Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 19:17, курсовая работа
Темой настоящей курсовой работы является: «Кредитная политика Коммерческих банков». Актуальность темы заключается в том, что кредитование производства и товарооборота является наиболее важной и отличительной чертой деятельности банков по сравнению с другими финансовыми и нефинансовыми организациями. По мере становления рыночных отношений расширяется спрос на банковские услуги. Появление многообразия форм собственности, характерного для рыночных отношений, создает дополнительный спрос на услуги коммерческих банков и предполагает необходимость существования такой финансово-кредитной системы, при которой банковские услуги предлагались бы физическим и юридическим лицам различными банками на конкурентной основе. Коммерческие банки являются главным инструментом в регулировании финансово-кредитных отношений между юридическими и физическими лица-ми.
Введение
1 Сущность и значение кредитной политики банков
1.1 Сущность кредитной политики банка
1.2 Роль кредитной политики в экономическом развитии
1.3 Кредитная политика банков зарубежных стран
2 Кредитная политика коммерческих банков Республики Казахстан
(на примере АО «Банк Каспийский»)
2.1 Оценка политики для банков второго уровня
2.2 Анализ кредитной политики АО «Банк Каспийский»
2.3 Пути совершенствования кредитной политики АО «Банк Каспийский»
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
В рамках данного сценария ожидается, что экономического роста в Республике Казахстан в 2008 и 2009 годах наблюдаться не будет.
При выполнении предположений, сделанных в отношении будущей динамики показателей реального сектора и платежного баланса, в 2008-2009 годах произойдет сокращение денежного предложения в экономике за счет сокращения внешних и внутренних активов банковской системы и, соответственно, оттока депозитов. За указанный период среднегодовое сжатие денежной базы составит 2-4%, снижение денежной массы произойдет в среднем на 6-7%, кредитов экономике – на 4-5%, депозитов в банковской системе – на 3-4%. (приложение 1).
Основной целью денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан на 2008-2009 годы будет удержание годовой инфляции (декабрь по сравнению с декабрем предыдущего года) в пределах 7,9-9,9% в 2008 году и 7,5-9,5% в 2009 году при реализации как базового, так и пессимистичного сценариев. Это соответствует уровню среднегодовой инфляции в пределах 16-18% и 8,0-10,0%, соответственно.
Важно также иметь в виду, что если ВВП, государственные расходы и другие показатели, находящиеся в компетенции Правительства Республики Казахстан, будут пересмотрены, прогноз инфляции также может быть пересмотрен. Кроме того, показатели денежного предложения и других индикаторов денежно-кредитной политики являются индикативными, т.е. необязательными к достижению в случае изменения условий функционирования экономики.
Реализация данных мер денежно-кредитной политики позволит Национальному Банку Республики Казахстан достичь установленных ориентиров по инфляции. Это будет способствовать выходу экономики на траекторию устойчивого и качественного роста.
1.3 Кредитная политика банков зарубежных стран
Банк Англии, как и центральные банки других стран, в настоящее время находится в центре финансовых и экономических перемен, требующих от них новых усилий по адаптации к меняющимся условиям. Это вызывает необходимость внесения принципиальных изменений в их функции, организацию и технологию, а также радикально нового подхода к межбанковской кооперации и международному сотрудничеству.
Банк Англии обладает формальной независимостью от правительства, хотя работает под руководством Министерства Финансов. Срок полномочий управляющего Банка Англии не зависит от смены правительства.
Очень сложную роль Банку Англии приходится выполнять, осуществляя контроль и регулирование денежно-кредитной сферы. Связанные с этим функции вовлекают Банк в орбиту национальной экономической политики, где, помимо глубоких профессиональных знаний, требуется умелое политическое маневрирование. Круг соображений, стоящих за каждым его шагом, неизменно расширяется и зачастую бывает противоречивым:
1) ·интересы внутренней денежной политики оказываются в конфликте с задачами стабилизации курса фунта стерлингов;
2) ·финансирование бюджетного дефицита путем выпуска новых займов подрывают антиинфляционные усилия правительства;
3) ·контроль над объемом кредитов идет вразрез со стимулированием конкуренции среди банков и т.д.
Тем не менее, в Англии денежно-кредитные методы регулирования экономики остаются среди важнейших инструментов государственного монополистического вмешательства, а роль в них центрального банка особенно значительной в связи с тем, что в стране практически отсутствуют влиятельные кредитные учреждения, принадлежащие государству.
