Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 11:18, курсовая работа
Безусловно, тема данной работы является актуальной для наших дней. Она должна волновать и интересовать буквально каждого из нас, поскольку мы принимаем активное участие в развитии современной экономики, так или иначе, сталкиваемся с правилами, законами и обязательствами, установленными ЦБ.
На мой взгляд, каждый грамотный образованный и просто уважающий себя человек обязан знать правила, законы государства в котором он живет, а также быть осведомленным в области политики и экономики, которые являются основой развития общества.
Основные цели моей работы заключаются в следующем: проанализировать сущность денежно-кредитного регулирования, выделить основные черты денежно-кредитной политики, определить место и значимость ЦБ в экономической системе. Для их достижения, я выдвинула следующие задачи: исследовать особенности деятельности БР, проанализировать цели денежно-кредитной политики, рассмотреть ее методы и инструменты, ознакомиться с основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики.
Введение 2
1 Центральные банки 4
1.1. Общая характеристика центральных банков 4
1.2. Цели, задачи и функции ЦБ 6
1.3. Разработка денежно-кредитной политики Банком России 8
2 Денежно-кредитное регулирование 9
2.1. Цели и объекты денежно-кредитного регулирования 10
2.2. Методы и инструменты денежно-кредитного 12
регулирования 12
2.2. Центральный банк как субъект денежно-кредитного 14
регулирования 14
2.4. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год 17
3. Реализация денежно-кредитной политики Банка России 21
3.1. Денежно кредитная политика Банка России в 2009,2010,2011 годах 21
Заключение 22
Список использованных источников 23
В 2010 году реализация денежно-кредитной политики происходит в условиях, когда основные последствия наиболее острой фазы мирового финансово-экономического кризиса преодолены, но российская экономика еще не вышла на траекторию устойчивого роста. Масштабные антикризисные меры, принятые Правительством Российской Федерации и Банком России в 2008 - 2009 годах, позволили преодолеть дефицит ликвидности и не допустить дестабилизации функционирования банковской системы. Наметившееся улучшение основных макроэкономических показателей и индикаторов финансовой системы позволило Банку России приступить к постепенному сворачиванию мер, которые были введены им в острую фазу кризиса. Вместе с тем неустойчивое восстановление экономической активности и медленный рост банковского кредитования определяют задачу поддержания и расширения совокупного спроса.
Процентная политика
В условиях замедления
В условиях сложившегося в
банковском секторе
Таблица
3 - Инструменты денежно-кредитной политики
Банка России в 2010 году
Вид инструмента | Назначение |
Инструмент |
Срок предоставления | Процентная ставка, % годовых |
Операции на открытом рынке | Предоставление ликвидности |
Ломбардные аукционы | 2 недели | Устанавливается по результатам аукциона (не ниже 5%) |
Прямое РЕПО | От 1 до 7 дней,
6 месяцев, 12 месяцев |
Устанавливается по результатам аукциона (от 1 до 7 дней – не ниже 5%, 6 месяцев – не ниже 7%, 12 месяцев – не ниже 7,5%) | ||
Кредиты без обеспечения (минимальные ставки) | От 1 до 5 недель, | Устанавливается по результатам аукциона ( от 1до 5 недель – не ниже 10%, 3 до 6 месяцев – не ниже 10,50%, 12 месяцев – 11%) | ||
Абсорбирование ликвидности | Депозитные аукционы | 4 недели,
3 месяца |
Устанавливается по результатам аукциона (4 недели – не выше 6%, 3 месяца – не выше 7%) | |
Операции постоянного действия | Предоставление ликвидности |
Кредиты "овернайт" | 1 день | Фиксированная – 8% |
Ломбардные кредиты | От 1 до 7 дней,
1 месяц |
Фиксированная ( от 1 до 7 дней – 7,75%, 1 месяц – 7%) | ||
Прямое РЕПО | От 1 до 7 дней,
12 месяцев |
Фиксированная ( от 1 до 7 дней – 7,50%, 12 месяцев – 8,50%) | ||
Абсорбирование ликвидности |
Депозитные операции | "Овернайт" | 2,75% | |
"Том-некст", "спот-некст", "до востребования" | 3% | |||
"Одна неделя", "спот-неделя" | 4% |
В июне 2010 года процентные ставки денежного рынка вышли на уровень, обеспечивающий приемлемый баланс между доступностью заемных средств и инфляционными рисками и являющийся нейтральным относительно трансграничного движения краткосрочного капитала. Это позволило Совету директоров Банка России в июне - октябре принять решения о сохранении на неизменном уровне ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям Банка России.
При этом учитывалась
В июне - октябре 2010 года ситуация
на денежном рынке оставалась
спокойной, процентные ставки
в основном находились вблизи
нижней границы коридора
В августе - сентябре было отмечено
ускорение роста
3. Реализация денежно-кредитной политики Банка России
Сегодня инфляция
становится основным параметром денежно-кредитной
политики
Альтернативные сценарии ДКБ БР в 2010г.
