Европейский центральный банк

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 08:08, курсовая работа

Краткое описание

Валютная интеграция как экономическое явление появилась в середине XIX века, когда было образовано сразу несколько валютных союзов. В то же время, наибольшее значение данное явление приобрело в современном мире, в эпоху роста глобализации и ужесточения конкуренции на мировых рынках. Многие страны мира в настоящее время стремятся к валютной интеграции, стремясь реализовать себя в качестве значимых игроков на мировых рынках и укрепить курсы национальных валют.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 65.61 Кб (Скачать)
 

     Совет управляющих, заседания которого проходят по четвергам во Франкфурте, состоит  из членов Правления ЕЦБ и глав национальных центральных банков стран-участниц Европейского экономического и валютного  союза (ЕЭВС).

     Совет Управляющих не подчинен ни национальным органам, ни органам Евросоюза. Совет  управляющих принимает решения  по общей денежно-кредитной политике Еврозоны простым большинством голосов, при этом каждый член Совета имеет  один голос. В случае равенства решающий голос имеет председатель ЕСЦБ.

     В декабре 2008 года ЕЦБ отложит планировавшееся  на январь 2009 года введение системы  разделения голосов для Управляющего совета, определяющего политику центробанка, и дождется момента, когда евро в качестве национальной валюты примут более 18 стран.

     В заявлении ЕЦБ говорилось что: «Управляющий совет решил продолжить использование  нынешней модели голосования и ввести ротационную систему только с  того момента, когда число управляющих  и президентов национальных банков еврозоны превысит 18 человек», –.

     Это заявление означает, что ЕЦБ сохранит свою нынешнюю систему «одна страна-один голос». ЕЦБ, вероятно, перейдет на ротационную систему не раньше 2012–2013 годов.

     Основным  мотивом введения ротационной системы  является стремление сохранить нормальную работу процесса принятия решений Управляющим  советом и не дать ему стать  чересчур громоздким по мере расширения еврозоны.

     Согласно  нормативной базе ЕЦБ новая система  должна была вступить в силу с 1 января 2009 года, когда Словакия стала 16-м членом еврозоны, однако «лазейка» в уставе позволила центробанку воспользоваться возможностью отложить нововведение до того момента, как количество членов еврозоны увеличится до 19.

     Когда новая система начнет функционировать, нынешняя система «одна страна-один голос» изменится на многоярусную систему голосования, при которой страны еврозоны будут сначала поделены на две группы, а впоследствии – на три группы, при этом страны в каждой группе будут по очереди не участвовать в голосовании.

     На  данный момент все страны могут участвовать  в обсуждениях, а решения обычно принимаются в результате достижения консенсуса, а не формального голосования.

     Когда количество членов достигнет 18, голосование  будет проходить по двум группам. Пять крупнейших стран – Германия, Франция, Италия, Испания и Нидерланды – поделят между собой 4 голоса, а оставшиеся 14 стран поделят  еще 11 голосов.

     Когда число участников достигнет 22, страны будут разделены на 3 группы: пять крупнейших стран получат 4 голоса, 11–14 стран второй группы – 8 голосов, 6–8 стран третьей группы – 3 голоса.

     Эта система заимствована у ФРС США, Комитет по операциям на открытом рынке которой включает в себя 7 членов Управляющего совета ФРС, президента ФРБ Нью-Йорка, и 4 из 11 глав ФРБ, которые сменяются каждый год на ротационной основе.

     Для принятия специальных решений, то есть решений относительно участия отдельных  стран-участниц в капитале и резервах, порядка распределения прибыли, определения веса голосов в Совете ЕЦБ в зависимости от размера  долей капитала национальных центральных  банков, требуется либо квалифицированное  большинство (то есть как минимум  две трети применительно к  долям капиталов в ЕЦБ, причем присутствовать должны как минимум  половина держателей капитала), либо единогласное решение.

     Правление

     Основные  обязанности Правления сводятся к проведению денежно-кредитной  политики в соответствии с решениями, принятыми Советом управляющих, разработке директив для национальных центральных банков в соответствии с полномочиями, которые были возложены  на Правление Советом управляющих. Правление состоит из председателя, заместителя председателя и четырех  членов, которые выбираются главами  государств и правительств ЕС по рекомендации соответствующих министров экономики  и финансов.

