Денежная система и ее эволюция

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы является анализ денежной системы ее эволюции на примере Республики Беларусь.
Тема является актуальной, так как денежная система это своеобразная кровеносная система государства, определяющая его здоровье.
Основными задачами курсовой работы являются:
выявление роли денег в национальной экономике их сущность и функции;
определение сущность и типы денежных систем;
определение денежную систему Республики Беларусь, ее особенности и перспективы развития.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ДЕНЬГИ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ, ИХ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ 6
2 СУЩНОСТЬ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ, ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ 15
2.1 Денежная система и её роль в национальной экономике 15
2.2 Типы денежных систем 16
3 ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 18
3.1 Эволюция денежной системы Республики Беларусь 18
3.2 Современное состояние денежной системы в Республике ………...... Беларусь и перспективы её развития 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Файлы: 1 файл

Денежная система и ее эволюция современные деньги.doc

— 291.50 Кб (Скачать)

Дополнительным аргументом в пользу приоритета обменного курса при проведении денежно-кредитной политики являлись обязательства в рамках создания экономического и валютного союза Беларуси и России.

Особенностью  системы целевых ориентиров в 2005—2006 годах стало придание инфляции статуса приоритетного ориентира денежно-кредитной политики при одновременном использовании целевых параметров по обменному курсу и денежной массе. В данном случае Национальный банк в качестве основной краткосрочной цели денежно-кредитной политики определяет снижение инфляции. Для достижения этой цели используются ориентиры по обменному курсу, денежной массе и другие денежно-кредитные и макроэкономические показатели.

Таким образом, в разные периоды в Республике Беларусь использовались подходы к денежно-кредитному регулированию, которые можно классифицировать как смешанные формы монетарного таргетирования и таргетирования обменного курса. В данном контексте важным является тот факт, что, несмотря на выстраивание определенной системы приоритетности целевых ориентиров в Основных направлениях денежно-кредитной политики, механизм разрешения возможных конфликтов между различными целевыми ориентирами а однозначной форме не присутствовал [15, c. 5].

Целевые ориентиры, например, по денежной массе или обменному курсу. При этом в обязательном порядке официально устанавливается приоритет над всеми прочими применяемыми целевыми ориентирами.

Наряду с  этим в практике денежно-кредитного регулирования развивающихся стран и стран с переходной экономикой нередко используются и другие сочетания множественных целевых ориентиров (например, обменный курс и денежная масса или ее составляющие), причем далеко не всегда официально определены приоритеты того или иного ориентира. В связи с тем, что такой подход может подразумевать большое количество различных сочетаний, эти режимы, как правило, не определяются в явной форме и на схеме объединены в раздел "прочие смешанные".

Режим без  установления количественных целевых ориентиров является особой и достаточно редкой формой денежно-кредитной политики. Такой режим применяется, например, в США. Центральный банк этой страны (ФРС США) обладает высокой степенью доверия и может позволить себе проведение весьма гибкой политики, направленной на одновременное достижение равнозначных долгосрочных целевых ориентиров по инфляции, росту ВВП и занятости в экономике без официального объявления каких-либо количественных целевых параметров на перспективу.

В отдельных  публикациях выделяется также режим смешанного инфляционного таргетирования. В данном случае предполагается, что центральный банк достигает низкой инфляции без официального объявления инфляционных ориентиров на среднесрочный период, одновременно преследуя другие цели экономической политики. Такой вариант инфляционного таргетирования является частным случаем режима денежно-кредитной политики без установления количественных ориентиров.

 

3.2 Современное состояние денежной системы Республики Беларусь и перспективы развития

 

 

Анализ возможных  вариантов режима денежно-кредитной политики Республики Беларусь на среднесрочную перспективу, с учетом приведенной выше классификации, позволяет сделать следующие выводы.

Проведение денежно-кредитной политики без объявления каких-либо количественных промежуточных целевых ориентиров или введение режима валютного управления в условиях Беларуси можно рассматривать в настоящее время лишь в теоретической плоскости, а перспективы использования наднациональной валюты или валюты иностранного государства в качестве законного платежного средства на территории Республики Беларусь пока недостаточно ясны. Поэтому представляется, что в случае отказа от таргетирования обменного курса у Национального банка и Правительства Республики Беларусь есть следующие основные варианты проведения денежно-кредитной политики: обеспечение внутренней стабильности национальной валюты с использованием ориентиров по денежной массе или переход к одному из вариантов таргетирования инфляции.