Центр
экономических исследований МФПА произвел
оценку возможных сценариев денежно-
На валютном рынке говорят о том, что регулятор перешел к политике минидевальваций бивалютной корзины. Он уже поддерживал различные уровни сопротивления, а в конце декабря бивалютная корзина перевалила за 32 руб.Хотя руководство страны официально заявляет о том, что серьезных корректив курсовой политике не произойдет, де-факто мы наблюдаем противоположную ситуацию. Так, в годовом выражении темпы обесценения бивалютной корзины превысили 25%
Цели,
возможности и
последствия политики
минидевальваций.
Политика минидевальваций вместе с повышением процентных ставок Банка России направлена на снижение оттока капитала из России и на экономию международных резервов. Однако представляется, что ни та, ни другая цель достигнуты не будут. Отток капитала из страны обусловлен объективными причинами. Во-первых, в 1 и 2 кварталах 2010г. банкам ,корпорациям и государству предстоит погасить внешних долгов на сумму 59 млрд.долл., а также проценты по ним на 10 млрд.долл. Во-вторых, дочерние иностранные банки по требованию материнских организаций держат определенную долю активов за рубежом. В-третьих, население предъявляет спрос на наличную иностранную валюту и депозиты в ней, что вызывает перевод банковских ресурсов в валютные активы.
Политика
минидевальваций вряд ли будет
способствовать сокращению
Вряд ли в принципе политика минидевальваций, призванная поддерживать конкурентоспособность отечественной экспортной продукции на внешнем рынке, может быть состоятельной. Попытки таргетирования реального валютного курса в Бразилии, Колумбии и Югославии закончились плачевно. Хуже всех пришлось Бразилии - официально следуя политике минидевальваций, ее центральный банк проводил небольшие девальвации на нерегулярной основе. Это увеличило инфляционные и девальвационные ожидания, в результате инфляция возросла с 20% до 40%, а затем регулятор, одноразово девальвировав национальную валюту на 30%,полностью отказался от минидевальваций – инфляция при этом превысила 100%.
К сожалению, возможности у Банка Росси по управлению курсом рубля и оттоком капитала ограничены. Стандартной мерой по борьбе с давлением на валютном рынке является повышение процентных ставок по депозитным операциям и облигаций Банка России, а также по валютному свопу. Однако лимит Банка России по валютным свопам и так уже урезан до 5 млрд.руб. и ставка повышена до 13%, что привело к замораживанию рынка свопов. А ставки по депозитам и облигациям он не в состоянии поднять, поскольку из-за этого произойдет отток ликвидности с межбанковского ранка, которой и так немного, на счета в Центральный банк. Выход для руководства Банка России, вероятно, видится один- синхронно повышать все ставки по своим операциям и позволять рублю медленно обесцениваться.
Для защиты платежеспособности рубля Банк России должен установить положительные реальные процентные ставки. Если исходить из правила Тейлора, стандартной модели для оценки денежно-кредитной политике, то ставка рефинансирования уже сейчас должна быть вместо текущих 13% выше 20(что убьет инфляцию, так и экономический рост). Следуя европейской манере борьбы с кризисом, власти решили ,что банковский сектор дороже инфляции, и предпочли отрицательные ставки и большие объемы вливания ликвидности в банки. Как результат, мы ожидаем выход российской экономики на устойчивое инфляционное “плато”. Иными словами, снижение инфляции менее 10% в ближайшие два года не предвидеться.
Сохранение работоспособности крупных банков станет наградой за выбор властей. Если Банк России и АСВ сумеют в короткие сроки провести селекцию и санировать банки, то опасного периода неопределенности и тотального недоверия друг к другу можно будет избежать. Очередь за помощью в АСВ увеличилась с 20 до 200 банков. Кроме того, по законодательной инициативы мелкие банки с капиталом до 180 млн. руб., а их насчитывается около 300,до 2012 г. могут лишиться права на жизнь.
Власти, конечно, могут делать хорошую мину при плохой игре и позволят жить бакам-мертвецам. Однако это лишь растянет период неопределенности и заставит тратить насколько большие деньги на поддержку банков, чем этого требуется на самом деле. Оперативная селекция, хотя и вызовет недовольство собственников банков и сопротивление территориальных управлений Банка России, но при этом пожжет экономике быстрее сбить высокую температуру кризиса.
При текущих
обстоятельствах для
Заключение
Денежно-кредитная политика - чрезвычайно мощный, а потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из кризиса, но и не исключена и печальная альтернатива - усугубление сложившихся в экономике негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты. В качестве проводника денежно- кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства. Без верной денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, экономика не может эффективно функционировать.
Информация о работе Центральный банк как орган денежно-кредитного регулирования