Факторинг как способ финансирования текущих финансовых потребностей организации.

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:41, курсовая работа

Краткое описание

табильная работа предприятия зависит от постоянства денежных потоков. К тому же даже при расчетах с постоянными и надежными покупателями периодически случаются непредвиденные задержки платежей за отгруженную продукцию, товары, работы, услуги. Для преодоления возникающего денежного дефицита предприятие вынуждено прибегать к различным методам финансирования, наиболее эффективным из которых является факторинг.

Воспользовавшись факторингом, предприятия решают проблему краткосрочного кредитования в максимально сжатые сроки и с наименьшими издержками. Факторинг представляет собой идеальную форму краткосрочного финансирования, ориентированную на широкий спектр как производственных и торговых компаний, так и компаний, занятых в сфере услуг.

Оглавление

Введение 3

1.Понятие, основные виды и функции факторинга 5

1.1. Экономическая сущность факторинга 5

1.2. Виды факторинга 8

1.3. Функции факторинга 10

2.Российский и зарубежный опыт факторинга 13

2.1. Возникновение факторинга 13

2.2. Современные тенденции развития факторинга 14

3.Проблемы и перспективы развития факторинга в России 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Сметаниной Наталии по ДКБ.docx

— 85.23 Кб (Скачать)

     Помимо  Великобритании, крупными игроками на мировом рынке факторинга являются и другие страны ЕС – Италия, Франция, Германия, Испания, Ирландия, Нидерланды. Из неевропейских стран довольно большим оборотом факторингового рынка  могут похвастаться США, Япония, Тайвань, Австралия и Бразилия [11].

     Что касается международного факторинга, который обслуживает внешнеэкономические  сделки резидентов, в Великобритании он составляет всего-навсего 2% общего оборота. Лидируют в этом направлении  Германия и Тайвань. Вполне понятно, что чем меньше стоимость экспортного  факторинга, тем большим будет  спрос на него. В Германии – стране с самым большим оборотом международного факторинга – экспортер платит компании-фактору  не более 0,6% от суммы экспортного  контракта. Для сравнения, в России цена такой услуги может доходить до 1,5%.

     Просматривая  общие тенденции рынка, можно  заключить, что лидерство той  или иной страны отнюдь не определяется большим количеством факторинговых  компаний (рис.3,4).

     Например, США, где функционирует наибольшее количество факторинговых компаний, приблизительно в 2,5 раза уступают по объему рынка Великобритании (рис.4). Бразилия, Турция и Швеция, где также зарегистрировано большое количество факторов, и вовсе далеки от ведущих стран мира – их совокупный оборот за 2006 год колеблется около 20 000 млн. евро [7]. 

         

Рис. 3. Позиции стран на мировом рынке по количеству факторинговых компаний 

Рис.4. Позиции стран на мировом рынке по совокупному факторинговому обороту страны 

     По  темпам развития рынка следует сказать, что его рост за 2006 год составил 11,8%. Очень высокие темпы роста  у австралийского рынка, периодически наблюдается подъем на рынке Африки. В отдельные годы рынок факторинга тут увеличивался на 35-39 %. Европейские страны тоже «держат марку». Хоть рынок растет в среднем на 11,8 % (по данным 2001-2006 гг.), но тенденция роста тут стабильна, а это говорит о том, что факторинговые услуги в Европе востребованы.

     Развитие  рынка факторинга весьма противоречиво. Этот способ финансирования начал активно  распространяться не так давно, и  на современном этапе еще сталкивается с проблемами неосведомленности  потенциальных клиентов и недоверием субъектов товарного рынка. В  одних странах факторинг прижился, в других – порой, не менее развитых в экономическом смысле, – не смог завоевать должной популярности. Одно, несомненно, развитие факторинга во многом определяется тем, как его видят и используют наиболее успешные банки и факторинговые компании. Лидеры рынка формируют модель, а молодые компании пытаются использовать наработанные до них схемы. Более развитые страны дают толчок, а развивающиеся – следуют примеру своих более успешных соседей [11].

     Крупные факторинговые компании стремятся  к узкой специализации, как по виду предоставляемого факторинга, так  и по сфере хозяйственной деятельности, которую они обслуживают.

     В Великобритании факторы обслуживают  производственные компании, компании сферы услуг и оптово-розничной  торговли. В Италии факторинг широко используется в сфере коммерческих, транспортных и телекоммуникационных услуг. В Дании наибольший спрос  на услуги факторов предъявляет текстильная  промышленность, в Греции – пищевая  промышленность, в Австрии – электроэнергетическая, деревообрабатывающая и химическая отрасли [12].

     В Соединенных Штатах Америки или  Японии, которые являются экономически мощными странами, факторинг менее  развит. Ситуация с факторингом в  разных странах Западной Европы различается. Есть страны, где международный факторинг  превалирует над внутренним. Есть страны, где факторинг без регресса превалирует над факторингом  с регрессом. В некоторых странах центральные услуги — страхование кредитов и рисков, в других, наоборот, центральные услуги — финансирование.

