Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 04:44, курсовая работа
Деньги – это неотъемлемая и существенная часть финансовой системы каждой страны. Называются ли они долларами, рублями, фунтами или франками, деньги служат средством оплаты, средством сохранения стоимости и единицей счета во всех, кроме самых начальных экономических системах.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДЕНЕГ…………...5
Сущность и необходимость денег………………………………………...……5
1.2 Функции денег…………………………………………………………………...8
1.3 Виды денег ……………………………………………………………………..11
2. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ…...17
2.1 Возникновение финансов……………………………………………………...17
2.2 Финансы как экономическая категория. Признаки финансов………………18
2.3 Сущность и функции финансов…………...…………………………………..20
3. РОЛЬ ДЕНЕГ И ФИНАНСОВ НА СОВРЕМЕННОМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ ЭТАПЕ………………………………………………..……24
3.1 Роль денег на современном этапе……………………………………..………24
3.2 Роль финансов в экономической системе……………………………….……26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………33
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….34
Деньги не всегда сопровождают движение товаров или услуг. Собственник денежных средств может передавать их другим лицам на условиях платности и возврата по истечении определенного времени. В таком случае возникают кредитные отношения.
Работник, нанимаясь и
трудясь на предприятии, получает заработную
плату. В таком случае между работником
и работодателем также
Во всех перечисленных случаях имеют место денежные отношения, для которых общей характеристикой является возмездность (эквивалентность). Если ты платишь деньги - получаешь товар; если выполняешь определенную работу - получаешь заработную плату; если берешь деньги в кредит - платишь процент и т.п. Однако такая возмездность характерна не для всех денежных отношений. Выделяется особая группа денежных отношений, для которой характерным является преимущественно неэквивалентное движение денег. Именно эта группа денежных отношений и представляет собой финансовые отношения.
«Обособление части денежных
отношений в особую категорию
«финансы» связано с появлением
такого важного субъекта хозяйственной
жизни, как государство. Государству
для выполнения своих функций
всегда были необходимы денежные средства,
которые формировались в
Государство изымало через налоги денежные средства. Но в каждом конкретном случае, для каждого налогоплательщика, будь то хозяйствующий субъект или гражданин, установить прямую связь между тем, сколько ты отдал и сколько получил взамен от государства в виде общественных благ, было невозможно. В таком случае возникали неэквивалентные денежные отношения, основу которых составляли уже не столько экономические, сколько меры правового, принудительного характера.
В результате этих отношений формировались централизованные денежные фонды государства. Эти фонды государство использовало на финансирование армии, содержание госаппарата, осуществление экономической и социальной политики. По мере того, как возрастала роль государства, расширялись, прежде всего, его экономические функции, рос объем централизованных денежных фондов государства. Сегодня в бюджетах большинства развитых стран сосредоточено до половины всего национального ВВП.
В результате перераспределения формировались не только централизованные фонды государства, но и децентрализованные денежные фонды хозяйствующих субъектов и граждан (домашних хозяйств). Фирмы, реализовав продукцию и уплатив налоги, получали денежные средства, которые они уже могли использовать по своему усмотрению. Граждане, работники, получив заработную плату и уплатив налоги, также получали в свое распоряжение денежные средства, которые использовали для удовлетворения своих потребностей.
Так происходило обособление
части денежных средств и выделение
особой группы денежных отношений, которая
функционировала исключительно
на стадии распределения и
Таким образом, «финансы как
экономическая категория
В современном понимании
финансы представляют собой систему
денежных отношений по поводу формирования,
распределения и использования
централизованных денежных средств
государства в целях выполнения
его функций, а также децентрализованных
средств хозяйствующих
При этом необходимо иметь в виду следующие обстоятельства.
Первое. Уровень и состояние финансов во многом определяются тем, как обстоят дела в реальном секторе производства. Это обусловлено производным характером финансов и тем обстоятельством, что финансы - это лишь часть денежных отношений, возникающих на стадии перераспределения созданного продукта. Поэтому от того, каков объем созданного в обществе продукта, зависит и объем финансовых средств, которым реально могут располагать государство, хозяйствующие субъекты и граждане.
