Факторинг как способ финансирования текущих финансовых потребностей организации.

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:41, курсовая работа

Краткое описание

табильная работа предприятия зависит от постоянства денежных потоков. К тому же даже при расчетах с постоянными и надежными покупателями периодически случаются непредвиденные задержки платежей за отгруженную продукцию, товары, работы, услуги. Для преодоления возникающего денежного дефицита предприятие вынуждено прибегать к различным методам финансирования, наиболее эффективным из которых является факторинг.

Воспользовавшись факторингом, предприятия решают проблему краткосрочного кредитования в максимально сжатые сроки и с наименьшими издержками. Факторинг представляет собой идеальную форму краткосрочного финансирования, ориентированную на широкий спектр как производственных и торговых компаний, так и компаний, занятых в сфере услуг.

Оглавление

Введение 3

1.Понятие, основные виды и функции факторинга 5

1.1. Экономическая сущность факторинга 5

1.2. Виды факторинга 8

1.3. Функции факторинга 10

2.Российский и зарубежный опыт факторинга 13

2.1. Возникновение факторинга 13

2.2. Современные тенденции развития факторинга 14

3.Проблемы и перспективы развития факторинга в России 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Сметаниной Наталии по ДКБ.docx

— 85.23 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородский  коммерческий институт» 

Факультет экономики

Кафедра «Финансы и кредит» 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Деньги, банки и кредит»

на тему: Факторинг как способ финансирования текущих финансовых потребностей организации. 
 
 
 

                                          Выполнила:

                                          Студентка 3- ЭФ группы

                                          Сметанина  Н.С. 

                                          Научный руководитель:

                                          Анохин В.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Нижний  Новгород

2010

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

Введение 3

1.Понятие, основные виды и функции факторинга 5

1.1. Экономическая сущность факторинга 5

1.2. Виды факторинга 8

1.3. Функции факторинга 10

2.Российский и зарубежный опыт факторинга 13

2.1. Возникновение факторинга 13

2.2. Современные тенденции развития факторинга 14

3.Проблемы и перспективы развития факторинга в России 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

     Стабильная  работа предприятия зависит от постоянства  денежных потоков. К тому же даже при  расчетах с постоянными и надежными  покупателями периодически случаются  непредвиденные задержки платежей за отгруженную продукцию, товары, работы, услуги. Для преодоления возникающего денежного дефицита предприятие  вынуждено прибегать к различным  методам финансирования, наиболее эффективным  из которых является факторинг.

     Воспользовавшись факторингом, предприятия решают проблему краткосрочного кредитования в максимально сжатые сроки и с наименьшими издержками. Факторинг представляет собой идеальную форму краткосрочного финансирования, ориентированную на широкий спектр как производственных и торговых компаний, так и компаний, занятых в сфере услуг.

     На  сегодняшний день факторинг, представляя  собой наиболее динамично развивающийся  сектор мировой финансовой индустрии, в развитых странах мира уже обособился в самостоятельный вид предпринимательства.

     Цель  данной работы: анализ современного состояния  факторинга как особой формы финансирования текущих финансовых потребностей предприятий.

     Достижение  указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:

  • изучить экономическую сущность факторинга;
  • представить классификацию современных факторинговых услуг;
  • проанализировать особенности российского и зарубежного факторинга
 

     Объектом  исследования выступает факторинг  как форма краткосрочного финансирования.

     Предметом исследования являются экономические  отношения, возникающие в процессе развития факторинга.

     В процесс исследования применялись  такие общенаучные методы, как  исторический, сравнительно-аналитический, экономико-статистический метод, анализ, синтез, обобщение.

     Теоретической основой для решения поставленных задач послужили результаты конкретных экономических исследований, которые  были осуществлены в разные годы, что  позволило рассмотреть изучаемую  тему всесторонне и в динамике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Понятие, основные виды и функции факторинга 

    1. . Экономическая сущность факторинга
 

     Факторинг — это разновидность финансовых операций, при которых банк или специализированная компания приобретает денежные требования на должника и сама взыскивает долг в пользу кредитора (продавца) за определенное вознаграждение.

     Факторинговые операции в отличие от залога представляют собой передачу кредитором фактору  права требования возврата долгов с  заемщика. Это право продается  фактору (от англ.factor — комиссионер, агент, посредник), в лице которого, как правило, выступает коммерческий банк, финансовая или специализированная факторинговая компания.

     Гражданский кодекс Российской Федерации (Глава 43, ст. 824) определяет факторинговые операции следующим образом: "По договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование"[8].

     В факторинговых операциях участвуют  три стороны:

     Фактор - это факторинговая компания или банк, предоставляющие факторинговые услуги.

     Поставщик - клиент факторинговой компании (банка), уступающий ей (ему) свои денежные требования в обмен на факторинговое финансирование.