     В России, несмотря на наличие отдельных  тормозящих факторов, факторинг успешно  развивается, и к его использованию  обращается все больше предприятий. По оценкам рейтингового агентства  «Эксперт РА», российский рынок факторинга в 2006 г. достиг 11 млрд. долл. При этом текущий потенциальный спрос  российских предприятий на факторинг  оценивается примерно в 10 млрд. долл. в год [4].

     Каждый  год отечественный рынок факторинга вырастает более чем в два раза (рис.5). Доля факторинговых сделок в ВВП России в 2007 году увеличилась на 0,5% - до 1,6%, а по прогнозам многих специалистов, за период с 2008 по 2010 год ожидается последующий рост. К 2010 году объем российского рынка факторинга может составить 3% от ВВП [6]. 

     

Рис. 5. Динамика объемов рынка факторинговых услуг в России, млрд. долларов 

     Однако  в период кризиса объем рынка факторинга претерпел существенные изменения.

     Как свидетельствуют результаты исследования, проведенного «Эксперт РА», в 2008 году темпы  прироста рынка факторинга (по объему уступленных требований) резко замедлились  – с 70–90 % в предыдущие годы до менее  чем 17 %. Причем положительный прирост  по итогам года, отмечает «Эксперт РА», заслуга относительно успешной работы факторов в первом полугодии 2008 года. Кроме того, значительное влияние  на объемы рынка оказал дефолт крупнейшего  фактора – ФК «Еврокоммерц» (его  доля на рынке факторинга на 01.07.2008, по расчетам РА, составляла 22,3 %) [10].

     Кроме увеличения спроса на услуги факторинга кризис имел и другие выраженные последствия  для рынка факторинга. В частности, общей для всех игроков тенденцией является отказ от безрегрессного факторинга. «Риски в факторинге всегда выше, чем  кредитные, а с наступлением кризиса  вероятность неплатежей существенно  возросла. Поэтому переход к регрессному  факторингу, позволяющему фактору предъявить требования поставщику в случае неплатежеспособности покупателей, – один из элементов  управления рисками.

     Также под влиянием кризиса на рынке  факторинга произошел рост комиссионных ставок.

     Темпы прироста рынка факторинга в 2009-м  относительно предыдущего года отрицательны - минус 40%, если не учитывать результаты ФК "Еврокоммерц" в объемах рынка в 2008 году, за прошлый год сокращение составило 29,3%.

     Тем не менее, многие специалисты уверены, что повышенный интерес к рынку факторинга продлится еще достаточно долго, поскольку восстановление потребительского спроса далеко не сразу приведет к росту товарооборота и будет толкать вверх спрос на краткосрочное беззалоговое финансирование. Факторинг до кризиса не пользовался популярностью среди предпринимателей в силу того, что услуга эта достаточно новая, и финансистам компаний было непросто объяснить ее преимущества перед кредитом.

     Доля  факторинга в ВВП России сегодня  составляет около 1,5 %, в то время  как в Европе этот показатель выше в разы. Кризис заставил компании искать новые источники и инструменты  финансирования, они оценят факторинг, и рост его объемов в нашей стране продолжится. В связи с этим эксперты делают вывод о том, что молодая для нашей страны факторинговая отрасль имеет большое будущее. В условиях ограниченности финансовых ресурсов факторинговые услуги дают бизнесу возможность расти и развиваться, не замораживая финансовые средства в дебиторской задолженности.

     Кроме того, основным толчком для роста привлекательности факторинга стали недавние изменения законодательства. С 1 апреля 2009 года было устранено противоречие между статьей 825 части второй Гражданского кодекса РФ и Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности". То есть для осуществления агентской деятельности для предоставления услуг факторинга специальная лицензия теперь не нужна: сегодня банки и иные кредитные организации могут осуществлять факторинговую деятельность с момента получения лицензии Банка России на осуществление банковских операций.

     В целом, как показывает зарубежный опыт, рынок факторинга очень перспективный  и динамично развивающийся сегмент  экономики. Во многих экономически развитых странах деятельность по финансированию под уступку денежного требования не подлежит жесткому нормативному регулированию, и на ее осуществление не требуется специальных разрешений (лицензий). 
 
 
 
 

3.Проблемы и перспективы развития факторинга в России 

     Факторинговый бизнес в России развивается темпами, превышающими динамику всех других финансовых услуг, ежегодно он увеличивается в  два раза. Однако пока факторинг  нельзя назвать сильно распространенной услугой: около половины отечественных  предпринимателей вообще ничего о нем  не знают, а пользуется этим видом  финансирования и того меньше - чуть более 10% российских компаний.

