Европейский Центральный Банк

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 22:26, реферат

Краткое описание

Эффективное централизованное денежно-кредитное регулирование, осуществляемое Европейским центральным банком, способствовало появлению новых тенденций в экономике стран зоны евро. Одним из самых заметных последствий деятельности ЕЦБ является обеспечение условий для введения наличного евро. В этой связи необходимо отметить один из значительных результатов интеграции, связанный с деятельностью ЕЦБ и введением евро, – устранение валютных рисков. Это способствовало существенному углублению интеграции финансовых рынков и их активизации, а также расширению инвестиционной деятельности между отдельными странами зоны евро. Другим важным следствием усиливающейся интеграции является наметившееся сближение рынков ценных бумаг в зоне евро.

Файлы: 1 файл

Европейский Центральный Банк.doc

— 84.00 Кб (Скачать)


          Идея создания экономического валютного союза в Европе насчитывает уже более полувека. В 1952 году ведущие политики Европы основали Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). В его состав вошли шесть стран - Бельгия, Германия, Франция, Италия, Люксембург и Нидерланды.

Те же шесть стран  создали Европейское Экономическое  Сообщество (ЕЭС) и Европейское Сообщество по атомной энергии (Евроатом) в 1958 году. На протяжении многих лет эта сеть экономических взаимоотношений  укреплялась став в 1993 году Европейским Союзом (ЕС).

Основной целью образования  Европейского Cоюза стало создание единого рынка для более  370 миллионов европейцев, обеспечивающего свободу перемещения людей, товаров, услуг и капитала. Среди целей создания Европейского валютного союза можно выделить такие как:

1)облегчение взаиморасчетов между странами участницами;

2) стабилизация валютных курсов, а также появление единой крепкой и устойчивой европейской валюты, которая бы смогла на равных конкурировать с долларом на мировых рынках.

 

1. История Создания Европейского Центрального Банка

 

С точки зрения экономического развития Европейского валютного союза, на текущий момент можно выделить 7 этапов интеграции входящих в него государств:

1 этап – 1947-1957 годы – начало европейской экономической интеграции, учреждение Европейского платежного союза.

2 этап – 1957-1974 годы – создание Европейского экономического сообщества (ЕЭС), план «Венера».

3 этап – 1974-1985 годы – ввод первой европейской расчетной единицы – ЕРЕ (European unit of account - EUA), решение о создании Европейской валютной системы, появление европейской валютной единицы «экю» (European currency unit - ECU).

4 этап – 1985-1992 годы – разработка и утверждение меморандума «О создании европейского валютного пространства и Европейского центрального банка».

5 этап – 1992-1999 годы – подписание Маастрихтского договора, определение целей и путей создания Экономического и валютного союза в Западной Европе, создание Европейского валютного института, разработка и реализация плана введения евро.

 6 этап – 1999-2001 годы – введение евро в безналичный оборот .

7 этап – с 2002 года по настоящее время – введение евро в наличный оборот, разработка и реализация плана присоединения к валютному союзу новых стран.

Определение целей и  путей создания Экономического и валютного союза в Западной Европе было закреплено в тексте Маастрихтского договора об образовании Европейского союза. Этот исторический договор был одобрен главами государств и правительств ЕС на сессии Европейского совета 10-11 декабря 1991 г. и подписан 7 февраля 1992 г. в г. Маастрихт (Нидерланды). Маастрихтский договор, вступивший в силу 1 ноября 1993 г., предусматривал на только создание Экономического и валютного союза, но и формирование союза политического.

Фактически только после  подписания этого договора страны ЕС перешли к проведению общей экономической и финансовой политики, конечной целью которой было объявлено введение единой валюты. Договор предусматривал поэтапный график ее введения и устанавливал общие правила в сфере государственного бюджета, инфляции, процентных ставок для всех членов будущего валютного союза. В процессе построения ЭВС в качестве главных стратегических целей были названы «независимая единая денежно-кредитная политика, направленная на поддержание ценовой стабильности, и создание единого внутреннего рынка, предполагающего полное снятие ограничений на перемещение капиталов».

