Европейский центральный банк

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 08:08, курсовая работа

Краткое описание

Валютная интеграция как экономическое явление появилась в середине XIX века, когда было образовано сразу несколько валютных союзов. В то же время, наибольшее значение данное явление приобрело в современном мире, в эпоху роста глобализации и ужесточения конкуренции на мировых рынках. Многие страны мира в настоящее время стремятся к валютной интеграции, стремясь реализовать себя в качестве значимых игроков на мировых рынках и укрепить курсы национальных валют.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 65.61 Кб (Скачать)
tify">     4. Цели и задачи  Европейского центрального  банка 

     Главной целью ЕСЦБ, как это определено в Статье 2 Устава ЕСЦБ, является поддержание  ценовой стабильности. ЕСЦБ будет  в рамках главной задачи – обеспечения  ценовой стабильности – оказывать  поддержку экономической политике стран Еврозоны для достижения общих  целей, стоящих перед Евросоюзом, Основные задачи, возлагаемые на ЕСЦБ, зафиксированы в Статье 3 Устава ЕСЦБ. К ним относятся:

  • разработка и проведение денежно-кредитной политики ЕЭВС;
  • проведение обменных операций с иностранными валютами;
  • управление официальными инвалютными резервами стран ЕЭВС;
  • обеспечение бесперебойного функционирования расчетных систем;
  • содействие компетентным ведомствам в проведении пруденциального контроля над кредитными институтами и обеспечение стабильности всей финансовой системы.

     В основных документах сравнительно четко  определены валютные функции и операции, осуществляемые ЕЦБ, положения, касающиеся финансовой отчетности, проведения ревизий, формирования капиталов, критериев подписки на капитал, заграничных операций банка и распределения валютных доходов национальных центральных банков.

     ЕЦБ может заниматься обычными для центральных  банков операциями: предоставлением  кредитов, в том числе под залог  ценных бумаг, финансовым институтам и  операциями на открытом рынке с различными финансовыми инструментами, выраженными  в любой валюте, в том числе  в валюте стран, не входящих в ЭВС, а также с драгоценными металлами. Такие же операции могут вести  национальные центральные банки, руководствуясь при этом общими принципами, которые  разрабатывает ЕЦБ.

     В круг полномочий ЕЦБ входит установление минимальных резервных требований для кредитных институтов стран-членов ЭВС. Речь идет о средствах, которые  эти институты обязаны держать  в ЕЦБ и национальных центральных  банках. В случаях нарушения этих требований ЕЦБ имеет право прибегать  к штрафам и другим санкциям.

     Чистая  прибыль ЕЦБ распределяется следующим  образом: сумма, определяемая Советом  управляющих и не превышающая 20 % чистой прибыли, переводится в общий резервный фонд. При этом соблюдается правило, согласно которому эта сумма не может превышать 100 % уставного капитала. Оставшаяся чистая прибыль распределяется между акционерами ЕЦБ пропорционально оплачиваемой ими доли капитала. При этом следует иметь в виду, что единственными акционерами ЕЦБ являются только национальные центральные банки. В случае убытков они восполняются либо за счет общего резервного фонда, куда переводится получаемая прибыль, и в случае необходимости из валютной прибыли соответствующего финансового года в пропорции и в пределах сумм, распределенных между национальными центральными банками.

     ЕЦБ наделяется значительными полномочиями в правовой сфере. Ему предоставлено  право принятия регламентов, необходимых  для решения задач, стоящих перед ЕСЦБ и ЕЦБ. Он может также принимать решения и давать рекомендации и заключения. Регламенты являются нормативно-правовыми актами общего характера, которые обязательны во всех своих частях для государств-членов и, как и любые иные регламентарные акты, имеют прямое действие. Решения – это правовые акты индивидуального характера, обязательные для тех субъектов права, коим они адресованы. Рекомендации и заключения обязательной силы не имеют. Наделение ЕЦБ правами и полномочиями в сфере издания нормативно-правовых актов неизбежно порождает как следствие возможность распространения на эти действия ЕЦБ контроля со стороны Суда ЕС. Функции, осуществляемые в данном случае Судом ЕС, могут затрагивать, во-первых, толкование актов, касающихся функционирования ЕЦБ, во-вторых, рассмотрение исков, которые могут быть предъявлены ЕЦБ в связи с его финансово-хозяйственной деятельностью и осуществлением распорядительных функций. По общему правилу споры между ЕЦБ, с одной стороны, его кредиторами и дебиторами, либо с иными лицами – с другой, рассматриваются компетентными национальными судами.

