Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:16, курсовая работа
Цель курсовой работы является анализ денежной системы ее эволюции на примере Республики Беларусь.
Тема является актуальной, так как денежная система это своеобразная кровеносная система государства, определяющая его здоровье.
Основными задачами курсовой работы являются:
выявление роли денег в национальной экономике их сущность и функции;
определение сущность и типы денежных систем;
определение денежную систему Республики Беларусь, ее особенности и перспективы развития.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ДЕНЬГИ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ, ИХ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ 6
2 СУЩНОСТЬ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ, ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ 15
2.1 Денежная система и её роль в национальной экономике 15
2.2 Типы денежных систем 16
3 ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 18
3.1 Эволюция денежной системы Республики Беларусь 18
3.2 Современное состояние денежной системы в Республике ………...... Беларусь и перспективы её развития 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
Третий период (II половина 1996 г. – 1999 г.) характеризовался ежегодным нарастанием темпов инфляции. Особенно высокая инфляция в 1998-1999 гг. имела ярко выраженный монетарный характер и была обусловлена главным образом проводимой экспансионистской денежно-кредитной политикой. В рассматриваемом периоде в течение каждого года существенно превышались утвержденные в Основных направлениях параметры кредитной эмиссии, прироста чистого рублевого внутреннего кредита Национального банка и роста денежной массы в национальной валюте. Если в 1998 г. в существенном росте темпов инфляции заметную роль сыграли внешние факторы, а именно негативное влияние финансового кризиса в России и более чем трехкратная девальвация российского рубля к доллару США, то в 1999 г. дальнейшая активизация инфляционных процессов полностью была обусловлена проводимой денежно-кредитной политикой. Так, прирост чистого внутреннего рублевого кредита Национального банка за 1999 г. составил 87,176 трлн руб. (или рост с начала года в 3,19 раза), в то время как в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики на 1999 г. этот показатель планировался в размере 35,037 трлн руб. (или 1,91 раза). В результате рост рублевой денежной массы МЗ за год составил 295,1% (с 96495,2 млрд руб. на 01.01 1999 г. до 284731,5 млрд руб. на 01.01 2000 г.), или 109,4% в среднем за месяц. В таких условиях не удалось обеспечить положительные реальные процентные ставки на денежном рынке, призванные обеспечить аккумулирование и сохранность денежных средств в банковской системе. Удельный вес срочных рублевых сбережений в общем объеме рублевой денежной массы сократился к концу 1999 г. до 5,3%.
Ситуация усугублялась директивным поддержанием обменного курса белорусского рубля на завышенном уровне с введением порядка обязательной продажи валютной выручки, что привело к возникновению множественности курсов и теневого рынка валюты, бартеризации внешней торговли, дефициту валюты для оплаты государством критического импорта, росту дифференциала между официальным и теневыми курсами и т.д.
Основной причиной монетарной экспансии следует признать ошибочную фетишизацию экономического роста в качестве главной цели экономической политики, игнорирующую его качественные характеристики. Именно в рассматриваемом периоде государство начало жить не по средствам, что проявилось в несбалансированности формируемых в рамках годовых прогнозов приоритетных целей экономической политики. Целевые параметры по объемным показателям (ввод в эксплуатацию жилья, объемы промышленного производства в отраслевом разрезе и т.д.), доводимые до профильных министерств и ведомств, устанавливались без учета реальных возможностей и имеющихся в распоряжении государства финансовых ресурсов. Так, доля жилищного строительства в общем объеме кредитной эмиссии Национального банка в 1999 г. составила 59%, в 2000 г. - 38%. При этом кредиты в 1999 г. на строительство жилья предоставлялись по льготной процентной ставке - 5% годовых (тогда как среднемесячная инфляция в 1999 г. составляла 11%) и на длительные сроки (до 40 лет). Фактически, узкий круг населения косвенно субсидировался за счет остальных посредством бремени инфляционного налога. В погоне за квадратными метрами ввода жилья экономика оказалась в замкнутом порочном круге, когда выделяемые централизованные эмиссионные кредиты обесцениваются в результате раскрученной и подпитываемой этими же кредитами инфляции.
В результате активизации инфляционных процессов скорость обращения денег в 1999 г. превысила уровень одного из наиболее инфляционных за весь период года - 1994-го. Особого рассмотрения требует некоторое снижение скорости обращения денег при росте темпов инфляции в 1998 г., которое логически не вписывается в отмеченные закономерности. Происхождение этого, парадоксального на первый взгляд, эффекта становится ясным при более детальном анализе скорости обращения с использованием уравнения обмена количественной теории денег. Выразив ее через другие члены уравнения, получим:
V=PQ/М
где М - количество денег в обращении в среднем за период;
V - скорость обращения денег;
Р - темп изменения цен, измеряемый дефлятором ВВП;
Q - реальный ВВП.
