Европейский центральный банк

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 08:08, курсовая работа

Краткое описание

Валютная интеграция как экономическое явление появилась в середине XIX века, когда было образовано сразу несколько валютных союзов. В то же время, наибольшее значение данное явление приобрело в современном мире, в эпоху роста глобализации и ужесточения конкуренции на мировых рынках. Многие страны мира в настоящее время стремятся к валютной интеграции, стремясь реализовать себя в качестве значимых игроков на мировых рынках и укрепить курсы национальных валют.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 65.61 Кб (Скачать)

     Введение 

     Валютная  интеграция как экономическое явление  появилась в середине XIX века, когда  было образовано сразу несколько  валютных союзов. В то же время, наибольшее значение данное явление приобрело  в современном мире, в эпоху роста глобализации и ужесточения конкуренции на мировых рынках. Многие страны мира в настоящее время стремятся к валютной интеграции, стремясь реализовать себя в качестве значимых игроков на мировых рынках и укрепить курсы национальных валют.

     В мировой практике можно выделить несколько форм валютной интеграции, любая из которых имеет свои положительные и отрицательные стороны. В процессе валютной интеграции страны – участницы соглашения проходят несколько этапов развития валютного союза, который во многих работах предстает высшей формой валютной интеграции, однако, по мнению ряда авторов, не является «панацеей от всех бед».

     Формирование  и развитие Европейского союза (ЕС) – это интеграция западноевропейских стран в политическом, экономическом, культурном аспектах. Этот процесс продолжается и сегодня: Евросоюз постоянно расширяется. И хотя не все члены ЕС перешли в настоящий момент на евро, многие из этих стран собираются присоединиться к валютному союзу в ближайшее десятилетие. Основной целью образования Европейского союза (ЕВИ) стало создание единого рынка для более чем 370 миллионов европейцев, обеспечивающего свободу перемещения людей, товаров, услуг и капитала. Среди целей создания Европейского валютного союза можно выделить такие как облегчение взаиморасчетов, между странами участниками, стабилизация валютных курсов, а также появление единой крепкой и устойчивой европейской валюты, которая бы смогла на равных конкурировать с долларом на мировых рынках.

     В соответствии с Маастрихтским договором  и специальными Протоколами, к нему приложенными началось создания валютного  союза со своими институтами. В ходе интеграционных процессов (ЕВИ) прекратил  свое существование и уступил  место новым структурным институтам. Таковыми стали Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) и Европейский центральный банк (ЕЦБ). Одновременно вступил в силу приложенный к Маастрихтскому договору Протокол об Уставе ЕСЦБ и ЕЦБ. Этот Протокол определял цели и задачи ЕСЦБ, внутреннюю структуру и организацию, порядок функционирования и контроль, систему органов ЕСЦБ, статус ЕЦБ и их юрисдикцию.

     Основной  целью ЕСЦБ провозглашается поддержание  стабильности цен и оказание поддержки  общей экономической политики. 

 

      1. Предпосылки и  история создания  Европейского Центрального  банка

 

     Завершение  создания экономического и валютного союза (ЭВС) и введение единой валюты в Западной Европе является одним из наиболее значительных событий в мировой экономике на рубеже веков, которое, несомненно, оказало серьезное влияние, как на европейскую, так и на международную экономику в целом.

     С появлением единой европейской валюты в мировой экономике фактически складывается еще одна крупнейшая валютная зона, которая распространила свое влияние и на многие страны за пределами ЕС. Определение целей и путей создания экономического и валютного союза в Западной Европе было закреплено в тексте Маастрихтского договора об образовании Европейского союза. Этот исторический договор был одобрен главами государств и правительств ЕС на сессии Европейского совета 10–11 декабря 1991 г. и подписан 7 февраля 1992 г. в г. Маастрихт (Нидерланды). Маастрихтский договор, вступивший в силу 1 ноября 1993 г., предусматривал на только создание экономического и валютного союза, но и формирование союза политического. Фактически только после подписания этого договора страны ЕС перешли к проведению общей экономической и финансовой политики, конечной целью которой было объявлено введение единой валюты. Договор предусматривал поэтапный график ее введения и устанавливал общие правила в сфере государственного бюджета, инфляции, процентных ставок для всех членов будущего валютного союза. В процессе построения ЭВС в качестве главных стратегических целей были названы «независимая единая денежно-кредитная политика, направленная на поддержание ценовой стабильности, и создание единого внутреннего рынка, предполагающего полное снятие ограничений на перемещение капиталов»

     В соответствии с достигнутыми между  странами ЕС договоренностями, процесс  продвижения к валютному союзу  ЕС распался на три фазы:

     Подготовительная  – до 1 января 1996 года, в ходе которой страны-участницы сняли взаимные ограничения на движение платежей и капиталов и начали стабилизацию своих государственных финансов по критериям, установленным ЕС как «пропускные» для членства в валютном союзе.

