Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 19:40, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ денежной эмиссии и её роли в выпуске денег в хозяйственный оборот.
Для достижения цели курсового исследования необходимо решить ряд следующих задач:
изучить теоретические основы денежной эмиссии;
проанализировать состояние динамики развития денежной эмиссии в РБ;
предложить пути совершенствования организации эмиссии в Республике Беларусь.
2.4 Порядок осуществления эмиссии в Республике Беларусь
Эмиссия наличных
денег, организация их
Эмиссия денег
осуществляется Национальным
Эмиссия денег осуществляется Национальным банком путем краткосрочного (до одного года) рефинансирования банков в целях поддержания ликвидности банковской системы Республики Беларусь и устойчивости денежного обращения, покупки Национальным банком свободно обращающихся на денежном рынке государственных ценных бумаг и осуществления операций на внутреннем и внешнем денежных рынках, направленных на увеличение золотовалютных резервов. Эмиссия денег для долгосрочного (свыше одного года) рефинансирования банков запрещена.
Национальный
банк осуществляет эмиссию
Объемы совокупной
эмиссии безналичных денег,
Национальный
банк эмитирует белорусский
Национальный
банк определяет номинал (
Национальный
банк обеспечивает печатание
банкнот, хранение
Банкноты, выпущенные в обращение Национальным банком, являются единственным законным платежным средством на территории Республики Беларусь, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Банкноты, выпущенные
в обращение Национальным
Национальному
банку принадлежит
Банкноты, выпущенные
в обращение Национальным
Решение об
обмене банкнот, выпущенных в
обращение Национальным банком,
на банкноты нового образца
при проведении в Республике
Беларусь денежной реформы,
Национальный
банк обязан предварительно
Национальный
банк осуществляет обмен образц
Национальный
банк без ограничений
Национальный банк создает резервный фонд банкнот и распоряжается этим фондом.
Национальный
банк имеет право выпускать
в качестве объектов
Национальный банк вправе осуществлять вывоз из Республики Беларусь памятных и слитковых (инвестиционных) монет без наличия разрешения, а их вывоз в целях реализации на международном рынке – без наличия лицензии на экспорт.
Национальный банк Республики Беларусь выполняет в сфере наличного денежного оборота следующие функции:
1) обеспечивает устойчивость белорусского рубля;
2) разрабатывает и
проводит единую
3) обладает эмиссионной
функцией, т.е. монопольно осуществляет
эмиссию наличных денег и
4) несет ответственность за покупюрный состав денежного обращения;
5) устанавливает: порядок
ведения кассовых операций, порядок
работы банков с денежной
3 АНАЛИЗ ЭМИССИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Динамика денежных агрегатов и денежной эмиссии в Республике
Беларусь
Наличные деньги являются важной составляющей денежной системы страны, от которой в немалой степени зависит ее устойчивое функционирование. Даже самые развитые государства постоянно уделяют значительное внимание наличной составляющей денежной массы.
Оценка пропорций наличного и безналичного оборота денег, анализ соотношения между ними остаются одной из ключевых задач в организации наличного денежного обращения. Рублевая денежная масса (денежный агрегат М2*), которая кроме агрегата М1 включает срочные рублевые депозиты, средства населения и юридических лиц в рублевых ценных бумагах, за прошлый год выросла на 64,1% (за декабрь рост на 13,2%) до 43,355 трлн на 1 января 2012 года, что наглядно представлено на рисунке 3.1.
В соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики Беларуси на 2012 год, организация работы с налично-денежным обращением в прошлом году была направлена на формирование условий стабильного экономического развития Республики Беларусь, выполнение показателей социально–экономического развития страны, повышение благосостояния населения, прежде всего путем защиты и обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности, и курса по отношению к иностранным валютам, развития и поддержания устойчивости банковской системы, повышения надежности и безопасности функционирования платежной системы.
Объем широкой денежной массы в Беларуси на 1 марта 2012 года составил 114,9 трлн рублей, увеличившись за январь-февраль на 3,3%. Такие данные приводит Национальный банк Беларуси. При этом за февраль количество денег в обороте выросло на 1,7% после роста на 1,6% за январь.
Объем наличных денег в обращении составил на 1 марта этого года 6,9 трлн рублей, увеличившись за февраль на 12,7% после снижения на 8,4% за январь.
Кроме того, согласно данным Национального банка, активная рублевая денежная масса (наличные деньги и текущие рублевые вклады в банках) на 1 марта составила 20,3 трлн рублей. Данный показатель с начала года снизился на 0,1%.
