Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 19:17, курсовая работа
Темой настоящей курсовой работы является: «Кредитная политика Коммерческих банков». Актуальность темы заключается в том, что кредитование производства и товарооборота является наиболее важной и отличительной чертой деятельности банков по сравнению с другими финансовыми и нефинансовыми организациями. По мере становления рыночных отношений расширяется спрос на банковские услуги. Появление многообразия форм собственности, характерного для рыночных отношений, создает дополнительный спрос на услуги коммерческих банков и предполагает необходимость существования такой финансово-кредитной системы, при которой банковские услуги предлагались бы физическим и юридическим лицам различными банками на конкурентной основе. Коммерческие банки являются главным инструментом в регулировании финансово-кредитных отношений между юридическими и физическими лица-ми.
Введение
1 Сущность и значение кредитной политики банков
1.1 Сущность кредитной политики банка
1.2 Роль кредитной политики в экономическом развитии
1.3 Кредитная политика банков зарубежных стран
2 Кредитная политика коммерческих банков Республики Казахстан
(на примере АО «Банк Каспийский»)
2.1 Оценка политики для банков второго уровня
2.2 Анализ кредитной политики АО «Банк Каспийский»
2.3 Пути совершенствования кредитной политики АО «Банк Каспийский»
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Рассмотрев, что же такое кредит, поняв, что субъектами кредитных отношений являются кредитор и заемщик становится понятно, что без данных субъектов невозможно существование кредита. А в свою очередь без существования кредита невозможно провести кредитную политику, которая способствует улучшению экономического состояния государства.
1.2 Роль кредитной политики в экономическом развитии
Благодаря беспрецедентным антикризисным мерам, принятым в большинстве стран в 2008-2009 годах, мировая экономика стала выходить из рецессии, вызванной глобальным кризисом. В ближайшие годы и, особенно, в 2010 году одним из главных вопросов, стоящих перед государственными органами как развитых, так и развивающихся стран, будет являться реализация "стратегии выхода" по сворачиванию пакета антикризисных мер. При этом наиболее сложной задачей станет определение правильного момента для завершения данных программ.
С одной стороны, преждевременное завершение государственного стимулирования может спровоцировать новый виток кризиса в мировой экономике. Субъекты экономики могут оказаться не в состоянии самостоятельно активизировать свою деятельность ввиду недостаточности ресурсов.
С другой стороны, продолжение активных антикризисных мер также несет в себе риски для дальнейшего развития экономики через увеличение нагрузки на ресурсы государства и значительный рост дефицитов государственных бюджетов. Масштабные вливания в экономику привели к накоплению избыточной ликвидности в финансовых институтах, что в условиях низкой инвестиционной активности может привести к появлению новых «пузырей». Кроме того, продолжение «мягкой» денежно-кредитной политики будет создавать дополнительные инфляционные риски.
Таким образом, проведение сбалансированной политики, то есть постепенный отказ от дальнейшей значительной поддержки государством экономики, позволит восстановить темпы экономического роста при сохранении ценовой стабильности. При этом восстановление роста ожидается медленным, несмотря на улучшение экономических и финансовых условий в мировой экономике со второй половины 2009 года.
В макроэкономическом развитии Республики Казахстан в 2009 году также наметился переломный момент.
Начиная с 3 квартала 2009 года, наблюдается некоторое восстановление экономического роста, которое компенсировало существенное снижение реального ВВП в первом полугодии 2009 года. По предварительным итогам 2009 года реальный ВВП увеличился на 1,1%. Несмотря на то, что в 2009 году темпы экономического роста были ниже, чем в 2007-2008 годах, меры государственной поддержки позволили восстановить позитивные ожидания субъектов экономики и стабилизировать экономическую ситуацию.
Инфляционный потенциал в экономике Республики Казахстан в 2009 году был минимальным. Отмечалось стабильное снижение темпов инфляции. По итогам 2009 года инфляция сложилась на уровне 6,2% (в декабре 2008 года – 9,5%). Расширение потребительского спроса может быть обеспечено планируемым в 2011 году повышением заработных плат, социальных пособий и пенсий из бюджета. Кроме того, не исключается удорожание импортируемой продукции ввиду повышения таможенных пошлин на ввозимую продукцию в связи с созданием Таможенного Союза Республики Казахстан, Российской Федерации и Республики Беларусь.
Ситуация на финансовом рынке страны в 2010 году постепенно улучшается, однако резкого роста кредитной активности банков не произойдет ввиду сохранения экономических и финансовых рисков.
