Европейский центральный банк

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 08:08, курсовая работа

Краткое описание

Валютная интеграция как экономическое явление появилась в середине XIX века, когда было образовано сразу несколько валютных союзов. В то же время, наибольшее значение данное явление приобрело в современном мире, в эпоху роста глобализации и ужесточения конкуренции на мировых рынках. Многие страны мира в настоящее время стремятся к валютной интеграции, стремясь реализовать себя в качестве значимых игроков на мировых рынках и укрепить курсы национальных валют.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 65.61 Кб (Скачать)

     Как уже подчеркивалось выше, кроме общих  целей и задач элементы ЕСЦБ объединены и жесткой иерархической структурой правоотношений, складывающейся между  национальными центральными банками  государств-членов и ЕЦБ. Роль национальных центральный банков внутри ЕСЦБ прекрасно показывается в статьях 9.2, 12.1, 14.3. и 34 Статута в соответствии с которыми, они обязаны действовать в рамках нормативных актов, принимаемых ЕЦБ. При этом, наибольшее значение приобретают нормативные акты ЕЦБ, принимаемы внутри самой системы. К таким нормативным актам относятся основные ориентиры, принимаемые Управляющим советом, указания, принимаемые исключительно Исполнительным комитетом, а также внутренние решения, принимаемые обоими этими органами. Поскольку эти правовые акты обязательны только для ЕЦБ и национальных центральных банков, перешедших на третий этап ЭВС, они не дают никаких прав и не накладывают никаких обязанностей на иные третьи лица. В свою очередь, невыполнение национальными центральными банками государств-членов, перешедших на третий этап ЭВС, основных ориентиров и указаний может привести к рассмотрению такого невыполнения в Суде ЕС. Различия между основными ориентирами и указаниями заключаются не только в органах, которые их принимают, но и в тех вопросах, которым они посвящены. Основные ориентиры являются юридическими актами, предназначенными для определения и закрепления политики ЕСЦБ. Они содержат основные рамочные положения и основные правила, которые должны выполняться как ЕЦБ, так и национальными центральными банками. В качестве примера основных ориентиров, принятых Управляющим советом, можно привести Основные ориентиры Европейского Центрального Банка от 1 декабря 1998 года о требованиях к статистической отчетности Европейского Центрального Банка в области баланса платежей и статистики международных инвестиционных позиций (ЕСВ/1998/17).

     В отличие от основных ориентиров, указания, принимаемые Исполнительным комитетом, предназначены для обеспечения  выполнения основных ориентиров и решений  Управляющего совета и содержат конкретные детальные указания национальным центральным  банкам.

     Внутренние  решения принимаются как Управляющим  советом, так и Исполнительным комитетом  в сферах своей компетенции. Они  имеют юридическую силу внутри ЕСЦБ и посвящены вопросам административного  и организационного характера. Примером такого внутреннего решения может  являться Решения Европейского Центрального Банка от 3 ноября 1998 года в отношении  публичного доступа к документации и архивам Европейского центрального банка (ECB/1998/12).

     Кроме того, в соответствии со ст. 31. Статута при осуществлении своей деятельности национальные центральные банки должны соблюдать лимит резервных активов в иностранной валюте, устанавливающийся ЕЦБ или просить согласия ЕЦБ на изменения этого критерия.

     Отметим, что доминирование ЕЦБ и правоотношений, складывающихся в рамках ЕСЦБ, сказывается  и в том, что для вхождения  в зону евро государствам-членам пришлось изменить правовое положение своих  центральных банков таким образом, чтобы гарантировать своим центральным  банкам достаточную степень независимости, предусмотренной в Статуте ЕСЦБ, а также для того, чтобы они  могли выполнять свои обязанности  в рамках ЕСЦБ. Это дало возможность некоторым ученым говорит о «прямой гармонизации» правового положения центральных банков. В результате, практически все государства-члены приняли либо, новые законы о центральных банках (Бельгия в марте 1999 г., Финляндия в марте 1998 г., Нидерланды в 1998 г.), либо изменили свои уже существующие (ФРГ в 1997 г., Ирландия в 1998 г., Франция в мае 1998 г., Греция в 1998 г., Португалия в 1998 г., Испания в 1994 г., Швеция в 1998 г.). Для того, чтобы осуществить такое изменение правового положения национальных центральных банков и обеспечить законность выполнения принятых на себя обязательств в рамках ЭВС, ряду государств-членов пришлось внести соответствующие изменения в свои конституционные документы (Франция, ФРГ, Соединенное Королевство (Акт о Европейских Сообществах с соответствующими изменениями и Акт о Банке Англии), Финляндия, Португалия, Швеция). Кроме того, даже государства-члены, до сих пор не определившиеся с вопросом о присоединении к третьему этапу Экономического и валютного союза, приняли нормативные акты, направленные в сторону большей независимости своих центральных банков (Акт о Банке Англии 1997 года). Наконец, для успешного перехода на третий этап ЭВС в Люксембурге законом от 23 декабря 1998 года, впервые в истории этой страны был образован центральный банк.

