Денежно-кредитная система государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 08:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования данной курсовой работы является изучение роли кредита в становлении рыночных отношений.
Объектом исследования является кредит как экономическая категория.
Предметом исследования – значение кредита в рыночной экономике и какова его роль.
Задачи исследования: раскрыть понятие кредита; изучить роль кредита в становлении рыночных отношений; определить – какую роль занимает государство в регулировании денежно-кредитных отношений.

Оглавление

Введение 2
1. Сущность и формы кредита в экономической системе 4
1.1. Определение кредита в экономике 4
1.2. Функции и формы кредита 6
1.3. Значение и роль кредита в теории экономики 8
2. Денежно-кредитная система государства 10
2.1. Формы организации и функции Центральных банков 12
2.1.1. Пассивные операции центральных банков. 17
2.1.2. Активные операции центральных банков. 18
2.2. Денежная масса и её структура. Денежные агрегаты 19
2.3. Кредит как средство государственного регулирования экономики 23
2.4. Формы кредитного регулирования. 25
2.4.1. Рефинансирование коммерческих банков 25
2.4.2. Динамика ставки рефинансирования в России 27
2.4.3. Политика обязательных резервов 29
2.4.4. Политика количественных кредитных ограничений 31
Заключение 33
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

Моя курсовая.docx

— 163.99 Кб (Скачать)

   Способность банковской системы создавать денежные средства - это одна из причин, из-за которой государство должна так  жестко регулировать её деятельность. Использование чековых заменителей денег (векселей, чековых счетов и т. п.) имеет большое значение для получения национальной денежной системой независимости от внешнего влияния и, особенно, от внешних финансовых потрясений, которые в первую очередь являются результатом увязывания национальных валютных систем к мировой системе, и передаче денежных регуляторов в руки мировых финансовых кругов.

   Общеизвестен  тот факт, что товарный оборот прошёл в истории три этапа: натуральный  обмен, денежный обмен и кредитный  обмен. Последний сейчас является наиболее распространённым в мире. Он основывается на коммерческом кредите, который имеет особенность создавать деньги, а точнее - денежные обязательства, которые заменяют деньги, выполняют их функции. При таких условиях банковская практика сводится к оперированию денежными требованиями и обязательствами (а не дорогим денежным капиталом), до момента их взаимного погашения.

    1. Формы кредитного регулирования.
      1. Рефинансирование  коммерческих банков
 

   Термин  «рефинансирование» означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам разными путями. Наиболее типичный случай - переучет векселей, находящихся в портфелях коммерческих банков и операции на открытом рынке.

   Переучет  векселей долгое время был одним  из основных методов денежно-кредитной  политики центральных банков Западной Европы. Центральные банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.

   Векселя переучитываются по процентной ставке. Эту ставку переучета называют также официальной учетной (процентной) ставкой. Центральный банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк. Изменение официальной процентной ставки оказывает существенное влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности банков получить кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, т.к. происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.

   Также изменение официальной ставки центрального банка означает переход к новой  денежно-кредитной политике, то заставляет другие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность. Неэффективность использования данного метода заключается в следующем: этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность. Постепенно данный метод утратил свое значение и главным методом рефинансирования банков стали интервенции Центрального банка на денежном рынке, получившие название операций на открытом рынке. Этот метод кредитного регулирования заключается в том, что предоставление денежных средств банками происходит постоянно путем покупки государственных облигаций и казначейских векселей на сумму, зависящую от решения Центрального банка по ставке, которая может постоянно изменяться. Приобретение ценных бумаг или казначейских векселей у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, например, покупают казначейские векселя на условиях их обратного выкупа коммерческими банками по заранее установленному курсу, изменяют интенсивность своих операций и их частоту.

   Таким образом, этот метод кредитования коммерческих банков значительно отличается от переучетной  политики. Главное ее отличие - это  использование более гибкого  регулирования, поскольку объем  покупки векселей, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

   Операции  на открытом рынке впервые стали  активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с  наличием в этих странах развитого  рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования  получил широкое распространение  и в других западных странах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Динамика  ставки рефинансирования в России
 

   На  графике мы можем рассмотреть  динамику ставки рефинансирования. Так, если в 90-х годах эта ставка порой  превышала 100% из-за очень высокой инфляции, то в последние годы наблюдается динамика к снижению.

   Чем ниже ставка, тем надёжнее финансовая система  в стране, и тем доступнее заёмные средства.

   Соответственно, когда ставка рефинансирования невелика, то становятся доступны кредиты с  разумными процентными ставками. Следовательно, увеличиваются инвестиции, растет экономика, повышается инфляция. Чтобы инфляция не росла, Центральный банк РФ может приподнять ставку. И далее так и продолжается балансирование.

   Рассмотрим  наглядный пример. В 2008 году ставка рефинансирования поднималась ЦБ РФ для противодействия инфляции. Но благодаря экономическому кризису 2008-2009 – упал спрос на продукцию, а из-за этого инфляция уменьшилась примерно в 2 раза. Ограничивать инфляцию стало не так уж и нужно, а стимулировать экономический рост стало необходимо. В течение 2009 года ЦБ РФ снижал ставку  рефинансирования примерно 10 раз. А за первый квартал 2010 года ставка рефинансирования была понижена ещё 2 раза. И с 29 марта 2010 года ее уровень должен составить рекордные 8,25%.