     Правление: Жан-Клод Трише, Гертруде Тумпел-Гугерел, Витор Констанцио, Лоренцо Бини Смаги, Хосе Мануел Гонсалес-Парамо, Юрген Щарк.

     Все члены Правления назначаются  на 8-летний невозобновляемый срок. В целях обеспечения преемственности и непрерывности функционирования члены Правления первого состава получили назначения на различные сроки пребывания в должности – от 4 до 8 лет. С 1 января национальные центральные банки стран-участниц ЕЭВС утратили независимость в проведении денежно-кредитной политики, и, войдя в состав ЕСЦБ, стали подотчетны ЕЦБ. Они призваны, прежде всего, обеспечить функционирование ЕСЦБ в целом. Главы национальных центральных банков, являясь членами Совета управляющих, участвуют в выработке и принятии решений по вопросам денежно-кредитной политики.

     Генеральный совет

     Национальные  центральные банки стран ЕС, не входящих в ЕЭВС, являются членами  ЕСЦБ с ограниченным статусом и не принимают участия в процессе выработки решений по вопросам общей  денежно-кредитной политики Еврозоны и по проведению в жизнь этих решений.

     В Генеральном совете ЕСЦБ представлены все национальные центральные банки  стран ЕС (на сегодня их 27), в его  состав входят также председатель и  вице – председатель ЕЦБ.

     Персональный  состав Генерального совета ЕЦБ:

  1. Жан-Клод Трише Председатель ЕЦБ
  2. Витор Констанцио Заместитель председателя ЕЦБ
  3. Ги Каден Управляющий Центрального банка Бельгии (Nationale Bank van Belgiл / Banque Nationale de Belgique)
  4. Иван Искров Управляющий Болгарского народного банка
  5. Мирослав Сингер Управляющий Центрального банка Чехии (Иeskб nбrodnн banka)
  6. Нилс Бернщайн Управляющий Центрального банка Дании (Danmarks Nationalbank)
  7. Аксел А. Вебер Президент, Центрального банка Германии (Deutsche Bundesbank)
  8. Андрес Липсток Управляющий Центрального банка Эстонии (Eesti Pank)
  9. Патрик Хонахън Управляющий Центрального банка Ирландии (Сentral Bank and Financial Services Authority of Ireland
  10. Георгиос Провопулос Управляющий Центрального банка Греции (Bank of Greece)
  11. Мигел Фернандес-Ордоньес Управляющий Центрального банка Испании (Banco de Espaсa)
  12. Кристиан Ноайе Управляющий Центрального банка Франции (Banque de France)
  13. Марио Драги Управляющий Центрального банка Италии (Banca d'Italia)
  14. Атанасиос Орфанидис Управляющий Центрального банка Кипра (Central Bank of Cyprus)
  15. Илмар Римшевич Управляющий Центрального банка Латвии (Latvijas Banka)
  16. Рейнолдиус Саркинас Председатель Центрального банка Литвы (Lietuvos bankas)
  17. Ив Мерш Управляющий Центрального банка Люксембурга (Banque centrale du Luxembourg)
  18. Андраш Шимор Президент Центрального банка Венгрии (Magyar Nemzeti Bank)
  19. Майкъл C. Бонело Управляющий Центрального банка Мальты. (Central Bank of Malta)
  20. Ноут Велинк Президент Центрального банка Нидерландов (De Nederlandsche Bank)
  21. Евалд Новотни Управляющий Центрального банка Австрии (Oesterreichische Nationalbank)
  22. Марек Белка Президент, Центрального банка Польши (Narodowy Bank Polski)
  23. Карлуш Коща Управляющий Центрального банка Португалии (Banco de Portugal)
  24. Мугур Изареску Управляющий Центрального банка Румынии (Banca Naюionalг a Romвniei)
  25. Марко Кранец Управляющий Центрального банка Словении (Banka Slovenije)
  26. Йозеф Макух Управляющий Центрального банка Словакии (Nбrodnб banka Slovenska)
  27. Ерки Лийканен Управляющий Центрального банка Финляндии (Suomen Pankki – Finlands Bank)
  28. Стефан Ингвес Управляющий Центрального банка Швеции (Sveriges Riksbank).