Монетарное  таргетирование, имевшее широкое  распространение в практике монетарного регулирования в 1970-х, 1980-х годах, в настоящее время практически не используется, несмотря на то, что практически все центральные банки контролируют динамику денежной массы. Так, по данным проведенного МВФ исследования опыта инфляционного таргетирования, в развивающихся странах и странах с переходной экономикой лишь пять государств применяют агрегаты денежной массы в качестве промежуточных целевых ориентиров денежно-кредитной политики. Это обусловлено, во-первых, тем, что монетарное таргетирование эффективно в условиях высокой инфляции, вызванной монетарными факторами, а во-вторых, непостоянство скорости обращения денег не позволяет центральным банкам точно прогнозировать динамику спроса на деньги, что является ключевым аспектом монетарного таргетирования.

Поэтому в  качестве альтернативы таргетированию обменного курса в сложившихся в Республике Беларусь условиях следует рассматривать одну из форм инфляционного таргетирования. При этом использование полноценного инфляционного таргетирования видится в настоящее время преждевременным, поскольку основные предпосылки применения этого режима в Республике Беларусь вряд ли выполнимы в ближайшем будущем. К числу этих предпосылок относятся, в частности, наличие ценовой стабильности в качестве основной долгосрочной цели денежно-кредитной политики; отсутствие любых других количественных промежуточных ориентиров, кроме прогноза инфляции на период от года до трех лет, на выполнение которого политика центрального банка ориентирована законодательно и фактически; обеспечение большей самостоятельности центрального банка.

Во-первых, в  Республике Беларусь долгосрочная цель денежно-кредитной политики носит двойственный характер и инфляция является далеко не единственным целевым ориентиром денежно-кредитной политики.

Во-вторых, в  условиях прямого, а также косвенного ценового регулирования влияние административных факторов ограничивает способность Национального банка воздействовать на динамику инфляции.

В-третьих, способность проводить денежно-кредитную политику, направленную на обеспечение ценовой стабильности с использованием лишь прогноза по инфляции, требует наличия сложных экономических моделей, эффективное применение которых по объективным причинам вряд ли возможно в настоящее время в Республике Беларусь.

В-четвертых, немедленный и полный отказ от обеспечения стабильности курса может повлечь рост инфляционных и девальвационных ожиданий.

Поэтому с  учетом приведенных выше аргументов немедленный переход к полноценному инфляционному таргетированию в Республике Беларусь затруднен. В этой связи в качестве альтернативы таргетированию обменного курса возможно использование Национальным банком облегченного варианта инфляционного таргетирования.

Важной особенностью этого режима, в отличие от полноценного инфляционного таргетирования, является возможность устанавливать наряду с ориентирами по инфляции и другие контрольные показатели. Это позволяет сохранить денежную массу и обменный курс в качестве инструментов антиинфляционной политики Национального банка.

Данный аспект имеет значение, поскольку, во-первых, изменение этих переменных оказывает прямое воздействие на динамику цен в экономике страны, а во-вторых, Национальный банк может эффективно контролировать их изменение [15, c. 7].

Применение  этого режима позволило бы переориентировать политику Национального банка на поддержание низкой инфляции при одновременном сохранении обменного курса в качестве инструмента денежно-кредитного регулирования и отсутствии необходимости внесения кардинальных изменений в существующие подходы к денежно-кредитному регулированию.

Однако практическое применение даже этого режима требует выполнения ряда условий.

Во-первых, необходима четкая иерархия целевых ориентиров, предполагающая законодательное закрепление приоритета за прогнозными показателями инфляции и раскрытие механизма разрешения возможного конфликта между промежуточными целевыми ориентирами.

Во-вторых, необходим  уход от множественности целевых  ориентиров и публикация в основных направлениях денежно-кредитной политики только основных целевых параметров, к числу которых помимо прогноза инфляции могут относиться обменный курс или денежная масса. Как следствие, именно эти важнейшие показатели должны согласовываться с органами государственного регулирования при подготовке проектов основных направлений.

В-третьих, необходимо дальнейшее совершенствование системы прогнозирования и анализа денежно-кредитной политики.