Первой целью центрального банка является поддержание ценности национальной валюты. Денежная политика призвана способствовать стабилизации реальной стоимости денежной единицы измерения. В Великобритании денежная политика осуществляется главным образом посредством регулирования процентной ставки.
В 2010 году понятие «стабильный уровень цен» во многих странах наполняется практическим содержанием. В большинстве из них стабилизацию связывают с очень низким уровнем инфляции. В случае дестабилизации вся вина не должна списываться на слабое управление денежной политикой или ее практическое отсутствие. Причины, как правило, кроются гораздо глубже.
Достижение ценовой стабильности в настоящее время в Англии имеет 2 направления:
1) достижения среднего уровня инфляции 25% или меньше;
2) более открытый (свободный) режим проведения денежной политики.
Проведение монетарной политики, то есть определения, главным образом, уровня процентных ставок, обеспечивающих достижение инфляционной цели, возложено на Банк Англии и Казначейство ( Банк Англии в отличии от других банков не может действовать независимо от правительства). Принятый в 1946 году Акт Банка Англии дает Казначейству право выпускать указания Банку Англии и, хотя Казначейство никогда это право не использовало, отношения между ними таковы, что финальное решение по поводу процентных ставок принимает Министр Финансов. Тем не менее, Банк Англии играет очень важную роль в принятии решения. Теперь Банк Англии публикует квартальный Отчет по инфляции (Inflation Report), который содержит подробный анализ информации, а также протокол встречи Министра и Управляющего публикуется через 6 недель после их встречи по поводу процентных ставок.
При подготовке Отчета по инфляции и процентным ставкам Банк Англии принимает во внимание внутренние и внешние экономические и монетарные факторы, которые будут иметь отношение к инфляции будущих двух лет. Совет Банка по процентным ставкам содержит информацию об изменениях, влияющих на промышленность и торговлю в различных регионах Англии, предоставляемую агентами Банк Англии.
После того, как решение о методах денежной политики принято, Банк Англии начинает действовать, используя механизмы, описанные ниже.
Процентные ставки. Выполняя свою роль на внутренних денежных рынках, Банк Англии влияет на процентные ставки в краткосрочном аспекте. Являясь банком правительства и банком банков, Банк Англии способен достаточно точно предсказать характер потоков платежей со счетов правительства на счета коммерческих банков и наоборот, и действовать в зависимости от ситуации. Когда поток платежей со счетов банков на счета правительства превышают обратный поток, возникает ситуация, в которой банковские запасы ликвидных активов снижаются, и появляется нехватка средств на денежном рынке. В противном случае появляется избыток наличности, но более обычная ситуация - это появление дефицита, который устраняется Банком Англии, устанавливающим такую процентную ставку, при которой средства обеспечиваются на каждый день
Валютный курс. Банк Англии может оказывать влияние на валютный курс, используя золотой и валютный запасы страны. Банк Англии может управлять запасами от имени Казначейства. Резервы содержатся на специальном счете, который называется Валютный Уравнительный Счет (Exchange Equalisation Account). Он был образован еще в 1930-х годах с целью выявления неожиданных колебаний во “внешней стоимости” стерлинга. Процесс, известный как валютная интервенция, состоит в том, что Банк Англии покупает фунт стерлинга за иностранную валюту, когда необходимо сдержать падение курса или продает их, пытаясь удержать рост курса.
Резервная политика. Одним из важнейших инструментов современной монетарной политики является резервная политика, основанная на изменение требований центрального банка к обязательным (минимальным) резервам коммерческих банков и других кредитных институтов. Все основные орудия денежно-кредитного контроля направлены в первую очередь на регулирование величины остатков на резервных счетах кредитных учреждений в центральном банке или условий пополнения этих счетов.
Операции на открытом рынке. Важнейшей функцией Банка Англии является управление государственным долгом страны. Английское правительство расходует, как правило, больше, чем оно получает в виде налогов.
Ежедневные потоки средств между правительством и рынком отражаются движениями средств на счете Национального Кредитного Фонда (National Loans Fund - NLF) в Банке Англии. В случае краткосрочного дефицита NLF может покрыть его, взяв средства в Банке Англии, а лишние средства помещаются в Банке.[1]
Такое прямое финансирование является только краткосрочным и принципиальная роль Банка Англии, который действует от имени Казначейства, привлечь средства. Банк контролирует новый долг правительства и существующий объем долга. Тремя основными формами правительственных займов являются казначейские векселя, правительственные фондовые бумаги (известные как высоконадежные ценные бумаги) и займы на валютном рынке.
