Денежно-кредитная система государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 08:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования данной курсовой работы является изучение роли кредита в становлении рыночных отношений.
Объектом исследования является кредит как экономическая категория.
Предметом исследования – значение кредита в рыночной экономике и какова его роль.
Задачи исследования: раскрыть понятие кредита; изучить роль кредита в становлении рыночных отношений; определить – какую роль занимает государство в регулировании денежно-кредитных отношений.

Оглавление

Введение 2
1. Сущность и формы кредита в экономической системе 4
1.1. Определение кредита в экономике 4
1.2. Функции и формы кредита 6
1.3. Значение и роль кредита в теории экономики 8
2. Денежно-кредитная система государства 10
2.1. Формы организации и функции Центральных банков 12
2.1.1. Пассивные операции центральных банков. 17
2.1.2. Активные операции центральных банков. 18
2.2. Денежная масса и её структура. Денежные агрегаты 19
2.3. Кредит как средство государственного регулирования экономики 23
2.4. Формы кредитного регулирования. 25
2.4.1. Рефинансирование коммерческих банков 25
2.4.2. Динамика ставки рефинансирования в России 27
2.4.3. Политика обязательных резервов 29
2.4.4. Политика количественных кредитных ограничений 31
Заключение 33
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

Моя курсовая.docx

— 163.99 Кб (Скачать)

   В настоящее  время расчеты между частными лицами, предприятиями и учреждениями производятся прежде всего с использованием чеков и кредитных карточек, применение которых предполагает движение денег в безналичной форме.

   Между двумя видами денег существует прямая связь: деньги одного вида могут легко  переходить в другой вид, и наоборот. Следует тем не менее отметить, что деньги, находящиеся на срочных и сберегательных вкладах в банках, сильнее отличаются от наличных денег, чем средства на текущих счетах: они почти не участвуют в расчетах, не могут быть превращены в банкноты по первому требованию вкладчика, выполняют функцию накопления. Поэтому данная часть денежной массы носит название “квазиденег”, то есть подобия денег.

   В настоящее  время банковский кредит стал в обычных  условиях одной из главных причин роста денежной массы в развитых странах. Чем быстрее растет объем  выданного кредита в стране, тем  быстрее увеличивается денежная масса. Западные экономисты рассматривают банковский кредит как важнейший эквивалент денежной массы и соответственно источник ее роста.

   Среди каналов эмиссии денег выделяется выпуск банкнот, но с этим можно согласиться  лишь с некоторыми оговорками. Во-первых, наличные деньги в настоящее время занимают небольшой удельный вес в общей сумме денежной массы в развитых странах. Во-вторых, изменился сам механизм эмиссии наличных денег. Зарплату в наличной форме в настоящее время получают от 1 до 5% занятых в хозяйстве.

   Известную роль в изменении денежной массы  в стране играет движение иностранных  капиталов. Например, интенсивный приток краткосрочных капиталов в страну может привести не только к активизации платежного баланса, но и вызвать увеличение денежной массы, что является одной из причин инфляционного процесса. Изменение индекса цен происходит на фоне соответствующего изменения кредита и денежной массы, и, получается, что между ростом объёмов кредита и ростом инфляции существует прямо пропорциональная зависимость.

   Из  всего вышесказанного можно заключить, что кредит в современном денежном обращении играет огромную роль, безналичные деньги все более вытесняют наличные. Именно на кредите основано функционирование экономики развитых стран и их денежное обращение. Именно кредит является фактором ускорения оборота денежных средств; перераспределяет их в народном хозяйстве.

  1. Денежно-кредитная  система государства

   Современная кредитно-денежная система представляет собой результат длительного  исторического развития и приспособления кредитных институтов к потребностям развития рыночной экономики. С институциональной  точки зрения, кредитно-денежная система  представляет собой комплекс валютно-финансовых учреждений, активно используемых государством в целях регулирования экономики.

   В современной  кредитной системе выделяют три  основных звена: Центральный банк; коммерческие банки; специализированные кредитно-финансовые институты.

   Особое  место в современной рыночной экономике занимают специализированные кредитно-финансовые институты, такие, как  пенсионные фонды, страховые компании, взаимные фонды, инвестиционные банки, ипотечные банки, ссудно-сберегательные ассоциации и т.п. Аккумулируя громадные денежные ресурсы, эти институты активно участвуют в процессе накопления и эффективного размещения капитала. Суммарные активы всех этих специализированных кредитно-финансовых учреждений США почти вдвое превышают активы коммерческих банков.