     Генеральному  совету переданы полномочия, которые  ранее были в компетенции Европейского валютного института, в том числе  вопросы предоставления статистической отчетности и установление валютных курсов не входящих в Еврозону стран  ЕС по отношению к евро. Этот орган  будет существовать, пока все страны ЕС не присоединятся к ЕЭВС.

     Президент Европейского центрального банка одновременно является председателем всех трех его  руководящих органов: Совета Управляющих, Исполнительной Дирекции и Генерального Совета; при этом в двух первых случаях  он располагает решающим голосом  в случае равного распределения  голосов. Кроме того, Президент представляет ЕЦБ во внешних организациях или  назначает доверенное лицо для этой роли. По отношению к третьим лицам  он, по законодательству, представляет ЕЦБ.

     Национальные  центральные банки стран-участниц являются неотъемлемой частью Европейской  системы центральных банков и  действуют в соответствии с указаниями и инструкциями ЕЦБ.

     В организации деятельности Европейского центрального банка широко и успешно  используется институт кураторов, при  котором каждый из шести членов Исполнительной Дирекции курирует определенное направление  деятельности Европейского центрального банка.

     Совет Управляющих ЕЦБ уполномочен  разрабатывать кредитно-денежную политику, а Исполнительная Дирекция – претворять ее в жизнь. В той мере, в какой  это возможно и целесообразно, Европейский центральный банк прибегает к использованию возможностей Национальных центральных банков.

     В период разработки и создания ЕСЦБ подготовительные работы проводились, в частности, тремя комитетами и  шестью специализированными рабочими группами, объединяющими представителей Национальных центральных банков и  Европейского Валютного Института. Этот опыт тесного сотрудничества продолжается внутри ЕСЦБ с необходимыми изменениями.

     Под руководством Совета Управляющих работают тринадцать Комитетов:

  • Комитет внутренних аудиторов;
  • Комитет по банкнотам;
  • Бюджетный комитет;
  • Комитет внешней коммуникации;
  • Комитет бухгалтерского учета и денежных доходов;
  • Юридический комитет;
  • Комитет по рыночным операциям;
  • Комитет по денежно-кредитной политике;
  • Комитет международных отношений;
  • Статистический комитет;
  • Комитет банковского надзора;
  • Комитет информационных систем;
  • Комитет платежно-расчетных систем.

     Посредниками, позволяющими Европейскому центральному банку проводить в жизнь стран-участниц ЕЭВС единую денежно-кредитную политику, являются его уполномоченные контрагенты. Кредитные учреждения, отобранные для  этой цели, обязаны соответствовать  ряду критериев:

  • в условиях обязательного резервирования круг уполномоченных контрагентов ограничен только теми кредитными учреждениями, которые создали минимальные резервы;
  • в противном случае круг возможных уполномоченных контрагентов распространяется на все кредитные учреждения, расположенные в «зоне евро». ЕЦБ имеет право на не дискриминационной основе отказывать в праве доступа кредитным учреждениям, которые по характеру своей деятельности не могут быть полезными при проведении кредитно-денежной политики;
  • финансовое положение уполномоченных контрагентов должно быть проверено национальными властями и найдено удовлетворительным (это положение не распространяется на филиалы организаций, штаб-квартиры которых находятся за пределами европейского экономического пространства);
  • контрагенты должны отвечать любым специфическим операционным критериям, установленным Национальными центральными банками или ЕЦБ.

     Уполномоченные  контрагенты получают доступ к возможностям Европейской системы центральных  банков только через Национальный центральный  банк того государства – участника  ЕЭВС, в котором они расположены. НЦБ собирают заявки на участие в  операциях Европейского центрального банка и передают эти данные в  центральный компьютер ЕЦБ во Франкфурте. На основе собранных заявок ЕЦБ определяет рыночную цену ресурсов и спускает соответствующие инструкции Национальным центральным банкам, которые  и распределяют операции среди контрагентов. С учетом возможностей современных  информационных технологий даже сравнительно небольшие организации могут  участвовать в операциях ЕСЦБ. В случае необходимости тендеры могут проводиться в течение часа на основе электронного обмена информацией.

     Европейская система центральных банков имеет  право отказать в доступе к  инструментам кредитно-денежной политики по соображениям надежности или в  случае грубого или неоднократного нарушения контрагентом своих обязательств. При отборе участников специализированных операций применяются и некоторые  дополнительные критерии. 

Информация о работе Европейский центральный банк