В целом, дальнейшее развитие экономики Республики Казахстан будет зависеть от многих факторов, влияние которых в настоящее время однозначно оценить практически не возможно, а контроль над ними со стороны Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан достаточно затруднителен.
На современном этапе развития казахстанской экономики, финансовый сектор страны перешел на качественно новый уровень своего развития. Большая часть реформ, направленных на создание основы для его успешного функционирования в перспективе, уже осуществлена.
Финансовая система Казахстана на сегодняшний день является, по сравнению с другими странами СНГ, наиболее реформированной и опережает страны постсоветского пространства по уровню развития финансового сектора на несколько лет. Она признана одной из самых прогрессивных, и это подтверждают ведущие международные эксперты. Казахстан первым среди стран СНГ создал Национальный фонд для обеспечения стабильного социально-экономического развития, снижения зависимости от неблагоприятных внешних факторов.
Финансовая система Казахстана отвечает основным международным стандартам. Наиболее развитым сектором финансовой системы является банковский сектор.
Республика Казахстан имеет двухуровневую банковскую систему. Национальный Банк Республики Казахстан является центральным банком Республики Казахстан и представляет собой верхний (первый) уровень банковской системы Республики Казахстан. Все иные банки представляют собой нижний (второй) уровень банковской системы, за исключением Банка развития Казахстана, имеющего особый правовой статус.
Как уже было, упомянуто в предыдущем подразделе основной целью денежно-кредитной политики является обеспечение стабильности цен. Меры Национального Банка Республики Казахстан по достижению данной цели будут способствовать поддержанию экономического роста, развитию потенциала депозитного рынка, а также восстановлению кредитной активности банковского сектора.
Национальный Банк Республики Казахстан продолжит проведение политики обменного курса, направленной на обеспечение баланса между внутренней и внешней конкурентоспособностью казахстанской экономики. Курсовая политика будет проводиться с целью недопущения значительных колебаний реального курса национальной валюты, которые могут оказать негативное влияние на конкурентоспособность отечественного производства в условиях постоянно меняющейся мировой конъюнктуры.
В целях создания условий для повышения гибкости курсообразования коридор колебаний тенге с 5 февраля 2010 года был расширен: 150 долларов/тенге (+)10% или 15 тенге, (-)15% или 22,5 тенге. Преобладающие тенденции в динамике курса тенге были обусловлены ситуацией на мировых финансовых и товарных рынках и состоянием платежного баланса.
Процентная политика Национального Банка Республики Казахстан будет направлена на удержание рыночных ставок на денежном рынке краткосрочных инструментов в пределах коридора ставок Национального Банка Республики Казахстан. Проводимые мероприятия будут обеспечивать снижение волатильности рыночных ставок и повышение стабильности денежного рынка, а также способствовать эффективному управлению ликвидностью. Официальная ставка рефинансирования, являющаяся верхней границей коридора, будет определяться исходя из ситуации на денежном рынке и уровня инфляции. Ставка по депозитам банков, размещаемым в Национальном Банке Республики Казахстан, будет определяться как нижняя граница коридора краткосрочных ставок на денежном рынке. При этом она будет устанавливаться на минимально возможном уровне с тем, чтобы дестимулировать банки в накоплении свободных ресурсов на депозитах в Национальном Банке Республики Казахстан.
С целью изъятия избыточной ликвидности Национальный Банк Республики Казахстан продолжит эмиссию краткосрочных нот. Их выпуск будет также направлен на поддержание вторичного рынка государственных ценных бумаг, формирование кривой доходности по финансовым инструментам сроком до 1 года.
При ожидаемом незначительном инфляционном давлении со стороны фундаментальных факторов Национальный Банк Республики Казахстан будет принимать меры по обеспечению финансовой стабильности. Продолжится мониторинг уровня ликвидности банков и связанных с ним рисков, в том числе валютных. При необходимости Национальный Банк Республики Казахстан будет предоставлять займы рефинансирования для поддержания текущей ликвидности банков. Сроки данных операций останутся короткими.
Национальный Банк Республики Казахстан будет способствовать дальнейшему переориентированию банков на внутренние источники при формировании базы фондирования. Для этого Национальный Банк Республики Казахстан увеличил в 2010 году капитализацию АО «Казахстанский фонд гарантирования депозитов» на 11 млрд. тенге.
Также для стабилизации ресурсной базы банков будет рассмотрен вопрос о переводе временно свободных денежных средств небанковских финансовых организаций, размещаемых в Национальном Банке Республики Казахстан, на депозиты отечественных банков.
Существующая неопределенность в отношении перспектив развития мировой экономики, по оценкам, будет оставаться в ближайшем будущем высокой. Источниками ее являются волатильность на мировых финансовых и товарных рынках, неопределенность геополитической ситуации в основных нефтедобывающих регионах мира.