Из уравнения видно, что снижение скорости обращения может происходить в случае опережающего роста знаменателя дроби (денежной массы) относительно числителя (номинального ВВП) по сравнению с базовым периодом. В 1998 г. объем среднегодовой рублевой денежной массы вырос в 2,04 раза, а номинальный ВВП - только на 91,4% (реальный ВВП вырос на 8,4%, дефлятор ВВП - на 71,8%). Идентичность дефлятора ВВП в 1997 и 1998 гг. при существенном различии прироста ИПЦ за год (соответственно 63 и 181%) объясняется неравномерностью роста цен в течение 1998 г. За январь-август ИПЦ вырос только на 30,1% при росте рублевой денежной массы за тот же период на 54,3%, что было обусловлено ужесточением административного контроля над ценами, а инфляционный всплеск в размере 116% пришелся на последние четыре месяца года и был связан с внешним шоком, вызванным падением курса российского рубля в результате финансового кризиса в России. Девальвация белорусского рубля, выступавшая основным фактором активизации инфляционных процессов в конце года, явилась объективной реакцией рынка в направлении восстановления ценовой конкурентоспособности белорусских товаров на российском рынке [5, c. 22].
Таким образом, на этом примере можно убедиться, что попытки увеличения обеспеченности экономики деньгами за счет эмиссионного расширения денежной массы могут иметь лишь кратковременный эффект, поскольку по истечении определенного лага запаздывания произойдет инфляционный рост номинального ВВП в числителе, возвращающий значение скорости обращения денег (и коэффициента монетизации) к исходному уровню. Более того, в инфляционном режиме функционирования экономики, когда инфляционные ожидания населения и субъектов хозяйствования приобретают ажиотажный характер, темпы инфляции опережают темпы прироста денежной массы, вследствие чего коэффициент монетизации падает ниже исходного уровня.
Четвертый период (2000 г. - начало 2001 г.). В 2000 г. произошел переход к более взвешенной денежно-кредитной политике, характеризующейся достижениями по следующим позициям. Несмотря на допущенные отклонения денежно-кредитных параметров (кредитная эмиссия Национального банка, рост денежной массы) в сторону превышения от их целевых прогнозных значений, имело место ужесточение денежно-кредитной политики по сравнению с предыдущим годом, что привело к снижению темпов инфляции до 208% за год.
Впервые с 1996 г. было обеспечено систематическое поддержание реальных процентных ставок по срочным рублевым депозитам на положительном уровне. В сочетании со снижением темпов наращивания денежного предложения в национальной валюте, обусловившим перманентное возникновение в банковской системе дефицита ликвидности, это обеспечило стабилизацию рыночного обменного курса белорусского рубля и, соответственно, преимущество рублевых сбережений по уровню доходности относительно иностранной валюты.
Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь направлена на снижение инфляции и поддержание стабильного обменного курса белорусского рубля. Для решения этой задачи начиная с 2001 года при проведении денежно-кредитной политики в Республике Беларусь в качестве важнейшего целевого ориентира использовался обменный курс белорусского рубля. Ранее денежно-кредитная политика основывалась преимущественно на применении целевых ориентиров, ограничивающих рост денежного предложения [15, c. 2].
Несмотря на то, что фиксация курса наряду с другими инструментами позволила обеспечивать стабильность в денежно-кредитной сфере экономики Республики Беларусь, в настоящее время существует ряд предпосылок для отказа от фиксированного и перехода к более гибкому режиму обменного курса белорусского рубля. В этой связи приобретает актуальность вопрос о выборе режима денежно-кредитной политики в Республике Беларусь в среднесрочной перспективе.
В Республике Беларусь в соответствии с Банковским кодексом и Уставом Национального банка Республики Беларусь основной долгосрочной целью денежно-кредитной политики является защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам, то есть Национальный банк должен фактически гарантировать как внешнюю, так и внутреннюю долгосрочную устойчивость белорусского рубля.
Для достижения основной долгосрочной цели Национальный банк в различные годы использовал разные промежуточные целевые ориентиры или, в соответствии с отечественной терминологией, контрольные и индикативные показатели денежно-кредитной политики. В период с 1995-го по 2004 год в зависимости от макроэкономических условий достижения этой цели Национальным банком Республики Беларусь использовались промежуточные целевые ориентиры по денежной массе и обменному курсу. В 2005 году в практику денежно-кредитного регулирования вводятся отдельные элементы инфляционного таргетирования.
Целевые ориентиры в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на соответствующий год показаны ниже [15, c. 3]:
1995 инфляция к середине года не более 5% в месяц и к концу года - до 1 % в месяц,
девальвация не выше инфляции;
кредиты Правительству под дефицит бюджета не более 2% ВВП;
положительные процентные ставки по кредитам и депозитам,
верхняя граница кредитов Национального банка Правительству и коммерческим банкам не более 2 трлн, руб.