     Организационная – до 31 декабря 1998 года, нацелена на завершение окончательной стабилизации государственных финансов и на формирование правовой и институциональной базы валютного союза.

     Реализационная  – до 1 января 2003 года, реализация плана  введения евро в безналичный, а затем  и в наличный оборот стран –  участниц соглашения с полной заменой  единой валютой национальных валют. 

     2. Правовые аспекты  функционирования  Европейского валютного  института и Европейского  центрального банка

     европейский банк правовой валютный

     Европейский валютный институт (ЕВИ), занимался  проработкой правовых, организационных, материально-технических мер для  создания на его базе Европейского центрального банка (ЕЦБ). ЕВИ координировал  также денежно-кредитную политику участников Союза. В задачи ЕВИ входило  представление этой структуры к  моменту создания ЕСЦБ. Поэтому одной  из главных задач ЕВИ явилось  подготовка базы ЕСЦБ для того, чтобы  она смогла функционировать с  самого начала третьей (реализационной) стадии.

     Действуя  в соответствии с определенными  в Соглашении задачами, ЕВИ занимался, в частности:

  • подготовкой ряда инструментов и процедур для проведения единой валютной политики в будущей области евро и анализом возможных валютных политик;
  • дальнейшее упорядочивание сбора, подготовки и распространения в европространстве статистической информации, касающейся финансов, банковского дела, платежных балансов и прочей финансовой информации;
  • развитием структуры, обеспечивающей проведение обменных операций с валютными резервами стран-участниц, принимающих участие в европространстве;
  • повышением эффективности международных платежей и операций с ценными бумагами с целью поддержки интеграции еврорынка, особенно в плане развития технической инфраструктуры (система TARGET). Организации таких процессов, чтобы международные платежи проходили так же гладко, как и платежи внутри страны;
  • разработкой наличных евро, включая дизайн и техническое описание.

     Так же, с целью дальнейших приготовлений  к организации Европейской системы  Центральных банков (ЕСЦБ), что зафиксировано  в Соглашении о Европейской Системе Центральных Банков и Европейском Центральном Банке (Соглашение о ЕСЦБ), которое приложено к Уставу, в задачи ЕВИ входило:

  • разработка согласованных правил и стандартов в бухгалтерии для обеспечения подготовки сводного баланса в ЕСЦБ для получения внутренних и внешних отчетов;
  • определение необходимой информации и поддержка систем коммуникации для поддержки деятельности, которую будет осуществлять ЕСЦБ;
  • идентификация возможных путей поддержки ЕСЦБ политик, проводимых властями, для обеспечения стабильности кредитных институтов и финансовой системы.

     ЕВИ также помогал в подготовке законодательства Сообщества и национальных законодательств в плане перехода к третьей стадии. В частности, касательно валютного и финансового законодательств, включая уставы национальных центробанков.

     Кроме этого, ЕВИ сотрудничал с другими  европейскими органами при подготовке к переходу к третьей стадии. В  частности, либо в соответствии с  регламентом Соглашения, либо по запросам Европейского Совета, он предоставлял отчеты о:

  • сценариях перехода на единую валюту;
  • координации политик валютных и обменных курсов между европространством и другими государствами-членами;
  • прогрессе, сделанном государствами-членами в плане окончательного выполнения их обязательств для участия в Экономическом и Валютном Союзе (приведении в соответствие экономической и законодательной баз).