В этой связи ожидается, что мировые цены на основные позиции казахстанского экспорта (нефть, металлы) останутся на высоком уровне, резких колебаний на мировых продовольственных рынках происходить не будет. Также не ожидается улучшение условий заимствования для развивающихся рынков.
Такая ситуация, с одной стороны, будет способствовать сохранению значительных поступлений экспортной выручки в Республику Казахстан. С другой стороны, привлечение внешнего заимствования отечественными банками в объемах предыдущих лет будет проблематичным, по крайней мере, в ближайшие 1-2 года.
Таким образом, несмотря на относительный рост доходов от экспорта сырьевых товаров, сальдо текущего счета платежного баланса Республики Казахстан в 2008 и 2009 годах будет оставаться дефицитным. Сохранение значительного дефицита по текущим операциям будет обусловлено доминированием в структуре выплат по текущим операциям расходов, связанных с деятельностью предприятий с прямыми иностранными инвестициями (импорт товаров и услуг и выплаты доходов, включая дивиденды) и платежей в обслуживание внешнего долга банковского сектора.
В условиях ценовой конъюнктуры, благоприятной для экспорта энергоносителей и других сырьевых товаров, нетто-приток прямых иностранных инвестиций обеспечит финансирование связанных с ними текущих расходов. В то же время, ограниченный доступ к привлечению ресурсов на международных рынках капитала и необходимость выплат в погашение, и обслуживание накопленного внешнего долга, которые по оценке в 2008 году составят порядка 12 млрд. долл. США, обусловливает недостаточность привлечения ресурсов из-за рубежа для покрытия потребностей финансирования операций текущего и финансового счетов. Ограничения в привлечении внешних ресурсов потребуют от банков изменения стратегий развития на среднесрочную перспективу и направления потоков финансовых ресурсов.
В этих условиях существенно замедлится объем кредитования экономики банковским сектором Республики Казахстан, что обеспечит умеренный экономический рост. Основное замедление в экономическом росте ожидается за счет несырьевых отраслей, которые в последние годы вносили существенный вклад в реальный рост ВВП.
Дальнейшее развитие экономики Республики Казахстан будет также обеспечиваться реализацией Плана первоочередных действий по обеспечению стабильности социально-экономического развития Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 ноября 2007 года.
Тем не менее, не исключается вариант, при котором ситуация на мировых финансовых рынках будет продолжать ухудшаться. В этом случае экономическое развитие Республики Казахстан будет происходить по более негативному варианту.
В связи с этим рассматриваются 2 сценария развития экономики: базовый и пессимистичный.
При базовом сценарии ожидается сохранение значительного дефицита по текущим операциям (свыше 5 млрд. долл. США). При этом предполагается, что банки не смогут рефинансировать за счет нового внешнего заимствования все обязательства перед нерезидентами, срок погашения которых наступает в 2008 и 2009 годы. Ожидается, что в этих условиях внешние активы банков сократятся.
В рамках данного сценария ожидается, что реальный рост ВВП в 2008 году составит 5%, а в 2009 году – 6,3%.
Замедление темпов экономического роста будет способствовать снижению потребности в импорте товаров и сокращению в целом внутреннего спроса, что обеспечит корректировку ситуации в платежном балансе к 2009 году. Как следствие в 2009 году ожидается сбалансированный платежный баланс, что предполагает сохранение объема международных резервов Национального Банка Республики Казахстан на уровне 2008 года и стабильность номинального обменного курса тенге.
При сделанных предположениях относительно будущей динамики показателей реального сектора и платежного баланса для данного сценария получены следующие прогнозы на 2008-2009 годы. За указанный период среднегодовой рост денежной базы составит 11-15%, денежной массы – 17-19%, кредитов экономике 16-18%, депозитов в банковской системе 15-17%. (приложение 1).
При пессимистичном сценарии предполагается, что выполнение обязательств банков перед нерезидентами будет обеспечиваться сокращением внешних активов банков при отсутствии нового заимствования из-за рубежа. Это повлечет сокращение объемов внутренних инвестиций и замедление роста внутренних сбережений. Сокращение внутреннего инвестиционного и потребительского спроса приведет к снижению расходов на импорт и будет ограничивать расширение дефицита текущего счета в 2008 и 2009 годах.
В условиях отсутствия доступа к внешним ресурсам необходимость обслуживания внешних долговых обязательств обусловит нетто-отток капитала из страны.
Это будет оказывать высокое давление на обменный курс тенге в сторону его ослабления.