Второе. Финансы, будучи категорией перераспределения, существенно отличаются от других стоимостных категорий, которые в условиях рыночного хозяйства также выполняют функции перераспределения (цена, кредит). Если такие денежные категории, как цена, заработная плата, прибыль, кредит, обусловлены системой экономических отношений и наличием товарного производства, то финансы как категория перераспределения, порождена самим фактом наличия государства.
Третье. Хотя финансы связаны с перераспределением созданного продукта, они оказывают свое влияние на весь ход воспроизводственного процесса, главным образом через налоги и государственное финансирование.
Финансы как экономическая категория - это особая группа денежных отношений, обладающих одновременно следующими признаками:
- это денежные отношения, связанные с перераспределением созданного общественного продукта;
- их наличие обусловлено существованием государства как органа управления;
- это отношения, которые опосредуют преимущественно неэквивалентное денежное движение;
- основой их существования и формирования является сфера материального производства;
- они оказывают существенное влияние на весь ход воспроизводственного процесса, главным образом через налоги и государственное финансирование.
Сущность финансов наиболее полно проявляется через их функции. Финансы выполняют три основные функции: распределительную, регулирующую и контрольную.
«Распределительная функция
финансов связана с
Созданный в обществе валовой внутренний продукт (ВВП) за вычетом потребленных в процессе производства средств производства проходит первичное распределение, результатом которого является формирование доходов основных участников сферы материального производства. Однако этого недостаточно для того, чтобы общественное хозяйство в целом могло развиваться и нормально функционировать. Возникает необходимость перераспределения созданного продукта, которое обусловлено:
· Наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой материальный продукт не создается (образование, здравоохранение, оборона и т.п.);
· Дифференциацией доходов различных групп населения, которая неизбежна в условиях рыночной экономики;
· Неравномерностью развития отдельных территорий и отраслей хозяйства.
В итоге перераспределения формируются доходы государства; доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы; население получает дополнительные денежные средства через социальные выплаты; территории и предприятия - дополнительные ресурсы для развития. Таким образом, вторичные доходы формируют конечные пропорции использования национального дохода и играют важную роль в сбалансированном развитии отдельных отраслей хозяйства и территорий, обеспечении достойного уровня жизни широких слоев населения.
«Регулирующая функция
финансов проявляется через
Основными инструментами, которые при этом используются, являются следующие:
1. налоги, которые могут как сокращать, так и стимулировать предпринимательскую деятельность и частное потребление;
2. государственные расходы,
которые побуждают фирмы или
работников производить те или
иные товары и услуги, а также
социальные выплаты,
3. регулирование или контроль,
посредством принятия
4. установление предельных цен на некоторые товары и услуги (главным образом в отраслях естественных монополий).
Современное государство, увеличивая
объем государственных
Активно использовать финансы
в качестве средства регулирования
экономики правительства
Контрольная функция финансов
тесно связана с
«Финансовому контролю подлежит деятельность всех участников финансовых отношений как на микро-, так и на макроуровне. Он охватывает сферу бюджетных отношений (контроль за правильностью составления бюджета, целевым использованием бюджетных средств и средств внебюджетных фондов, своевременностью уплаты процентов по долгам государства и т.п.).
Финансовый контроль осуществляется
и в отношении хозяйствующих
субъектов. Для частных предприятий
он связан с контролем в части
полноты и своевременности
Объектом контрольной
функции финансов являются финансовые
показатели деятельности предприятий,
организаций, учреждений. Повышение
эффективности финансового
Финансовый контроль является деятельностью особых контролирующих органов. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.
Общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления (Президент и Правительство, Федеральное Собрание, Министерство финансов. Министерство по налогам и сборам и др.). Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности. Общегосударственный финансовый контроль также проводят законодательные органы власти, финансовые, налоговые, кредитные учреждения, госкомитеты, министерства и ведомства, отделы местных органов власти. Важнейшей функцией законодательных органов является контроль за состоянием финансов, расходованием государственных средств, проверке соблюдения финансового законодательства в части своевременности и полноты выполнения всеми хозяйствующими субъектами и гражданами обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, кредитной системой, а также взаимных расчетов и платежей между предприятиями и организациями.
Информация о работе Деньги и финансы в современной социально-экономической системе