Деньги и финансы в современной социально-экономической системе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 04:44, курсовая работа

Краткое описание

Деньги – это неотъемлемая и существенная часть финансовой системы каждой страны. Называются ли они долларами, рублями, фунтами или франками, деньги служат средством оплаты, средством сохранения стоимости и единицей счета во всех, кроме самых начальных экономических системах.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДЕНЕГ…………...5
Сущность и необходимость денег………………………………………...……5
1.2 Функции денег…………………………………………………………………...8
1.3 Виды денег ……………………………………………………………………..11
2. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ…...17
2.1 Возникновение финансов……………………………………………………...17
2.2 Финансы как экономическая категория. Признаки финансов………………18
2.3 Сущность и функции финансов…………...…………………………………..20
3. РОЛЬ ДЕНЕГ И ФИНАНСОВ НА СОВРЕМЕННОМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ ЭТАПЕ………………………………………………..……24
3.1 Роль денег на современном этапе……………………………………..………24
3.2 Роль финансов в экономической системе……………………………….……26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………33
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….34

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 121.56 Кб (Скачать)

Деньги не всегда сопровождают движение товаров или услуг. Собственник  денежных средств может передавать их другим лицам на условиях платности  и возврата по истечении определенного  времени. В таком случае возникают  кредитные отношения.

Работник, нанимаясь и  трудясь на предприятии, получает заработную плату. В таком случае между работником и работодателем также возникают  денежные отношения.

Во всех перечисленных  случаях имеют место денежные отношения, для которых общей  характеристикой является возмездность (эквивалентность). Если ты платишь деньги - получаешь товар; если выполняешь определенную работу - получаешь заработную плату; если берешь деньги в кредит - платишь процент и т.п. Однако такая возмездность характерна не для всех денежных отношений. Выделяется особая группа денежных отношений, для которой характерным является преимущественно неэквивалентное движение денег. Именно эта группа денежных отношений и представляет собой финансовые отношения.

«Обособление части денежных отношений в особую категорию  «финансы» связано с появлением такого важного субъекта хозяйственной  жизни, как государство. Государству  для выполнения своих функций  всегда были необходимы денежные средства, которые формировались в основном за счет перераспределения созданного продукта, через налоги. Само наличие  государства обязывало граждан  и хозяйствующих субъектов отдавать часть своих доходов на общие  нужды. Так возникли денежные отношения, которые нельзя в полной мере назвать  эквивалентными».

Государство изымало через  налоги денежные средства. Но в каждом конкретном случае, для каждого налогоплательщика, будь то хозяйствующий субъект или гражданин, установить прямую связь между тем, сколько ты отдал и сколько получил взамен от государства в виде общественных благ, было невозможно. В таком случае возникали неэквивалентные денежные отношения, основу которых составляли уже не столько экономические, сколько меры правового, принудительного характера.

В результате этих отношений  формировались централизованные денежные фонды государства. Эти фонды  государство использовало на финансирование армии, содержание госаппарата, осуществление  экономической и социальной политики. По мере того, как возрастала роль государства, расширялись, прежде всего, его экономические  функции, рос объем централизованных денежных фондов государства. Сегодня  в бюджетах большинства развитых стран сосредоточено до половины всего национального ВВП.

В результате перераспределения  формировались не только централизованные фонды государства, но и децентрализованные денежные фонды хозяйствующих субъектов  и граждан (домашних хозяйств). Фирмы, реализовав продукцию и уплатив  налоги, получали денежные средства, которые  они уже могли использовать по своему усмотрению. Граждане, работники, получив заработную плату и уплатив  налоги, также получали в свое распоряжение денежные средства, которые использовали для удовлетворения своих потребностей.

Так происходило обособление  части денежных средств и выделение  особой группы денежных отношений, которая  функционировала исключительно  на стадии распределения и перераспределения  совокупного продукта. Именно она  и получила название финансов.