     Покупатель (должник) - дебитор поставщика, денежные обязательства которого уступаются факторинговой компании (банку). 

     Схема факторинга выглядит достаточно просто (рис.1). Поставщик отгружает продукцию покупателю на условиях отсрочки платежа. Накладные передаются в факторинговую компанию. Она в свою очередь платит компании по накладным за отгруженный товар от 50% до 90% долга покупателя (размер этой суммы зависит от величины сделки, продолжительности отсрочки оплаты, рисков, связанных с работой клиента, и количества отгружаемого товара). Позже покупатель переводит на счет факторинговой компании деньги в размере стоимости товаров, поставленных компанией на условиях отсрочки платежа. После этого факторинговая компания переводит остаток суммы поставщику [8].

      

Рис.1. Схема факторинга 

     За  операции по востребованию долгов фактор (банк или компания) взимает с  клиента:

  • факторинговую комиссию. В зарубежных странах это 1,5-3%, а в России — 15-20% от суммы счета-фактора. Ее размер зависит от суммы долга (чем сумма больше, тем процент может быть меньше), степени риска и объема необходимой посреднической работы.
  • ссудный процент с ежедневного остатка выплаченного клиенту аванса против инкассированных счетов. Процент взимается со дня выдачи аванса до дня погашения задолженности. Ставка ссудного процента обычно на 1,5-2,5% выше ставок денежного рынка краткосрочных кредитов или на 1-2% выше учетной ставки Центрального банка РФ.

      Факторинг имеет ряд преимуществ для  всех участников операции (рис. 2).

      Ключевым  преимуществом факторинга является то, что он доступен широкому кругу  малых и средних компаний.

      Наиболее  популярен факторинг у торговых компаний, которые используют его в основном из-за постоянно возникающего кассового разрыва и для привлечения новых клиентов-покупателей. Также к факторингу испытывают интерес предприятия с очень жесткой дисциплиной расчетов со своими поставщиками (как правило, иностранными или крупными российскими компаниями). Для них факторинг позволяет выстроить абсолютно четкую и прогнозируемую систему платежей.

     При выборе такой формы финансирования, как факторинг следует помнить, что это дорогостоящий вариант  финансирования и поэтому он не считается  приемлемым методом долгосрочного  финансирования деятельности компании. Он лучше подходит для ситуаций краткосрочного роста, когда не хватает денег  для покрытия внезапной нужды в оборотных средствах. 
 
 
 
 
 
 
 

 
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 

 
 

 

Рис.2. Преимущества факторинговой операции  
для всех участников сделки
 

    1. . Виды факторинга
 

     1). По страновому признаку операции  факторинга подразделяются на  внутренний и международный (внешний)  факторинг.

     Факторинг называется внутренним, если стороны по договору купли-продажи, а также факторинговая компания находятся в одной и той же стране и все расчеты между ними осуществляются в валюте этой страны.

     Факторинг называется внешним (чаще используется название международный), если поставщик и его клиент являются резидентами разных государств. Такие расчеты могут осуществляться в разных валютах [8].

     2). Факторинг с регрессом и без регресса

     В случае факторинга с регрессом факторинговая компания, не получив денег с покупателей, имеет право через определенный срок потребовать их с поставщика. В этом случае факторинговая компания берет на себя ликвидный риск (риск неуплаты в срок), но кредитный риск остается на поставщике. Денежные требования в случае факторинга с регрессом выступают, по сути, обеспечением краткосрочного финансирования.

     В случае безрегрессного факторинга риск неуплаты со стороны дебиторов полностью переходит к факторинговой компании. В развитых странах преимущественное развитие получила безрегрессная схема финансирования: в Италии, например, доля факторинга без регресса - 69%, в США - 73%.

     Обычно  факторинговые компании принимают  на факторинговое обслуживание без  регресса более надежных дебиторов. При этом факторинг с регрессом  обычно не предполагает уведомления  дебиторов о переуступке прав денежного требованиях [11].

     3). Экспортный и импортный факторинг.

       Экспортный факторинг включает  в себя: финансирование экспортера  сразу после отгрузки товара  на экспорт; страхование риска  неплатежа иностранного дебитора; административное управление дебиторской  задолженностью; услуги по оценке  платежеспособности иностранных  дебиторов. Экспортный факторинг  позволяет поставщикам предоставлять  своим клиентам отсрочку до 120 дней; проверить надежность иностранных  контрагентов в связи с особенностями  законодательства за рубежом;  эффективно собрать задолженность.

     Импортный факторинг в чистом виде предполагает выставление платежных гарантий за импортера финансовой компанией, клиентом которой он является, а также инкассирование фактором контрактной выручки и своевременный перевод ее на счет экспортера. Интерес фактора в данном случае представлен в виде комиссионного вознаграждения за выдачу гарантий и инкассо документов.

Информация о работе Факторинг как способ финансирования текущих финансовых потребностей организации.