Поскольку валютный союз мог объединить только государства  с хорошо регулируемой экономикой, его участники обязаны были обеспечить высокий уровень конвергенции (сближения). Для определения степени его достаточности в Маастрихтском договоре были зафиксированы следующие критерии:

Вопреки первоначальным ожиданиям реализация Маастрихтского договора и планы формирования валютного  союза сразу подверглись весьма серьезным испытаниям на прочность. Во-первых, в 1992-1993 гг. Европейская валютная система испытала тяжелейший кризис, вследствие чего национальные валюты Испании, Португалии и Ирландии были значительно девальвированы, а Великобритания и Италия вообще вышли из состава ЕВС. Для спасения ЕВС в августе 1993 г, было принято решение увеличить допустимые пределы колебаний курсов валют в пределах плюс-минус 15%. Последствия кризиса удалось преодолеть лишь к концу 90-х гг. (в настоящее время Европейская валютная система включает все страны ЕС, кроме Великобритании и Швеции). Во-вторых, совершенно неожиданно для Брюсселя и национальных правительств возникла проблема с ратификацией самого Маастрихтского договора. В 1992-1994 гг. общественность ряда стран выступила против создания Европейского союза: Великобритания категорически отказалась участвовать в проекте ЭВС, в Дании после двух референдумов Маастрихтский договор не был ратифицирован в части валютного союза, во Франции перевес сторонников договора оказался минимальным, Норвегия после референдума вообще отказалась вступать в ЕС. Осложнение процесса ратификации Маастрихтского договора обусловило достижение договоренности о новой полномасштабной встрече глав государств и правительств через пять лет для пересмотра и внесения изменений в первоначальный текст договора.

Тем не менее, в январе 1994 г. в соответствии с Маастрихтским  договором во Франкфурте-на-Майне  был создан Европейский валютный институт, который впоследствии был  преобразован в Европейский центральный банк.

В соответствии с достигнутыми между странами ЕС договоренностями, процесс продвижения к валютному  союзу ЕС распался на три фазы:

Подготовительная —  до 1 января 1996 года, в ходе которой  страны-участницы сняли взаимные ограничения на движение платежей и капиталов и начали стабилизацию своих государственных финансов по критериям, установленным ЕС как «пропускные» для членства в валютном союзе.

Организационная — до 31 декабря 1998 года, нацелена на завершение окончательной стабилизации государственных финансов и на формирование правовой и институциональной базы валютного союза.

Реализационная –  до 1 января 2003 года, реализация плана  введения евро в безналичный, а затем  и в наличный оборот стран –  участниц соглашения с полной заменой  единой валютой национальных валют.

С целью реализации плана  продвижения к ЕВС, Европейский  валютный институт во Франкфурте, функционирующий  с 1 января 1994 года, в 1998 году был преобразован в Европейский центральный банк (ЕЦБ)

 

2. Функционирование  Европейской Системы Центральных Банков

2.1 ЕЦБ, ЕСЦБ и Евросистема

 

С 1 января 1999 года Европейский центральный банк (ЕЦБ) принял на себя      ответственность за проведение денежно-кредитной      политики        в     Еврозоне  –  втором по величине экономическом пространстве в мире после Соединенных Штатов. До перехода на евро все страны-кандидаты должны были выполнить ряд условий по конвергенции их экономик, цель которых – обеспечить экономические и правовые предпосылки для успешного участия в деятельности ориентированной на достижение ценовой стабильности валютного союза.

Правовой основой единой денежно-кредитной политики является Договор об учреждении Европейского Сообщества (с внесенными в него изменениями).  Договор и Статут Европейской системы центральных  банков и Европейского центрального банка (Статут ЕСЦБ), который прилагается к Договору в качестве Протокола, учредили с 1 июня 1998 года ЕЦБ и Европейскую систему центральных банков (ЕСЦБ). В состав ЕСЦБ входят ЕЦБ и национальные центральные банки (НЦБ) всех государств-членов Евросоюза (Статья 107(1) Договора).  Выражение «Евросистема» означает ЕЦБ и НЦБ тех государств-членов, которые ввели у себя в обращение евро.

До тех пор, пока остаются государства-члены, которые не перешли  на евро, необходимо проводить различие между Евросистемой и ЕСЦБ. Выражение «Еврозона» означает пространство, состоящее из государств-членов Евросоюза, которые уже ввели у себя в обращение евро.

 

Структура Европейской  Системы Центральных Банков

2.2 Руководящие органы ЕЦБ.

За разработку, проведение и  практическое осуществление единой денежно-кредитной политики ЕЦБ отвечают два его руководящих органа: Совет  управляющих ЕЦБ и Исполнительный совет ЕЦБ. Третий руководящий орган ЕЦБ – это Генеральный совет.

