Денежная база

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 20:39, реферат

Краткое описание

Задачи работы:
- дать определение денежной базы, рассмотреть ее состав и структуру;
- рассмотреть порядок формирования предложения денег в рыночной экономике;
- проанализировать состояние денежной базы и методы ее регулирования Центральным банком.

Оглавление

Введение. 2
Глава 1. Денежная база и предложение денег. 5
1.1 Соотношение понятий «денежная масса» и «денежная база». 5
1.2 Денежная база. 9
Глава 2. Методы регулирования денежной базы и денежного предложения 12
2.1 Статус и задачи ЦБ РФ.. 12
2.2 Методы регулирования денежной базы.. 14
Глава 3. Состояние денежной базы в экономике России. 21
3.1 Современное состояние российской национальной денежной базы.. 21
3.2 Мероприятия по совершенствованию политики регулирования денежной базы 24
Заключение. 31
Список использованных источников. 33
Приложение. 35

Файлы: 1 файл

Денежная база.docx

— 66.66 Кб (Скачать)

За 2008 год денежная база в широком определении выросла  на 530 млрд. рублей, а прирост национальной денежной базы был в 3,5 раза больше - 1850 млрд. руб. Сегодня в экономике  не используется 2,8 трлн. руб. (почти  половина) средств национальной денежной базы.

Еще более настораживает  снижение за последние два года соотношения  денежной базы в широком определении  и ВВП - с 14,4% до 13,6%. За пять последних  лет самые высокие темпы роста  показали агрегаты денежной базы, не участвующие  в депозитно-кредитной мультипликации:

- средства некредитных организаций в Банке России - рост в 11 раз;

- из них средства  Правительства - рост в 24,5 раза;

Кредитно-депозитную мультипликацию (эмиссию кредитных  денег) обеспечивает денежная база, составляющая на 01.01.2008г. сумму 745 млрд. руб. или 26% от денежной базы в широком определении  и лишь 3% от национальной денежной базы (на 1.01.2001 эти показатели были соответственно - 25% и 18%).

Уровень монетизации  российской экономики в 3-5 раз ниже уровня монетизации в развитых странах  и в 2-3 раза ниже, чем в развивающихся  странах.

Денежная масса  М2, финансово обеспечивающая деятельность субъектов экономики (как юридических, так и физических лиц), составляет сегодня 6,05 трлн. руб. или всего лишь 28% ВВП. Даже национальная денежная масса (8,85 трлн. руб.) - это лишь 41% ВВП, а вся (полная, включающая средства в иностранной валюте) денежная масса (11,1 трлн. руб.) - только 52% ВВП.

При этом за последние  пять лет относительно ВВП полная денежная масса выросла на 12%, национальная денежная масса - на 22%, а денежная масса  М2 - также лишь на 12%. Это свидетельствует о снижающейся роли в национальной денежной массе денежной массы М2 - важнейшего денежного агрегата в формировании ВВП.

Полная денежная масса в кредитных организациях за исследуемый период относительно всей полной денежной массы существенно  не изменилась (на 1.01.2001 г - 41%, на 1.01.2006 - 49%), хотя и выросла в 5 раз. Национальная денежная масса вне кредитных организаций за анализируемые 5 лет относительно национальной денежной массы - увеличилась на 6% (с 48% до 54%)

Доля полной денежной массы вне кредитных  организаций во всей полной денежной массе за истекший период уменьшилась  лишь на 8% (с 59% до 51%). Однако наличная часть в полной денежной массе вне кредитных организаций сократилась существенно - с 85% на 1.01.2001 г. до 50% на 1.01.2008 г. При этом наличная полная денежная масса вне банков относительно полной денежной массы в кредитных организациях сократилась за пять лет еще более существенно - со 125% до 50%, относительно всей полной денежной массы - с 51% до 25%.

Кредитно-депозитная мультипликация во всех развитых странах  является основным инструментом формирования денежной массы (эмиссии кредитных  денег). В России этот инструмент фактически не работает.

В кредитно-депозитной мультипликации сегодня реально  участвует лишь 745 млрд. рублей, что  составляет: 13% национальной денежной базы (на 01.01.2001г. было 18%); 26% денежной базы в широком определении (за пять лет  показатель практически не изменился).

За последние 5 лет эмиссия денежной базы за счет валютно-обменных операций Банка России составила 4 365 млрд. руб., а весь прирост  национальной Денежной базы - 4 750 млрд. руб. Следовательно, за счет кредитной  эмиссии Национальная денежная база увеличилась лишь на 385 млрд. руб. (8,1% общего роста).

В России общий  уровень сбережений составляет более 30% ВВП, а объем инвестиций - менее 20%. Это соотношение показателей  свидетельствует о низком уровне использования накопленных денежных ресурсов в интересах экономического развития.