     В соответствии с требованиями, установленными законом, ЕВИ регулярно отчитывался о проводимой работе. Обычно это делалось в годовых отчетах, которые публиковались в 94–97 годах. Более того, в январе 1997 года ЕВИ опубликовал отчет, где приводились спецификации и структура ЕСЦБ для проведения единой валютной политики, как того требовал Устав. В Уставе последняя дата, к которой такой отчет должен быть опубликован, определялась как 31 декабря 1996 года. Еще три раза были опубликованы отчеты, в которых приводились текущие достижения в области конвергенции экономик. Ряд других публикаций затрагивает вопросы валютной политики, политики обменных курсов, платежей и рынка ценных бумаг, статистики, банкнот и перехода на евро.

     В конце концов, при поддержке национальных центробанков, в ЕЦБ были представлены результаты работы по выработке концепций и их детализации вместе со всеми внутренними документами, одобренными Советом ЕВИ.

     Твердые основы, заложенные ЕВИ, помогли руководящим  органам ЕЦБ в оставшееся время  развить его в сильную организацию  для обеспечения ценовой стабильности в европространстве, что обеспечило необходимые условия поддержания экономического роста.

     Одновременно  принимались просто революционные  законы. Например, национальным центральным  банкам запрещалось финансировать  госсектор, прямо приобретать долги  государства, отменялся привилегированный  доступ госсектора к ресурсам финансовых институтов.

     Вводилась «оговорка об отказе от поручительств». То есть один член ЕС не мог больше принимать  на себя и переуступать обязательства  госсектора в другой стране ЕС. Ужесточался  контроль за исполнением бюджетов в государствах Союза. Инициировались национальные законодательства, гарантировавшие уставную независимость ЦБ от местных правительств. В мае 1998 года главы государств и советов министров приняли решение об эмиссии евро (пока в безналичной форме) и о странах, где начнется ее обращение. В июне 1998 года во Франкфурте-на-Майне приступил к работе Европейский центральный банк. 

     3. Организационная  структура Европейской  системы центральных  банков и Европейского центрального банка 

     Как уже ранее отмечалось, в рамках ЕС был создан наднациональный Европейский  центральный банк (ЕЦБ) и действующая  под его руководством Европейская  система центральных банков (ЕСЦБ), в которую входят национальные центральные  банки стран-членов Европейского союза (ЕС). Национальные центральные банки  являются единственными держателями  капитала ЕЦБ. Собственный капитал  ЕЦБ к началу его деятельности был определен в размере 5 млрд ЭКЮ. В дальнейшем по решению Совета управляющих он может увеличиться. Страновое распределение долей в капитале ЕЦБ основано на удельном весе каждой страны-члена в ВВП и населении ЕС. 

     Доли  центральных банков стран ЕС в  капитале ЕЦБ

НЦБ Доля в капитале в (%) Внесено в (EUR)
Центрального банка Белгии (Nationale Bank van Belgiл/Banque Nationale de Belgique) 2,4256 139 730 384,68
Центрального  банка Германии (Deutsche Bundesbank) 18,9373 1 090 912 027,43
Центрального банка Ирландии (Central Bank and Financial Services Authority of Ireland) 1,1107 63 983 566,24
Центрального  банка Греции (Bank of Greece) 1,9649 113 191 059,06
Центрального  банка Испании (Banco de Espaсa) 8,3040 478 364 575,51
Центрального  банка Франции (Banque de France) 14,2212 819 233 899,48
Центрального  банка Италии (Banca d'Italia) 12,4966 719 885 688,14
Центрального  банка Кипра (Central Bank of Cyprus) 0,1369 7 886 333,14
Центрального  банка Люксембурга (Banque centrale du Luxembourg) 0,1747 10 063 859,75
Центрального банка Мальты (Bank Ċentrali ta’ Malta/Central Bank of Malta) 0,0632 3 640 732,32
Центрального  банка Нидерландов (De Nederlandsche Bank) 3,9882 229 746 339,12
Центрального  банка Австрии (Oesterreichische Nationalbank) 1,9417 111 854 587,70
Центрального  банка Португалии (Banco de Portugal) 1,7504 100 834 459,65
Центрального  банка Словении (Banka Slovenije) 0,3288 18 941 025,10
Центрального  банка Словакии (Nбrodnб banka Slovenska) 0,6934 39 944 363,76
Центрального  банка Финляндии (Suomen Pankki – Finlands Bank) 1,2539 72 232 820,48
Всего: 69,7915 4 020 445 721,56

Информация о работе Европейский центральный банк