     Национальные  банки несут ответственность в соответствии с национальным законодательством. Решение ЕЦБ о возбуждении дела в Суде принимается Советом управляющих или по его уполномочию дирекцией. Суд может также рассматривать дела о договорной и внедоговорной ответственности на основании арбитражной оговорки, содержащейся в контракте, заключенном ЕЦБ или от его имени, независимо от того, регулируется ли этот контракт публичным правом. К юрисдикции Суда ЕС отнесено рассмотрение споров, касающихся выполнения национальными центральными банками обязательств, вытекающих из учредительных договоров и Устава. В случае если ЕЦБ считает, что национальные центральные банки не выполнили обязательств, он составляет обоснованное заключение, которое предоставляется заинтересованному национальному центральному банку Последний может изложить свои замечания по поводу заключения. Однако если ЕЦБ настаивает на своем заключении национальный банк не выполняет его рекомендаций в установленные сроки, то соответствующий спор может быть передан на рассмотрение Суда ЕС.

     Устав ЕЦБ предусматривает значительную децентрализацию деятельности Европейской  системы центральных банков, с  тем, чтобы такие операции, как  РЕПО и валютные интервенции, самостоятельно осуществлялись Национальными центральными банками. Каждый из них может также  самостоятельно определять, какие активы коммерческих банков приемлемы в  качестве залога.

     Европейский центральный банк и Национальные центральные банки не имеют права  на кредитование (в любой форме) межгосударственных (в системе ЕЭС), государственных, региональных и местных органов  власти и организаций, действующих  на основе государственного права. Это, однако, не распространяется на государственные  кредитные институты, которые в  данном случае рассматриваются так  же, как частные кредитные институты.

     Роль  ЕСЦБ в осуществлении банковского  надзора достаточно ограничена. Система  должна лишь вносить вклад в организованное проведение соответствующих мероприятий, и может предлагать свои рекомендации по сферам действия применимого здесь  законодательства и порядку его  применения. Устав ЕСЦБ включает в  себя положения, дающие ей право и  на более прямое участие в банковском надзоре, однако такая передача полномочий потребовала бы единогласного решения  Совета ЕЭС.

     ЕЦБ консультирует Совет Европы или  правительства стран-участников ЕЭС  по всем проектам в части, входящей в его компетенцию: по вопросам денежного  обращения, платежно-расчетным средствам, национальным центральным банкам, статистическим данным, платежно-расчетным системам, стабильности кредитных организаций, финансовых рынков и т.д.

     Для должного использования инструментов денежной политики они должны опираться  на достоверную и сопоставимую статистику. Из этого вытекает задача по сбору  статистически данных. Это в особенности  касается финансовых и банковских данных, необходимых, например, для расчета  базы резервных требований, а также  статистики цен, коль скоро она связана  с выполнением упоминавшейся конечной цели денежной политики ЕСЦБ. В частности, в системе уже появились частично гармонизированные индексы потребительских цен.

     В пределах, не наносящих ущерба главной  цели своего существования – поддержания  стабильности цен, Европейская система  центральных банков призвана поддерживать и общую экономическую политику внутри Европейского экономического и  валютного союза. 

     5. Доминирование Европейского центрального банка и правоотношений, складывающихся в рамках Европейской системы центральных банков 

     Как широко известно, основной структурой, в рамках которой происходит функционирование всех «валютных» компонентов Экономического и Валютного Союза и которая  определяет и осуществляет единую денежную политику Европейского Сообщества, в  соответствии с Договором об учреждении Европейского Сообщества является Европейская  Система Центральных Банков (ЕСЦБ), которая появилась в соответствии со ст. 8 Договора.

     В соответствии со ст. 107 Договора, ЕСЦБ состоит из Европейского Центрального Банка (ЕЦБ) и национальных центральных банков государств-членов. Эта статья дополняется положениями ст. 14 (3) Статута Европейской Системы Центральных Банков и Европейского Центрального Банка, гласящей, что национальные центральные банки являются неотъемлемой частью ЕСЦБ. ст. 8 Статута гласит, что основным принципом организации ЕСЦБ является то, что ее функционирование обеспечивается органами ЕЦБ, наделенными правом принимать решения. Вообще, как это отмечается некоторыми учеными, «Европейский Центральный Банк является основой Европейской Системы Центральных Банков». Важнейшими особенностями ЕСЦБ является то, что управление ЕСЦБ осуществляется органами управления ЕЦБ, полномочия ЕСЦБ тоже осуществляются ЕЦБ, а также то, что в отличие от ЕЦБ и национальных центральных банков государств-членов, ЕСЦБ не является юридическим лицом.

