Денежная масса: её структура, денежные агрегаты

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 19:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ денежной эмиссии и её роли в выпуске денег в хозяйственный оборот.
Для достижения цели курсового исследования необходимо решить ряд следующих задач:
изучить теоретические основы денежной эмиссии;
проанализировать состояние динамики развития денежной эмиссии в РБ;
предложить пути совершенствования организации эмиссии в Республике Беларусь.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!.doc

— 434.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Порядок осуществления эмиссии в Республике Беларусь

 

    Эмиссия наличных  денег, организация их обращения  и изъятия на территории Республики  Беларусь осуществляется исключительно  Национальным банком. Наличные деньги  являются безусловными обязательствами  Национального банка Республики Беларусь и обеспечиваются всеми его активами. Образцы банкнот утверждаются Национальным банком Республики Беларусь. Официальные сообщения о выпуске в обращение банкнот новых образцов Национальный банк Республики Беларусь публикует в средствах массовой информации. При этом периодически осуществляется и модификация банкнот, что, как правило, заключается во введении денежных знаков более крупных достоинств.

    Эмиссия денег  осуществляется Национальным банком  посредством выпуска в обращение  безналичных и наличных денег. Наличные деньги выпускаются в обращение в виде банкнот.

    Эмиссия денег осуществляется Национальным банком путем краткосрочного (до одного года) рефинансирования банков в целях поддержания ликвидности банковской системы Республики Беларусь и устойчивости денежного обращения, покупки Национальным банком свободно обращающихся на денежном рынке государственных ценных бумаг и осуществления операций на внутреннем и внешнем денежных рынках, направленных на увеличение золотовалютных резервов. Эмиссия денег для долгосрочного (свыше одного года) рефинансирования банков запрещена.

    Национальный  банк осуществляет эмиссию банкнот  в форме выпуска их в обращение  путем продажи банкам, покупки  Национальным банком иностранной  валюты и других валютных ценностей у физических и юридических лиц для обеспечения стабильного налично-денежного обращения, а также в иных случаях, связанных с выполнением основных целей своей деятельности.

    Объемы совокупной  эмиссии безналичных денег, банкнот  устанавливаются и регулируются исключительно Национальным банком в соответствии с целями и задачами, определяемыми в основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

    Национальный  банк эмитирует белорусский рубль.  Ограничение обращения белорусского рубля на территории Республики Беларусь не допускается. Выпуск в обращение других денежных единиц на территории Республики Беларусь запрещен.

    Национальный  банк определяет номинал (достоинство), изображение, степени защиты и  другие характеристики банкнот, выпускаемых им в обращение, осуществляет публикацию описания банкнот в республиканских печатных средствах массовой информации, являющихся официальными изданиями.

    Национальный  банк обеспечивает печатание  банкнот, хранение неэмитированных  банкнот и монет, а также хранение и при необходимости подтверждение подлинности банкнот, уничтожение оригинальных и печатных форм, гипсовых моделей и эталонных чеканочных инструментов, штампов и изъятых из обращения банкнот и монет.

    Банкноты, выпущенные  в обращение Национальным банком, являются единственным законным платежным средством на территории Республики Беларусь, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

    Банкноты, выпущенные  в обращение Национальным банком, являются безусловным обязательством Национального банка и обеспечиваются всеми его активами, обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, а также для зачисления на счета, во вклады (депозиты) и перевода на всей территории Республики Беларусь.

    Национальному  банку принадлежит исключительное  право изъятия из обращения  выпущенных им банкнот и монет.

    Банкноты, выпущенные  в обращение Национальным банком, не могут быть объявлены недействительными  (утратившими силу законного платежного средства), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монеты нового образца. Срок изъятия из обращения банкнот и монет не может быть менее одного года и не должен превышать десяти лет. При этом не допускается установление каких-либо ограничений по суммам или субъектам обмена.

    Решение об  обмене банкнот, выпущенных в  обращение Национальным банком, на банкноты нового образца  при проведении в Республике  Беларусь денежной реформы, деноминации  белорусского рубля принимается Президентом Республики Беларусь.

    Национальный  банк обязан предварительно поставить  в известность Правительство  Республики Беларусь о выпуске  в обращение новых банкнот,  за исключением памятных банкнот  и монет.

    Национальный  банк осуществляет обмен образцами банкнот (в том числе памятных банкнот и монет) с центральными (национальными) банками иностранных государств.