     Статут  ЕЦБ предусматривает и доминирование ЕЦБ над национальными центральными банками и в международных отношениях. Так в соответствии со ст. 6.1 Статута именно ЕЦБ принимает решение о том, каким образом будет представлена ЕСЦБ на международной арене, а ст. 6.2. Статута говорит о том, что национальные центральные банки могут участвовать в международных валютных органах только с согласия ЕЦБ. Самому же ЕЦБ такого согласия ни от кого не требуется. Национальные банки не могут самостоятельно выходить за рамки полномочий, предоставленных им Статутом. Для того чтобы они могли выполнять иные функции, Управляющий совет ЕЦБ должен решить двумя третями своих голосов, что они не расходятся с целями и задачами ЕСЦБ (ст. 14.4 Статута). Но и такие функции выполняются ими под свою ответственность и не рассматриваются как часть функций ЕСЦБ.

     В довершение картины отметим, что  ЕЦБ обладает возможностью принуждать национальные центральные банки  к выполнению ими своих обязанностей. Это возможность проистекает  из положений ст. 35.6 Статута, дающей ЕЦБ право обращаться с такими исками в Суд ЕС. При этом некоторые ученые отмечают похожесть этого права ЕЦБ на права Комиссии ЕС в отношении государств-членов ЕС в соответствии со ст. 226 Договора.

     Хотелось  бы еще раз повторить, что сама по себе, без ЕЦБ и национальных центральных банков государств-членов, Европейская Система Центральных  Банков не существует и не может  существовать. Соответственно цели и  задачи ЕСЦБ являются не более, чем целями и задачами отношений, складывающихся между ЕЦБ и национальными центральными банками государств-членов. Тот же факт, что в соответствии со ст. 8 Статута и ст. 107 (3) Договора именно руководящие органы ЕЦБ – Управляющий совет и Исполнительный комитет, осуществляют управление всей Европейской Системой Центральных Банков означает, что цели и задачи ЕСЦБ реализуются ЕЦБ и национальными центральными банками под руководством органов ЕЦБ и именно ЕЦБ посредством своих руководящих органов играет главенствующую роль в этих отношениях. При этом, управляющие национальных центральных банков, являющиеся членами Управляющего совета, представляют в нем, по крайней мере de jure самих себя, а не свои национальные центральные банки. 
 

 

      Заключение 

     Основной  институционной структурой, созданной  Европейским Сообществом, которая  определяет и осуществляет единую денежную политику Европейского Сообщества и  отвечает за эмиссию евро является Европейская Система Центральных Банков (ЕСЦБ). Она состоит из Европейского Центрального Банка (ЕЦБ) и центральных банков государств-членов ЕС. Все центральные банки государств-членов ЕС являются неотъемлемой частью ЕСЦБ.

     Европейский Центральный Банк является руководящим  органом ЕСЦБ. Его функциями являются разработка и осуществление единой валютной политики государств-членов ЕС, перешедших на евро, разработка решений и принятие нормативных актов, необходимых для реализации задач ЕСЦБ, консультирование институтов Европейского Сообщества и органов государств-членов ЕС, по вопросам своей компетенции, ведение статистической отчетности, представление ЕСЦБ в международных организациях, эмиссия банкнот евро, осуществление валютных операций ЕСЦБ совместно с центральными банками государств-членов, составление и опубликование ежегодного доклада о деятельности ЕСЦБ и финансового отчёта ЕСЦБ, выполнение задач в сфере разумного контроля над кредитными организациями, а также обеспечение функционирования Механизма обменных курсов. ЕЦБ является независимым институтом и не подчиняется другим органам ЕС.

     Высшим  органом ЕЦБ является Управляющий  совет, состоящий из членов Исполнительного  комитета ЕЦБ и управляющих центральными банками государств-членов, перешедших на евро, который принимает наиболее важные решения, включая определение  единой валютной политики ЕС. Постоянное руководство деятельностью ЕЦБ  осуществляется Исполнительным комитетом, который состоит из Президента ЕЦБ, Вице-президента ЕЦБ и четырех  других членов. До тех пор, пока не все  государства-члены ЕС перешли на евро, для взаимодействия с центральными банками таких государств в ЕЦБ  существует Генеральный совет, в  который входят члены Исполнительного  комитета ЕЦБ, а также управляющие  всех центральных банков государств-членов ЕС.

     ЕЦБ входит в Европейскую систему  Центральных Банков, куда так же включены крупнейшие и наиболее стабильные центральные банки Европы – Национальный банк Бельгии, Бундесбанк, Банк Греции, Банк Испании, Банк Франции, валютный институт Люксембурга.

     Выше  нами был рассмотрен состав и функции  ЕЦБ, а также показана роль, которую  играют ЕЦБ. Двухлетний опыт работы ЕСЦБ показывает, что, несмотря, на достаточную  сложность такой системы ЕСЦБ оказалась вполне работоспособной. Однако, такой срок является достаточно небольшим. Насколько институциональные особенности ЕСЦБ позволят Европейскому Сообществу приспособиться к меняющейся экономической ситуации, эффективно осуществлять единую денежную политику Сообщества и хотя бы частично гармонизировать экономические циклы государств-членов покажет лишь будущее. 

     Размещено на Allbest.ru

Информация о работе Европейский центральный банк