Соблюдение  рассмотренных выше основных условий, перечень которых тем не менее не является исчерпывающим, позволит, использовать в среднесрочном периоде облегченное инфляционное таргетирование при проведении денежно-кредитной политики в Республике Беларусь. В дальнейшем, по мере развития экономики и совершенствования рыночных институтов, воздействие административных рычагов на инфляцию будет ослабевать. Соответственно, денежно-кредитная политика будет приобретать все большее влияние на экономику и, в частности, на динамику внутренних цен, а Национальный банк при соблюдении принципа его достаточной автономности сможет перейти к использованию режима полноценного инфляционного таргетирования.

Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать следующие основные выводы.

Несмотря  на то, что режим таргетирования обменного курса позволял в 2001—2006 годах эффективно решать задачи по снижению инфляции, обеспечению стабильности в денежно-кредитной сфере Республики Беларусь, в настоящее время сложились определенные предпосылки к обеспечению большей гибкости обменного курса белорусского рубля. Отход от фиксации курса предполагает поиск альтернативного режима денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу.

С целью более  полного отражения многообразия подходов к денежно-кредитному регулированию в настоящее время разработана расширенная классификация режимов, которая применительно к странам, проводящим независимую денежно-кредитную политику, включает, помимо традиционных режимов, основанных на положении о недопустимости одновременного использования двух и более промежуточных целевых ориентиров, смешанные режимы, предполагающие одновременное использование нескольких целевых параметров.

Анализ возможных подходов к денежно-кредитному регулированию в Республике Беларусь на основе данной классификации показывает, что с учетом нецелесообразности использования монетарного таргетирования, преждевременности введения полноценного таргетирования инфляции и нежелательности отказа от использования обменного курса в качестве важнейшего инструмента денежно-кредитной политики альтернативой мог бы стать режим облегченного инфляционного таргетирования.

В рамках этого  режима инфляция является приоритетным, но не единственным целевым ориентиром денежно-кредитной политики, направленной на поддержание низкой инфляции. Практическое применение данного режима могло бы начать осуществляться уже в ближайшее время без внесения кардинальных изменений в существующую систему денежно-кредитного регулирования, позволив сохранить обменный курс и денежную массу в качестве важнейших инструментов политики Национального банка.

Экономическое развитие страны в 2007 г. протекало в сложных условиях. Серьезная угроза для финансовой стабильности в начале года возникла в связи с развитием инфляционных и девальвационных ожиданий со стороны субъектов хозяйствования и населения. Спрос на иностранную валюту в течение января существенно превышал предложение. Национальному банку пришлось затратить до трети имевшихся на тот момент золотовалютных резервов для погашения ажиотажного спроса на валюту, удержания на прогнозном уровне курса национальной валюты, а также обеспечения стабильного функционирования банковской системы. Тем не менее в результате проделанной работы Национальный банк и банки в целом выполнили Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2007 год. В непростых условиях была обеспечена стабильность национальной валюты, сохранено доверие к белорусскому рублю, а значит, и к отечественной банковской системе в целом [16, c. 8].

Обменный курс белорусского рубля к доллару США снизился всего на 0,47 процента. На 1 января 2008 года он составил 2 150 рублей за 1 доллар США, что соответствует прогнозному диапазону [17, c. 1].

Это оказало позитивное влияние на ограничение инфляции, уменьшение инфляционных и девальвационных ожиданий у населения и субъектов хозяйствования. Проведена огромная работа по наращиванию золотовалютных резервов. На 1 января 2008 года международные резервные активы составили в национальном определении почти 5 млрд. долларов США, увеличившись за прошлый год в 2,9 раза.

Банки проводили целенаправленную работу по развитию рынка розничных банковских услуг. Увеличилось потребительское кредитование, внедрялись новые виды кредитов и депозитов, расширялось использование современных банковских инструментов и технологий, улучшалось качество предоставляемых банками услуг, повышалась культура обслуживания населения. В прошлом году по сравнению с предыдущим льготных кредитов на строительство жилья выдано больше в 1,3 раза, задолженность физических лиц по кредитам на финансирование жилья, выданным на общих основаниях, возросла в 1,46 раза, а по кредитам на потребительские цели — почти в 1,5 раза. Кроме этого, задолженность по кредитам индивидуальным предпринимателям увеличилась в 1,12 раза.

Проводилась защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам. При этом основным средством достижения этой цели было поддержание стабильного курса белорусского рубля к доллару США. Колебания курса предусматривались в границах плюс-минус 2,5 процента по отношению к его уровню на начало года. То есть курс в 2008 году находился в диапазоне 2100-2200 белорусских рублей за доллар США.

Информация о работе Денежная система и ее эволюция