Центральный банк как орган денежно-кредитного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 11:18, курсовая работа

Краткое описание

Безусловно, тема данной работы является актуальной для наших дней. Она должна волновать и интересовать буквально каждого из нас, поскольку мы принимаем активное участие в развитии современной экономики, так или иначе, сталкиваемся с правилами, законами и обязательствами, установленными ЦБ.
На мой взгляд, каждый грамотный образованный и просто уважающий себя человек обязан знать правила, законы государства в котором он живет, а также быть осведомленным в области политики и экономики, которые являются основой развития общества.
Основные цели моей работы заключаются в следующем: проанализировать сущность денежно-кредитного регулирования, выделить основные черты денежно-кредитной политики, определить место и значимость ЦБ в экономической системе. Для их достижения, я выдвинула следующие задачи: исследовать особенности деятельности БР, проанализировать цели денежно-кредитной политики, рассмотреть ее методы и инструменты, ознакомиться с основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики.

Оглавление

Введение 2
1 Центральные банки 4
1.1. Общая характеристика центральных банков 4
1.2. Цели, задачи и функции ЦБ 6
1.3. Разработка денежно-кредитной политики Банком России 8
2 Денежно-кредитное регулирование 9
2.1. Цели и объекты денежно-кредитного регулирования 10
2.2. Методы и инструменты денежно-кредитного 12
регулирования 12
2.2. Центральный банк как субъект денежно-кредитного 14
регулирования 14
2.4. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год 17
3. Реализация денежно-кредитной политики Банка России 21
3.1. Денежно кредитная политика Банка России в 2009,2010,2011 годах 21
Заключение 22
Список использованных источников 23

Файлы: 1 файл

курсовая по дкб.doc

— 166.50 Кб (Скачать)
    1. Основные  направления единой государственной  денежно-кредитной политики на 2010 год

В 2010 году реализация денежно-кредитной политики происходит в условиях, когда основные последствия наиболее острой фазы мирового финансово-экономического кризиса преодолены, но российская экономика еще не вышла на траекторию устойчивого роста. Масштабные антикризисные меры, принятые Правительством Российской Федерации и Банком России в 2008 - 2009 годах, позволили преодолеть дефицит ликвидности и не допустить дестабилизации функционирования банковской системы. Наметившееся улучшение основных макроэкономических показателей и индикаторов финансовой системы позволило Банку России приступить к постепенному сворачиванию мер, которые были введены им в острую фазу кризиса. Вместе с тем неустойчивое восстановление экономической активности и медленный рост банковского кредитования определяют задачу поддержания и расширения совокупного спроса.

    Процентная политика 

    В условиях замедления инфляции  и снижения инфляционных ожиданий  Банк России в первой половине 2010 года продолжил начатое в  апреле 2009 года снижение процентных  ставок по своим операциям,  направленное на уменьшение стоимости заимствований в экономике, стимулирование кредитной активности и экономического роста, а также ограничение притока краткосрочного спекулятивного капитала. К началу июня 2010 года Совет директоров Банка России 4 раза принимал решение о снижении ставки рефинансирования и ставок по отдельным операциям.

    В условиях сложившегося в  банковском секторе структурного  избытка ликвидности ключевое  значение для формирования динамики  процентных ставок на денежном  рынке приобрели процентные ставки  по депозитным операциям Банка России. Для повышения эффективности процентной политики и сокращения волатильности ставок межбанковского рынка Банк России с 29 марта 2010 года возобновил проведение депозитных операций по фиксированной процентной ставке на условии "овернайт", а в сентябре продлил время приема заявок кредитных организаций о заключении сделок по ним с использованием системы "Рейтерс-Дилинг". После выравнивания процентных ставок по депозитным операциям на условиях "овернайт", "том-некст", "спот-некст" и "до востребования" с 1.06.2010 единая процентная ставка по этим видам депозитов стала формировать нижнюю границу коридора процентных ставок Банка России, а его ширина при этом сократилась на 0,25 процентного пункта.