Совет управляющих ЕЦБ состоит из шести членов Исполнительного совета и управляющих НЦБ (в 2009 году – 16 управляющих). Руководит работой Совета управляющих и Исполнительного совета

Председатель ЕЦБ, а  в его отсутствие – Заместитель председателя.        В обязанности Совета управляющих входит:

— принимать директивные указания и решения, необходимые для обеспечения выполнения задач, возложенных на Евросистему;

— формулировать денежно-кредитную политику в Еврозоне.

В соответствии со Статутом ЕСЦБ, формулирование денежно-кредитной политики для Еврозоны включает в себя принятие решений, касающихся «промежуточных целей денежно-кредитной политики, ключевых процентных ставок и создания резервов» в Евросистеме. Кроме того, в обязанности Совета управляющих входит подготовка необходимых инструкций по исполнению этих решений.

В состав Исполнительного  совета ЕЦБ входят Председатель, Заместитель председателя и четыре других члена Совета, назначаемых с общего согласия глав государств и правительств стран Еврозоны. В соответствии со Статутом ЕСЦБ (Статьи 12.1 и 12.2).

Исполнительный совет осуществляет следующие функции:

• готовит заседания Совета управляющих;

• осуществляет денежно-кредитную политику в соответствии с директивными указаниями и решениями Совета управляющих и с этой целью дает необходимые инструкции НЦБ в Еврозоне;

• отвечает за текущие дела ЕЦБ;

 • принимает на себя полномочия, делегированные ему Советом управляющих, в том числе полномочия в области регулирования.

Генеральный совет ЕЦБ состоит  из Председателя и Заместителя председателя ЕЦБ, а также управляющих НЦБ всех государств- членов Евросоюза. Генеральный совет будет существовать до тех пор, пока остаются государства-члены Евросоюза, которые не ввели у себя в странах евро в качестве их собственной валюты.

 В соответствии со Статутом ЕСЦБ (Статьи 44, 45 и 47) и  Договором (Статья 117(2)), Генеральный совет призван содействовать:

• большей координации денежно-кредитной  политики (государств-членов, которые  пока еще не перешли на евро, и ЕЦБ) в целях обеспечения ценовой стабильности;

• сбору статистической информации;

• представлению отчетности Евроцентробанком; 

• проведению необходимой подготовительной работы по установлению жестко фиксированных обменных курсов для валют тех государств-членов, которые пока еще не перешли на евро.

 

2.3 Независимость Центрального банка

 

 В учредительных документах об институциональных механизмах для единой денежно-кредитной политики заложен принцип независимости Центрального банка от политического влияния. Выводы многочисленных теоретических исследований, а также обширный эмпирический опыт показывают, что независимость Центрального банка способствует поддержанию ценовой стабильности.

Статья 108 Договора устанавливает важный принцип независимости Центрального банка. При осуществлении своих полномочий и выполнении возложенных на них задач и обязанностей ни ЕЦБ, ни НЦБ, ни члены их руководящих органов не имеют права испрашивать или получать инструкции от учреждений или органов Сообщества, от правительства любого государства-члена или любого другого органа.

Учреждениям и органам  Сообщества, правительствам государств-членов также вменяется в обязанность соблюдать данный принцип и не пытаться оказывать влияние на членов руководящих органов ЕЦБ.

Имеются также и другие гарантии независимости Евросистемы и руководящих органов ЕЦБ. Например, ЕЦБ ведет свою собственную систему счетов, раздельно с Европейским Сообществом. У ЕЦБ имеется собственный бюджет, а его капитал формируется за счет подписанных обязательств и выплат НЦБ стран Еврозоны. Продолжительные сроки пребывания в должности членов Совета управляющих и невозможность назначения членов

Исполнительного совета на второй срок также способствуют сведению к минимуму вероятности политического влияния на отдельных членов руководящих органов ЕЦБ. Кроме того, независимость Евросистемы также обеспечивается положением Договора, запрещающим центральному банку в той или иной   форме выдавать кредиты государственному сектору.

В Договоре также содержатся положения о том, что усилия по достижению ценовой стабильности должны подкрепляться единой политикой в отношении обменных курсов. Хотя Договором предусматривается, что решения по вопросам валютной политики принимаются совместно Советом ЭКОФИН и ЕЦБ, его положения направлены на то, чтобы валютная  политика в полной мере отвечала главной цели единой денежно-кредитной политики.

Во-первых, в Статье 4 Договора прямо говорится о том, что главная цель как единой денежно-кредитной политики, так  и политики области обменных курсов состоит в поддержании ценовой стабильности.

Информация о работе Европейский Центральный Банк