Денежно-кредитная (монетарная) политика является одним из основных инструментов регулирования экономики. Под денежно-кредитной политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Она является частью общей макроэкономической политики. [12].
Осуществляют денежно-кредитную политику центральные банки. Принципы денежно-кредитной политики, проводимой Национальным банком Республики Беларусь [2]:
1) четкое ее определение, раскрытие конечной цели или промежуточных целевых ориентиров;
2) обеспечение прозрачности денежно-кредитной политики, что предполагает ясность функций и задач Национального банка, процедуры принятия и доведения до сведения общественности решений Национального банка о денежно-кредитной политике, доступность для общественности информации о результатах этой политики;
3) самостоятельное определение Национальным банком механизма применения инструментов денежно-кредитной политики, направленных на достижении ее целей, а также своевременное разъяснение участникам экономических отношений, широкой общественности изменений параметров и структуры инструментов денежно-кредитной политики.
Юридическую базу денежно-кредитной политики в Республике Беларусь составляют Основные направления денежно-кредитной политики государства. Этим законодательным документом определяются важнейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государства. В данном документе конкретизированы на планируемый период мероприятия, обеспечивающие достижение поставленных целей, и определены механизмы регулирования и контроля [10, с.361].
Основные направления взаимоувязываются с макро экономической государственной политикой: прогнозом социально-экономического развития страны на очередной период, бюджетно-налоговой политикой (государственным бюджетом страны на очередной период), с внешнеэкономической политикой (прогнозом платежного баланса страны). В этих целях национальный банк взаимодействует с министерствами финансов, экономики и внешнеэкономических связей, другими органами государственного управления, коммерческими банками[10, c. 362].
В совокупности функций центральных банков (в том числе Национального банка Республики Беларусь) выделяют:
1) функцию разработки денежно-кредитной политики (формулирование целей политики, определение набора инструментов для достижения целей);
2) функцию реализации политики, установления определенных условий использования инструментов для достижения целей [5].
Разработка денежно-кредитной политики опирается на общие целевые ориентиры экономического развития страны и включает в себя определение стратегических целей и основных задач денежно-кредитной политики на планируемый период (год), разработку мер регулирования направленности денежных потоков, динамики и пропорций денежно-кредитных показателей, конкретизацию направлений совершенствования банковской и платежной систем, их нормативно-правовой базы, развитие рынка ценных бумаг, политику валютного регулирования, направления международного сотрудничества и др. [11, с. 459].
Процесс денежно-кредитного регулирования включает два этапа. На первом национальный банк воздействует на параметры денежно-кредитной сферы. На втором изменения данных параметров передаются в сферу производства. Соответственно различают промежуточные и конечные цели денежно-кредитной политики. Конечными целями являются: устойчивые темпы экономического роста, высокий уровень занятости, относительно стабильный уровень цен, равновесие платежного баланса страны. Известно, что достижение всех целей одновременно невозможно. Поэтому необходимо установить их иерархию. Приоритетной целью монетарной политики является стабилизация уровня цен в стране [14, c. 26].
Процесс формулирования целей денежно-кредитной политики состоит из следующих этапов. На первом этапе устанавливаются конечные цели денежно-кредитной политики в форме контрольных цифр экономического роста, инфляции, состояния платежного баланса. На втором этапе устанавливаются промежуточные цели денежно-кредитной политики в форме конкретных количественных денежно-кредитных показателей. К числу важнейших денежно-кредитных показателей в Республике Беларусь относятся: чистый внутренний рублевый кредит Национального банка, рублевая денежная база, рублевая денежная масса, валовые рублевые кредиты банков, чистые иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования, чистая эмиссия Национального банка.
На третьем этапе устанавливаются операционные цели денежно-кредитной политики. Определяется круг денежно-кредитных показателей, которые подвержены влиянию центрального банка (к примеру, процентные ставки, устанавливаемые центральным банком, нормы пруденциального надзора, резервы центрального банка и др). На четвертом этапе производится отбор инструментов денежно-кредитной политики. Выбор методов денежно-кредитного регулирования зависит от цели и объекта регулирования, степени зрелости рыночных отношений. Объектом регулирования выступают макроэкономические характеристики использования кредита, посредствам которых национальный банк имеет возможность воздействовать на экономику, текущее потребление и сферу накопления, а также обеспечить ликвидность банковской системы. Достижение желаемого макроэкономического эффекта национальный банк обеспечивает путем использования рычагов экономического воздействия, корректируя экономические мотивации банков [14, c. 28].