      1. Политика  обязательных резервов
 

    Этот  метод кредитного регулирования  представляет собой хранение  части резервов коммерческих  банков в центральном банке.  Сумма хранения средств на  специальных счетах устанавливается  в определенном процентном соотношении от величины депозитов банка. Центральный банк периодически изменяет коэффициент, или норму, обязательных резервов в зависимости от складывающейся ситуации и проводимой ими политики. Повышение нормы означает замораживание большей чем раньше части ресурсов банка и приводит к ухудшению ликвидности последних, снижению их ликвидных возможностей, а снижение нормы обязательных резервов оказывает положительное воздействие на банковскую ликвидность, расширяет кредитные возможности учреждений и увеличивает денежную массу.

   Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством. К прямому ограничению страхования банки прибегают обычно в период усиления инфляционных процессов.

   Суть  этого метода регулирования заключается  в следующем: коммерческий банк не может  превышать норму выдачи кредитов, установленную центральным банком. На практике центральный банк определяет предельные темпы роста выдачи кредитов различным банкам страны. Нередко разным банкам устанавливаются разные темпы роста выдачи кредитов. Эффективность кредитной политики при этом повышается, т.к. государственные органы оказывают влияние не только на объем кредитов в целом, но и на их структуру.

   Политика  Центрального банка распространяется непосредственно на объекты его контроля - кредиты прочих банков, а не их ликвидность, как в случае использования косвенных методов регулирования. Этим также объясняется большая эффективность кредитных ограничений.

   Данный  метод регулирования имеет ряд  недостатков. Остановимся на наиболее важных из них. Во-первых, происходит ухудшение функционирования банковской системы в целом. Банковские учреждения должны выполнять предписания эмиссионного института в сфере активных операций. Т.е. зная заранее предельные размеры своей деятельности, банки не стремятся их превысить, поскольку это запрещено административно. Рынок оказывается как бы заранее разделенным между отдельными кредиторами. Получается, что контингентированием охвачены не только ссудные, но и заемные операции. В итоге кредитные ограничения мешают конкуренции в банковском деле, поскольку банк был вынужден заморозить дополнительную сумму ресурсов на беспроцентном счете в эмиссионном институте.

   Анализ  двух методов кредитного регулирования  показывает, что установление и изменение нормы обязательных резервов имеют свои достоинства и недостатки по сравнению с методами рефинансирования банков. Следует отметить, что принудительное установление обязательных резервов для коммерческих и иных банков является сугубо административным методом, в отличие от операций на открытом рынке, относящихся к рыночным методам регулирования.

   Если  рефинансирование влияет избирательно на банки, то политика обязательных резервов действует в целом в рамках всей кредитной системы. Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, например инвестиционные и другие специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, окажутся в преимущественном положении по сравнению с коммерческими банками, обладающими большими ресурсами.

   В последнее  время наблюдается тенденция  к уменьшению роли указанного метода кредитного регулирования. Об этом говорит  тот факт, что повсеместно происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена. Так, например, в США в 1960-е годы по бессрочным депозитам она снизилась с 16 до 12%, а по срочным сберегательным вкладам и вовсе была отменена.

      1. Политика  количественных кредитных  ограничений
 

    Этот  метод кредитного регулирования  представляет собой количественное  ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных  выше методов регулирования, контингентирование  кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия-заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты прежде всего своим традиционным клиентам - как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.

   Нужно отметить, что добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменен.

   В целом, можно сказать, что благодаря  эффективному регулированию денежно-кредитной политики, государство может добиться серьёзных результатов. В странах с развитой рыночной экономикой с широко разветвлёнными кредитными отношениями, которые опосредуют платежи, расчёты базируются на использовании оборотных документов (векселей, чеков), которые передаются из рук в руки почти так же свободно, как и деньги, и во многих случаях являются безопасными, удобными и простыми в использовании. Признанными процессом оборота бумагами они заменяют деньги, реальный денежный капитал и на этом экономят миллиардные суммы, которые направляют на инвестиции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение

 

   Роль  кредита в рыночной экономике  трудно переоценить. Кредит обеспечивает трансформацию денежного капитала в ссудный и выражает отношения между кредиторами и заемщиками. При его помощи свободные денежные капиталы и доходы предприятий, личного сектора и государства аккумулируются, превращаются в ссудный капитал, который передается за плату во временное пользование.

   Кредит  способен оказывать активное воздействие  на объем и структуру денежной массы, платежного оборота, скорость обращения денег.

   Переход России к рыночной экономике, повышение  эффективности ее функционирования, создание необходимой инфраструктуры невозможно обеспечить без использования и дальнейшего развития кредитных отношений.

   Подводя итоги по исследованию, можно следующим  образом определить роль кредита  в современной рыночной экономике.

   Как видно  из фактов, приведенных в данной работе, изобретение кредита является гениальным открытием человечества. Без кредитной поддержки невозможно обеспечить быстрое и цивилизованное становление предприятий малого и среднего бизнеса, внедрение других видов предпринимательской деятельности ни внутригосударственном и внешнем экономическом пространстве.

   Граждане, воспользовавшись кредитом, получают возможность направить полученные дополнительные ресурсы для расширения своего дела либо приблизить достижения своих потребительских целей, скорее получить в свое распоряжение вещи, предметы, ценности, которыми, не будь кредита, они могли бы владеть лишь в будущем.

Информация о работе Денежно-кредитная система государства