Таблица 3 - Инструменты денежно-кредитной политики Банка России в 2010 году 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вид инструмента  
Назначение
 
Инструмент
Срок предоставления Процентная  ставка, % годовых
Операции  на открытом рынке  
 
 
 
 
 
 
 
Предоставление  ликвидности
Ломбардные  аукционы 2 недели Устанавливается по результатам аукциона (не ниже 5%)
Прямое  РЕПО От 1 до 7 дней,

6 месяцев,

12 месяцев

Устанавливается по результатам аукциона (от 1 до 7 дней – не ниже 5%, 6 месяцев – не ниже 7%, 12 месяцев – не ниже 7,5%)
Кредиты без обеспечения (минимальные ставки) От 1 до 5 недель, Устанавливается по результатам аукциона ( от 1до 5 недель – не ниже 10%, 3 до 6 месяцев – не ниже 10,50%, 12 месяцев – 11%)
Абсорбирование  ликвидности Депозитные  аукционы 4 недели,

3 месяца

Устанавливается по результатам аукциона (4 недели – не выше 6%, 3 месяца – не выше 7%)
Операции  постоянного действия  
 
 
Предоставление

ликвидности

Кредиты "овернайт" 1 день Фиксированная – 8%
Ломбардные  кредиты От 1 до 7 дней,

       1 месяц

Фиксированная ( от 1 до 7 дней – 7,75%, 1 месяц – 7%)
Прямое РЕПО От 1 до 7 дней,

12 месяцев

Фиксированная ( от 1 до 7 дней – 7,50%, 12 месяцев – 8,50%)
 
 
Абсорбирование  ликвидности
Депозитные  операции "Овернайт" 2,75%
"Том-некст", "спот-некст", "до востребования" 3%
"Одна  неделя", "спот-неделя" 4%
 
 

В июне 2010 года процентные ставки денежного рынка вышли на уровень, обеспечивающий приемлемый баланс между доступностью заемных средств и инфляционными рисками и являющийся нейтральным относительно трансграничного движения краткосрочного капитала. Это позволило Совету директоров Банка России в июне - октябре принять решения о сохранении на неизменном уровне ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям Банка России.

    При этом учитывалась необходимость  сохранения стимулирующей денежно-кредитной политики для поддержки внутренних факторов роста.

    В июне - октябре 2010 года ситуация  на денежном рынке оставалась  спокойной, процентные ставки  в основном находились вблизи  нижней границы коридора процентных  ставок по операциям Банка  России. В частности, средневзвешенная ставка MIACR по однодневным кредитам в рублях, составлявшая в январе 2010 года 4,0% годовых, с июня по сентябрь находилась на уровне 2,6% годовых, в октябре - 2,7% годовых.

    В августе - сентябре было отмечено  ускорение роста потребительских цен, вызванное увеличением инфляционных ожиданий в условиях неопределенности оценок последствий воздействия аномальных погодных условий на производство сельскохозяйственной продукции и ростом цен на зерно на мировом рынке. Однако, по мнению Банка России, это не является достаточным основанием для того, чтобы сделать вывод о негативном влиянии последствий указанных ценовых шоков на инфляционные процессы в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

 

3. Реализация денежно-кредитной политики Банка России

3.1. Денежно кредитная политика Банка России в 2010 году.

Сегодня инфляция становится основным параметром денежно-кредитной  политики 

Альтернативные  сценарии ДКБ БР в 2010г.

Центр экономических исследований МФПА произвел оценку возможных сценариев денежно-кредитной политики на 2010 г. Закономерности в поведении Банка России 

На валютном рынке говорят о том, что регулятор  перешел к политике минидевальваций  бивалютной корзины. Он уже поддерживал  различные уровни сопротивления, а  в конце декабря бивалютная корзина перевалила за 32 руб.Хотя руководство страны официально заявляет о том, что серьезных корректив курсовой политике не произойдет, де-факто мы наблюдаем противоположную ситуацию. Так, в годовом выражении темпы обесценения бивалютной корзины превысили 25%

Цели, возможности и  последствия политики минидевальваций. 

Политика  минидевальваций вместе с повышением процентных ставок Банка России направлена на снижение оттока капитала из России и на экономию международных резервов. Однако представляется, что ни та, ни другая цель достигнуты не будут. Отток капитала из страны обусловлен объективными причинами. Во-первых, в 1 и 2 кварталах 2010г. банкам ,корпорациям и государству предстоит погасить внешних долгов на сумму 59 млрд.долл., а также проценты по ним на 10 млрд.долл. Во-вторых, дочерние иностранные банки по требованию материнских организаций держат определенную долю активов за рубежом. В-третьих, население предъявляет спрос на наличную иностранную валюту и депозиты в ней, что вызывает перевод банковских ресурсов в валютные активы.