     Отсутствие  у ЕСЦБ юридического статуса, собственных  независимых органов управления и возможности самостоятельного осуществления полномочий позволило  выдвинуть несколько точек зрения на правовую природу ЕСЦБ и превалирующую  роль ЕЦБ.

     Одна  из точек зрения говорит о том, что ЕСЦБ является системой юридических  лиц (центральных банков), управляемой  общими целями, задачами и правилами. Слово «Система» в понятии  Европейская Система Центральный  Банков должно пониматься «не как  обозначение юридического лица, но как выражение, обозначающее ЕЦБ  и национальные центральные банки  в качестве составных частей некоего  образования, которое управляется  собранием целей, задач и правил». Такая трактовка позволяет избежать очевидного противоречия между принципами централизации и децентрализации. В такой системе, с одной стороны, гарантируется централизация процесса принятия решений, необходимая для  проведения единой денежной политики, а, с другой стороны, дозволяется  децентрализация операций, которые  осуществляются во исполнение единой денежной политики либо ЕЦБ, либо национальными  центральными банками.

     Авторитетный  комментарий к Договору о Европейском  Сообществе под редакцией Кэмпбелла говорит что: «Европейская Система Центральных Банков представляет собой соединение ЕЦБ и национальных центральных банков. Но лишь ЕЦБ является юридическим лицом. ЕСЦБ управляется органами ЕЦБ. Другими словами ЕСЦБ представляет собою не более, чем накидку, наброшенную на ЕЦБ, и не несущую никакого значения, кроме семантической маскировки иерархии, установленной между ЕЦБ и национальными центральными банками.»

     Большинство ученых не признают за ЕСЦБ какой-либо самостоятельной и только ей одной  присущей сущности или функции. Мы можем  говорить о ЕСЦБ, как о названии системы определенных отношений, складывающихся между ЕЦБ и национальными  центральными банками в рамках достижения ими целей и задач, поставленных перед ЕСЦБ. При этом, господствующая роль в этих отношениях принадлежит ЕЦБ, а национальные центральные банки государств-членов играют в ней достаточно подчиненную роль. Это позволяет говорить о том, что «Существующие национальные центральные банки становятся отделениями ЕЦБ со статусом аналогичным индивидуальным федеральным резервным банкам внутри Федеральной резервной Системы». При этом, подчиненная роль национальных органов по отношению к органам ЕС вообще характерна для правоотношений между государствами-членами ЕС и институтами ЕС. Так Маклаков В.В. отмечал, что «нельзя не видеть, что органы государств-членов находятся в подчиненном положении по отношению к органам ЕС». Такое понимание ЕСЦБ дает нам возможность как не отделять ее от ЕЦБ и национальных центральных банков, ибо без них ЕСЦБ ничего не представляет, так и подчеркивать то, ради чего и было создано название ЕСЦБ – единая и упорядоченная система взаимоотношений между ЕЦБ и национальными центральными банками государств-членов.

     Ст. 105 (1) Договора и дословно повторяющая ее ст. 2 Статута четко определяет цель создания ЕСЦБ. Главной из них является поддержание стабильности цен. Осуществляя все остальные свои цели и выполняя свои функции, ЕСЦБ, прежде всего, должна заботиться о выполнении этой задачи. Только не вступая в противоречие со своей основной целью, ЕСЦБ должна осуществлять свою вторую цель – поддержку общей экономической политики Сообщества с целью достижения задач Сообщества, изложенных в ст. 2 Договора. ЕСЦБ должна реализовывать эти цели, исходя из принципов открытой рыночной экономики со свободной конкуренцией, принципов, изложенных в ст. 4 Договора, а также, поощряя эффективное распределение ресурсов.

     Для выполнения этих целей перед ЕСЦБ ставятся такие задачи как: определение  и проведение в жизнь валютной политики Сообщества; ведение международных  обменных операций в соответствии с  положениями ст. 111 Договора; владение и распоряжение официальными резервами иностранной валюты государств-членов; содействие правильному функционированию системы платежей; помощь в проведении компетентными органами политики разумного надзора за кредитными учреждениями и за стабильностью финансовой системы.

Информация о работе Европейский центральный банк