   Коммерческие  банки представляют собой главные  «нервные» центры кредитно-денежной системы Современный коммерческий банк является кредитно-финансовым учреждением универсального характера. На ранних этапах развития банковского дела коммерческие банки обслуживали преимущественно торговлю, кредитовали транспортировку, хранение и другие операции, связанные с товарным обменом. В настоящее время коммерческие банки способны предложить своим клиентам до 200 видов разнообразных банковских услуг. Конституирующие операции коммерческих банков подразделяют на пассивные (приём депозитов, то есть привлечение средств клиентов) и активные (выдача кредитов, то есть размещение средств). Прибыль банков формируется как разница между суммой процентов, уплачиваемых ими по депозитам.

   Кроме того, коммерческие банки осуществляют денежные платежи и расчеты, могут заниматься посредническими операциями (по поручению клиента на комиссионной основе), к которым относятся, например, обязательства по торговым сделкам или предоставление финансовых гарантий. Банки также осуществляют доверительные операции (то есть банки принимают на себя функции доверенного лица и выполняют в этом качестве операции по управлению имуществом, ценными бумагами клиентов). В последние десятилетия важной тенденцией в развитых странах стало дерегулирование финансовых рынков, выразившееся в смягчении или полной отмене ограничений и запретов в области финансовой деятельности. В частности, были отменены ограничения на территориальную экспансию банков, на предельный уровень тарифов и ставок по различным операциям, появилась возможность использования новых финансовых инструментов и новых видов обслуживания. Все это привело к резкому усилению конкуренции в банковском секторе экономики.

   Но  ведущую роль в кредитной системе  занимает Центральный банк, который относительно независим, но согласует с правительством проводимую кредитно-денежную политику, является монополистом в вопросах эмиссии денег и регулирует деятельность как коммерческий банков, так и специализированных кредитно-финансовых институтов.

    1. Формы организации и  функции Центральных банков

   Центральный банк занимает особое место в экономике  страны – это орган государственно-монопольного регулирования.

   Центральный банк – это правительственное  агентство, которое наблюдает за банковской системой и отвечает:

    - за выпуск денег;                             

   - проведение денежной политики;

   - содержание депозитов, представляющих резервы коммерческих банков;

   - проведение сделок, призванных облегчить проведение бизнеса и защитить общие интересы.

   Деятельность  центрального банка регламентируется инструкциями правительства.

   В ФРГ  и США функции центрального банка  выполняет Федеральная резервная система, состоящая из Совета управляющих и 12 федеральных резервных банков.

   Задачи  и права центрального банка регламентируются Законом о банках.

   Центральный банк по отношению к другим банкам выполняет роль «кредитора», регулятора учетной ставки, регламентирования норм обязательных резервов, контроля за деятельностью.  Эти банки не ведут кредитования населения, не конкурируют в сфере бизнеса, не стремятся к получению прибыли. Управляющие (президенты) Центральных банков назначаются правительством страны. Высшим органом управления центрального банка является Совет, включающий президента, вице-президента, директорат, президентов региональных банков. Президент Центрального банка во многих назначается президентом страны по предложению правительства (в России – избирается Думой по представлению президента). Зависимость Центрального банка от государства проявляется в росте цен.

   С точки  зрения собственности на капитал Центральные банки подразделяются на:

   - государственные, капитал которых принадлежит государству (например, центральные банки в Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде, России);

   - акционерные (например, США);

   - смешанные – акционерные общества, часть капитала которых принадлежит государству (в Японии, Бельгии).

   Некоторые Центральные банки были сразу образованы в качестве государственных (в ФРГ, России); другие создавались как акционерные, а затем национализировались (в Великобритании, Франции). Но независимо от того, принадлежит или нет капитал Центрального банка государству, исторически между банком и правительством сложились тесные связи, особенно усиливавшиеся на современном этапе. Правительство заинтересованно в надежности Центрального банка в силу особой роли последнего в кредитной системе страны, в проведении экономической политики правительства.