 Политика  минидевальваций вряд ли будет  способствовать сокращению оттока  капитала. Напротив, она может иметь  самые негативные последствия  для российской экономики. Причин  несколько. Например, обостряются  девальвационные ожидания в условиях дальнейшей неопределенности курса рубля и, что более важно, непредсказуемых скачков курса, провоцируемых Банком России, повышается чувствительность инфляции к курсу рубля. 

Вряд  ли в принципе политика минидевальваций, призванная поддерживать конкурентоспособность отечественной экспортной продукции на внешнем рынке, может быть состоятельной. Попытки таргетирования реального валютного курса в Бразилии, Колумбии и Югославии закончились плачевно. Хуже всех пришлось Бразилии - официально следуя политике минидевальваций, ее центральный банк проводил небольшие девальвации на нерегулярной основе. Это увеличило инфляционные и девальвационные ожидания, в результате инфляция возросла с 20% до 40%, а затем регулятор, одноразово девальвировав национальную валюту на 30%,полностью отказался от минидевальваций – инфляция при этом превысила 100%.

К сожалению, возможности у Банка Росси  по управлению курсом рубля и оттоком  капитала ограничены. Стандартной мерой  по борьбе с давлением на валютном рынке является повышение процентных ставок по депозитным операциям и облигаций Банка России, а также по валютному свопу. Однако лимит Банка России по валютным свопам и так уже урезан до 5 млрд.руб. и ставка повышена до 13%, что привело к замораживанию рынка свопов. А ставки по депозитам и облигациям он не в состоянии поднять, поскольку  из-за этого произойдет отток ликвидности с межбанковского ранка, которой и так немного, на счета в Центральный банк. Выход для руководства Банка России, вероятно, видится один- синхронно повышать все ставки по своим операциям и позволять рублю медленно обесцениваться.

Для защиты платежеспособности рубля Банк России должен установить положительные реальные процентные ставки. Если исходить из правила  Тейлора, стандартной модели для  оценки денежно-кредитной политике, то ставка рефинансирования уже сейчас должна быть вместо текущих 13% выше 20(что убьет инфляцию, так и экономический рост). Следуя европейской манере борьбы с кризисом, власти решили ,что банковский сектор дороже инфляции, и предпочли отрицательные ставки и большие объемы вливания ликвидности в банки. Как результат, мы ожидаем выход российской экономики на устойчивое инфляционное “плато”. Иными словами, снижение инфляции менее 10% в ближайшие два года не предвидеться.

Сохранение  работоспособности крупных банков станет наградой за выбор властей. Если Банк России и АСВ сумеют в короткие сроки провести селекцию и санировать банки, то опасного периода неопределенности и тотального недоверия друг к другу можно будет избежать. Очередь за помощью в АСВ увеличилась с 20 до 200 банков. Кроме того, по законодательной инициативы мелкие банки с капиталом до 180 млн. руб., а их насчитывается около 300,до 2012 г. могут лишиться права на жизнь.

Власти, конечно, могут делать хорошую мину при плохой игре и позволят жить бакам-мертвецам. Однако это лишь растянет период неопределенности и заставит тратить насколько большие деньги на поддержку банков, чем этого требуется на самом деле. Оперативная селекция, хотя и вызовет недовольство собственников банков и сопротивление территориальных управлений Банка России, но при этом пожжет экономике быстрее сбить высокую температуру кризиса.

При текущих  обстоятельствах для руководства  страны, увы, нет выигрышных решений. Выбор стоит между худшим п  более худшим вариантом. Инфляция, потеря международных резервов и сокращения расходов бюджета представляются менее худшим решением, чем банковский коллапс и многократная девальвация.

 

    Заключение 

Денежно-кредитная политика - чрезвычайно мощный, а потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из кризиса, но и не исключена и печальная альтернатива - усугубление сложившихся в экономике негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты. В качестве проводника денежно- кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства. Без верной денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, экономика не может эффективно функционировать.

Информация о работе Центральный банк как орган денежно-кредитного регулирования