Таким образом, «финансы как  экономическая категория представляют собой часть денежных отношений, которые опосредуют неэквивалентное движение денег, возникают на стадии перераспределения созданного продукта и связаны с наличием государства как органа управления.

В современном понимании  финансы представляют собой систему  денежных отношений по поводу формирования, распределения и использования  централизованных денежных средств  государства в целях выполнения его функций, а также децентрализованных средств хозяйствующих субъектов  и домашних хозяйств с целью обеспечения  условий их расширенного воспроизводства».

При этом необходимо иметь  в виду следующие обстоятельства.

Первое. Уровень и состояние финансов во многом определяются тем, как обстоят дела в реальном секторе производства. Это обусловлено производным характером финансов и тем обстоятельством, что финансы - это лишь часть денежных отношений, возникающих на стадии перераспределения созданного продукта. Поэтому от того, каков объем созданного в обществе продукта, зависит и объем финансовых средств, которым реально могут располагать государство, хозяйствующие субъекты и граждане.

Второе. Финансы, будучи категорией перераспределения, существенно отличаются от других стоимостных категорий, которые в условиях рыночного хозяйства также выполняют функции перераспределения (цена, кредит). Если такие денежные категории, как цена, заработная плата, прибыль, кредит, обусловлены системой экономических отношений и наличием товарного производства, то финансы как категория перераспределения, порождена самим фактом наличия государства.

Третье. Хотя финансы связаны с перераспределением созданного продукта, они оказывают свое влияние на весь ход воспроизводственного процесса, главным образом через налоги и государственное финансирование.

Финансы как экономическая  категория - это особая группа денежных отношений, обладающих одновременно следующими признаками:

- это денежные отношения, связанные с перераспределением созданного общественного продукта;

- их наличие обусловлено существованием государства как органа управления;

- это отношения, которые опосредуют преимущественно неэквивалентное денежное движение;

- основой их существования и формирования является сфера материального производства;

- они оказывают существенное влияние на весь ход воспроизводственного процесса, главным образом через налоги и государственное финансирование.

 

 

    1. Сущность и функции финансов

 

Сущность финансов наиболее полно проявляется через их функции. Финансы выполняют три основные функции: распределительную, регулирующую и контрольную.

 «Распределительная функция  финансов связана с распределением  стоимости произведенного общественного  продукта, формированием у субъектов  экономических отношений доходов  и накоплений, с созданием фондов  денежных средств. В результате  перераспределения образуются вторичные  или производные доходы».

Созданный в обществе валовой  внутренний продукт (ВВП) за вычетом  потребленных в процессе производства средств производства проходит первичное распределение, результатом которого является формирование доходов основных участников сферы материального производства. Однако этого недостаточно для того, чтобы общественное хозяйство в целом могло развиваться и нормально функционировать. Возникает необходимость перераспределения созданного продукта, которое обусловлено:

· Наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой  материальный продукт не создается (образование, здравоохранение, оборона  и т.п.);

· Дифференциацией доходов  различных групп населения, которая неизбежна в условиях рыночной экономики;

· Неравномерностью развития отдельных территорий и отраслей хозяйства.

В итоге перераспределения  формируются доходы государства; доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы; население получает дополнительные денежные средства через социальные выплаты; территории и предприятия - дополнительные ресурсы для развития. Таким образом, вторичные доходы формируют конечные пропорции использования национального дохода и играют важную роль в сбалансированном развитии отдельных отраслей хозяйства и территорий, обеспечении достойного уровня жизни широких слоев населения.

 «Регулирующая функция  финансов проявляется через воздействие  государства на экономическое  развитие (поведение хозяйствующих  субъектов, развитие отдельных  территорий и отраслей) посредством  финансовых рычагов».