За последние 5 лет рост ресурсов составил: государства - в 8 раз; населения - в 2,8 раза (при самой  скромной оценке наличных в иностранной  валюте в $25-30 млрд.); кредитных организаций - в 2,7 раза (и это при резком в 2 раза - снижении норматива по ФОР); предприятий  и предпринимателей - в 2,6 раза.

3.2 Мероприятия  по совершенствованию политики  регулирования денежной базы

Приведенные аналитические  расчеты в рамках денежного обзора свидетельствуют о необходимости  принятия следующих основных решений:

а) от эмиссии  денежных средств через валютно-обменные операции перейти к эмиссии кредитных  денег путем кредитно-депозитной мультипликации;

б) ¼ валютных резервов предоставить Правительству  в обмен на средства Стабилизационного  фонда в целях досрочного погашения  внешних займов;

в) ¼ валютных резервов использовать на капитализацию  частных национальных коммерческих банков, не входящих в состав сырьевых финансово-промышленных групп, посредством  предоставления долгосрочных (10-15 лет) субординированных кредитов (с ужесточением надзора за этими банками);

г) ¼ валютных резервов направить через кредитные  организации на лизинг самых современных  оборудования и технологий;

д) создать государственные кредитно-инвестиционные институты развития (банк, лизинговую, инвестиционную и страховую компании);

е) использовать средства Cтабилизационного фонда на широкое развитие ипотеки (именно ипотеки, а не потребительского кредитования), посредством которой ввести в банковский оборот наличные средства населения;

ж) стимулировать  безналичный денежный оборот и участие  населения в операциях на фондовом рынке;

з) создать специализированное государственное агентство рефинансирования, которое предоставляло бы кредитным организациям долгосрочные ресурсы за счет выкупа стандартных кредитных активов (будет способствовать развитию секьюритизации кредитной деятельности);

и) создать при  участии Банка России организованный рынок межбанковского кредитования;

к) ввести систему  рефинансирования Банком России кредитных  организаций в режиме овердрафт;

л) разработать  систему размещения через Банк России свободных средств бюджета и  внебюджетных фондов на депозитах в  российских кредитных организациях;

м) установить максимальный размер (в % к ВВП) размещения государственных резервов в иностранных активах и Стабилизационном фонде.

Сегодня денежные власти способны без напряжения и  рисков существенно увеличить денежную базу в экономике и направить  в оборот через банковскую систему  и фондовый рынок около $100-150 млрд. инвестиционных (кредитных) ресурсов. Это позволило бы значительно  увеличить денежную массу (предложение  денег), поднять несырьевые отрасли производства и снизить зависимость экономики страны от экспорта углеводородов. Все это создаст основу стабильного экономического развития России.

Предлагаемые  кредитные механизмы не только не усилят инфляционные процессы (коммерческие банки не являются субъектами потребительского рынка), но будут способствовать снижению ссудного процента, развитию деловой  активности, вовлечению сбережений в  инвестиции и, как следствие, снижению уровня инфляции».

В соответствии со сценарными условиями и основными  параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года Правительство  Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2008 году до 6-7%, в 2009 году - до 5,5-6,5%, в 2010 году - до 5-6% (из расчета декабрь к  декабрю). Указанной цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция 5-6% в 2008 году, 4,5-5,5% - в 2009 году и 4-5% - в 2010 году.

Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год темпы роста  внутреннего спроса могут быть несколько  ниже, чем в 2007 году, укрепление рубля  будет не столь интенсивным, как  в предыдущие годы, что обусловливает  некоторое снижение темпов роста  спроса на деньги по сравнению с 2007 годом. В связи с этим Банк России предполагает в зависимости от вариантов  прогноза увеличение денежного агрегата М2 на 24-30% за год.

В 2009-2010 годах  темпы прироста спроса на деньги будут  замедляться. При этом темпы прироста денежной массы М2 могут составить 20-24% в 2009 году и 16-20% в 2010 году.

Денежная программа  на 2008-2010 годы представлена в трех вариантах, соответствующих сценариям прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2008-2010 годы.

В зависимости  от сценарных вариантов темп прироста денежной базы в 2008 году может составить 18-24%, в 2009 году -15-20%, в 2010 году - 12-17%.

