из важнейших функций ФРС как центрального банка является обеспечение сферы налично-денежного обращения США достаточным количеством банкнот и монет для удовлет-
ворения насущных потребностей экономики. Спрос на наличные деньги со стороны общественности и банковских организаций варьируется в разное время. Спрос возрастает или сокращается в прямой зависимости от уровня экономической активности и времени года. Излишки наличности в обращении возвращаются коммерческими банками в ФРС, где заносятся на их счета. Если депозитарный институт испытывает потребность в дополнительном объеме наличных денег, то процесс протекает в обратном порядке.
Фактически, все банкноты, находящиеся в обращении в США — банкноты Федеральной резервной системы. Все двенадцать федеральных резервных банков наделены правом эмитировать банкноты. Банкноты обеспечиваются в основном ценными бумагами Министерства финансов США и федеральных агентств, находящимися в распоряжении ФРС. В отличие от банкнот монеты являются прямыми обязательствами Министерства финансов, поэтому ФРС платит Бюро по чеканке при Министерстве финансов номинальную стоимость монет, а не стоимость их изготовления.
Банкноты ФРС печатаются на производственных мощностях Бюро гравирования и печати (БГП), находящегося в ведении Министерства финансов (фабрики в Вашингтоне и Форт-Уорте). ФРС оплачивает БГП только стоимость изготовления банкнот. Например, в 2003 г. ФРС заплатила за изготовление банкнот 494,4 млн. долларов. БГП ежедневно производит около 35 млн. штук банкнот общей номинальной стоимостью около 517 млн. долларов. 48% всех производимых банкнот приходится на однодолларовые банкноты.
Банкноты эмитируются через региональные банки Федеральной резервной системы. При поступлении обратно в федеральный резервный банк монеты и банкноты пересчитываются и идентифицируются и затем этот результат сравнивается с данными, предоставленными депонирующей организацией. В случае разночтения разница либо дебитуется либо кредитуется на счет организации. После механического пересчета банкноты автоматически сортируются. В каждом федеральном резервном банке установлены высокоскоростные сортировщики, которые обрабатывают банкноты со скоростью около 1250 банкнот в минуту. Например, Резервный банк в г. Сан-Франциско имеет в своем распоряжении семь таких сортировщиков, шесть из которых работают в три смены для обеспечения бесперебойной обработки поступающих наличных денег. Машина «перехватывает» ветхие и негодные к дальнейшему обращению банкноты, которые сразу уничтожаются в шредерах, а также подозрительные банкноты. Последние несколько раз дополнительно прогоняются через небольшой сортировщик, после чего изучаются экспертом. В случае, если подозрение в фальсификации подтверждается, банкнота направляется в Секретную службу Министерства финансов США для проведения необходимых следственных и экспертных действий. Обычно большая часть фальшивок, выявляемых в США, не доходит до резервных банков и «перехватывается» на уровне коммерческих банков или розничной сети. Около 20% выявляемых фальшивок идентифицируются в резервных банках. В случае обнаружения фальшивки счет финансовой организации, от которой она поступила, дебитуется на соответствующую сумму.
В США установлены требования для признания банкноты негодной к дальнейшему обращению. В связи с широким распространением, которое в последние годы получили банкоматы, критерии годности банкнот к обращению были ужесточены. В 2004 г. эти критерии дважды пересматривались (в январе и в июле). Эти критерии призваны стать руководством для банков при сортировке банкнот и последующей отсылке негодных банкнот в банки ФРС. В настоящее время средний срок обращения банкнот номиналом в 1 доллар составляет 22 месяца, 5 долларов — 16 месяцев, 10 долларов — 18 месяцев, 20 долларов — 2 года, 50 долларов — 5 лет и 100 долларов — 8,5 лет. Более длительный срок обращения однодолларовых банкнот по сравнению с номиналами в 5 и 10 долларов объясняется использованием более долговечной бумаги, которая, например, не содержит водяных знаков.
В последние годы объем банкнот, выпущенный в обращение ФРС, существенно возрос. В 1980 г. в обращении находилось банкнот на общую номинальную сумму в 160 млрд. долларов. В 2000 г. эта цифра возросла до 690 млрд. долларов, а к 2004 г. — до 750 млрд. долларов.
В основном этот рост произошел за счет резкого увеличения количества банкнот высокого номинала в обращении (сто- и пятидесятидолларовых). Так, общий объем купюр в 100 долларов в обращении вырос за 20 лет (с 1980 г. по 2000 г.) на 465%, а в 50 долларов — на 150%. Для сравнения: число десятидолларовых купюр за тот же период возросло только на 25%. Две трети всех эмитированных долларов обращаются за пределами США. Рост количества банкнот в обращении во многом обусловлен началом использования долларов в качестве резервной валюты в начале 1990-х годов в странах бывшего СССР и Восточной Европы. При этом порядка 80% от общего количества долларовых купюр, находящихся в обращении за пределами территории США, составляют всем известные «Франклины» (100-долларовые банкноты. — Прим. ред.). Сегодня темпы прироста долларовых купюр в обращении уже не столь значительны, зато американские власти серьезно обеспокоены расширяющимся использованием евробанкнот в мире и укреплением некоторых других региональных валют, которые могут частично вытеснить доллар, как механизм сбережения.