 Основными инструментами,  которые при этом используются, являются следующие:

1. налоги, которые могут как сокращать, так и стимулировать предпринимательскую деятельность и частное потребление;

2. государственные расходы,  которые побуждают фирмы или  работников производить те или  иные товары и услуги, а также  социальные выплаты, обеспечивающие  определенный уровень доходов  некоторым слоям населения;

3. регулирование или контроль, посредством принятия соответствующих  законов, определенных видов экономической  деятельности, вплоть до запрещения  некоторых из них;

4. установление предельных  цен на некоторые товары и  услуги (главным образом в отраслях  естественных монополий).

Современное государство, увеличивая объем государственных капитальных  вложений, способствует повышению спроса, расширению инвестиций и росту объемов  промышленного производства. Выделяя  ассигнования на военные цели, государство  предъявляет спрос не только на военную  технику, но и на промышленную продукцию, оборудование, сырье, стимулирует научные  исследования. Финансируя инфраструктуру, государство способствует сокращению издержек частных компаний. Посредством  налогов оно может ограничивать частное потребление отдельных  видов товаров (например, алкоголя, табачных изделий), а, варьируя разницей между доходами и расходами бюджета, государство способно поддерживать тот или иной баланс между накопленным  и действительно применяемым  в производстве капиталом.

Активно использовать финансы  в качестве средства регулирования  экономики правительства развитых стран начали со времени Великой  депрессии 1929-1933 гг. Главным идеологом  и основоположником теории и практики регулирования экономики путем  использования государственных  финансов в ХХ столетии является английский экономист Дж. Кейнс, сформулировавший теорию государственных финансов, представляющую собой важнейшую составную часть кейнсианской (неокейнсианской) экономической теории.

Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной  функцией. Нельзя сказать, что контроль осуществляется только после того, как произошло распределение  и перераспределение совокупного  продукта и образовались централизованные и децентрализованные денежные фонды. Контрольная функция проявляется  уже в ходе распределения ВВП  по соответствующим фондам и представляет собой контроль за тем, насколько правильно было осуществлено формирование этих фондов. Кроме того, контрольная функция проявляется в ходе проверки расходования средств по их целевому назначению.

«Финансовому контролю подлежит деятельность всех участников финансовых отношений как на микро-, так и на макроуровне. Он охватывает сферу бюджетных отношений (контроль за правильностью составления бюджета, целевым использованием бюджетных средств и средств внебюджетных фондов, своевременностью уплаты процентов по долгам государства и т.п.).

Финансовый контроль осуществляется и в отношении хозяйствующих  субъектов. Для частных предприятий  он связан с контролем в части  полноты и своевременности налоговых  платежей, правильности отражения затрат на производство и реализацию продукции, формирования и использования доходов  от предпринимательской деятельности. Для бюджетной сферы - это контроль за целевым использованием бюджетных средств, исполнением сметы расходов. Для частных лиц контроль связан со своевременностью и полнотой уплаты налогов с доходов, собственности».

Объектом контрольной  функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений. Повышение  эффективности финансового контроля во многом зависит от постановки дела на предприятии главными бухгалтерами, работниками финансовых отделов, достоверности  финансовой информации, соблюдения финансовой дисциплины, правильности ведения бухгалтерского учета и отчетности. Только при  таких условиях результаты финансового  контроля позволяют проанализировать и объективно оценить положение  дел и принять решения, направленные на корректировку хода воспроизводственного процесса.

Финансовый контроль является деятельностью особых контролирующих органов. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и  независимый (аудиторский) финансовый контроль.

Общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления (Президент и Правительство, Федеральное  Собрание, Министерство финансов. Министерство по налогам и сборам и др.). Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности. Общегосударственный финансовый контроль также проводят законодательные органы власти, финансовые, налоговые, кредитные учреждения, госкомитеты, министерства и ведомства, отделы местных органов власти. Важнейшей функцией законодательных органов является контроль за состоянием финансов, расходованием государственных средств, проверке соблюдения финансового законодательства в части своевременности и полноты выполнения всеми хозяйствующими субъектами и гражданами обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, кредитной системой, а также взаимных расчетов и платежей между предприятиями и организациями.

Информация о работе Деньги и финансы в современной социально-экономической системе