   Однако  тесные связи с государством не означают, что оно может безгранично влиять на политику Центрального банка. Независимо от принадлежности капитала центральный банк является юридически самостоятельным. Чаще всего он подотчетен либо законодательному, либо специальной банковской комиссии, образованной парламентом. Управляющий банка, которого могут назначать парламент, президент, правительство, монарх, не входит в состав правительства. Существенная степень независимости центрального банка является необходимым условием эффективности его деятельности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями правительства, озабоченного, скажем, приближение очередных выборов. Это особенно важно в плане ограничения возможностей правительства использовать ресурсы Центрального банка для покрытия бюджетного дефицита.

   В тоже время независимость Центрального банка от правительства имеет относительный характер в том смысле, что экономическая политика не может быть успешной без четкого согласования и тесной увязки ее основных элементов: денежно-кредитной и финансовой политики. В долгосрочном плане политика Центрального банка прямо определяется приоритетами макроэкономического курса правительства. В конечном счете, любой Центральный банк в той или иной степени сочетает черты банка и государственного органа.

   Традиционно Центральный банк выполняет четыре основные функции:        

   - осуществляет монопольную эмиссию банкнот;

   - является банком банков;

   - является банкиром правительства;

   - проводит денежно-кредитное регулирование и банковский надзор.

   За  Центральным банком как представителем государства законодательно закреплена эмиссионная монополия только в отношении банкнот, то есть общенациональных кредитных денег, которые являются общепризнанным окончательным средством погашения долговых обязательств. В некоторых странах Центральный банк монопольно осуществляет также эмиссию монет, но их чеканкой обычно занимается министерство финансов (казначейство). Банкноты составляют незначительную часть денежной массы промышленно развитых стран, поэтому функции эмиссионной монополии ЦБ несколько снижена, хотя банкнотная эмиссия по-прежнему необходима для платежей в розничной торговле и обеспечения ликвидности кредитной системы. Чем выше доля наличного обращения в стране, тем важнее значение банкнотной эмиссии. Следует иметь в виду, что монополия на эмиссию банкнот на современном этапе вовсе не означает ее жесткого контроля или увязки с целями денежно-кредитного регулирования.

   Главная задача денежно-кредитной политики – регулирование безналичной эмиссии, основным источником которой являются коммерческие банки. В то же время эмиссионная монополия превратила центральный банк в эмиссионно-кассовый центр банковской системы, поскольку обязательства Центрального банка (в форме, как банкнот, так и депозитов коммерческих банков) служат кассовым резервом любого коммерческого банка.

   Центральный банк не имеет дела непосредственно  с предпринимателями и населением. Его главной клиентурой являются коммерческие банки, выступающие как бы посредниками между экономикой и центральным банком. Последний хранит свободную денежную наличность коммерческих банков, т.е. их кассовые резервы. Исторически эти резервы помещались коммерческими банками в Центральный банк в качестве гарантийного фонда для погашения депозитов. В большинстве стран коммерческие банки обязаны хранить часть своих резервов в Центральном банке в соответствии с законом. Такие резервы называют обязательными банковскими резервами. Центральный банк устанавливает минимальное соотношение обязательных резервов с обязательствами банков по депозитам (норму обязательных резервов). Через счета, открываемые коммерческими банками в центральном банке, последний осуществляет урегулирование расчетов между ними. С внедрением электронных расчетных систем существенно снизилось значение традиционной для центрального банка функции расчетного центра банковской  системы. Принимая на хранение кассовые резервы коммерческих банков, Центральный банк оказывает им кредитную поддержку. Он является для коммерческих банков кредитором последней инстанции, т.е. кредитором на крайний случай. Обычно его кредиты предоставляются банкам по ставке более высокой, чем рыночная, и поэтому банки обращаются за поддержкой к Центральному банку только в случае отсутствия иной возможности получить кредит.

   Как отмечалось, независимо от принадлежности капитала Центральный банк тесно связан с государством. В качестве банкира правительства Центральный банк выступает как его кассир и кредитор, в нем открыты счета правительства и правительственных ведомств. В большинстве стран Центральный банк осуществляет кассовые исполнение государственного бюджета. Доходы правительства, поступившие от налогов и займов, зачисляются на беспроцентный счет казначейства (министерство финансов) в  Центральном банке, с которого покрывается все правительственные расходы. В некоторых странах, например, в США, большая часть бюджетных средств помещается в коммерческие банки. В условиях хронического дефицита государственных бюджетов усиливается функция кредитования государства и управления государственным долгом. Под управлением государственным долгом понимаются операции Центрального банка по размещению и погашению займов, организации выплат по ним, по проведению конверсии и консолидации.

Информация о работе Денежно-кредитная система государства