    Национальный  банк без ограничений производит  замену ветхих банкнот и поврежденных  банкнот в соответствии с установленными  им правилами.

    Национальный  банк создает резервный фонд  банкнот и распоряжается этим  фондом.

    Национальный  банк имеет право выпускать  в качестве объектов коллекционирования  памятные банкноты, а также памятные  и слитковые (инвестиционные) монеты  из драгоценных и недрагоценных металлов. Памятные банкноты, а также памятные и слитковые (инвестиционные) монеты могут обращаться как в качестве законного платежного средства, так и в качестве предметов коллекционирования по стоимости, отличающейся от номинальной.

    Национальный банк вправе осуществлять вывоз из Республики Беларусь памятных и слитковых (инвестиционных) монет без наличия разрешения, а их вывоз в целях реализации на международном рынке – без наличия лицензии на экспорт.

    Национальный  банк Республики Беларусь выполняет в сфере наличного денежного оборота следующие функции:

1) обеспечивает устойчивость  белорусского рубля;

2) разрабатывает и  проводит единую государственную  денежно-кредитную политику в  области наличного денежного  обращения, направленную на защиту устойчивости рубля, взаимодействуя при этом с Правительством Республики Беларусь;

3) обладает эмиссионной  функцией, т.е. монопольно осуществляет  эмиссию наличных денег и организует  их обращение;

4) несет ответственность  за покупюрный состав денежного обращения;

5) устанавливает: порядок  ведения кассовых операций, порядок  работы банков с денежной наличностью,  формы отчетности о работе  банков с денежной наличностью  и сроки ее представления, а  также меры ответственности за  их нарушение; правила хранения, инкассации и перевозки наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей; правила осуществления эмиссионно-кассовых операций; правила определения признаков платежности наличных денег, правила замены ветхих банкнот и поврежденных банкнот, а также порядок их уничтожения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 АНАЛИЗ ЭМИССИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

3.1 Динамика денежных агрегатов и денежной эмиссии в Республике

Беларусь

 

    Наличные деньги являются важной составляющей денежной системы страны, от которой в немалой степени зависит ее устойчивое функционирование. Даже самые развитые государства постоянно уделяют значительное внимание наличной составляющей денежной массы.

    Оценка пропорций наличного и безналичного оборота денег, анализ соотношения между ними остаются одной из ключевых задач в организации наличного денежного обращения. Рублевая денежная масса (денежный агрегат М2*), которая кроме агрегата М1 включает срочные рублевые депозиты, средства населения и юридических лиц в рублевых ценных бумагах, за прошлый год выросла на 64,1% (за декабрь рост на 13,2%) до 43,355 трлн на 1 января 2012 года, что наглядно представлено на рисунке 3.1.

    В соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики Беларуси на 2012 год, организация работы с налично-денежным обращением в прошлом году была направлена на формирование условий стабильного экономического развития Республики Беларусь, выполнение показателей социально–экономического развития страны, повышение благосостояния населения, прежде всего путем защиты и обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности, и курса по отношению к иностранным валютам, развития и поддержания устойчивости банковской системы, повышения надежности и безопасности функционирования платежной системы.

    Объем широкой денежной массы в Беларуси на 1 марта 2012 года составил 114,9 трлн рублей, увеличившись за январь-февраль на 3,3%. Такие данные приводит Национальный банк Беларуси. При этом за февраль количество денег в обороте выросло на 1,7% после роста на 1,6% за январь.

    Объем наличных денег в обращении составил на 1 марта этого года 6,9 трлн рублей, увеличившись за февраль на 12,7% после снижения на 8,4% за январь.

     Кроме того, согласно данным Национального банка, активная рублевая денежная масса (наличные деньги и текущие рублевые вклады в банках) на 1 марта составила 20,3 трлн рублей. Данный показатель с начала года снизился на 0,1%.

    Рублевая денежная масса, которая кроме наличных денег и текущих рублевых вкладов в банках включает также срочные рублевые депозиты, средства населения и юридических лиц в рублевых ценных бумагах, за январь-февраль выросла на 5,8% до 45,8 трлн рублей.

    По данным главного банка страны, объем срочных рублевых депозитов составил 22,8 трлн рублей. Срочные рублевые депозиты увеличились за два месяца нынешнего года на 9,5%.