Рублевая денежная масса, которая кроме наличных денег и текущих рублевых вкладов в банках включает также срочные рублевые депозиты, средства населения и юридических лиц в рублевых ценных бумагах, за январь-февраль выросла на 5,8% до 45,8 трлн рублей.
По данным главного банка страны, объем срочных рублевых депозитов составил 22,8 трлн рублей. Срочные рублевые депозиты увеличились за два месяца нынешнего года на 9,5%.
Кроме того, депозиты в драгоценных металлах снизились за январь-февраль на 12,8% и составили на 1 марта эквивалент 342,2 млрд рублей.
Рисунок 3.1 Широкая денежная масса за 2012 г.
В Беларуси выпуск наличных денег в обращение вырос в 2,4 раза в 2011 году.
В Беларуси эмиссионный результат (превышение выдач из касс банков над поступлениями) в 2011 году составил 2 трлн 239,5 млрд против 929,2 млрд в 2010 году, сообщается в статотчете Национального банка Беларуси. Наглядно представлено на рисунке 3.2.
Таким образом, выпуск наличных денег в обращение в 2011 году вырос по сравнению с 2010 годом в 2,4 раза.
Рост эмиссионного результата стал следствием увеличения выдачи наличных из касс в 2011 году на 46,6% до 143 трлн 32,1 млрд при росте поступления наличных в кассы на 45,7% до 140 трлн 792,6 млрд.
В структуре выдачи денег из касс банков наибольший удельный вес занимают выдачи с карт-счетов и текущих счетов физических лиц - на эти цели в 2011 году потребовалось 72,3 трлн, что на 58,5% больше по сравнению с 2010 годом. Выдачи наличных рублей на проведение валютно-обменных операций выросли на 22,9% до 23,23 трлн, для выдачи банковских депозитов - на 40% до 19,2 трлн.
На выдачу пенсий и пособий в прошлом году наличными было направлено 10,3 трлн (рост на 36,3%), на оплату труда - 9,05 трлн (рост на 24,5%). Наиболее высокими темпами в 2011 году росла выдача наличных на применяемую в белорусских государственных организациях материальную помощь на закупку сельхозпродукции, а также на снятие наличных со счетов индивидуальных предпринимателей. На закупку сельхозпродукции было выдано наличными 776,5 млрд, что в 2,1 раза больше, чем в 2010 году. Индивидуальные предприниматели обналичили почти 2,4 трлн, что в 2 раза больше, чем годом ранее.
Выдачи наличных на другие цели также выросли почти в 2 раза и составили 5,86 трлн.
Основной объем поступления наличных в кассы банков был обеспечен за счет торговой выручки - 73,68 трлн, что в 1,7 раза больше по сравнению с 2010 годом. Поступления наличных белорусских рублей от проведения валютно-обменных операций составили 18,38 трлн (снижение на 20,3%), наличными внесено на пополнение вкладов 13,8 трлн (рост на 61,8%), поступления выручки от оказания платных услуг населению составили 12,5 трлн (рост на 36%), поступления на счета индивидуальных предпринимателей - 5,3 трлн (рост на 47,7%), прочие поступления - 15,6 трлн (рост в 1,9 раза), поступления на оплату услуг связи - 1,5 трлн (рост на 33,5%).
Рисунок 3.2
В «Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2012 год» (утверждены Указом Президента Республики Беларусь от 23. 12. 2011 №591) определены направления, цели и инструменты денежно-кредитной политики на 2012 год, направления развития банковской системы, платежной системы, финансового рынка.
Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2012 год предусматривают закрепление позитивных и ограничение негативных тенденций, сложившихся в денежно-кредитной сфере в предыдущие годы, а также преемственность целевых ориентиров, задач и инструментов денежно-кредитной политики, направленность на защиту и обеспечение устойчивости белорусского рубля, развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь, обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.
Реализация мероприятий по достижению сбалансированности наличных денежных средств с объемами предлагаемых к реализации товаров и платных услуг населению может быть обеспечена в результате создания благоприятных экономических условий. Другими словами, улучшению состояния наличного денежного обращения будет способствовать оздоровление экономики и переход ее к устойчивому росту на основе тесного взаимодействия Национального банка с Правительством Республики Беларусь и другими государственными органами.
3.2 Совершенствование организации эмиссии в Республике Беларусь
Для совершенствования денежной эмиссии в РБ необходимо следовать следующим этапам:
1) ограничение денежной массы объемом, необходимым для осуществления экономической деятельности.
В рамках этого этапа необходимо решить следующие задачи:
а) ограничение темпов роста рублевой денежной массы и колебаний уровня процентных ставок по кредитам и депозитам экономике.
Информация о работе Денежная масса: её структура, денежные агрегаты