Центральные банки и основы их деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 13:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение основ деятельности центральных банков (ЦБ) как верхней ступени банковских систем различных стран мира. Актуальность данной работы объясняется той ролью, которую играют центральные банки в своих странах, возможностями их воздействия на экономическое развитие государства и стабильность банковской системы.
Для выполнения поставленной цели требуется решить задачи:
- изучить историю появления и выделения центральных банков;
- рассмотреть функции, возложенные на Центробанки всех стран, и операции, совершаемые в рамках их реализации;
- изучить варианты организационной структуры ЦБ;
- исследовать основы взаимоотношений центрального банка с кредитными организациями, в том числе его полномочия как органа государственного банковского регулирования и надзора;
- изучить возможности воздействия центральными банками на экономику государства, прежде всего, при реализации денежно-кредитной политики, а также рассмотреть механизм действия денежного мультипликатора.

Оглавление

Введение 3
1 Появление Центральных банков, их функции и операции 4
2 Взаимоотношения Центрального банка с коммерческими банками и небанковскими организациями 14
3 Значение Центральных банков в развитии экономики 21
Заключение 29
Список использованных источников 31
Приложение А – Структурный анализ годового баланса Банка России 33
Приложение Б – Структурный анализ консолидированного баланса ЕЦБ 34

Файлы: 1 файл

Центральные банки и основы их деятельности.doc

— 3.45 Мб (Скачать)

-   проводит процедуру принудительной ликвидации.

Для предупреждения банкротства действующих кредитных организаций Банк России может применять меры по их финансовому оздоровлению – либо назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией, либо потребовать ее реорганизации. Выбор конкретных мер зависит от состояния кредитной организации и перспектив воздействия со стороны ЦБ.

Регулирование реорганизации и ликвидации кредитных организаций может происходить как добровольно – по решению их акционеров (участников), так и в принудительном порядке в случае их несостоятельности либо нарушения действующего законодательства. Банк России осуществляет надзор за процессами реорганизации и ликвидации кредитных организаций с целью защиты интересов их кредиторов и вкладчиков. Дополнительная задача, которая решается в ходе надзора, состоит в обеспечении условий для добросовестной конкуренции на банковском рынке и недопущении его монополизации группами взаимосвязанных кредитных организаций.

При добровольной ликвидации или реорганизации кредитной организации по решению учредителей Банк России осуществляет общий надзор за соблюдением действующего законодательства в процессе осуществления реорганизационных и ликвидационных процедур.

В случае отзыва лицензии на выполнение банковских операций Банк России обязан осуществить принудительную ликвидацию кредитной организации, подав соответствующее заявление в арбитражный суд. Если ко дню отзыва лицензии у кредитной организации имеются признаки несостоятельности, предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», или наличие этих признаков установлено назначенной Банком России временной администрацией по управлению кредитной организацией после дня отзыва лицензии, Банк России обращается в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации несостоятельной.

Арбитражный суд направляет решение о ликвидации кредитной организации в Банк России и уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что кредитная организация находится в процессе ликвидации. Ликвидация кредитной организации осуществляется в порядке и в соответствии с процедурами, которые предусмотрены Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» для конкурсного производства, с особенностями, установленными Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».

В процессе конкурсного производства конкурсные управляющие обязаны сдавать отчетность в соответствии с нормативными актами Банка России, в том числе промежуточный и окончательный ликвидационные балансы. Кредитная организация прекращает свое существование с момента внесения записи о ликвидации в государственный реестр регистрации юридических лиц./1,3,8/

 

 

 

 



2

 

3 Значение Центральных банков в развитии экономики

 

 

Центральный банк регулирует экономику не прямо, а через денежно-кредитную систему. Воздействуя на кредитные институты, он создает определенные условия для их функционирования. От этих условий в известной мере зависит направление деятельности коммерческих банков и других финансовых институтов, что и оказывает влияние на ход экономического развития страны. Поэтому национальные особенности кредитной системы определяют степень регулирующего воздействия центрального банка на экономику и влияют на условия функционирования центрального банка.

Количество денег в обращении является важнейшим фактором экономического развития. Поэтому денежная масса во всех странах является объектом государственного регулирования.