     Услуги  факторинга являются чрезвычайно привлекательными и востребованными для субъектов  малого и среднего предпринимательства. Сфера применения факторинга достаточно широка. Он распространяется как на поставки товаров - продукты питания, сельскохозяйственную продукцию, потребительские товары, химические товары, лесоматериалы, фармацевтику и пр., так и на оказание услуг - транспортные перевозки, туризм, связь  и пр., как на торговлю внутри страны, так и на экспортно-импортные  операции.

     Несмотря  на хороший рост, факторинг в сегодняшнем  понимании начал формироваться  в России всего пять лет назад, а по-настоящему масштабно эта  услуга развивается еще меньше - примерно три года. Поэтому практически отсутствует отечественная литература о порядке, формах, методах и возможностях проведения таких операций в финансовых компаниях и банках.

     В апреле текущего года в Гражданский  кодекс России были внесены изменения, отменяющие необходимость обязательного  лицензирования факторинговой деятельности для небанковских организаций. Таким  образом, теперь этот вид услуг могут  оказывать любые коммерческие юридические  лица.

     Несмотря  на это основную группу факторов по-прежнему составляют банки. Серьезная сложность, препятствующая появлению новых факторов -необходимость существенных финансовых ресурсов. По оценкам экспертов портфель принимаемой задолженности менее 20–30 млн. рублей просто не окупится, то есть начинать факторинговую деятельность имеет смысл только с таких объемов. «Неудивительно, что лидерами рынка являются либо банковские организации, либо организации, каким-либо образом связанные с банками. С учетом сегодняшней ситуации банки вряд ли будут охотно финансировать компанию без кредитной истории в объемах, необходимых для факторинговой деятельности. Вот почему процесс появления новых игроков на рынке будет весьма спокойным», – считает Антон Добрынин, директор факторинговой компании «Акмонитал».

     К основным проблемам развития факторинга макроуровня можно отнести сложность становления банковской системы в России, поскольку положение банков зависит от макроэкономических преобразований, происходящих в стране и отсутствие нормативно-правовой базы. К внутренним проблемам на микроуровне можно отнести то, что факторинговые операции сопряжены с необходимостью тщательной работы банка с клиентами с целью минимизации рисков и для  их внедрения  необходим длительный период подготовки обслуживания [9].

     Банки ежедневно сталкиваются с множеством проблем, связанными необходимостью повышения качества предоставления факторинговых операций, оценки их рискованности и эффективности по сравнению с другими банковскими услугами, отсутствием информации для достоверного и полноценного финансово анализа клиентов и их дебиторов, отсутствием полной юридической проработки вопросов и оптимизацией внутрибанковских процессов, связанных с оказанием факторинговых услуг, минимизацией расходов, недостаточной просвещенностью хозяйствующих субъектов о сущности факторинга и его использовании в хозяйственной деятельности предприятиями. Для ряда других банков является проблемой не совсем ясное понимание о размере риска, который берет на себя банк при предоставлении факторинговых услуг, невозможность переложить данный риск на страховые компании; большие инвестиционные затраты на запуск факторинга.

     Также стоит отметить, что факторинговые  операции являются очень трудоемкими  и требующими наличие профессиональной команды в банке, имеющей опыт работы с подобными рода операциями. В результате не все банки могут  позволить факторинговое обслуживание клиентов [13].

     Общий объем рынка факторинга к концу 2009 года оценивался в 320 - 330 млрд. рублей. Прирост оборота за IV квартал 2009 года составил 45% по сравнению с показателями за 9 месяцев того же года. Однако по сравнению с 2008 годом рынок факторинга сократился вдвое - объем уступленных  требований тогда составил более 600 млрд. рублей. Оценки объема и темпов роста российского рынка факторинга основаны на данных, представленных 20 факторами (табл. 2), совокупный оборот которых оценивается в 94% от общего объема российского рынка факторинга.

     Объем выплаченного финансирования за весь 2009 год составил 227,4 млрд. руб., показав рост на 44% по сравнению с итогами 3 кварталов того же года. Совокупный размер факторингового портфеля на 31 декабря 2009 года оценивается по итогам исследования в 52,6 млрд. рублей. При этом, по свидетельству "ВТБ Факторинг", особенно активный рост числа клиентов, а также оборотов наблюдался с конца 2009 года. Несмотря на кризис, прошедший год факторы называют достаточно успешным. В течение 2009 года факторингом воспользовались 3224 предприятия, число привлеченных клиентов возросло на 35%. Доходы факторов за 2009 оцениваются год в 25-27 млрд. рублей. При этом на долю оптовой торговли приходится 61% оборота факторингового бизнеса, розничной торговли - 8%, обрабатывающего производства - 27%, строительства - 0,4%. 
 
 
 

Информация о работе Факторинг как способ финансирования текущих финансовых потребностей организации.