Основным источником роста денежной базы в 2008-2009 годах, как  и в предшествующий период, будет  увеличение чистых международных резервов (ЧМР) органов денежно-кредитного регулирования. Однако если в 2008 году по всем трем вариантам прогнозируемый прирост ЧМР будет превышать прирост денежной базы, допустимый с точки зрения достижения цели по инфляции, что потребует от органов денежно-кредитного регулирования реализации комплекса мер по абсорбированию избыточной ликвидности в банковском секторе, то начиная с 2009 года (по третьему варианту - с 2010 года) ожидается увеличение чистых внутренних активов (ЧВА) органов денежно-кредитного регулирования, в том числе - за счет наращивания валового кредита банкам. При этом в 2010 году по всем рассматриваемым вариантам кредит банкам может стать основным источником прироста денежного предложения, поскольку прогнозируется заметное повышение спроса со стороны кредитных организаций на инструменты рефинансирования Банка России.

Проект основных характеристик федерального бюджета  на 2008 год и на период до 2010 года предусматривает  смягчение бюджетной политики и  уменьшение объема абсорбирования ликвидности в условиях существенного замедления роста остатков средств федерального правительства на счетах в Банке России.

По первому  варианту денежной программы прирост  ЧМР в 2008 году может сократиться  до 37,9 млрд. долларов США (или около 1 трлн. рублей по фиксированному курсу  доллара США к рублю на 1.01.2007) - почти в 3 раза по сравнению с ожидаемым в текущем году. В рамках данного сценария увеличение денежной базы, по оценке, не превысит 765 млрд. рублей, поэтому требуемое снижение объема ЧВА составит около 233 млрд. рублей - в основном вследствие прогнозируемого сокращения чистого кредита расширенному правительству на 220 млрд. рублей (за счет роста остатков средств на счетах в Банке России).

В соответствии со сценарными характеристиками первого  варианта при прогнозируемом существенном замедлении прироста ЧМР в 2009 году (до 226 млрд. рублей) и их абсолютном снижении в 2010 году на 118 млрд. рублей для удовлетворения спроса на деньги потребуется увеличение объема чистых внутренних активов. При  условии замедления в 2009-2010 годах  темпов прироста остатков средств на счетах расширенного правительства  в Банке России потребность в  увеличении чистого кредита банкам, по оценке, возрастет с 793 млрд. рублей в 2009 году до 991 млрд. рублей в 2010 году. При  этом, если в 2009 году указанная потребность почти полностью будет обеспечена за счет снижения объема ликвидности, абсорбированной Банком России в предшествующий период, то в 2010 году более чем на 80% - за счет использования инструментов Банка Росси по предоставлению денежных средств кредитным организациям.

В рамках второго  варианта денежной программы, в котором  прирост чистых международных резервов в 2008 году может составить 1,3 трлн. рублей, предусмотрено уменьшение ЧВА на 421 млрд. рублей. Макроэкономические характеристики, соответствующие данному сценарию (в том числе более высокие  мировые цены на энергоносители), предопределяют более значительное, чем по первому  варианту, увеличение суммарных остатков средств на счетах федерального правительства  в Банке России. Общее снижение чистого кредита расширенному правительству  по этому варианту программы может  составить 370 млрд. рублей.

Второй вариант  программы предусматривает, что  в 2009-2010 годах прироста ЧМР (на 632 и 148 млрд. рублей соответственно) будет  недостаточно для обеспечения запланированных  темпов роста денежного предложения  со стороны органов денежно-кредитного регулирования. Поэтому прогнозируется увеличение чистых внутренних активов  на 239 и 640 млрд. рублей соответственно. Для этого в 2009 году Банку России потребуется обеспечить рост чистого  кредита банкам на 663 млрд. рублей, а  в 2010 году - на 955 млрд. рублей (из них  около 84% - за счет увеличения объема валового кредита).

По третьему варианту денежной программы прогнозируемый прирост ЧМР в 2008 году (1,8 трлн. рублей) будет почти в 2 раза больше прироста денежной базы, допустимого с точки  зрения достижения цели по инфляции. Необходимое  снижение ЧВА по данному варианту программы может составить в 2008 году 866 млрд. рублей. Благоприятная  внешнеэкономическая конъюнктура  и ускорение темпов экономического роста станут факторами сохранения значительных налоговых поступлений  в бюджет. С учетом прогнозируемой динамики остатков средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов на счетах в Банке России снижение чистого кредита расширенному правительству по этому варианту прогнозируется в размере 770 млрд. рублей. Оставшийся прирост чистых внутренних активов будет обеспечен за счет динамики прочих чистых неклассифицированных активов.

По данному  варианту денежной программы предусматривается, что и в 2009 году увеличение ЧМР  будет превышать допустимый прирост  денежной базы - необходимое сокращение чистых внутренних активов оценивается  на уровне 295 млрд. рублей. Прогнозируемое уменьшение чистого кредита расширенному правительству в 2009 году составит 570 млрд. рублей, что существенно превысит снижение ЧВА. В этих условиях Банку  России потребуется обеспечить увеличение чистого кредита банкам на 479 млрд. рублей.

Информация о работе Денежная база