1996 инфляция 2,5% в среднем за месяц, а к концу года — до 1—1,5%;
девальвация не выше 80% от инфляции,-
положительные процентные ставки по кредитам и депозитам;
совокупная денежная масса и кредитная эмиссия Национального банка может увеличиваться темпами не выше роста индекса цен с последующей их поквартальной корректировкой
1997 инфляция 2% в среднем за месяц (26,8% за год);
девальвация не выше 80—100% от инфляции;
стабильность начиная со 2 квартала 1997 года реального курса белорусского рубля по отношению к российскому рублю с понижением его номинального уровня не более чем на величину ежемесячной инфляции;
положительные процентные ставки по кредитам и депозитам,
прирост совокупной денежной массы не более 45% (43,5 трлн. руб. на конец 1997 г.);
прирост ЧВК не более 41,1 %, или на 3,76 трлн. руб.
1998 инфляция 2% в среднем за месяц (27% за год);
прирост денежной массы в национальной валюте 32—33% (27—28 трлн. руб. на конец года);
прирост ЧВРК 23%, или 2 трлн. руб.;
1999 положительные процентные ставки денежного рынка,
инфляция не более 4,5—5% в месяц в среднем,-
прирост денежной массы в национальной валюте (МЗ) не более 4,5-5% в месяц в среднем;
природ ЧВК не более 35,037 трлн. руб. за год.
2000 инфляция 170-190%, или 4,5-5,5% в среднем за месяц;
прирост ЧВРК не более 76 млрд. руб. (62,9%), или 4,2% в среднем за месяц,-
прирост денежной массы в национальной валюте (МЗ) 180 млрд. руб. (60%), или 4% в среднем в месяц;
2001 инфляция не более 2,5% в месяц, или 35,1 % за год;
курс к доллару США 2,7% в месяц, в среднем 37,3%;
курс к российскому рублю 2% в месяц в среднем,-
МЗ не более чем на 342,1 млрд. руб., или 51,3%, 3,5% в месяц;
ЧВРК не более 142,6 млрд. руб
2002 инфляция не более 2% в месяц, или 20-27%;
курс к российскому рублю 0,8-1,1 % в месяц в среднем, или 10-14%;
курс к доллару США 1,2-1,4% в среднем за месяц, или 15-18%;
прирост МЗ 454-1361 млрд, руб., или 39-116,8%;
ЧВРК не более 142,6 млрд. руб.
2003 обменный курс к российскому рублю на конец года 63,38-66,20;
обменный курс к доллару США на конец года 2250-2350 белорусских рублей;
кредиты на финансирование дефицита бюджета 152 млрд. руб.
2004 обменный курс к российскому рублю на конец первого полугодия 76,5-77,2 белорусского рубля; фиксация во втором полугодии с возможными отклонениями до +/- 5 процентов;
обменный курс к доллару США на конец первого полугодия 2355 бел. руб.; на конец года 2390 бел. руб.;
возможность снижения реального эффективного курса на 2 процента,- возможность снижения реального курса к российскому рублю на 3—4 процента
2005 ограничение инфляции до 8—10%;
обменный курс к российскому рублю 77,65 бел. руб. на 01.01.2006 (снижение 2,4%);
обменный курс к доллару США 2275 бел. руб. на 01.01.2006 (снижение 3,4%);
рост реального курса к российскому рублю не более 4%; рост реального эффективного курса не более 6%
2006 ограничение инфляции до 7—9%;
неизменность обменного курса к российскому рублю +/— 2%;
рост реального курса к российскому рублю и реального эффективного курса не более 4%;
прирост активной денежной массы в пределах 24-29%
Систематизация этих показателей, официально закрепленных в Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 1995—2006 годы, позволяет сделать следующие выводы.
В период с 1995-го по 2000 год для ограничения темпов роста цен в экономике страны Национальный банк использовал преимущественно ориентиры, связанные с приростом денежной массы, включая ориентиры по совокупной денежной массе и ее агрегатам, денежной базе, внутреннему кредиту и его составляющим. Это обусловлено тем, что для преодоления негативных последствий преобразований, характерных для большинства стран с переходными экономиками на начальных стадиях трансформационного процесса, в Республике Беларусь применялись директивные методы распределения ресурсов в экономике и, в частности, использовалось прямое кредитование Национальным банком Правительства Республики Беларусь и экономики страны в целом. Это стало одним из основных факторов избыточного роста денежного предложения с соответствующими последствиями для инфляции.
Однако меры, направленные на ограничение денежного предложения, исчерпали себя, и, начиная с 2001 года антиинфляционная политика проводится, с использованием обменного курса в качестве промежуточного целевого ориентира. При этом Национальный банк по-прежнему контролирует параметры роста таких показателей, как денежная масса и ее агрегаты, денежная база, внутренний кредит и его элементы.