Потребность хозяйственного оборота и государства в деньгах стимулирует рост денежной массы и определяет эмиссию денег (выпуск в обращение денежных знаков во всех формах, который ведет к увеличению денежной массы в обороте). Эмиссия называется наличной, когда в оборот вводятся наличные деньги, и безналичной – когда эмитируются безналичные деньги.

Выдавая ссуды, коммерческие банки создают безналичные (банковские) деньги, которые при погашении кредитов уничтожаются.

Монопольное право эмиссии наличных денег, как уже отмечалось, закреплено за центральными банками. Они выпускают и безналичные деньги – средства коммерческих банков и небанковских организаций на счетах в ЦБ. Экономическое содержание эмиссии денег – покупка Центробанком ценностей, активов (в обмен на свои долговые обязательства – банкноты и безналичные деньги на счетах): покупка ценных бумаг, рефинансирование коммерческих банков, кредитование правительства.

В Российской Федерации денежная база в широком определении включает наличные деньги в обращении с учетом остатков средств в кассах кредитных организаций, корреспондентские счета кредитных организаций в БР, обязательные резервы, депозиты кредитных организаций, облигации БР у кредитных организаций, обязательства Банка России по обратному выкупу ценных бумаг, средства резервирования по валютным операциям. Денежная база является частью пассивов центрального банка.

В совокупности денежные агрегаты составляют предложение денег, или денежную массу. Она формируется на основе денежной базы (денег центрального банка) и представляет собой результат мультиплицированного расширения денежной базы в ходе многочисленных межбанковских взаимодействий. Таким образом, предложение денег исходит от центрального банка./11,13,15,18/

Денежный мультипликатор (мультипликатор денежной базы) – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличится (сократится) денежная масса при увеличении (сокращении) денежной базы на единицу. Если центральный банк хочет увеличить денежную массу, он должен увеличить денежную базу, и наоборот. Денежный мультипликатор равен:

                                             multден  =М2/М1,              (1)

где  М2 – денежная масса;

М1 – денежная база.

Мультипликационный эффект порожден двухуровневой банковской системой. Центробанк имеет возможность не только осуществлять эмиссию наличных денег, но и регулировать эмиссию безналичных денег, осуществляемую коммерческими банками. Механизм мультипликации при этом может работать в обе стороны – увеличивая или уменьшая денежную массу. Для «сжимания» денежной массы центральный банк может продавать ценные бумаги, валюту банкам – оттягивать деньги из народного хозяйства. Средства, списанные с корсчета банка в счет купленных им ценных бумаг или валюты, представляют собой изъятие из денежной массы. Этот коммерческий банк будет вынужден уменьшить объем выданных ссуд. Так же должны будут поступить другие банки – заемщики. Соответственно, по цепной реакции погашение ссуд уменьшит остатки средств на счетах, то есть безналичные деньги./11/

ЦБ осуществляет регулирование денежной массы в обращении, управляет совокупным денежным оборотом, занимается разработкой и проведением государственной денежно-кредитной политики. Особенности национальной банковской системы в значительной степени определяются целями, стратегией и методами денежно-кредитного регулирования ЦБ.

Можно выделить следующие конечные цели денежно-кредитной политики: достижение стабильности уровня цен, высокого уровня занятости, равновесия внешнеторгового обмена и экономического роста. Центральный банк может участвовать в реализации этих целей путем обеспечения экономики необходимой и достаточной денежной массой и регулирования доступности кредита, которые часто рассматриваются как промежуточные цели денежно-кредитной политики.

Центральный банк, действуя в русле общей экономической политики государства, использует методы денежно-кредитного регулирования в одном из двух направлений. В целях стимулирования экономического роста проводится политика кредитной экспансии («дешевых» денег»), когда низкими процентными ставками, расширением собственного кредита и другими способами стимулируется кредитование коммерческими банками народного хозяйства и тем самым эмиссия безналичных денег. Она применяется в случае, когда экономика столкнулась с безработицей и снижением цен.

При противоположной задаче, когда необходимо снизить хозяйственную активность и преодолеть инфляцию, ведется политика кредитной рестрикции («дорогих» денег») - ограничение возможностей банков выдавать ссуды и тем самым сужение денежного обращения. Но существует мнение, что определенный «перегрев экономики» является полезным, так как он уменьшает вынужденную безработицу и приближает выпуск к потенциальному. Платой за это является рост инфляции.