    Кроме того, депозиты в драгоценных металлах снизились за январь-февраль на 12,8% и составили на 1 марта эквивалент 342,2 млрд рублей.

 

    Рисунок 3.1 Широкая денежная масса за 2012 г.

 

    В Беларуси выпуск наличных денег в обращение вырос в 2,4 раза в 2011 году.

    В Беларуси эмиссионный результат (превышение выдач из касс банков над поступлениями) в 2011 году  составил 2 трлн 239,5 млрд  против 929,2 млрд в 2010 году, сообщается в статотчете Национального банка Беларуси. Наглядно представлено на рисунке 3.2.

    Таким образом, выпуск наличных денег в обращение в 2011 году вырос по сравнению с 2010 годом в 2,4 раза.

     Рост эмиссионного результата стал следствием увеличения выдачи наличных из касс в 2011 году на 46,6% до 143 трлн 32,1 млрд при росте поступления наличных в кассы на 45,7% до 140 трлн 792,6 млрд.

     В структуре выдачи денег из касс банков наибольший удельный вес занимают выдачи с карт-счетов и текущих счетов физических лиц - на эти цели в 2011 году потребовалось 72,3 трлн, что на 58,5% больше по сравнению с 2010 годом. Выдачи наличных рублей на проведение валютно-обменных операций выросли на 22,9% до 23,23 трлн, для выдачи банковских депозитов - на 40% до 19,2 трлн.

    На выдачу пенсий и пособий в прошлом году наличными было направлено 10,3 трлн (рост на 36,3%), на оплату труда - 9,05 трлн (рост на 24,5%). Наиболее высокими темпами в 2011 году росла выдача наличных на применяемую в белорусских государственных организациях материальную помощь на закупку сельхозпродукции, а также на снятие наличных со счетов индивидуальных предпринимателей. На закупку сельхозпродукции было выдано наличными 776,5 млрд, что в 2,1 раза больше, чем в 2010 году. Индивидуальные предприниматели обналичили почти 2,4 трлн, что в 2 раза больше, чем годом ранее.

    Выдачи наличных на другие цели также выросли почти в 2 раза и составили 5,86 трлн.

    Основной объем поступления наличных в кассы банков был обеспечен за счет торговой выручки - 73,68 трлн, что в 1,7 раза больше по сравнению с 2010 годом.      Поступления наличных белорусских рублей от проведения валютно-обменных операций составили 18,38 трлн (снижение на 20,3%), наличными внесено на пополнение вкладов 13,8 трлн (рост на 61,8%), поступления выручки от оказания платных услуг населению составили 12,5 трлн (рост на 36%), поступления на счета индивидуальных предпринимателей - 5,3 трлн (рост на 47,7%), прочие поступления - 15,6 трлн (рост в 1,9 раза), поступления на оплату услуг связи - 1,5 трлн (рост на 33,5%).

 

 Рисунок 3.2

 

 

 

 

 

    В «Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2012 год» (утверждены Указом Президента Республики Беларусь от 23. 12. 2011 №591) определены направления, цели и инструменты денежно-кредитной политики на 2012 год, направления развития банковской системы, платежной системы, финансового рынка.

     Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2012 год предусматривают закрепление позитивных и ограничение негативных тенденций, сложившихся в денежно-кредитной сфере в предыдущие годы, а также преемственность целевых ориентиров, задач и инструментов денежно-кредитной политики, направленность на защиту и обеспечение устойчивости белорусского рубля, развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь, обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Реализация мероприятий  по достижению сбалансированности наличных денежных средств с объемами предлагаемых к реализации товаров и платных услуг населению может быть обеспечена в результате создания благоприятных экономических условий. Другими словами, улучшению состояния наличного денежного обращения будет способствовать оздоровление экономики и переход ее к устойчивому росту на основе тесного взаимодействия Национального банка с Правительством Республики Беларусь и другими государственными органами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Совершенствование организации эмиссии в Республике Беларусь

 

    Для совершенствования денежной эмиссии в РБ необходимо следовать следующим этапам:

1) ограничение денежной массы объемом, необходимым для осуществления экономической деятельности.

В рамках этого этапа  необходимо решить следующие задачи:

а) ограничение темпов роста рублевой денежной массы и колебаний уровня процентных ставок по кредитам и депозитам экономике.

Информация о работе Денежная масса: её структура, денежные агрегаты