Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 08:05, курсовая работа
Целью исследования данной курсовой работы является изучение роли кредита в становлении рыночных отношений.
Объектом исследования является кредит как экономическая категория.
Предметом исследования – значение кредита в рыночной экономике и какова его роль.
Задачи исследования: раскрыть понятие кредита; изучить роль кредита в становлении рыночных отношений; определить – какую роль занимает государство в регулировании денежно-кредитных отношений.
Введение 2
1. Сущность и формы кредита в экономической системе 4
1.1. Определение кредита в экономике 4
1.2. Функции и формы кредита 6
1.3. Значение и роль кредита в теории экономики 8
2. Денежно-кредитная система государства 10
2.1. Формы организации и функции Центральных банков 12
2.1.1. Пассивные операции центральных банков. 17
2.1.2. Активные операции центральных банков. 18
2.2. Денежная масса и её структура. Денежные агрегаты 19
2.3. Кредит как средство государственного регулирования экономики 23
2.4. Формы кредитного регулирования. 25
2.4.1. Рефинансирование коммерческих банков 25
2.4.2. Динамика ставки рефинансирования в России 27
2.4.3. Политика обязательных резервов 29
2.4.4. Политика количественных кредитных ограничений 31
Заключение 33
Список литературы 34
Центральный банк занимает особое место в экономике страны – это орган государственно-монопольного регулирования.
Центральный банк – это правительственное агентство, которое наблюдает за банковской системой и отвечает:
- за выпуск
денег;
- проведение денежной политики;
- содержание депозитов, представляющих резервы коммерческих банков;
- проведение сделок, призванных облегчить проведение бизнеса и защитить общие интересы.
Деятельность центрального банка регламентируется инструкциями правительства.
В ФРГ
и США функции центрального банка
выполняет Федеральная
Задачи и права центрального банка регламентируются Законом о банках.
Центральный банк по отношению к другим банкам выполняет роль «кредитора», регулятора учетной ставки, регламентирования норм обязательных резервов, контроля за деятельностью. Эти банки не ведут кредитования населения, не конкурируют в сфере бизнеса, не стремятся к получению прибыли. Управляющие (президенты) Центральных банков назначаются правительством страны. Высшим органом управления центрального банка является Совет, включающий президента, вице-президента, директорат, президентов региональных банков. Президент Центрального банка во многих назначается президентом страны по предложению правительства (в России – избирается Думой по представлению президента). Зависимость Центрального банка от государства проявляется в росте цен.
С точки зрения собственности на капитал Центральные банки подразделяются на:
- государственные, капитал которых принадлежит государству (например, центральные банки в Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде, России);
- акционерные (например, США);
- смешанные – акционерные общества, часть капитала которых принадлежит государству (в Японии, Бельгии).
Некоторые Центральные банки были сразу образованы в качестве государственных (в ФРГ, России); другие создавались как акционерные, а затем национализировались (в Великобритании, Франции). Но независимо от того, принадлежит или нет капитал Центрального банка государству, исторически между банком и правительством сложились тесные связи, особенно усиливавшиеся на современном этапе. Правительство заинтересованно в надежности Центрального банка в силу особой роли последнего в кредитной системе страны, в проведении экономической политики правительства.
Однако тесные связи с государством не означают, что оно может безгранично влиять на политику Центрального банка. Независимо от принадлежности капитала центральный банк является юридически самостоятельным. Чаще всего он подотчетен либо законодательному, либо специальной банковской комиссии, образованной парламентом. Управляющий банка, которого могут назначать парламент, президент, правительство, монарх, не входит в состав правительства. Существенная степень независимости центрального банка является необходимым условием эффективности его деятельности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями правительства, озабоченного, скажем, приближение очередных выборов. Это особенно важно в плане ограничения возможностей правительства использовать ресурсы Центрального банка для покрытия бюджетного дефицита.
В тоже
время независимость
Традиционно Центральный банк выполняет четыре основные функции:
- осуществляет монопольную эмиссию банкнот;
- является банком банков;
- является банкиром правительства;
- проводит денежно-кредитное регулирование и банковский надзор.
За Центральным банком как представителем государства законодательно закреплена эмиссионная монополия только в отношении банкнот, то есть общенациональных кредитных денег, которые являются общепризнанным окончательным средством погашения долговых обязательств. В некоторых странах Центральный банк монопольно осуществляет также эмиссию монет, но их чеканкой обычно занимается министерство финансов (казначейство). Банкноты составляют незначительную часть денежной массы промышленно развитых стран, поэтому функции эмиссионной монополии ЦБ несколько снижена, хотя банкнотная эмиссия по-прежнему необходима для платежей в розничной торговле и обеспечения ликвидности кредитной системы. Чем выше доля наличного обращения в стране, тем важнее значение банкнотной эмиссии. Следует иметь в виду, что монополия на эмиссию банкнот на современном этапе вовсе не означает ее жесткого контроля или увязки с целями денежно-кредитного регулирования.
Главная задача денежно-кредитной политики – регулирование безналичной эмиссии, основным источником которой являются коммерческие банки. В то же время эмиссионная монополия превратила центральный банк в эмиссионно-кассовый центр банковской системы, поскольку обязательства Центрального банка (в форме, как банкнот, так и депозитов коммерческих банков) служат кассовым резервом любого коммерческого банка.
Центральный банк не имеет дела непосредственно с предпринимателями и населением. Его главной клиентурой являются коммерческие банки, выступающие как бы посредниками между экономикой и центральным банком. Последний хранит свободную денежную наличность коммерческих банков, т.е. их кассовые резервы. Исторически эти резервы помещались коммерческими банками в Центральный банк в качестве гарантийного фонда для погашения депозитов. В большинстве стран коммерческие банки обязаны хранить часть своих резервов в Центральном банке в соответствии с законом. Такие резервы называют обязательными банковскими резервами. Центральный банк устанавливает минимальное соотношение обязательных резервов с обязательствами банков по депозитам (норму обязательных резервов). Через счета, открываемые коммерческими банками в центральном банке, последний осуществляет урегулирование расчетов между ними. С внедрением электронных расчетных систем существенно снизилось значение традиционной для центрального банка функции расчетного центра банковской системы. Принимая на хранение кассовые резервы коммерческих банков, Центральный банк оказывает им кредитную поддержку. Он является для коммерческих банков кредитором последней инстанции, т.е. кредитором на крайний случай. Обычно его кредиты предоставляются банкам по ставке более высокой, чем рыночная, и поэтому банки обращаются за поддержкой к Центральному банку только в случае отсутствия иной возможности получить кредит.
Как отмечалось, независимо от принадлежности капитала Центральный банк тесно связан с государством. В качестве банкира правительства Центральный банк выступает как его кассир и кредитор, в нем открыты счета правительства и правительственных ведомств. В большинстве стран Центральный банк осуществляет кассовые исполнение государственного бюджета. Доходы правительства, поступившие от налогов и займов, зачисляются на беспроцентный счет казначейства (министерство финансов) в Центральном банке, с которого покрывается все правительственные расходы. В некоторых странах, например, в США, большая часть бюджетных средств помещается в коммерческие банки. В условиях хронического дефицита государственных бюджетов усиливается функция кредитования государства и управления государственным долгом. Под управлением государственным долгом понимаются операции Центрального банка по размещению и погашению займов, организации выплат по ним, по проведению конверсии и консолидации.