В России к определению и разработке денежно-кредитной политики подходят в рамках общемировой практики.

К инструментам денежно-кредитной политики (ДКП) относятся:

-   процентные ставки по операциям ЦБ;

-   нормативы обязательных резервов, депонируемых в ЦБ;

-   операции на открытом рынке;

-   рефинансирование кредитных организаций;

-   валютные интервенции;

-   установление ориентиров роста денежной массы;

-   прямые количественные ограничения. /3, ст. 35/.

ЦБ может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки; он использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки.

Обязательные резервы – это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном Банке (в настоящее время на резервные вклады в ряде стран начисляются небольшие проценты). Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Установление центральным банком  нормативов обязательного резервирования – наиболее известный способ воздействия на величину денежного мультипликатора. Рост резервной нормы увеличивает количество необходимых резервов, которые должны держать банки. То есть меньшая доля средств может быть использована ими для активных операций, и способность создавать деньги путем кредитования снизится.

Во всех развитых странах, за исключением Великобритании, Канады и Люксембурга, к коммерческим банкам предъявляется требование размещения ими в центральном банке минимальных резервов. Однако во многих странах минимальные резервы практически уже не используются как инструмент “жесткого” регулирования, так как центральные банки предпочитают им более гибкую политику открытого рынка.

Операции на открытом рынке – наиболее важное средство контроля денежного предложения. Этот метод используется в странах с развитым рынком ценных бумаг и затруднен в странах, где фондовый рынок находится в стадии формирования. «Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.» /3, ст. 39/.

При приобретении ценных бумаг у коммерческих банков ЦБ увеличивает их резервы на сумму покупки, при этом возрастает способность банков к кредитованию. При продаже государственных облигаций ЦБ на открытом рынке, резервы коммерческого банка понижаются. Если все избыточные резервы были израсходованы на ссуды, то уменьшение резервов приведет к понижению предложения денег в стране. Таким образом, воздействуя на денежную базу через операции на открытом рынке, центральный банк регулирует размер денежной массы в экономике.

В отличие от метода регулирования резервных требований, операции на открытом рынке могут гибко применяться, в частности, при необходимости оперативного изъятия незначительных по объему излишков денежной массы, так как на изменение курсов продаваемых (покупаемых) государственных ценных бумаг банки реагируют оперативно.

«Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций». /3, ст. 40/ ЦБ имеет полномочия устанавливать и изменять учетную ставку. При ее увеличении объем заимствований у Центрального Банка сокращается, следовательно, снижаются резервы коммерческих банков, уменьшается количество операций по предоставлению ссуд. Одновременно банки увеличивают свои процентные ставки по кредитам. В итоге предложение денег снижается. Наоборот, при снижении учетной ставки коммерческие банки стремятся увеличить свои резервы, получив кредит у ЦБ. Ставка по кредиту для населения снижается коммерческими банками. Соответственно, денежная масса увеличивается.

В развитых странах повышение учетной ставки Центральным Банком свидетельствует о начале ограничительной кредитно-денежной политики. Вслед за этим растут ставки на рынке межбанковского кредита и ставки коммерческих банков по ссудам, предоставляемым ими населению. Эти изменения происходят достаточно быстро.

Осуществляя денежно-кредитное регулирование, центральный банк устанавливает промежуточные ориентиры роста денежной массы – проводит так называемое таргетирование. В основе этого метода лежит теоретическое положение о необходимости увязки темпов роста ВВП и количества денег в обращении. Для достижения принятых ориентиров используют инструменты ДКП. Так, согласно выработанным направлениям денежно-кредитной политики Банка России в среднесрочной перспективе (2010-2012 гг.) предполагает завершить создание условий для применения режима инфляционного таргетирования и перехода к свободному плаванию курса рубля, а главной целью является снижение инфляции до 9-10% в 2010 году и 5-7% в 2012 году./5/

«Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций». /3, ст. 43/. Лимиты вынуждают коммерческие банки держать определенную часть депозитов в виде неработающих резервов.

Информация о работе Центральные банки и основы их деятельности